6. Квартал просвещения в Евпатории

КВАРТАЛ ПРОСВЕЩЕНИЯ в ЕВПАТОРИИ

В далёкие античные времена городок Керкинитида славился высоким уровнем образованности населения, свидетельства чему сохранились в торговых записях на глиняных сосудах, предназначенных для перевозки продуктов.

ПРОСВЕТИТЕЛИ В КРЫМУ
 
Много чем памятны в мире Средние века. Если рассказывать о Крыме, то оказывается, что тогда в армянских монастырях на полуострове трудились талантливые переписчики книг религиозного содержания, а караимские хронисты в кенассах того периода записывали историю Крымского ханства древнееврейским (квадратным) письмом.
У мусульман грамотным признавался всякий, заучивший на память 114 глав Корана (суры), а духовенство обучалось в религиозных центрах Османской Порты.
 
Но вот началась эпоха просвещения и в 1734 году братья Ерака создали в Джуфт-Кале первую в Крыму караимскую типографию. /1/

Немного позже - «октября третьего дня» 1815 года в Евпатории открылось уездное училище – первое учебное заведение государственной системы народного просвещения России на 30 ученических мест со сроком обучения два года. В этом училище (так назывались школы в то время) преподавали Закон Божий, а также математику и историю.

С того дня прошло всего 30 лет, и в Евпатории стал применяться русский язык в качестве средства для деловой переписки и общения.
 
В городе открылась школа Абен-Яшара Луцкого, признанная впоследствии одной из лучших караимских школ. Учащиеся этой школы изучали древнееврейский язык, Танах, совершенствовались в богословии, философии, изучали произведения караимских авторов Средневековья.
В числе крымских этносов, которые считали школу и грамотность необходимым условием своего духовного развития, называют немцев, чехов и эстонцев. Они переселились в Таврическую губернию в поисках лучшей жизни, обосновались здесь и своей активностью повысили уровень образованности коренного населения.

В Евпатории их убеждённость разделяли караимы, которые демонстрировали социальную ответственность за будущее своих детей и города как места их проживания. Они понимали значение образования для успешной самореализации детей, поскольку видели возрастающую потребность общества в образованных людях. /2/

Запомнилось то время тем, что состоятельные люди добровольно делали пожертвования на строительство и содержание просветительских учреждений.

ШКОЛЫ И ГИМНАЗИИ ЕВПАТОРИИ В XIX И ХХ ВЕКАХ
 
Образование в начальной школе рассматривалось как процесс освоения грамотности, с целью дальнейшего получения необходимого объёма знаний для последующего профессионального роста в средней школе и обучения выбранной профессии.
В 1873 году была открыта женская прогимназия, а в 1876 году казённая мужская прогимназия. Прогимназия — (от лат. pro — перед и гимназия) — общеобразовательное учреждение в Российской империи с программой младших классов гимназии.
В настоящее время в зданиях бывших прогимназий разместилась современная гимназия имени её выпускника Ильи Сельвинского.

На фоне реформ 1860-х годов возникло активное церковно-школьное движение.
К концу XIX – началу XX века в Евпатории открывались одно за другим новые училища, в основном, учреждённые национальными общинами, а именно: армянское, греческое, еврейское, лютеранское и несколько татарских.
 
Народные и частные школы, являясь народно-просветительскими и национально-религиозными учреждениями, обеспечивали интеллектуально-культурное развитие и этносов и государства в целом.

Открылись частные национальные школы и гимназия Рущинской, выпускница которой Алиса Розенбаум стала известной американской писательницей. /3/

К концу девяностых годов XIX века в городе существовали мужская и женская прогимназии, а также уездное училище, две приходских школы, две церковно-приходских школы в городе и пригороде, две начальные школы, три школы грамотности, армяно-григорианская школа и греко-русское церковно-приходское училище.
 
Таким образом, за 113 лет с момента вхождения Крыма в состав России была образована целая система образования и просвещения. Причём, строительство большинства зданий и содержание учебных заведений осуществлялось городскими меценатами, главным образом из числа караимов.

Развитие городской инфраструктуры потребовало специалистов разных профессий, которых готовили в бесплатном шестиклассном ремесленном училище для детей всех званий. Его основал С.А. Коген. Здесь готовились слесари, токари по металлу и дереву. Были столярная, колёсная, а позже чугунно-литейная мастерские.

А.М. Гелелович создал городское училище для бедных девочек, которое располагалось в двух домах, оно имело соответственно два отделения: общеобразовательное (4 класса) и профессиональное с трёхлетним сроком обучения, в котором один год посвящался белошвейному мастерству и два – портняжному – изготовлению дамской одежды.
 
Успешно окончившие профессиональное училище вместе со свидетельством получали бесплатно замечательную швейную машинку «ЗИНГЕР».

В Российской империи в 1802 году было образовано Министерство просвещения с целью «воспитания юношества и распространения наук», существовавшее до 1917 года. /4/
При этом подготовку кадров осуществляли в гимназиях (гуманитарное среднее образование), реальных училищах и университетах (высшее образование). Школа во все времена была традиционным средством сохранения родного языка и национального самосознания народа.

ФОРМИРОВАНИЕ «КВАРТАЛА ПРОСВЕЩЕНИЯ»
 
Советская власть, окончательно закрепившаяся в Крыму в ноябре 1920 года, продолжила практику национального образования. Так, на 1925 год, согласно архивным источникам, кроме девятилетки и семилетки, образованных на базе дореволюционных гимназий, в Евпатории были: одна татарская школа второй ступени (с семилетним обучением), три начальных татарских школы первой ступени, по одной школе еврейской, караимской, армянской и греческой общин и четыре русских школы первой ступени — всего 14 учебных заведений.
 
Вслед за юбилеем, посвящённым 200-летию российской государственной системы просвещения и образования, Евпатория, будучи городом высокой педагогической культуры, имела все основания в 2019 году отметить, но официально не отметила 150-летие среднего образования.
 
Два прошедших столетия были временем прогрессивного развития региона, и, безусловно, его основа - содержательное просвещение, образование и воспитание детей.
 
Евпаторийцы могли получать отлично развиваться, практически не выезжая из города.

Особо следует выделить, что к началу XX века в центральной части старого города формируется своеобразный «Квартал Просвещения».

В квартале, ограниченном современными улицами Братьев Буслаевых, Пионерской, Белинского и Приморской несколько зданий образовали, без преувеличения, уникальный не только для Крыма, но и для всей российской провинции культурно-просветительский ареал.

Комплекс зданий, составляющий этот ареал, построен в конце XIX – начале XX веков для нужд просвещения и образования. Однако в конце ХХ века в него негармонично внедрили неказистое строение под театр «Золотой ключик». Этого произошло из-за отсутствия в те годы Градостроительного плана Евпатории. А он очень был нужен в целях возрождения города, освобождения его из упадка для системной работы с детьми и молодёжью по межэтническому и межконфессиональному просвещению, образованию и патриотическому воспитанию!
 
Это решение отвечало бы требованию (п.34 приказа 352z) считать наиболее важным и перспективным проект «…создание "Студенческого Артека" на базе Всероссийского форума "Таврида" с участием ведущих федеральных университетов и научных лабораторий при них; строительство Центра молодёжного инновационного творчества».

На этой территории станет возможным решение одной из поставленных президентом России В.В. Путиным задач для правительства РФ о создании кампусов — университетских городков, включающих, как правило, жилые помещения для студентов, библиотеки, аудитории, столовые и т.д.
 
Такой городок станет, по мнению его создателей, своего рода социальной сетью для студентов, выпускников школ, преподавателей.
 
С отказом от фундаментального образования классического характера, готовившего интеллектуально и нравственно развитую личность, и внедрением в образование Болонской системы (унификация по западному образцу) воспитательная роль школы уменьшилась, а влияние западной пропаганды через неправительственные организации и в связи с открытием границ, напротив, возросло. /5/

Это привело к эрозии базовых нравственных категорий (любовь к Родине и родному краю, святость исторической памяти своего народа, уважение законов и др.) и формированию общества потребления.
 
Для устранения возникшего перекоса в структуре правительства РФ, утверждённой 14 мая 2018 года, создано Министерство просвещения.

Предпринимаемые в Евпатории инициативные попытки восполнить пробелы в воспитании с помощью литературно-общественных организаций, творческой работы учащихся в кружках Малой академии наук (МАН), театральных коллективах Международного центра театрального искусства (МЦТИ), занятий в воскресных школах при религиозных общинах нуждаются в государственной поддержке и координации на уровне министерств культуры и просвещения, их региональных отделений и муниципальных управлений.
 
КУЛЬТУРНЫЙ КЛАСТЕР
 
Подобно созданию «прорывных технологий» в других отраслях народного хозяйства необходимо формирование в стране культурного кластера, в котором:

1. На основании накопленного отечественного опыта организации просвещения для различных этносов и конфессий создать муниципальные интегрирующие образовательные структуры с целью воспитания любви к Родине и взаимообогащения культур.

2. Возродить благотворительность и меценатство как неотъемлемую часть давних традиций, составляющих духовно-нравственные ценности, великие проявления гуманизма в российском государстве.

3. Привлекать зарубежный опыт организации просвещения в части семейного начального обучения грамоте, создания попечительских советов и клубов выпускников при образовательных учреждениях, органов студенческого само-управления (кампусов).

«Квартал просвещения», как новая структура организации образовательной системы, просто обязан состояться в Евпатории и стать настоящим Центром методической и методологической работы по обучению детей, проходящих реабилитацию в санаториях круглогодичного цикла.

Евпатория, будучи интересным, уникальным городом с 25-вековой историей, населённым представителями разных этносов и конфессий, может и должна стать всероссийской лабораторией по накоплению опыта решений просветительских задач и в области интернационального воспитания среди приезжих из разных регионов России и зарубежья.
 
ИСТОЧНИКИ:
1. Голда Ахиезер. Потерянные колена, фарисеи и потомки хазар. Истоки современной караимской идентичности в Восточной Европе. Журнал «Лехаим». Апрель 2007.
2. Л.Л. Никифорова и П.Г. Хорошко. Путь в два века: от Евпаторийского уездного училища до института социальных наук /Актуальные проблемы гуманитарных наук: Труды II-ой научно-практической конференции. Евпатория, 11 мая 2016 г. Симферополь: ИП Бровко А. 2016. 273 с.).
3. Л.Л. Никифорова. Крымские истоки творчества американской писательницы Айн Рэнд (Алисы Розенбаум)//Крымский архив: историко-краеведческий и литературно-философский журнал. Симферополь: Бизнес-Информ, 2014.-№1. - 204 с.
4. А.И. Любжин. История русской школы. В 3-х томах. Изд. «Никея» 2014.
5. О.Н. Четверикова. Разрушение будущего. Кто и как уничтожает суверенное образование в России. М., Издатель Геннадий Маркелов. 2015.

Людмила Леонидовна НИКИФОРОВА,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия им. Ильи Сельвинского»,
председатель культурно-просветительского общества имени Анны Ахматовой.

Городская Пушкинская аудитория
(по материалам статьи «Пушкинская аудитория через 100 лет»,
опубликованной 31 мая 2019 года в газете «Евпаторийская здравница»)

В конце XIX века, к столетнему юбилею А.С. Пушкина, в России возникло активное общественное движение по созданию в стране культурных центров просветительской направленности для проведения с населением пропагандистской работы широкой тематики. Интересно, что как особо позитивные отмечались антиалкогольные мероприятия.
 
Такие центры получили название «Пушкинская народная аудитория». В них размещались, как правило, библиотека с читальным залом, лекционный зал. Позже появилась передвижная киноустановка.

«Лучшим памятником Пушкину для Евпатории было бы устройство народной аудитории имени А.С. Пушкина, в которой читались бы в доступной форме публичные лекции по всем отраслям литературы, русской истории, географии Российской империи, экономические беседы и прочие с тем, чтобы открытие и освящение аудитории устроить 26 мая, каковой день и посвятить чтению народу избранных мест сочинений Пушкина», — писали представители органа общественного управления Евпатории в Обращении к городскому голове 1 марта 1899 года.
Желание в самый юбилейный пушкинский день читать евпаторийцам «общедоступные лекции по разным отраслям знаний» тут же изъявили законоучитель гимназий Василий Бощаговский, преподаватели женской гимназии Карл Гось и Сергей Ладниский, доктор Борис Казас и дворянин Сафроньев.
 
Гласный Евпаторийской думы И.А. Ангелов, например, выделил по 100 рублей на угощение учащихся мужской гимназии, уездного училища и греческой школы. Улицу Фонтанную переименовали в Пушкинскую*. В городе по случаю 100-летия поэта состоялись гуляния и фейерверк.
 
А по поводу Пушкинской аудитории Евпаторийская городская дума, выделив безвозмездно под её строительство пустопорожнее место, постановила: «К постройке самостоятельного здания аудитории приступить немедленно … на Гимназической площади с восточной стороны лютеранского молитвенного дома». Но строительство здания по проекту первого городского архитектора А.Л. Генриха из-за финансовых проблем начали только в 1904 году.
 
В 1906 году его удалось завершить, употребив благотворительные средства караимского общественного деятеля М. Сарача (1845—1903), и освятить постройку. Её фасад выходил на современный Шелковичный сквер, северный торец — на Гимназическую улицу (ныне им. Чернышевского). Море рядом, Шакаевский сад тут же.
 
…Век назад в Пушкинской аудитории проводились не только лекции, но и работал комитет попечительства о народной трезвости. Велись горячие дискуссии между большевиками, меньшевиками и эсерами.
 
В 1918 году здесь формировались отряды Красной гвардии, возможно, выступал Д.И. Ульянов. Из этого здания 16 января 1918 года трудящиеся города и моряки Черноморского флота провожали в последний путь первого председателя большевистского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Давида Караева.

С окончательным утверждением советской власти Пушкинская аудитория по-прежнему была местом активной идеологической и просветительской работы. Например, 1 декабря 1920 года в помещении Пушкинской аудитории состоялась публичная лекция И.П. Эдельмана «Формы хозяйственной жизни». Так объявлялось горожанам через городские «Известия». Здесь проходили одно за другим собрания членов Учительского союза, союзов врачей, строительных рабочих.
 
С 15 по 19 декабря 1920 года в Пушкинской аудитории состоялись общие профсоюзные собрания работников коммунального хозяйства, местного транспорта, народного питания и общежития, народной связи, земли и хозяйства, а также лиц, работающих по найму.
После ликвидации соседствующего немецкого молельного дома Пушкинская аудитория расширила свои возможности: она функционировала как рабочий клуб профсоюза металлистов и печатников, как клуб авиагарнизона, позднее — Дом офицеров.
 
Архивный документ 1929 года показывает, что здесь находились штаб, помещение строевой команды, помещение клуба авиагарнизона, и еще некоторое время — немецкая кирха, до перенесения молитвенных собраний лютеран в здание бывшей католической церкви.
С 1938 по 1941 годы здесь находился штаб 32-го гвардейского истребительного полка.
В настоящее время однозначна принадлежность данной усадьбы военным структурам Российской Федерации. Сегодня, давно пустующий, не наполненный жизнью памятник регионального значения «Пушкинская аудитория» находится в полном упадке.
По какой-то причине, похожей на сознательный умысел, памятник фактически уничтожен. А вообще, если смотреть шире, не позор ли евпаторийскому гражданскому обществу, что в непотребном, запущенном состоянии находится прекрасный уголок города у самого моря?!..

Людмила НИКИФОРОВА,
председатель культурно-просветительского общества имени Анны Ахматовой.

ОТ РЕДАКЦИИ:
30.05.2019 г. Общественный совет муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым обратился к командующему Черноморским флотом ВМФ России вице-адмиралу Осипову И.В. с просьбой «рассмотреть возможность проведения реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия “Пушкинская народная аудитория” и дальнейшего совместного использования с общественными и религиозными объединениями города Евпатории».
В письме также предложено «изучить вопрос передачи здания… в собственность Республики Крым или муниципального образования городской округ Евпатория».

Прошло более полугода. Ответа нет. Приходится догадываться почему: то ли не по адресу обратился Общественный совет Евпатории, то ли Игорь Владимирович просто не знает о просьбе и поэтому не может «рассмотреть возможность» и «изучить вопрос».

И ещё: будет справедливо, если после реставрации этого памятника культуры власти вернут историческую надпись на фронтоне здания: «ГОРОДСКАЯ ПУШКИНСКАЯ АУДИТОРИЯ». И это же название следует отразить в соответствующих документах. В том числе на туристических и кадастровых картах в интернете, где порой случаются казусы типа несуществующей улицы «Фестивальная», являющейся продолжением набережной имени Терешковой, а часть площади Моряков произвольно названа как «Площадь Фестивальная», которой нет в официальном перечне наименований улиц и площадей Евпатории.
 
*Название улицы «Пушкинская» было упразднено после её слияния с улицей Революции.

 НАШ КОММЕНТАРИЙ
 
- Олег Александрович, Вы смотрели 20 июня 2019 года по телевизору «Прямую линию» с Путиным?

- Да, в тот день я был дома.

- Помните дискуссию между директором  Московского музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Мариной Лошак и президентом Путиным?
 
- Конечно. Они говорили о здании, примыкающем к музею и обладающем исторической ценностью, но находящемся, по данным Марины Лошак, в ведении Минобороны России.

- У меня сразу тогда возникла ассоциация с ситуацией в Евпатории, где почти такая же проблема со зданием, исторически принадлежащем городу. Я имею в виду культурный центр для горожан, построенный в 1906 году на средства Почётного гражданина Евпатории, видного караимского общественного деятеля М.С. Сарача, названный красиво: «Городская Пушкинская аудитория».

- Да, в 2014-м году оно перешло «по наследству» нашему министерству обороны от аналогичного украинского. При этом никто даже не размышлял о его ценности как исторического здания, предназначенного изначально для других целей…

- Марина Девовна просила Владимира Владимировича пойти навстречу чаяниям кол-лектива музея и способствовать передаче ему этого здания с целью сохранения как архитектурной ценности в первоначальном виде и размещения в нём экспозиции картин, ютящихся в запасниках музея.
 
- Благодаря телетрансляции, все увидели, что президент внимательно выслушал просительницу, однако в своём ответе высказал сомнение в быстром решении проблемы…

- Он сказал, что там, наверняка, такая начинка, которую нецелесообразно или невозможно куда-то переместить, однако пообещал обсудить с министром обороны эту проблему…

- На мой взгляд, по аналогии возможно решение и судьбы евпаторийского здания.
Этим культурным центром прошлого, насколько мне известно, по-прежнему владеет минобороны, и в нём «начинки», думается, не так уж много, как в московском аналоге, если она там вообще есть. Недавно там побывал молодой человек, которого зовут …, и кроме мусора и символов современных сатанистов, ничего существенного не обнаружил /1/ (ссылка?)
 
На архивной фотокопии рисунка, исполненного собственноручно архитектором А. Генрихом, обозначен «Детальный планъ части гор. Евпаторiи съ указанiемъ городскихъ пусто-порожн. м;стъ около Гор. Шакаевскаго сада». (ГАРК Ф681, оп 2, д.189, л.129).
 
- А вообще, не пора ли как следует пересмотреть всю историю заповедной части старого города?

- Согласен с Вами, Геннадий Анасович, пора. Сегодня ответственным лицам города надо понять, почему участки под исторические здания задуманы первым архитектором Евпатории Адамом Людвиговичем Генрихом как квартал, состоящий из образовательных учреждений, то есть, как комплекс зданий, предназначенных для образования и просвещения населения?

- Этот план легко понимаемый, потому что на нём, помимо моря и Шакаевского сада, указаны чёткие ориентиры: Александровская улица и участки, на которых стоят здания Александровского караимского духовного училища и мужской прогимназии.

- Уверен: мало кто знает, что же произошло там с течением времени, поэтому приходится напомнить, что на участке «А» выстроено училище для караимских девочек. Теперь в этом здании обосновалась спецслужба. А на участке «В» выстроено здание под «Пушкинскую аудиторию». Между ними существовали лютеранское училище и кирха.
 
- Поэтому нам остаётся лишь мечтать о том времени, когда на фронтон неплохо сохранившегося здания вернётся надпись «ГОРОДСКАЯ ПУШКИНСКАЯ АУДИТОРИЯ», сбитая кем-то неразумным.
 
Наверняка в «Пушкинской аудитории» бы-ла неплохая библиотека и другие культурные ценности. В ней произошло много интересных событий за прошедший ХХ век, и где с пользой для себя проводили время предки ныне живущих евпаторийцев. Об этом подробно рассказано в статье.

- Также возможным решением, вероятно, после широкого обсуждения с участием культурной общественности города и с согласия караимской и немецкой общин Евпатории, стало бы незамедлительное восстановление всех фасадов, выполненных в стиле модерн и являющихся культурным наследием прошлого!

Заодно требованием времени становится реставрация зданий мужской гимназии и Александровского духовного караимского училища, пострадавших в результате пребывания в их стенах МЦТИ «Золотой ключик».

- А как Вы думаете, Олег Александрович, наступит ли ещё при жизни нашего поколения такое время, когда власть станет рассматривать этот квартал, как прекрасный архитектурный ансамбль, состоящий из охраняемых государством объектов культурного наследия народов России?
 
- Надеюсь, что так и будет. Не может не быть. Уверен, что в федеральных, региональных, да и муниципальных органах власти понимают всю непреходящую значимость и ценность предлагаемых общественностью города полезных преобразований.
 
Осталось составить план работы с перечислением ответственных за реставрацию объектов культурного наследия и предполагаемых затрат и довести его до жителей.

Комментировали публикацию:
Олег Луцук и Геннадий МИНГАЗОВ


Рецензии
История Родины - это СВЯТО \я

--

" ГОРОДСКАЯ ПУШКИНСКАЯ АУДИТОРИЯ», сбитая кем-то неразумным.

Наверняка в «Пушкинской аудитории» бы-ла неплохая библиотека и другие культурные ценности. В ней произошло много интересных событий за прошедший ХХ век, и где с пользой для себя проводили время предки ныне живущих евпаторийцев. Об этом подробно рассказано в статье.

- Также возможным решением, вероятно, после широкого обсуждения с участием культурной общественности города и с согласия караимской и немецкой общин Евпатории, стало бы незамедлительное восстановление всех фасадов, выполненных в стиле модерн и являющихся культурным наследием прошлого!

Заодно требованием времени становится реставрация зданий мужской гимназии и Алек-сандровского духовного караимского училища, пострадавших в результате пребывания в их стенах МЦТИ «Золотой ключик».
"

Рюнтю Юри   12.12.2021 05:13     Заявить о нарушении
Ваши замечания полезны для продолжения темы. Если удастся найти денег на первое издание номера по Евпатории, то будет и последующее, а также и по Крыму. Материалов на социально-экологические темы предостаточно, хоть пруд пруди ими!..

Геннадий Мингазов   15.12.2021 22:09   Заявить о нарушении