Кое-что о церковной копоти

Это статья из проекта «Чудеса маслоосаждений». Коротко обо всех проектах – в резюме на моей странице на proza.ru, о каждом - в Предисловии к нему.


Чудеса «мироточения» (*) мне интересны в рамках гипотезы продолжающегося палеоконтакта, как, на мой взгляд, одно из его проявлений, сопровождающее христианство на протяжении всей его истории. Этих чудес не было бы без почитания икон и других священных объектов, отсюда интерес к теме этой заметки.


Недавно на ufo-com.net. И. Бутов и Р. Соложеницын разместили материал «Чудеса под иконами: тепловизионное обследование» (29.12.21), который продолжил обзор И. Бутова, Р. Соложеницына, А. Кульши «Проявление ликов на стенах храмов: анализ» (там же, 10.10.2018; в целом в распоряжении исследователей тогда было около 30 случаев). Явление состоит в том, что когда некоторые иконы по тем или иным причинам снимают со стены церкви, то под ними на стене обнаруживаются их черно-белые изображения, не во всех деталях, конечно, но узнаваемые (в статьях приведено много фотографий).


Священники по-разному оценивают это явление: одни считают его чудом, другие, что у него есть вполне физические объяснения.  Авторы статей полагают, что они нашли такое объяснение.


Дело в том, что в православных храмах во время служб горит довольно много свечей и лампад, соответственно, в воздухе присутствует довольно много копоти, которую можно видеть на стенах, сводах, потолке. Авторы приводят фотографию напольного обогревателя, над которым очень хорошо виден «рисунок», который сделала копоть и другие загрязнения воздуха храма с помощью восходящих от обогревателя теплых потоков воздуха.  Соответственно, когда недалеко от обогревателя на стене висит икона, то восходящие воздушные потоки, несущие копоть, проходят и за ней. Копоть обладает тем свойством, что, осаждаясь на стене, реагирует даже на небольшие колебания температуры, вызванные, например, трещинками или заштукатуренными балками перекрытий.


Авторы полагают, что основная причина проявления ликов под некоторыми иконами состоит в том, что происходит их прогрев лампадами и/или светильниками со свечами, находящимися перед иконами. Из-за неоднородной плотности изображения этот прогрев также неоднороден, соответственно, на задней стороне икон образуется неравномерное температурное поле, влияющее на несущие копоть восходящие потоки воздуха, что и приводит к возникновению на стене за иконой ее черно-белого общего изображения. 


Я намеренно опустил некоторые моменты, чтобы подчеркнуть простоту, в каком-то смысле красоту, и убедительность гипотезы авторов.


Один из опущенных моментов: «Кроме того, отец Александр рассказал, что иногда изображение на иконе и на стене могут различаться. Так, якобы силуэт одного из святых проявился лишь по пояс, а силуэт Богоматери оказался в месте, где ее икона никогда не висела: на иконе «Всех скорбящих радость» – Богородица, Младенец на руках и два Ангела, сидящие по бокам, а на стене появился рисунок несколько отличный по формату. Причем настолько четкий, что решили – это точная копия иконы, расположенной за углом» (из статьи трех авторов 2018 г.).



Успех прежде всего (что-то надо же объяснить), поэтому дальше рассматриваем только те случаи, когда изображения на иконах и на стенах за ними совпадают. С гипотезой, насколько я ее понимаю, все было бы совершенно восхитительно, если бы авторы не оставили совершенно без внимания несколько моментов. Во-первых, такой очевидный и, на мой взгляд, критический для их гипотезы момент, как ожидаемое отсутствие таких изображений на стенах под иконами, перед которыми не было ни лампад, ни светильников со свечами. Если ничто не греет икону снаружи, то и за ней не должно быть никакой картинки. Кроме, конечно, разводов копоти, как над обогревателем, да осаждения копоти на трещинках.


Второй момент, который также остался совершенно без внимания, состоит в том, что изображение на стене узнаваемо даже в самой верхней части икон. Как известно, интенсивность тепла убывает пропорционально обратному квадрату расстояния до его источника. Речь идет именно о тепловом изучении, а не о конвективном переносе тепла, т.е. воздушным потоком. Другими словами, если мы поднесем руку к свече и почувствуем идущее от нее тепло, а потом увеличим расстояние от руки до свечи в 2 или 10 раз, то ощущение тепла ослабеет в 4 или 100 раз, соответственно. Судя по фотографиям, приведенным в статьях, иконы, за которыми наблюдаются такие изображения, относительно большие, возможно, около метра в высоту. Если перед такой иконой, несколько ниже ее геометрического центра, висит лампада, скажем, на расстоянии 10 см от иконы, то расстояние до ее верхнего края будет более чем в 5 раз больше, а это значит, что тепла там от лампады будет в 25 раз меньше. А нужно, чтобы и там икона прогрелась насквозь… Мне трудно в это поверить по двум причинам. Во-первых, ограниченное время прогрева: лампады и свечи перед иконами горят не круглые сутки, а только во время служб.


Во-вторых, те современные иконы, изготовленные типографским способом, т.е. не традиционно писанные на досках, за которыми только и наблюдается это явления – многослойные конструкции. Когда я в свое время менял советские окна на современные стеклопакеты, то диспетчер фирмы, в которой я хотел их заказать, посоветовала мне взять не двухслойный, а трехслойный стеклопакет, т.е. состоящий не из двух, а из трех стекол с воздушными прослойками между ними. Она сказала, что в этом случае в морозные зимы на комнатной стороне стекла точно не будет измороси. Трехслойный стеклопакет не промерзает зимой насквозь по крайней мере в условиях средней полосы России. Аналогично и не прогревается насквозь также легко, как двухслойный. Как мы помним, птички зимой распускают перья, становясь похожими на пушистые шарики, по той же причине, что и люди надевают шубы. «Греет» воздух, т.е. он являются основным теплоизолятором, сохраняющим тепло тел.


Согласно статье И. Бутова и Р. Соложеницына интересующие нас иконы – это многослойные конструкции: «иконы современные, не писанные, т. е. в деревянной раме под стеклом находится другая позолоченная рама с изображением лика святых, а точнее – на фон позолоченной фактуры приклеен типографский отпечаток святых, все это с обратной стороны закрыто листом ДВП, который скрывает технологические моменты производства и крепежа». Почти трехслойный «стеклопакет»: внешнее стекло, прослойка воздуха, отделяющая его от изображения, само изображение, прослойка воздуха, отделяющая его сзади от ДВП и ДВП, наверняка толщиной не меньше пары миллиметров. Более того, во второй статье авторы сообщают о любознательном священнике, который разобрал икону, за которой на стене появилось такое изображение. Помимо ДВП сзади изображения был еще лист фанеры.  И все это надо прогреть насквозь за ограниченной время службы.

 

Третий момент, совершенно оставшийся без внимания авторов, состоит в разной мощности источников тепла, которыми являются лампады и светильники. Имею в виду тот случай, когда на светильниках стоит много свечей. Конечно, светильник мощнее лампады не во столько раз, сколько на нем стоит свечей, т.к. он отстоит от иконы в разы дальше, чем расстояние от иконы до лампады. Например, если в 3 раза дальше, то, пренебрегая разницей в мощности свечи и фитиля лампады, как источников тепла, одна лампада будет эквивалентна 9 свечкам. 


Разница в мощности источников тепла, находящихся перед иконами, должна сказываться на возникающем в результате под иконой изображении. Аргументация авторов, на мой взгляд, выглядела бы убедительнее, если бы они показали фотографии изображений за иконами только с лампадами и изображений за иконами с лампадами и светильниками.


Всеведущий интернет немедленно сообщает, где можно посмотреть решение задач о прогреве многослойных конструкций. Как мы видели, они важны в строительстве, при расчете стеклопакетов (близко стекла поставишь – теплоизолирующий эффект будет слабый по сравнению с двухслойным, далеко – материалов много израсходуешь, а такой же эффект можно получить, поставив стекла поближе).  Для того, чтобы космонавты не поджарились в атмосфере, возвращаясь из космоса домой, надо очень точно считать прогрев многослойной конструкции спускаемой капсулы.


Статья И. Бутова и Р. Соложеницына заканчивается такой фразой «Проект «Уфоком» выражает благодарность Молодечненской епархии и отцу Олегу Легану, а также Никите Томину (г. Иркутск) и Георгию Федоровскому (г. Москва) за помощь в организации исследований». Она навела меня на следующие размышления.


Раньше я писал о том, что последней каплей для моего проекта о «мироточениях» стала статья П.В. Флоренского (1936 г.р.) с соавторами «Мироточащие иконы: что говорит наука?», опубликованная в №10 журнала «Природа» за 2019 г. Одним из соавторов П.В. Флоренского, руководителя от мирян экспертной группы по чудесам в РПЦ при богословской комиссии МП РПЦ, был к.ф.-м.н., научный сотрудник Российского православного университета св. Иоанна Богослова А.В. Московский, ответственный секретарь этой группы, называвший себя ее «приводным ремнем» и бывший одним из тех, кого Патриарх Алексей II лично попросил «разобраться с чудесами». А.В. Московский скончался до публикации этой статьи, на Пасху 2019 г. 


Двумя другими соавторами П.В. Флоренского были И. Бутов и Н. Томин, которые на портале elementy.ru, где размещен текст этой статьи, представлены следующим образом. Никита Викторович Томин — кандидат технических наук, старший научный сотрудник Института систем энергетики имени Л. А. Мелентьева СО РАН. Область научных интересов — электроэнергетика, искусственный интеллект, религиозные феномены. Илья Станиславович Бутов — кандидат сельскохозяйственных наук, научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института овощеводства до 2019 г., в 2021 г, согласно elibrary.ru: Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси (Минск). На elementy. ru в 2019 г. он был представлен, как специалист по вопросам гибридизации, селекции, сакральной географии.  Поскольку полный текст этой статьи размещен не только на портале elementy.ru, но и на ufo-com.net, а И.С. Бутов и Н.В. Томин публичные люди, то легко выяснить, что первый с 2005 г. является координатором белорусского проекта Уфоком, а второй – завсектором полтергейста в международном движении и общероссийском объединении Космопоиск (об одной из последних его работ я написал в статье  «Полтергейст или полтернет»). Помимо НЛО и полтергейста сотрудничающие друг с другом Уфоком и Космопоиск занимаются и другой аномальщиной.


В рамках гипотезы продолжающегося палеоконтакта, одним из проявлений которого, на мой взгляд, являются в том числе и чудеса «мироточений», тот факт, что соавторами П.В. Флоренского и А.В. Московского в этой статье являются уфологи, не удивителен. Он совершенно естественен. Кому же заниматься продолжающимся палеоконтактом, как не уфологам?

 
Судя по последней книге И.С. Бутова, которую он опубликовал ограниченным тиражом совместно с самым плодовитым уфологом России М.Б. Герштейном (это, наверное, 16-ая его книга «вокруг» НЛО, полтергейста и других аномалий) «Большая охота на призрачных авиаторов. Неизвестные страницы Первой мировой войны в документах 1914–1916 годов» объемом почти в 500 страниц, а также других его публикаций, его можно отнести к последователям исторического подхода к НЛО Ж. Валле, полагающих, что они появились не во второй половине XX в. после применения атомного оружия. Из аннотации к этой уникальной книге на сайте Космопоиска можно узнать, что «на страницах этого издания можно найти выдержки из архивных документов 1914–1916 годов, в которых шла речь о различных световых явлениях в небе и даже пилотах, вступавших в контакт с местным населением».


Для меня, как любопытствующего дилетанта, наблюдающего за научными исследованиями «мироточений», самое главное во всем этом состоит в том, что наряду и помимо группы П.В. Флоренского, созданной, как мы видели, по просьбе Патриарха (соответственно, мотивации ее членов вполне понятны), есть вот такое, некое «движение», идущее широким фронтом в том числе и в том же направлении, в котором шла и группа П.В. Флоренского. До такой степени в том же, что в проекте Уфокома «Миро» (2017-2021 гг.), посвященном чудесам «мироточения», его ответственными исполнителями помимо И.С. Бутова и Н.В. Томина указаны П.В. Флоренский и А.В. Московский.


Отмеченный в благодарности И. Бутова и Р. Соложеницына Георгий Федоровский занимается исследованием паранормальных явлений и является руководителем научно-исследовательской группы "Нозп", собравшей в себе энтузиастов, изучающих необъяснимые феномены. Основное направление группы — исследование случаев полтергейста.


Есть еще один момент, который надо отметить в связи с этими благодарностями. Очевидно, что проводить научные исследования в церквях первый попавшийся научный сотрудник не может. Для группы П.В. Флоренского они были санкционированы с самого «верха». Бутов и Соложеницын благодарят за поддержку Молодечненскую епархию.  Это белорусская православная церковь, Московский патриархат. Они также благодарят иерея Олега Легана (1965 г.р.), настоятеля храма св. прав. Иосифа Обручника в аг. Ижа этой епархии. Дата хиротонии: 27 октября 2013 г. Образование: Белорусский политехнический институт (1987), Минская духовная семинария (2019).


У меня нет сомнений в том, что священноначалие, поддерживающее исследования И.С. Бутова с коллегами прекрасно понимает, что они имеют дело с уфологами. Вряд ли это, конечно, означает, что «по-тихому, по-умному» они давно уже поняли, что их бесы с демонами – это почти что то же самое, что «инопланетяне». У меня нет документального подтверждения информации о том, что на каком-то этапе деятельность, как у группы П.В. Флоренского, была «спущена» на уровень епархий. Возможно, здесь мы имеем одно из проявлений этого решения.


Наблюдаемость группы П.В. Флоренского на уровне ежегодных Международных Рождественских образовательных чтений, которые открывают Патриарх и руководство страны уровня министров в кремлевском дворце съездов в Москве и которые затем «распадаются» на многие десятки круглых столов и конференций, выглядит следующим образом.


Группа П.В. Флоренского проводила круглые столы по чудесам истинным и ложным на XIV (2006 г.) и XV международных образовательных Рождественских чтениях (по-видимому, не ранее). При этом полезно иметь в виду, что одна из самых ранних публикаций П.В. Флоренского с коллегами о «мироточащих» иконах в научной литературе «Физико-химический анализ веществ, возникших в результате мироточения» была в 2004 г., в трудах небольшой научной конференции (за проведение анализов авторы благодарили институт криминалистики ФСБ). На XVI Чтениях 2008 г.  на одноименной конференции был представлен составленный группой П.В. Флоренского сборник «Чудеса истинные и ложные» (опубликован в 2012 г.), в котором впервые была предпринята попытка систематизировать современные чудеса, происходящие в РПЦ.  Его авторы и составители выразили надежду, что он «станет началом большой общецерковной работы по духовному осмыслению современных чудесных событий». В следующем году на XVII Чтениях свою конференцию «Чудеса истинные и ложные» П.В. Флоренский открыл докладом «Чудо молитвы Святейшего Патриарха Алексия II 19 августа 1991 года “О Богохранимой стране нашей и народе ея”». Второй доклад сделал Донцов С. Е., полковник милиции, заслуженный юрист РФ «Чудо о спасении России молитвой Святейшего Патриарха Московского Алексия II перед Владимирской иконой Божией Матери в октябре 1993 года».


На XVIII чтениях 2010 г. конференции или круглого стола по чудесам истинным и ложным уже не было. Программ XIX-XXI чтений в открытом доступе мне не удалось найти, после XXII чтений такой конференции или круглого стола не было.


Таким образом, старшее поколение в лице П.В. Флоренского и А.В. Московского сделало, что смогло, в этом исследовании религиозных чудес…


(*) Пишу общепринятый термин «мироточение» в кавычках, т.к. он ошибочен, на что обратили внимание авторы и составители сборника «Чудеса истинные и ложные» (М., Даниловский благовестник, 2012, составители – экспертная группа по чудесам в РПЦ при богословской комиссии МП РПЦ, руководитель д.г.-м.н., профессор ТУ нефти и газа им. Губкина, П.В. Флоренский (1936 г.), внук известного в прошлом веке священника, философа, богослова о. Павла Флоренского). По их мнению, с которым невозможно не согласиться, этот термин ошибочен в двух отношениях. Ни один химический анализ жидкостей, появляющихся на объектах христианского почитания, не выявил именно церковное миро. В большинстве случаев это были масла растительного происхождения, оливковое масло, ароматизированные или нет. Во-вторых, «точение» означает медленное истечение жидкости из объекта, что тоже не верно, скорее жидкости конденсируются на поверхностях или изредка даже в объеме. Поскольку термин общепринят на протяжении не одной тысячи лет, то неплохо было бы понять, как такое могло произойти, поэтому кавычки, а не новый термин. 


Статья из сборника проекта 1 «Чудеса маслоосаждений».


Рецензии
25 мая 2022 года, в рамках Международных Образовательных (перенесенных с января Рождественских) Чтений была проведена конференция «Наука в свете христианского миропонимания». В прошлые годы эти Чтения открывались в кремлевском дворце съездов в Москве, где когда-то проходили съезды КПСС и не только. Чтения открывал Патриарх, на пленарном заседании присутствовали члены правительства РФ, затем Чтения разделялись на несколько десятков тематических конференций. В этом году в работе конференции «Наука в свете христианского миропонимания» приняли участие исследователи «Космопоиска» и «Уфокома» с докладом «Проблемы научных исследований чудесных явлений» (Томин Н. В., Бутов И.С., Флоренский П.В., Алексинский В.С.), докладчик – Н.В. Томин, в ютубе есть запись доклада. С момента 15-50 докладчик рассказывает о тех исследованиях «Уфокома», о которых идет речь в статье выше. Конечно, главное в предложенной ими модели – это предполагаемый неравномерный прогрев иконы и, соответственно, стены за ней, вследствие чего на стене копоть осаждается тоже неравномерно и получается как бы отпечаток изображения на иконе.
Прослушав доклад Н.В. Томина и порадовавшись, что он в отличие от статьи, которую я комментировал выше, главное внимание уделил прогреву иконы внешним источником тепла, я вскипятил чайник и решил узнать, насколько теплопроводность его ручки меньше теплопроводности стали, из которой он сделан. Оказалось, что примерно в 100 раз. Именно поэтому, мы можем спокойно браться за ручку кипящего чайника. Его металл в 100 раз «прозрачнее» для тепла, чем ручка, поэтому она не успевает сильно нагреться.
В числах это выглядит примерно так: теплопроводность (Вт/м*град при комнатной температуре) медь – 390, сталь – 70, вулканизированный каучук (ручка чайника) – 0.2, фанера – 0.15, стекло оконное – 0.75, воздух - 0.0259. Последнее число напомнило мне школьный урок физики, на котором учительница объяснила нам, почему зимой птицы распушивают перья, чтобы не замерзнуть. Или что греет в шубе, мех или воздух между ворсинками? Конечно, воздух и поэтому шубу лучше носить мехом внутрь, а не наружу.
Как мы помним из статьи выше, икона многослойна и для того, чтобы ее прогреть, чтобы на стене за иконой образовалось неоднородное температурное поле, из-за которого копоть будет к ней неравномерно прилипать, тепло должно «пройти» сквозь воздух, отделяющий подсвечник от иконы, наружное стекло, прослойку воздуха между ним и самим изображением, фанеру, на котором оно закреплено … и в конце концов через прослойку воздуха между иконой и стеной.
Я не буду дальше обсуждать эту гипотезу, о ней достаточно написано в статье выше, главное в докладе Н.В. Томина было сказано в самом конце этого эпизода (18-45). В греческих церквях стоит только один подсвечник, в центре храма, а «отпечатки» на стенах от изображений на иконах все равно остаются, поэтому Н.В. Томин признал, что их модель не полна.
Я бы не удивился, если бы узнал, что это чудо с церковной копотью имеет фундаментальное значение и для чудес маслоосаждений или в общепринятой терминологии мироточений (Н.В. Томин также рассказывал о результатах исследований «миро» и крови с разных священных объектов христианского почитания). Верующие своим молитвенным вниманием к изображению на иконе … «просверливают» … «отверстие» … в мир горний, внешнее его («потока» внимания) проявление и есть отпечаток изображения на стене. И оттуда в наш дольний мир поступают облака растительных масел или других жидкостей, которые и осаждаются на объектах почитания, совсем не обязательно тех же самых, где на стенах отпечатки…

Александр Кукаров   13.06.2022 18:06     Заявить о нарушении