В России - между уже и ещё III
Итак, продолжим рассмотрение обозначенных вариантов основ формирования взаимоуважения и упреждения хамства между людьми, причем не только на межличностном, но и, по сути, на государственном уровне.
Возвращаясь к ранее сказанному, необходимо сделать важное дополнение о том, что скандинавско-швейцарский формат включает в себя не только традицию общинников, авторитет оружия и уважение частной собственности, но элементы уважения к личности человека. Хотя очень избирательно, не ко всем.
Те, кто жили в этих странах или серьезно изучали этнопсихологические особенности, негласный уклад жизни скандинавов и швейцарцев подтвердят, что у них есть очень четкое понимание границ между «своими» и «чужими» поверх того, что декларируется в публичной политике.
Почитайте хотя бы книгу всемирно известного выдающегося шведского футболиста с югославскими корнями Златона Ибрагимовича «Я – ЗЛАТАН». В Швейцарии ситуация не многим лучше и даже ещё круче, почти «конспирологическая».
Там тоже есть своё «глубинное государство», имеющее, правда, в основе не власть денег и спецслужб, как в США, а историческую древность рода, принадлежность к старинным общинам гельветов. Если вы не укоренены в Швейцарии хотя бы с 17 века, то какой же вы по меркам швейцарцев швейцарец?
Но, вот если вы швейцарец, то, например, если вдруг на старости лет окажетесь без копейки денег, то вас возьмёт на вполне сносное содержание та община, откуда родом ваши предки, причем безо всякого вмешательства государства. Большая тема…
Однако вернемся к основаниям взаимоуважительных отношений людей. Из трех ранее обозначенных моделей осталась неописанной (а для России нереализованной «ещё» или «уже»?) одна – советская, по сути коммунистическая.
Есть основания полагать, что с учетом того, как развивалась Россия, нет у неё иных вариантов создания стабильного и процветающего общества и государства, кроме советской модели.
Вытекает такой вывод из исторического опыта, из того, что нет у русского народа и тех народов, судьбы которых прочно с ним связаны, укоренившегося уважения к законной «святости» частной собственности. Зато есть многое иное, что связано с ценностями общинными и даже религиозными.
Поэтому, если Россия не превратится в колониальный придаток Запада, то неизбежно (сознательно или нет) будет дрейфовать к тому пути, который был прерван предательством и алчностью деградировавших сначала партийно-государственных элит СССР, а затем «либеральной» России. Это мы, по сути, сегодня и наблюдаем.
Было ли всё идеально при советском строе? Нет, конечно, и моё поколение прекрасно это помнит. Дефицит продуктов питания, предметов даже первой необходимости, не говоря о чем-то более существенном, цинизм и лицемерии в рядах номенклатурной элиты… Много ещё что можно назвать.
Но было и прямо противоположное, то о чем с ностальгией помнит не только старшее поколение, но к чему тянется и современная молодежь. Возникает вопрос – есть ли возможность соединить всё лучшее, что было в СССР с тем, что дала стране рыночная экономика?
Вопрос открытый, и я бы не спешил с ответом. Но точно можно сказать другое – нет у нас других вариантов развития, использовать надо то, что уже знаем, что испытано и проверено жизнью.
В заключение хочется сказать о том, что часто приходится слышать, что главные проклятые вопросы в России – «Что делать, и кто виноват?». Достаточно долго прожив в сознательном возрасте и в СССР и в современной России, могу уверенно сказать, что это не так.
Для наших людей, можно сказать на уровне генетического кода, всегда был и останется главным другой вопрос – «Ты меня уважаешь?!» Это не объяснишь никакому иностранцу, но именно по этому вопросу мы отличаем «своих» от «чужих»…
А здесь вот ещё грянули очень показательные события в Казахстане… Но об этом, в свете развития судеб народов бывшего СССР, поговорим при возможности отдельно.
Свидетельство о публикации №222011000481