К размышлениям о 10 заповедях

         В данном тексте есть отсылки к опубликованной другим автором работе на тему десяти заповедей, потому что он (текст) является рецензией на это произведение.  Рецензия, по обыкновению, вышла длинной, а потому публикую ее отдельным произведением, полагая, что кому-то это послужит в качестве полезной информации. Ссылка на рецензируемое произведение отсутствует, так как решение опубликовать данный текст отдельно было вызвано желанием поделиться с читателями мыслями по теме, а не оспаривать какие-то утверждения в рецензируемом.


                ***

         Рассуждения "о" Боге выдают в человеке позицию, что Бог от него далеко. Ведь если человек осознает, что вот, сейчас, в тот самый момент, когда он говорит "о" Боге, Бог рядом с ним, он будет себя вести соответствующе.


          Даже с точки зрения этики светской невежливо говорить о человеке в третьем лице, если он находится тут же. Разве что человека представляют перед его, собственно, выступлением или если этого человека считают умершим. Во всех остальных случаях к человеку обращаются во втором лице и предполагают, что он будет говорить от первого лица. И его будут слушать. Это если с человеком общаются на равных. Если человек выше рангом, то здесь все еще более конкретно - к нему и во втором лице обращаются подчеркивая как-то свою менее высокую иерархическую позицию - никак не в третьем лице (опять-таки, если только не перечисляют его заслуги, представляя его тем, кто с ним не знаком). И его в этом случае уже не просто слушают, но и слушаются.

         Но в том и дело, что слушаться закона, не имея его в себе, как собственный, невозможно. Рукописные и скрижальные заповеди никогда не давались народу для исполнения - такое происходит только с человеческими законами и инструкциями.


         Вера - это не просто волевая позиция, при которой человек решает считать, что Бог рядом и все видит, но это реальное осознание, ощущение человека, что Бог внутри его (1 Ин 5: 10; Рим. 8: 16; Рим 9: 1; Евр. 10: 15-16), в самом центре его человеческого существа - в его духе (или "с его духом"), так как обетование Божье в том и состоит, что Бог становится внутренней сущностью человека, чтобы образ, наконец, соответствовал своей сути: "...ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. ..."(2-е Кор. 6 глава)
 

         По сути человек в вере всегда говорит Божьи слова (является пророком). Они текут у него изнутри, из духа, по сути являясь и проявлением Божьей природы, и Его закона. Как следствие, образ человеческого мышления выстраивается в соответствии с направлением мысли этого внутреннего потока, а с ним и дела человека переформировываются из тех, что были вне закона, в те, что находятся уже внутри его "правового поля"). Вот, каков замысел Божий по Спасению от грехов - вовсе не через призыв исполнять 10 заповедей человеческими усилиями, что бы они там ни означали.

         Смысл же этих данных Божьих "10 заповедей" состоит в том, что они описывают закон самого Бога в образах, понятных людям - по сути это те же Христовы притчи. Собственно, всё творение говорит о том же, о чем и эти заповеди Рим 1: 19-29: "Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им, ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны".
Закон Моисея (тора) - это очередной показ самой Божьей сущности, того, каков Он. Иначе говоря, давая евреям все то, что они стали называть "тора", Бог показал им, к чему их приведет после, когда наступит время Нового завета, а не то, чему они должны стараться соответствовать на протяжении своей жизни (отсюда и указание в торе на необходимость регулярного жертвоприношений за грехи - как напоминание о том, что закон они непременно будут нарушать, а также о том, что спасаться человек будет не своими силами).

         Вся история физического исполнения евреями закона Моисея во всех его тонкостях была временем образной демонстрации процесса, который с приходом Христовой веры оказался внутри каждого верующего, перестав быть образом. Практически, разве что, эти старания по исполнению 10 заповедей были нужны лишь для того, чтобы человек, устав от данного процесса, убедился, что это напрасный труд (Евр. 8:7-13).


         Рыба не сможет дышать вне воды, а земное животное - в воде. Их внутренние собственные законы (природа) не позволяют исполнять чужой закон. И наоборот: природный свой закон они не смогут нарушить. Иначе бы им пришлось стать кем-то другим - тем самым, чей закон они исполняют. Десять заповедей для евреев были, по сути, тем же законом земного животного (Бога) для рыбы (для них). Притвориться их исполнителем можно (задержав дыхание на время), но исполнить реально - нет. И это было невозможно вплоть до тех пор, пока Господь не исполнил Своего для них обещания во Христе, когда сошел Дух Святой и природа Его стала доступна людям просто по вере (путем принятия самого направления мышления и развития в этом направлении день за днем). С тех пор исполнение заповедей Бога - естественное желание каждого возрожденного от Духа, а не нечто "против него" (Кол. 2:14). О чем, собственно Апостол Павел евреям и писал в своем к ним послании.


         В этом смысле вера подобна тому процессу, который Дарвин назвал эволюцией (если это он назвал, конечно). То есть, люди верой меняют свою греховную природу на новую, подобно как если бы рыба вышла на берег и стала млекопитающим с легкими вместо жабр. Учитывая длительность процесса спасения на практике (как Апостол написал: "...преобразуйтесь обновлением ума (совершая свое спасение)"(с)), можно тоже уподобить этот процесс описанному процессу эволюции организмов из низших стадий в высшие. Хотел ли Дарвин или нет, но он дал хороший образ подтверждения Библии, а не наоборот. Я слышал, что Дарвин утверждал не то, что Божьего творения нет, но то, что Бог творил через процесс, описанный "теорией эволюции".


         Все, что Божье - логично и истинно. Как Вы упомянули, чудо - это просто то наблюдаемое (хоть как-то), что мы пока не можем объяснить. В вере нет нелогичности, вопреки устоявшемуся мнению. Как раз, наоборот - это разрушение заблуждений. В том числе и среди теорий ученых. Все реальные научные открытия делаются верой так или иначе. Потому что для подобного нужно просветление ума ("открытие" - как раз одно из названий этого), а другого источника попросту нет. "Нет мудрости...вопреки Богу", - как написал Соломон.
В таком контексте остается меньше вопросов обо всех заповедях, в том числе и о заповеди "не произнесения имени Господа напрасно". Книжники и фарисеи имели много толкований торе и десятисловию на скрижалях, но, как выяснилось, эти упоминания их были "всуе", когда дошло до дискуссий с Ним. Собственно, всё, что человек делает не в вере - это "всуе".


Рецензии
Здравствуйте!
Читать было очень интересно, но рассуждать на такие темы я не готова. Бог и все, что нам заповедано для меня невозможно для изучения и рассуждения, хотя какие-то вопросы есть всегда. Но они второстепенны. При этом то, что пишут на темы веры всегда читаю с интересом.

С уважением

Лидия Курчина   17.04.2024 19:52     Заявить о нарушении
Ну, собственно, когда Вы писали о том, что не можете об этом рассуждать, Вы предоставили тем самым результат рассуждения! Так держать! Не останавливайтесь, и результатов станет больше. Ведь это как следование по выбранному пути. Сначала мало что знаешь о том, куда идешь, но чем дальше, тем больше.
Дорогу осилит идущий (с))
Признателен за ответное!

С киванием,

Давний Собеседник   18.04.2024 02:59   Заявить о нарушении
Только что прочитала пространные рассуждения о Боге и поняла, почему я сама не готовп рассуждать вслух. У каждого из нас свой опыт, свой уровень знаний, свои интересы, свои семейные установки и наследие. И я воспринимаю это как глубоко личное с пониманием того, что и у других также. Но есть люди, которые занимаются этой обширной темой профессионально, у них специальные знания, которые они получали в течение многих лет. Вот таких авторов читать люблю.

Лидия Курчина   19.04.2024 12:47   Заявить о нарушении
Это так, все разные. Отношения человека с Богом поэтому могут быть только личными и уникальными.
Бог - Отец для каждого человека. Профессиональный подход к отношениям со своим родителем - это уже не родство, конечно, а бизнес. Поэтому я просто повторю - держитесь своего интереса, своих откровений и своего личного опыта в этом. В отношениях с Отцом важно только это.Ваш внутренний диалог с Ним - это движение по пути к Нему. Посредники разворачивают к себе. Когда земное завершится, останется только личное. Пусть малое, но своё, настоящее.

Давний Собеседник   20.04.2024 13:48   Заявить о нарушении
Да, именно так я и поступаю, и это не воля или желание, а нечто моему разуму неподвластное. Но с посредниками бывают расхождения от сильных до умеренных, стараюсь на этом не заострять внимания. Но нечто вроде совести иногда спрашивает, а права ли ты? Но через себя не переступить. Как есть, так есть.

Лидия Курчина   20.04.2024 14:43   Заявить о нарушении
Отец не судит. Как всякий нормальный родитель, Он старается сделать детей счастливыми. Земным отцам часто не хватает мудрости и вИдения, чтобы это сделать успешно. Небесному Отцу хватает. Поэтому земные отцы часто опускают или "умывают" руки, а Он - нет. Поэтому Его голос - это не упреки или суды, а мудрость. Это всегда ясность, как поступить в каждой ситуации. Если в Вас сомнение, как поступать - это пока еще не Его голос в совести, нужно дождаться именно ясности. Отец дает ответы, а не вопросы. Вопросы дает его оппонент, потому что совесть человека тоже больна.
Голос Отца подобен восходу Солнца после ночной темноты, когда все становится ясно. Чтобы его дождаться, нужно только терпение.Но когда нас атакуют мысли о начале действий, пугая последствиями, подначивая "сделать хоть что-то", это бывает очень нелегко.Поэтому большинство поступает из страха или по привычке, со всеми вытекающими.

Давний Собеседник   20.04.2024 16:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.