О казнях. Часть вторая
СМЕРТНЫЕ КАЗНИ НА ПОДНЕПРОВЬЕ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
Не стану рассказывать о восстании гетмана Богдана Хмельницкого и несчастливой для казаков Берестецкой битве 1651 года [1; 2], после победы в которой поляки привязывали захваченных казаков к согнутым верхушкам молодых деревьев, затем отпускали их и разрывали тела несчастных жертв. Подробнее об этом написано у Измаила Ивановича Срезневского [3; 4; 5; 6].
С одной стороны, история не оставила свидетельств законных оснований для подобных зверств. С другой стороны, польский «закон признавал ненаказуемым убийство опального лица, лишённого чести и защиты закона и не обладающего охранной грамотой» [7]. Кроме того, согласно закону 1593 года, «не подлежало наказанию [любое] убийство … [мятежников] при подавлении беспорядков …» [7]. Так что законные основания для безнаказанности за жестокие расправы над бунтовщиками у поляков были.
Не буду надолго останавливаться и на расправе поляков с восстанием Палия (1702 – 1704 годы), когда нанесение увечий и отрезание по левому уху у 70 тысяч крестьян, заподозренных в сочувствии к восставшим, подавалось поляками как проявление милосердия [8; 9].
В это же время «польские суды по обвинению в мятеже приговаривали к мучительной смерти на колу жителей целых селений как виноватых, так и правых» [8].
При этом, в польских источниках мало что говорилось об учинённой поляками расправе в местечке Ладыжин (ныне город Ладыжин в Винницкой области) в 1703 году.
«Полковник Андрей Абазин, собрав в Ладыжине двухтысячный отряд казаков и восставших крестьян, выступил навстречу противнику. Завязался кровавый бой, в котором восставшие потерпели поражение. Тяжело раненный Абазин был захвачен в плен и казнён [(после пыток был посажен на кол по решению суда)]. Захватчики казнили в Ладыжине 2 тысячи мужчин, женщин и детей» [8; 9; 10].
Не о подобной ли этой расправе речь шла в «Истории русов», согласно которой «жёнам [восставших], по невероятному тогдашнему зверству, обрезавши груди, перерубили их до одной, а сосцами их били мужей, в живых ещё бывших, по лицам их; оставшихся же без матерей детей, бродивших и ползавших около их трупов, пережгли всех на виду их отцов на железных решётках, под [которые] подкидывали уголья и раздували [огонь] шапками и метёлками.
[Поляки], между прочим, несколько раз повторяли произведённые … лютости над несчастным [населением Поднепровья], несколько раз варили в котлах и сжигали на угольях детей их в виду родителей, предавая самих отцов лютейшим казням» [11].
Чтобы почувствовать, что происходило в 16 – 18 веках на Поднепровье, для начала попробуйте просто прочитать до конца описание польской и шведской казни по закону через посажение на кол.
Подобно четвертованию, эта казнь применялась в основном к бунтовщикам. Казнь была очень мучительной: острие кола входило в тело снизу; «жертва под воздействием тяжести своего тела медленно скользила вниз по колу»; кол медленно протыкал внутренности и выходил между лопатками или из груди. В некоторых случаях на колу устанавливалась поперечная перекладина или верхушка кола закруглялась, что не давало телу сползать слишком низко, а колу доходить до сердца и иных жизненно важных органов. «В таком случае смерть от потери крови наступала очень нескоро». «Обычный [способ] казни также был очень мучительным, и жертвы корчились на колу по несколько часов». Был и другой способ казни, когда приговорённому «протыкали колом грудь». «Шведы втыкали кол между позвоночником и кожей жертвы, и мучения могли длиться до четырёх-пяти дней, пока не наступала смерть». Кол либо сразу вкапывался в землю, либо после того, как попадал в тело жертвы [7; 12].
Согласно законодательству Речи Посполитой конца 15 – третьей четверти 18 века, поляки широко применяли инквизиционное (розыскное) судопроизводство, при котором признание подозреваемого получали под пытками. «От пыток были освобождены: поместная шляхта, городские … чиновники, … дети, старики и беременные женщины. Однако в случае особо тяжёлых преступлений против государства (или города) это обстоятельство не всегда принималось во внимание» [7].
«В инквизиционном производстве полагалось сначала склонить обвиняемого к добровольным показаниям. Лишь в случае неудачи применялись меры в следующей очерёдности: угроза подвергнуть пыткам, [показ] орудий пыток, раздевание и связывание обвиняемого, усаживание на место, предназначенное для пыток, и, наконец, сами пытки. На [деле] зачастую обвиняемого, даже если он делал признание, подвергали пыткам под предлогом, что признание могло быть неполным, а пытки позволят выявить дополнительные обстоятельства. Наиболее распространённой пыткой было вытягивание суставов» [7].
«Если осуждённый не признавался, он мог быть подвергнут пыткам повторно – всего троекратно. Когда обвиняемый признавался, он должен был затем подтвердить свое признание в присутствии полного состава суда. Если обвиняемый делал признание под пытками, а потом брал его обратно, мучения возобновляли еще два раза. Если, несмотря на троекратные пытки, признание так и не было получено, принимались во внимание другие доказательства, в том числе и показания свидетелей. Если доказательства были неубедительными, а подозреваемый под пытками не признал своей вины, его отпускали на свободу. Людей подвергали мучениям на основании голословных, а порой и просто ложных обвинений» [7].
Через всё это прошёл, и был казнён Даниил Богданович Братковский (род. во 2-й половине 17 века, ум. 15 ноября 1702) – шляхтич, общественный деятель, борец за православие, поэт с Волыни, защитник прав поднепровского населения на шляхетских сеймиках Киевщины и Волыни, участник восстания Палия [13].
«Каждая пытка не могла продолжаться долее часа и для каждой требовался отдельный судебный приговор. В первый раз тело пытаемого растягивали с большою силою верёвками; во второй раз жгли его, кроме того, свечкою; в третий водили по телу раскалённым железом. Братковскому предстояло выдержать все три степени пытки, в случае, если он не укажет своих сообщников; – он решился вынести [пытки], и на первой пытке, несмотря на мучения, не сказал ни слова … Потому суд посчитал нужным подвергнуть подсудимого вторичной пытке, через палача, с приложением огня ... Однако же, обращая внимание на слабость сил обвинённого, суд, по милосердию, освобождает его от вторичной пытки … Так как гибель виновного необходима для охранения целости здешних воеводств во время столь тяжёлого казацкого восстания, то суд находит того же дворянина Братковского, за вышеупомянутый его безбожный поступок [борьбу против униатства], достойным смертной казни, и за измену государственную приговаривает его к обезглавливанию...» [14].
Всё. Пора переходить к судилищу поляков над мятежниками после подавления Колиивщины – восстания населения правобережного Поднепровья против польско-униатского гнёта в 1768 году [15]. Частично об этом рассказано в «Истории Поднепровья…» [16]. Там же приведён рассказ о расправе над ватажком Бандурки, когда заживо закапывали раненых при расстреле гайдамаков [17].
Итак, Иван Гонта (род. около 1740 года – ум. в 1768 году) – «сотник … надворных казаков польских магнатов Потоцких (с 1757 года), родом из крепостных крестьян Речи Посполитой из села Россошки, входившего в состав имения Потоцких под Уманью, руководитель … гайдамацкого движения, один из руководителей восстания 1768 года, получившего название «Колиивщина». Был воспет Тарасом Григорьевичем Шевченко в поэме «Гайдамаки»» [18].
После поражения восстания попал в руки поляков. «Особая военносудная комиссия в селе Сербы рядом с Могилёв-Подольским вынесла не просто смертный приговор, но и определила [единственную в своём роде] казнь. Наказание должно было длиться на протяжении двух недель и сопровождаться ужасными пытками. В течение первых 10 дней палач должен был отрывать с него по полоске кожи, а затем приступить к четвертованию: на 11-й день отрубить ноги, на 12-й – руки, на 13-й вырвать сердце и на 14-й отрубить голову. Останки Гонты должны были выставить в 14 городах [правобережного Поднепровья] на … построенных [для этого] виселицах. [Иван] Гонта с чрезвычайным мужеством … переносил пытки. На третий день казни коронный гетман Ксаверий Браницкий, будучи не в состоянии выносить кровавого зрелища, приказал отрубить [Ивану] Гонте голову и уехал, чтобы не видеть дальнейшего. После этого приведение приговора в исполнение было продолжено уже над трупом» [19].
О многих казнях и казнённых можно узнать из очерка Я. Шульгина, изданного в 1890 году и такого источника, как «Книга военно-судной Кодненской комиссии». Книга содержит сведения о 440 гайдамаках; о 300 из них известно, откуда они родом и где жили во время Колиивщины. 264 из них были с Правобережья [17].
Я. Шульгин использовал при написании очерка большое количество польских источников 18 и 19 веков, что существенно повышает ценность его исследования. К ним относились, в том числе «Bunt hajdamakow … r. 1768 opisany przez Lippomana i dwoch bezimennych [один из них Тучапский] widany z recopisma przez Eduarda Raczynskiego. Poznan, 1854» и «Pametnik do historyi polskiej przez Adama Moszczynskiego. Poznan, 1863» [17].
Уточню, что к наиболее известным и значительным руководителям Колиивщины относились запорожский казак Максим Железняк, перешедший на его сторону сотник Иван Гонта, а также такие вожаки отрядов М. Железняка, как Семён Неживой, Василий Шило, Никита Швачка, Иван Бондаренко и другие [15].
Теперь перейдём к собственно расправам поляков над восставшими. Крестьянин Иван Ботвиненко из отряда куренного атамана Войска Запорожского Семёна Неживого был обезглавлен [17].
Михайло Казан (вырос в селе Орловец на Черкащине). Примкнул к ватаге Ивана Чёрного, одного из подручных Максима Железняка. Был обезглавлен [17].
Олекса Яхименко из гайдамацкого отряда Якова Швачки был приговорён к двум ударам ремнём и обезглавливанию [17].
По мнению Я. Шульгина, «четвёртым выдающимся ватажком [вожаком] движения 1768 года несомненно был Иван Бондаренко». Он был казнён поляками в Чернобыле по приговору государственного суда. Корней Москаленко «был в его ватаге чуть [ли] не правой рукой его» и тоже был казнён. Также, как и Грицко Грущенко, который был обезглавлен по решению суда [17].
Игнат Щербина из ватаги Паралюша был обезглавлен. Мусий Цкурный (Моисей Шкурный) из отряда Шундры был повешен. Примкнувший к Семёну Неживому шляхтич Николай Чоповский, который в разное время входил в отряды Шелеста и Савки Плыханенко, был посажен на кол [17].
«Савка Плыханенко действовал со своей ватагой в северо-западной части Белоцерковщины». «Сам Савка Плыханенко был колесован, Левко Малый четвертован, Клим Билый тоже, Фёдор Базарный и Василь Прокопенко повешены, [шляхтич Степан] Пиотровский обезглавлен, судьба же Чоповского нам уже известна». Малый, Билый и Базарный были запорожцами [17].
За выдачу шляхтичей гайдамакам были обезглавлены Олекса Кочубай, Василий Юценко, Кузьма Ткаченко, Пётр Петрицкий, Васыль Сарана, Иван Крытыча, Пилип (Филипп) Радник, Грицко Литвин. Герасим Гладенко был четвертован живым. «Всякое пособничество к убийству шляхты, очевидно, в Кодне приравнивали к убийству» [17].
Яцко Роботенбут был приговорён к смерти за то, что был провожатым у гайдамаков [17].
«К удивлению, сильно виноватыми в глазах Кодненской комиссии являлись пособники-музыканты, хотя вся их вина состояла в услаждении гайдамаков игрой на бандуре или скрипке в дни их стоянок и кутежей». Бандурист Василь Ворченко из ватаги Ремеза, скрипач Мусий (Моисей) Шенченко, бандуристы Михайло – зять Сокового и Прокоп Скряга. Всех, кроме скрипача, казнили [17].
Всех пришлых гайдамаков, то есть, гайдамаков не с Правобережья, не из польских земель, в Кодне по решению суда обезглавили или повесили. Всего 32 гайдамака [17].
Следует отметить, что «Кодненская … книга … даёт разборы дел [восставших] в 1769 году, даже в 1770 году. Конечно, спустя год – полтора после разгрома гайдамаков у судей могло быть несколько иное отношение к судимым, чем тотчас же после разгрома» [17].
Зато сразу, по горячим следам, региментарь [воевода] Иосиф Стемпковский, получивший право суда над гайдамаками от коронного гетмана Браницкого, «придя со своею командой в Лисянку, приказал повесить 60 крестьян без всякого соблюдения каких бы то ни было [законов]. Далее, разосланные по сёлам и малым местечкам, польские войска повсюду выведывали о причастных к бунту крестьянах, брали их и высылали в разные места, а больше всего в местечко Кодня близ Житомира, где помещалась войсковая команда. Там же над выкопанной глубокой ямой каждому из схваченных, привязанному к колоде, положенной на краю ямы, палач топором отсекал голову и затем и голову, и тело бросал в яму. По наполнении одной ямы выкапывали другую. Таким путём лишено было жизни великое множество крестьян. Могли там пасть и невинные жертвы… Гибель невинных была возможна, так как было достаточно малейшего предлога к обвинению в причастности к бунту в той или иной форме» [17].
«Некоторых … мучили … образом, достойным дикарей американских. У несчастных обе руки обвязав паклей, напитанной дёгтем, зажигали и так водили их по сёлам и местечкам» [17].
Униат Гдышицкий добился такой же мучительной казни для православного Даниила Кушнира в 1766 году [20; 21; 22; 23; 24]. «Отвергнув совет многих военных не превращать казнь в изуверство, Гдышицкий потребовал, чтобы руки Даниила обернули пенькой, облили смолой и зажгли. Перед тем, как зажечь пеньку со смолой, к старцу направили униатского священника для принятия исповеди, но Даниил, вновь засвидетельствовав верность Православной Церкви, ответил: «Я вас униатов отрицаюся, учения вашего и исповедания слушать не хочу. Я уже на то приготовился и Святых Таин приобщился, а вы делайте надо мною, что хощете». Когда огонь запылал, страдалец, крича от боли, взывал: «Господи, Боже мой! Что сие мне подал еси?! Воля Твоя святая на мне да будет! О, Боже мой! Приими дух мой!» Взирая на православных, согнанных к месту казни для устрашения, Даниил призывал их не верить унии. Когда руки мученика обгорели, некоторые из присутствующих вельмож усомнились в виновности Даниила и посоветовали Гдышицкому остановить казнь, отпустив старца «хотя и без рук»: «Довольно было бы с него и такой муки». Но гонитель настаивал, чтобы Кушнира обезглавили ... Отсечённую голову палач насадил на кол «и пригвоздил гвоздём большим железным посреди головы до [самого кола]». Затем … Гдышицкий велел сжечь тело Кушнира» [20].
«Не мешает при уяснении себе жестокости казней над гайдамаками вспомнить и мирные законы того времени, те статьи литовского статута, под которые могли бы быть подводимы преступления гайдамаков» [17].
Для справки. ЛИТОВСКИЙ СТАТУТ – это свод законов Великого княжества Литовского, составлявший правовую основу государства. Первый Статут, состоящий из 13 разделов (283 статьи), был издан в 1529 году. Статут определял вопросы гражданского и уголовного права, а также судопроизводства. Второй Статут был издан в 1566 году и отражал изменения, произошедшие за 37 лет в различных областях жизни государства. Третий Статут был издан в 1588 году и действовал на землях Великого княжества Литовского до полной его отмены в 1840 году [25]. Он содержит 488 статей, составляющих 14 разделов и отражает, в том числе, окончательное закрепление [прав и преимуществ] шляхты и закрепощение крестьян [26].
Кратко остановимся на содержании некоторых его статей. Что касается государственных преступлений, то «оказывается, что всякий, действовавший во вред государю или государству путём ли вспомоществования неприятелю или иным каким образом, подлежал четвертованию… Равно и те подлежат казни, кто таковому преступнику советом либо каким-нибудь делом вспомоществуют или, доподлинно о том ведая, не донесут» (Литовский статут, раздел 1, артикул 3, параграф 3). Таким образом, все, кто был захвачен с оружием в руках, а также их родственники, которые об их участии в бунте не донесли, по закону должны были подвергнуться четвертованию [17].
«Относительно пособничества бунтовщикам всегда с успехом могла быть применена статья 3-го раздела, артикула 48, где речь идёт о предоставлении врагу государства «воинского оружия, також железа, стрел, пороха, селитры, свинца и других военных и кормовых для людей и скота припасов», а также ничего другого, «из чего бы тое делать дерзнул, - того смерть, усечением головы – казнить, а таковые оружие и припасы, и все его пожитки взять в казну»» [17].
«Смертной же казни через повешение подлежали по параграфам 1 и 2 артикула 7 раздела 14 … воры, на воровстве пойманные с поличным или без поличного, «если покража является ценою свыше 20 рублей»» [17].
«В разделе же 11, артикул тоже 11, сказано о пособниках ворам. «Кто бы … вору помоществовал … либо у себя краденые вещи передерживал, продавал или бы оным с ворами делился …, тот таковой же вине и казни, как и сам вор, подлежать будет без всякого послабления»» [17].
«За убийство посполитым [крестьянином] владельца своего или вообще шляхтича полагалось четвертование, за поранение – отсечение головы, за нанесение удара или просто угрозу – отнятие руки (Статут, раздел 11, артикул 9; раздел 11, артикул 29, параграф 1 и артикул 49, параграф 1)» [17].
«О массовых истреблениях гайдамаков в книге этой почти нет упоминаний, вероятно потому, как мы уже сказали, что она заключает в себе уже разбор дел в 1769, 1770 и 1771 годах, когда первое ожесточение поляков прошло. В одном только документе есть указание на то, что в Шарограде производилась [казнь] четвертования над 25 гайдамаками из Ружина и Каменоватой» [17].
Всего казнённых, записанных в Кодненскую книгу, 218 человек. Это ничтожно малая часть от общего числа казнённых с 1768 года. По оценкам, казнено было никак не менее 5 – 6 тысяч человек, а по некоторым, в основном польским оценкам, – до 30 тысяч человек. «При таком более чем строгом применении жестокого закона, конечно, погибло … сперва [множество] пленных с оружием, а потом просто беззащитных крестьян, в [ходе восстания] двинувшихся было … на защиту своей жизни и веры от невыносимого польско-униатского гнёта» [17].
Различия в польском и литовском законодательстве, касающиеся вопроса смертной казни, по существу, незначительны. Тем не менее, имеет смысл рассмотреть собственно польское законодательство, используя польские же источники, поскольку оно применялось на землях правобережного Поднепровья с 1569 по 1793 годы, а на левобережном Поднепровье и в Киеве – до 1654 года. Иными словами, со времени подписания Люблинской унии и образования Речи Посполитой [27] и до вхождения этих земель сначала в Русское царство (Левобережье и Киев), а затем в Российскую империю (Правобережье) [28].
Продолжение следует.
ИСТОЧНИКИ:
1. Берестецкая битва [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Берестецкая_битва
2. [Денис Бурковский, 22.04.2020]. Битва под Берестечком: не случившийся крах Хмельниччины [Электронный ресурс Интернет]. URL: https://warspot.ru/17007 -bitva-pod-berestechkom -ne-sluchivshiysya-krah-hmelnichchiny
3. [Срезневский И. И.] Запорожская старина [Сост., публ. и предисл.: И. С[резневский]]. Ч. 1 – 2. – Харьков : Унив. тип., 1833 – 1838. – 6 т.; 15. [Сказания летописцев и предания о лицах и событиях на Украине и Запорожье во время Богдана Хмельницкого] / Изд. Измаила Срезневского. – 1835. – 186 с.
4. Повесть о том, что случилось на Украине с тоя поры, как она Литвою завладена аж до смерти гетмана Войска Запорожского Зиновия Богдана Хмельницкого. Получена мною [издателем] от И. И. Срезневского, в списке, сделанном им самим. [Издана] О. М. Бодянским. Москва, 1847 год // О томъ, что случилось на Украин;, с тоя поры, как она Литвою завлад;на... [Электронный ресурс Интернет]. Вікіджерела. URL: https://uk.wikisource.org/ wiki/О_томъ,_что_случилось _на_Украине,_с_тоя_поры,_как_она_Литвою_завладена...
5. История Поднепровья и рода Беспояско. Оглавление (Дмитрий Беспояско) [Электронный ресурс Интернет]. URL: http://proza.ru/2022/04/20/46
[© Copyright: Дмитрий Беспояско, 2022. Свидетельство о публикации №222042000046]
6. История Поднепровья и рода Беспояско. Глава 36 (Дмитрий Беспояско) [Электронный ресурс Интернет]. URL: http://proza.ru/2022/03/01/21
[© Copyright: Дмитрий Беспояско, 2022. Свидетельство о публикации №222030100021]
7. История государства и права Польши: [перевод с польского] / Ю. Бардах, Б. Леснодорский, М. Пиетрчак; [предисл. З. М. Черниловского]. – Москва : Юридическая лит., 1980. – 559 с.; Ю. Бардах Б. Леснодорский М. Пиетрчак. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ПОЛЬШИ. 1980 [Электронный ресурс Интернет]. URL: https://lawbook.online/ gosudarstva-zarubejnogo-pravo/ugolovnoe-pravo-34655.html
8. Восстание Палия [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Восстание_Палия
9. История Поднепровья и рода Беспояско. Глава 14 (Дмитрий Беспояско) [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: http://proza.ru/2022/01/19/21
[© Copyright: Дмитрий Беспояско, 2022. Свидетельство о публикации №222011900021]
10. 3. ВОССТАНИЕ НА ПРАВОБЕРЕЖЬЕ (1702–1704). БОРЬБА НАРОДНЫХ МАСС ЗА ВОССОЕДИНЕНИЕ С РОССИЕЙ. История Украинской ССР в десяти томах. Том третий [Электронный ресурс Интернет]. URL: https://history.wikireading.ru/ 345443
11. История Русов или Малой России. Сочинение Георгия Конисского, Архиепископа Белорусского. – М.: в Университетской Типографии. – 1846. – 261 с. С. 44 – 58.
12. Посажение на кол [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Посажение_на_кол#Древний_мир
13. Братковский, Даниил Богданович [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Братковский,_Даниил_Богданович
14. Володимир Антонович. Даніїл Братковський. Вибрані праці. [Электронный ресурс Интернет]. URL: http://litopys.org.ua/anton/ant15.htm
15. Колиивщина [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Колиивщина
16. История Поднепровья и рода Беспояско. Глава 11 (Дмитрий Беспояско) [Электронный ресурс Интернет]. URL: http://proza.ru/2022/01/12/64
[© Copyright: Дмитрий Беспояско, 2022. Свидетельство о публикации №222011200064]
17. Шульгин Я. Очерк колиивщины по неизданным и изданным документам 1768 и ближайших годов /
Сост. Я. Шульгин. – Киев : тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1890. – 209 с.
18. Гонта, Иван [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Гонта,_Иван
19. Антонович В. Уманский сотник Иван Гонта. – Киев: Киевская старина, 1882. – С. 250-276.
20. [Дятлов Владислав.] Даниил Кушнир – Черкасской земли святой мученик [11 августа 2012 года] / Православие.Ru [Электронный ресурс Интернет]. URL: https://pravoslavie.ru/ 55415.html
21. Записка о сожжении поляками и униатами в м. Ольшаной жителя м. Млиева Даниила Кушнира за несогласие его на унию и противодействие оной. 1766 г. октября 24. Архив Юго-Западной России, издаваемый временною комиссиею для разбора древних актов, высочайше утверждённой при Киевском Военном, Подольском и Волынском Генерал-губернаторе. Часть Первая. Том Второй. – Киев : Типография Фёдорова, 1864. – 683 с., с. 393 – 401.
22. Карский Е. К. К делу о сожжении поляками и униатами млиевского жителя Даниила Кушнира 29 июня 1766 года // Киевские епархиальные ведомости, 1864, 1 июня, № 11, отдел 2, с. 346 – 363.
23. КИЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ [Пидгайко В. Г. Заграничная часть Киевской епархии] [Электронный ресурс Интернет]. Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия. URL: https://www.pravenc.ru/ text/1684527.html#part_20
24. История Поднепровья и рода Беспояско. Глава 10 (Дмитрий Беспояско) [Электронный ресурс Интернет]. URL: http://proza.ru/2022/01/10/93
[© Copyright: Дмитрий Беспояско, 2022. Свидетельство о публикации №222011000093]
25. Статуты Великого княжества Литовского [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Статуты_Великого_княжества_Литовского
26. Статут Великого княжества Литовского 1588 года [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Статут_Великого_княжества_Литовского_1588_года
27. Люблинская уния [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Люблинская_уния
28. Разделы Речи Посполитой [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Разделы_Речи_Посполитой
Свидетельство о публикации №222051300006
Кирилл Козубский 09.05.2025 22:22 Заявить о нарушении