Женщина в любви. Лидия Русланова

Лидия Андреевна Русланова – знаменитая советская певица, исполнявшая русские народные песни и по праву является достоянием своей страны.
Лидия Русланова, от рождения она носила имя Прасковья, - родилась 14 октября 1900 года в селе Чернавка, Саратовской губернии. Ее родителями были крестьяне-старообрядцы Лейкины, где росли трое детей: Прасковья, Юлия и   Авдей.
В 1904 году началась русско-японская война, отца забрали на фронт, и вскоре пришла похоронка. Мать устроилась работать на завод, но  заболела и умерла, когда Прасковье было шесть лет. О детях заботилась бабушка. Прасковья была старшей из детей, ей пришлось помогать бабушке заботиться о младших – ходила вместе с бабушкой по улицам Саратова, пели и просили милостыню. На уличное пение одаренной девочки обратила внимание богатая вдова. Она устроила младших детей в приюты, а Прасковью в интернат при Храме в честь Страстей Господних (Киновия), в котором был собственный хор. Детей крестьянского сословия в интернат не брали, поэтому имя заменили на благозвучное – Лидия Русланова.  В справочниках существуют три версии замены имени, но для таланта Руслановой они не важны. В интернате и городе её звали Сиротой.
Драматур Иосиф Прут поделился воспоминаниями из своего Саратовского детства, когда он впервые услышал пение Руслановой в храме: «А голос звучал все сильнее, и было в нем что-то мистическое, нечто такое непонятное… И я испугался, соприкоснувшись с этим волшебством, задрожал, услышав шепот стоявшей рядом монашки: «Ангел! Ангел небесный!..» Голос стал затихать, исчезая, он растворился под куполом храма, растаял так же неожиданно, как и возник. И я, робея, смотрел в потолок, надеясь увидеть, как — через крышу — в свои небесные покои улетит этот маленький ангел, именуемый в городе Сиротой».

 «В церковном хоре, — вспоминала Лидия Владимировна, — я быстро стала солисткой. Со всего города начали к нам ездить купцы, послушать, как сирота поет... И после приюта, когда меня отдали ученицей на мебельную фабрику, за песни мне, все помогали. Лет в 17 была я уже опытной артисткой ничего не боялась — ни сцены, ни публики».
После интерната Русланова немного поработала на мебельной фабрике. Её пение услышал  известный в те времена баритон – преподаватель Михаил Медведев.  Он был покорен уникальными голосовыми данными Руслановой и устроил Лидию в консерваторский класс  в Саратовскую консерваторию. Добросовестно проучившись два года Лидия она  учебу бросила по причине, как она говорила: «Поняла, что академической певицей мне не быть. Моя вся сила была в непосредственности, в естественном чувстве, в единстве с тем миром, где родилась песня». Руслановой нравились народные песни, с их удалью и размахом.
В 1916 году, бросив консерваторию, Лидия уходит на фронт. Первая мировая война была в самом разгаре и  Русланова начала службу сестрой милосердия  в санитарном поезде и часто пела для раненых, чтобы подбодрить солдат.
Среди ужасов войны девушка встретила свою первую любовь – интенданта Виталия Степанова, это был сероглазый красавец дворянского происхождения.
Влюбленные обвенчались, через год у них родился сын. Казалось, что все было в порядке, но однажды, вернувшись домой, Лидия не обнаружила ни мужа, ни сына. Русланова скупо вспоминала о своем первом браке и о первом ребенке: "В этот период познакомилась и сошлась с неким Степановым Виталием Николаевичем, от которого в мае 1917 года у меня родился ребенок. В 1918 году Степанов от меня уехал, и я стала жить одна". Поговаривали, что Степанов сбежал с соседкой-цыганкой, забрав сына. Больше она их никогда не видела. Есть версия, что ребенок умер вскоре после рождения, но  сама Лидия Андреевна никогда эту историю не обсуждала.

Учеба в консерватории не прошла даром Русланова занималась самообразованием и развитием собственной уникальной манеры исполнения, покупала народные костюмы и выступала в них. Её приняли на должность певицы  в эстрадный театр «Скоморохи» в Ростове-на-Дону.
В 1919 году в Виннице Лидия Русланова познакомилась с чекистом Наумом Науминым, вышла за него замуж и переехала в Москву. Муж хорошо зарабатывал,  и пара ни в чем не нуждалась, лишние деньги тратили на приобретение  превосходных книг.
В 1929 году встретила конферансье Михаила Гаркави и стала его женой на 12 лет. Гаркави познакомил жену с театральным миром Москвы, знаменитыми писателями, художниками, музыкантами и директорами антикварных магазинов.  "С новым мужем Руслановой было легко, — свидетельствует биограф певицы Сергей Михеенков. — Во-первых, он всегда в нужную минуту оказывался рядом. Во-вторых, они прекрасно работали в паре. Хорошо зарабатывали. В-третьих и остальных, Гаркави умел превращать жизнь в праздник. Немножко обжора, любитель хороших сигарет и всяческих розыгрышей, он каждый случайный угол мог преобразовать в сцену. Правда, от этого Русланова порой уставала и могла грубовато одернуть мужа". 
Гаркави приучил жену к роскошной жизни столичной богемы,  приучил Лидию к коллекционированию драгоценностей и ценных вещей. У Руслановой была выдающаяся коллекция живописи.

В 1939 году началась Советско-финаская война, Русланова с мужем конферансье в составе концертной бригады отправились на фронт. Условия жизни были походными, приходилось петь на морозе. Русланова, чтобы не потерять голос всё время принимала  антибактерицидные лекарства, за что её прозвали смешным прозвищем «Лидочка-стрептоцид».
Николай, Федор Шаляпин в письме к Александру Менделевичу писал о Л.Руслановой: «Вчера вечером слушал радио. Поймал Москву. Пела русская баба. Пела по-нашему, по-волжскому. И голос сам деревенский. Песня окончилась, я только тогда заметил, что реву белугой. И вдруг рванула озорная саратовская гармошка, и понеслись саратовские припевки. Всё детство передо мной встало. Объявили, что исполняла Лидия Русланова. Кто она? Крестьянка, наверное. Талантливая. Уж очень правдиво пела. Если знаешь её, передай от меня большое русское спасибо»

С началом Великой Отечественной войны Русланова  снова с концертной бригадой колесила по фронтам с народными песнями. В период войны Лидия Андреевна была очень популярна среди фронтовиков , её талант был не просто востребован, он  был необходим для поднятия воинского духа у бойцов для разгрома врага. Её песни звучали широко и раздольно, как сама душа народа.
В мае 1942 года концертная бригада выступала во Втором гвардейском корпусе, которым командовал генерал-майор Владимир Викторович Крюков. Когда  супруг Гаркави объявлял  выход Руслановой, она обратила внимание на сидевшего в первом ряду генерала Крюкова и пока пела всё время бросала на него свой взгляд.
После концерта Крюков от имени всего корпуса преподнес ей старинные туфли на французском каблуке. "Он этим своим вниманием меня и взял, — вспоминала намного позже Русланова. — А туфли что? Тьфу! Я такие домработнице не отдала бы".


Концертная бригада часто  бывала на передовой в корпусе генерала Крюкова. Русланова и Крюков много общались, генерал рассказал, что он вдовец. Что у него есть пятилетняя дочь Маргоша. Однажды они прогуливались по лесной тропинке и Лидия Андреевна  первая предложила  выйти за него замуж. Владимир Викторович опустился на колено, снял фуражку, поцеловал ее руку и произнес: "Не верю этому. Неужели правда, выйдете? Если правда, вы никогда об этом не пожалеете".

Русланова виновато признавалась: "Ну что делать: генерала люблю, люблю всей душой, и Мишку жалко…" Мишке прямо в лоб сказала: "Ничего не могу с собой поделать, генерала люблю!".


В июле 1942 года Лидия Андреевна развелась с Гаркави и расписалась с Владимиром Крюковым.
"Зачем ей выходить замуж за генерала? — иронизировала над Руслановой актриса Мария Владимировна Миронова. — Она сама фельдмаршал!"


В 1942 году Руслановой было  присвоено звание заслуженной артистки РСФСР. Всю войну она трудилась без устали, дала 1120 концертов и в 1945 году пела  для бойцов Красной Армии у фашистского рейхстага.
В 1947 году началось гонение на маршала  Георгия Жукова. В открытую арестовать маршала Победы не рискнули, так как пользовался огромной популярностью у народа. Сотрудниками НКВД было сфабриковано дело  «о заговоре военных» и многие из окружения Жукова оказались в НКВД. Были арестованы закадычный друг Жукова Крюков и его жена Лидия Русланова. Их лишили воинских наград, имущество было конфисковано, состоялся суд – 10 лет лишения  свободы. Русланову подвергали унизительным допросам, переводили из одного лагеря в другой. Лагерное начальство пыталось заставить Русланову петь, но она отвечала, что соловей в неволе не поёт. За свою дерзость и несгибаемость она часто попадала в карцер. Это такое холодное сырое помещение после которого Русланова несколько раз болела воспалением лёгких.
После смерти Сталина в 1953 году многих заключенных по сфабрикованным делам реабилитировали.  В августе 1953 Крюков и Русланова вернулись в Москву. Свою свободу они отпраздновали тем, что купили на птичьем рынке голубей и выпустили их на свободу.
Супруги  смогли вернуть себе часть имущества и наладили, как смогли, свою разрушенную жизнь.  Русланова вернулась на сцену и вновь стала петь. Заработала средства на мебель и на автомобиль для мужа. В браке с генералом Крюковым Лидия Андреева была по-настоящему счастлива. Она была хорошей хозяйкой,  любила уют, умела содержать дом в порядке, отлично готовила. Их дом был всегда открыт для гостей.
В 1959 году генерал Крюков умер, Лидия Андреевна тяжело пережила его кончину,  но от горя её спасла работа, Русланова снова стала давать сольные концерты.


У Лидии Руслановой не было собственных детей, но певица стала любящей матерью для дочки Крюкова, Маргариты. Маргарите очень повезло - у нее сразу сложились теплые отношения с певицей, и она сохранила о Руслановой самые хорошие воспоминания. Маргарита Владимировна Крюкова-Русланова говорила: "Никогда не возникало даже ощущения: падчерица — мачеха… Нет-нет! Было одно ощущение и полное убеждение: у мамы никогда не было детей, других, а у меня — другой мамы".

В преклонных летах Лидия Андреевна часто болела и когда она лежала, Рита   развлекала мать чтением вслух.  Иногда мать и дочь отправлялись на театральные премьеры. Голос Руслановой оставался молодым и красивым, что позволяло   давать сольные концерты с большим успехом.

В августе 1973 года певица участвовала в концерте, проходившем в Ростове, городе, где она в юности начала свою сольную карьеру.
21 сентября 1973 года Лидия Андреевна покинула этот мир.
Русланова говорила:  «Песню надо петь, а не шептать! Если голоса нет — садись в зал, других слушай».  Её мощный голос слышала вся страна.


Рецензии
Здравствуйте и здравствуйте, Наталья !

признателен Вам за столь верное краткостью знакомство с биографией незабвенной
Лидии Руслановой.

и проникновенный честный чистый народный, до горизонта, голос и характер, отличающий её, Русланову, от общей множественности, и перенесённые с достоинством все испытания, давали и дают певице многомерное признание.

.......

Добра и Света !

с уважением,

Александр Георгия Сын Николаев   18.05.2022 19:55     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Александр,спасибо за прочтение и отзыв. Рада, что разделяете мою любовь к этой великой певице. Восхищаюсь самобытным талантом Лидии Руслановой и её силой духа. С уважением.

Наталья Приходько   18.05.2022 22:10   Заявить о нарушении