Догадки
Но однажды всё-таки догадался, что можно сочинять рубаи.
До этого считал, что рубаи уже написаны. Хайямом, естественно. А оказалось, что это просто жанр такой, и любой может. При желании.
Потом догадался, что лично мне сочинение рубаи помогает думать.
Придёт мысль какая-нибудь, и, чтобы её стихотворно представить, как правило, пара рифм быстро находится. Но вот когда третью рифму искать начинаешь, то, перебирая варианты, как бы рассматриваешь эту мысль с очень разных сторон. И иногда такие неожиданные ракурсы находятся...
Потом догадался, что написанные рубаи перестают быть разрозненными.
Что они потихоньку начинают выстраиваться в некую единую общность, в некую картину. Что они пытаются описать всё моё мировоззрение - лично моё, не чьё-нибудь.
Потом догадался, что где-то в этой единой картине скрыта какая-то Очень Большая Мысль, которую обязательно надо рассмотреть, раскрыть. И что сформулировать эту Мысль по возможности понятно и донести до людей - моё предназначение.
Рассмотрел, раскрыл, сформулировал, потом догадался книгу издать, Рубайат.
Похоже, хорошая книга получилась. То есть своё предназначение я выполнил.
Потом догадался, точнее, жизнь заставила догадаться – самому-то не хотелось о таком – что эта книга кроме меня и горстки читателей, которых по пальцам пересчитать можно, никому не нужна. Есть эта книга, нету её – нет разницы для мира. Для меня разница есть, а для мира – нет.
Теперь, вот, пытаюсь догадаться, что же это такое – современный писатель. Для кого он пишет? Ради чего?
Похоже, однозначного ответа на эти вопросы не найти. Но – я ведь хоть и не быстро догадываюсь, но догадываюсь. Может, и тут получится?
Продолжение здесь: http://proza.ru/2022/08/03/1241
Свидетельство о публикации №222052001232
У меня только чуть другая эволюция мышления была. Вначале была детская мечта написать какой-нить большой мощный роман, который будет в яркой красочной обложке красоваться в книжных магазинах, как какой-нибудь блокбастер Пелевина.
Затем я от этой мечты отказался. Написать то я напишу, но кого я заставлю его прочесть?) Поэтому недавно его закончил, разместил на ПрозаРу и забыл про него. Так иногда какой-нить "Неизвестный читатель" про него напоминает и всё. Но на него не рассчитываю.
Повлияла на меня одна замечательная лекция от Дмитрия Силкана, на которой я был очно в 2011 году в одном из корпусов Союза Писателей России в Москве (хотел тогда стать, прям, Профессиональным писателем).
Очень харизматичный был лектор, я, прям, как в "Театре одного актера" побывал. Так вот он красочно расписал про эволюцию литературы, которая имеет следующие этапы.
1. Вначале (до 19 века) были в цене те, кто умеет красочно сочинять, умеет писать, передавать мысли на бумаге. Таких вначале было единицы, в их число попали Пушкин, Толстой, Достоевский и все известные русские и западные классики. А затем, число таких сочинителей умножилось, и как это есть в дарвиноской эволюции, для успеха литератора понадобилось что-то уже сверх умения сочинять и писать.
2. Появилась Редактура. Грамотность, умение передавать идеи в удобочитаемой структуре стало ценностью. Если присмотреться к некоторым трудам писателей 19го века, то они для современного читателя - НЕЧИТАБЕЛЬНЫ. Но читатели из-за того что это "признанные классики" делают иногда над собой насилие и прочитывают. Как я лично осиливал труды Фрейда и Юнга.
Так вот появился новый параметр успеха для литераторов: Излагать идеи Грамотно и Читабельно. Не можешь быть сам себе редактором, пользуйся сторонними специалистами. А затем накопилось и таких литераторов: и творчески одаренных и грамотных.
До середины 90-х годов в Литературном институте, в котором Силкан преподавал, было 2 основные кафедры: 1. Умение выдумывать, сочинять, 2. Редактура.
3. А потом появилась нужда заводить новую кафедру, которая выпускала продавцов книг, раскрутчиков, промоутеров, критиков, в общем всех тех, кто распространяет литературу чужих авторов или свою(намного реже). И продавец чужих книг - это тоже литератор, это тоже человек искусства. Более того, умение читать, чужие произведения, делать заключения, выводы, распространять чужого автора - это тоже вид искусства.
Самая грустная мысль во всей этой лекции была следующая: тот автор, кто решил одновременно сам и сочинять, и редактировать, и распространять свои труды - почти 100% обречен на неуспех, даже если он прямая реинкарнация Толстого или Достоевского.
Но это был 11г, а эволюция то продолжается. Когда я работал в 19г в одном политическом интернет-журнале, писал статейки за денюжку, то там мой наставник дал мне еще одну мысль, которая только за 5 лет подтвердилась. 90% современных читателей читает только то, что умещается в экран смартфона. Далее пошевелит вверх большим пальцем, если чтиво очень зацепило.
Набирает оборот эпоха фастфуда, причем, абсолютно во всех сферах. Не надо теперь искать информацию в научных работах и энциклопедиях. Выжимки Википедии прекрасно удовлетворяют потребность в "научных познаниях".
Современный читатель стремится быстро прочесть, быстро что-но новое для себя понять, уяснить, просветиться, сделать заключение, а потом где-то щегольнуть эрудицией. Теперь совершенно необязательно осиливать книгу Ремарка или Джека Лондона.
Эпоха коротких, емких и сильных мыслей. Поэтому вы угадали с рубаяшками, а я... пробую себя через короткие замудренные "хармсовские" формы. И также пытаюсь все эти отдельные пазлы соединить в единую картину-философию. Только об издании не думаю, самораскрутчик из меня никакой. Чужераскрутчик еще может быть.
В общем, есть у меня с вами какая-то очень похожая в плане творчества стратегия, поэтому решил у вас поучиться.
Скажите, есть ли в жизни справедливость?
Не знаю..., не уверен я...
Себе я жду чего: наказание или милость?
И кто я для других: защитник иль судья?
Максим Катеринич 20.07.2024 13:08 Заявить о нарушении
Но побыть моим учеником не так-то и просто. Я ведь... кхм... Никакой Не Учитель где-то как-то:
http://proza.ru/2023/08/29/1171
Павел Лобатовкин 22.07.2024 03:31 Заявить о нарушении
Хорошо, для чего пишу лично я?
Оказывается, на такой вопрос нет у меня однозначного ответа. Причин много — от самых низменных до вполне себе возвышенных. Но указать из них основную не получается. Тем более, что ещё и настроение скачет — и та причина, что вчера казалась важной, сегодня как-то совсем не впечатляет. В результате...
Пока хочется — пишу.
Зачем?
Потому что!
Павел Лобатовкин 22.07.2024 03:40 Заявить о нарушении
Потому что все люди как пчелы, где-то какой-то нектар соберут, он в их брюшке превращается в мед, который затем надо где-то вырыгнуть (например, в своей соте на ПрозаРу).
А уж кто соберет, полакомится, да, в благодарность новых цветочков понасажает, дело второстепенное)
Максим Катеринич 22.07.2024 12:51 Заявить о нарушении
Евгений Борисович Федоренко 31.07.2024 22:44 Заявить о нарушении
Нет. Нет никакой Вселенской морали. Есть лишь разнообразие. И по единству магнита - плюс-минус. А дядя Бог и не мыслит нас иначе. Иначе - он сам. Неисповедимость, и прочее - для дураков, рабов. Ведь всякая власть от Бога.
Евгений Борисович Федоренко 31.07.2024 23:10 Заявить о нарушении
Да. Это понятно. Ну и наша жизнь не даёт нам больших доказательств, что помимо ее есть нечто иное - удвоенная реальность, отражение наших ощущений...
Евгений Борисович Федоренко 31.07.2024 23:22 Заявить о нарушении
Хотя, можно. 99,9% так и делают. Ну вертятся, как белка в колесе, не понимая, что дело не в ее лапках, а в самом колесе.
Евгений Борисович Федоренко 31.07.2024 23:29 Заявить о нарушении