А было это так...

   
      Так была озаглавлена статья в газете по спасению американского лётчика
в океане. Так было напечатано, но в действительности всё произошло несколько иначе.

     Так всегда бывает, когда другой рассказчик пишет рассказ со слов другого человека или с другого источника, то вносит в это событие какое-то своё видение или впечатление. В любом случае есть, как минимум, другое дополнение. При этом он может не заметить и пропустить, небольшой, но именно главный нюанс или момент, поскольку вполне возможно, что вообще не моряк и не может знать, что там и как, на судах и на море.

     Другое дело, когда сам автор был в деле.

     Тот, кто непосредственно руководил спасательной операцией, был перед этим с треском снят парткомом с капитанов и переведён в старпомы из- за женщины (морально- бытовое разложение), хотя отдел флота возражал и выступал против такого решения.

     Автор ещё тогда, в то время, так толком и не понял, что это такое, а сейчас тем более. В современной жизни такого понятия вообще нет, а в те времена такой тезис был и часто использовался парткомами или руководителями, чтобы ,при случае, приструнить капитана или кого другого. Это нужно было некоторым или многим руководителям, чтобы иметь возможность дать капитану какую- то универсальную и не совсем понятную формулировку, и превратить простое безобидное событие в какое- то нарушение, каких то правил.

     Так вот и Ширков был снят и переведён в старпомы. Беды особой здесь не было, но камень в спину или в душу был брошен. Но не только ему и это.

     Так вот однажды, чуть позже,в порту Таллинн.
     Океанское судно типа БМРТ, полностью готовое к выходу в море, две недели стояло на рейде без капитана, которого пытались найти, но это не так просто. На БМРТ не просто капитан, а это промысловый капитан, который ведёт добычу рыбы и все сопутствующие дела, и он же капитан- директор.

     В резерве такого капитана не было, потому что секретарь парткома, перед этим, снял уже с должности, что- то десяток капитанов и считал это своим главным достижением, почти хобби. Он этим хвалился.

      Но там всё же были какие- то случаи. Даже полно случаев. Их всегда полно, когда на виду у всех. Рыболовная работа тяжёлая, опасная и часто, трудно- выполнимая  в морях и океанах. Вернее, ситуация и обстановка, почти всегда,
на грани того или иного риска. Начальство обычно малограмотное, образование слабое и не по профилю, в море никогда не ходили и поэтому наглее наглого.

     На флоте, как и всегда, пьянки, аварии, пожары, нарушения режимных зон
и всего не перечислить. Люди есть люди и все разные по характеру и вообще. Начальство может на всё это почти не смотреть и всё спустить на тормозах.

     Конечно, нужна работа и рыба. В основном так и было. А вот особенно умных надо приструнить. Даже, когда всё в норме, можно подстроить из любого кабинета,
если слово какое не понравилось начальству.
 
     Так и Ширков пришёл с обычного рейса, почти полгода на своём БМРТ- 441
"Эдуард  Сырмус". Судно  и  экипаж в порядке, без ЧП и замечаний. Полный груз 500 тонн мороженой рыбопродукции 1-го сорта в трюмах ,а ещё рыбная мука и консервы. Остальная рыба в течении рейса перегружена на транспорта и плавбазы,
доставлена в порт ранее. План по основному показателю- 110%.

     Капитан Ширков утверждён по всем статьям и во всех инстанциях, имеет диплом
капитана дальнего плавания со всеми приложениями. За такое ,автор не помнит и никогда не слышал, чтобы намеренно и акцентированно сняли с должности капитана. Но, конечно, всегда можно подстроить, взять за основу любой момент,
какой-то слух или, например, нарушение каких-то партийных норм строителя коммунизма и т.д.
     Это на фоне большой аварийности судов флота, нарушения режимных зон
иностранных государств, других ЧП всего флота и т. д.
В случае с Ширковым администрации конторы очень хотелось снять капитана и всё.

     Автор совсем не пьёт и не употребляет спиртного, никогда не было
такого желания и , тем более, привычки. Аварий никогда не было и нет. Нарушений зон или чего- то ещё тоже нет. Ведение промысла, управленеие судном или мореплавание в международных водах, всё грамотно и чисто. Снять, просто так, практически почти невозможно.


      А вот у него была интимная связь с молодой и красивой, по женски, женщиной
на судне, весь рейс. Ширков человек женатый. Дома у него жена есть. Ну вот.
Это есть морально- политическое разложение. Для члена КПСС,
строителя коммунизма и социализма, это недопустимо. А для капитана дать такую формулировку, морально- бытовое и морально- политическое разложение, достаточно, чтобы снять. Хотя всем понятно, что, если что и было у Ширкова, то при всех нормах приличия и не только. Обычные личные отношения между мужчиной и женщиной.
Такие дела или отношения были у всех капитанов, во всех рейсах и зависели,
в основном от женщины. И вообще, это личная жизнь и дело капитана и женщины. Как получится.

     Обычно никого не трогали. Кроме того слабоватый и очень скромный Ширков никак не мог тянуть на какой-то большой размах или эффект в этом деле. Так, по мелочам, тихо и прилично, конечно, было. Но именно по мелочам, типа иногда.
     Судно и экипаж в море, чуть более 100 человек. Женщин человек десять или чуть больше. Моряков порядка сто человек. Кому то повезло, а многим нет.
Один раз зашла в каюту, уже всему судну известно и слухи, разговоры. Доклады, заклады в партком от недовольных. Можно придумать дополнительно много чего, в том числе и того, что не было.

     В данном случае прицепились за женщину, придумали формулировку, напечатали приказ и сняли.
      Даже по тем временам этот приказ был просто смехотворным и все это знали. Всем можно, а кому-то нет. Вот захотели снять и сняли.

     Но здесь, по справедливости, надо сказать, что автор или Ширков сам на это,
так сказать, напросился. В общем, в ответку проявил, хотя и небольшой, гонор и
непочтение к высшему начальству Объединения ЭСТРЫБПРОМ. А там дать команду секретарю или ОК, напечатать приказ. Это 5 или пятнадцать минут.

    Поэтому, собственно, такой капитан был для БМРТ и находился в полной готовности, но его не могли поставить снова после такого шумного снятия, с треском.

     Главное руководство,имея в экплуатации длительно простаивающий у причала БМРТ- 227  и в связи с этим, серьёзные убытки, не знало, что делать.
Оно металось,моталось и "стояло на ушах".


    Экономические потери  от простоя БМРТ- 227 или ущерб были таковы. Судно типа БМРТ должно в плановом режиме добывать рыбы и вырабатывать готовой продукции в среднем на 20 000 рублей в сутки. Множим на 15 суток и получается 300 000 рублей, по курсу того времени. Это надо было как- то объяснить вышестоящим инстацциям.
 
    Отдел флота Объединения ЭСТРЫБПРОМ предупредили Ширкова, чтобы тот был в немедленной готовности. Они настаивают на назначении капитаном в рейс немедленно. Других капитанов, в этот отпускной период, нет. Против стоит секретарь парткома Рубанский и за ним генеральный директор конторы.

    Проходя по коридору Ширков слышал разговор у кабинета парткома на повышенных тонах.
" Снимать не надо было ", - с чувством , почти на крик, голос Главного капитана
флота конторы.

    Но вот нашли такой выход и прислали капитаном этого БМРТ своего протеже.
Он до этого работал старпомом и в капитаны пока не планировался. Самое интересное, что у него не было ещё диплома КДП - капитан дальнего плавания
Был диплом только штурмана. Ещё не хватало плавательского стажа и других характеристик и моментов. Да и только средняя мореходка. Назначить такого капитаном можно только временно и с ограничениями. На БМРТ он мог быть капитаном только у причала или в пределах Балтийского моря, то есть в малом плавании. Контора Эстрыбпром пошла на прямые нарушения правил комплектования экипажа, но это их дело. Там причесали, подстроили, да и всё.
А, что из этого получилось, будет в другом абзаце или рассказе.

     Так или иначе, полный капитан, в теории,практике,утверждённый по всем статьям законов, положений и приложений,и со ВТУЗом, Ширков, вышел в рейс старпомом на этом БМРТ- 227 "Аугуст Алле".
     Ширков уже был полон решимости уйти из этой конторы в другую и это
было бы естественно правильным. Здесь же, к тому же, не по профилю РП. Надо пробиваться в свой профиль, Мин. морфлот, на его грузовые суда, пока ещё не старый годами.

     Но тогда под жернова бюрократии попадал Главный капитан флота ЭСТРЫБПРОМ
Клочко Игорь Александрович. Он же Начальник службы мореплавания, непосредственно
отвечал за комплектацию судов флота капитанами. Но он же- коллега капитан и однокурсник в группе по заочной учёбе, 7 или чуть более лет, КТИ г.Калининград.

     Да ещё , во- вторых или третьих, или ,скорее всего,во- первых это все
эти годы- ближайший и надёжный друг. Человек порядочный и честный, высокой
профессиональности и культуры. Ежегодно на сессии, порядка месяца, выезжали
в институт вместе, устраивались и жили в одном номере МДМ КАЛИНИНГРАД.

     Клочко И.А.сам следил ,чтобы ехать и устроиться вместе. Как уже говорилось, Ширков бывший отличник на выпускном курсе Таллинской мореходки и в КТИ был на уровне ведущих студентов.

     Блистательная защита своего диплома Ширковым в один день и час, почти под аплодисменты высокой комиссии и руководства кафедры. Клочко Игорь Александрович уверенно провёл свою защиту и вместе автобусом приехали к себе в Таллинн. Сами дипломы и академические знаки- красивые и оригинальные. А самое главное.
Они абсолютно одинаковы: у Клочко и у Ширкова. Они оба инженеры- судоводители.


Так до конца остались такими,
какими были в учёбе, работе, мореплавании и в жизни.

      Да и ладно, судно есть, работа есть и морская зарплата тоже.
Ширков вышел в рейс старпомом на БМРТ- 227 "АУГУСТ АЛЛЕ" и этим разрядил всю грозовую обстановку. Судно вышло в дальний рейс, почти на полгода, все успокоились и забыли об этом дутом инцинденте окончательно навсегда.


     Работали в Северо- западной Атлантике, в экономической зоне США по лицензии
и по американским специфическим правилам и законам. Зона простиралась до 400-т
морских миль и закрывала или перекрывала богатые рыбные районы.
Правила и все условия были составлены таким образом, чтобы максимально затруднить ведение промысла, чтобы можно было штрафовать по любому поводу ,а то и арестовывать БМРТ.
 
     Арестованное судно уводили обычно в Бостон или Нью- Йорк, конфисковывали всю имеемую на борту рыбопродукцию и промысловое снаряжение. Такое судно долго стояло у причала, без права схода экипажа на берег.

     Убытки от ареста судна в иностранной зоне были соизмеримы, а то и больше,
чем при крупной аварии, со всеми вытекающими последствиями. Эти последствия с
административными и судебными разборками ждали капитана и штурманов по приходу
БМРТ в свой порт. Советский Суд обычно присуждал капитану или штурману выплатить
за арест, простой и убытки, огромную сумму денег в пользу государства. Такую сумму нужно было зарабатывать многими годами в море пять или десять лет, а то и вообще до конца жизни. Автор не помнит конкретно в цифрах, но слыщал, что суммы были величин астрономических чисел. Кроме того таких капитанов ,а то и штурманов, снимали с должностей , лишали рабочих дипломов и они не могли выходить в море, зарабатывать на судебные долги и кормить семью. Жизнь практически была сломана. Они ошивались, скажем, третьим сортом, кто где и как мог в категории почти бомжа.

     Такие, естественно рано угасали и уходили из жизни в такой категории. БМРТ арестовывались постоянно и системно. Всегда два или три судна, под арестом, стояли у американских причалов. Автор слышал от участников и очевидцев, что для экипажей устанавливался тюремный режим. Когда их оштрафовали и выгрузили, то приводили под арестом других.

      Эту проблему не решали руководители МРХ СССР и контор, которым нужна была
массовая промышленная добыча рыбы и они давали такой план, от своего фонаря,
независимо от ситуации. План лежал на шее капитана, да и система зарплаты была
такая, что без плана , смысла ходить в море не было. Ситуация противоречила плану и это не волновало руководство. А, если что то случилось, проще всё свалить на капитана ,снять его и списать со счетов в небытиё.
 

      В общем рейс в экономическую зону США был очень непредпочтительным, но это
не зависело от капитанов. А кроме этого был ещё очень тяжёлый фактор или момент.
Он выражался в особом морском, географическом и климатическом отличии от других,
более благоприятных рыболовных районов мирового океана.

      Это, в первую очередь, движущиеся ледяные поля и айсберги , различной величины и конфигурации. Здесь же лежит в безмолвии знаменитый или самый знаменитый "Титаник".

      С севера на юг стремится холодное Лабрадорское течение, которое и несёт эти айсберги, а с юго- запада на северо- восток - Гольфстрим. Затяжные и продолжительные туманы от взаимодействия холодных слоёв воздуха с теплыми,  и водная среда.

      И это ещё не всё. Самое главное, для чего капитан и экипаж вышли в море, это выполнение плана по добыче рыбы. Без плана нет зарплаты и никакого смысла гробить своё здоровье и вообще жизнь. План давался чисто арифметически в цифрах на каждый день или сутки в море на промысле и не учитывал больше ничего. Он просто вешался на шею капитана.


      Поэтому выход в рейс в такой район нельзя назвать подарком. Но, что
делать. Район богат рыбными запасами и поэтому конторы РП СССР посылали сюда
большое количество  рыболовных судов. Нужны продукты для населения, тонны рыбы,
сотни и тысячи тонн. Такой тоннаж не вырастить на полях и не нагуляешь стадами
скота на полях. А вот здесь тралом можно задачу решить. Тысячи тонн рыбы.


      Как уже было сказано, Ширков вышел в рейс на этом БМРТ- 227 "Аугуст Алле"
в должности старшего помощника капитана или старпомом. Собственно это тоже почти капитан и особого расстройства или какой-то трагедии здесь не было.

      Так вот ,однажды, буднично или, как обычно, шли с тралом , судно работало в своём промысловом и производственном режиме.
 
      Вдруг ,довольно низко, почти над мачтами, прошёл падающий небольшой самолёт США. Самолёт заметили два моряка с палубы, когда тот пролетал непосредственно над судном. Это одна или две секунды. Поэтому, куда он рухнул, оставалось непонятным из-за стоявшего в этот день, вокруг, глубокого и сильного тумана. Ориентиров никаких.
     Даже в момент падения самолёта, его место не было известным и не могло быть определено, даже сколько нибудь приблизительно.

      БМРТ- 227 идёт с тралом со своей скоростью 4- 5 узлов и меняет курс часто и постоянно, в зависимости от расхождения с другими судами, айсбергами и в других случаях. Кроме того штурман, в напряжении у эхолота, ведёт судно по изобате, которая имеет различную кривизну, а не прямую линию. Ну и, конечно, самое главное, нужно вести трал на косяк рыбы, направление на который абсолютно непредсказуемо. Бывает ему и моргнуть некогда.

     Поэтому направление на место падения самолёта не было определено в самый начальный момент, да и штурман не видел самолёта, а через 2 - 5 минут ситуация так изменилась, что оно было совсем потеряно и стало абсолютно неизвестным. Дистанция от судна тоже неизвестна.

     Моряки с палубы определили, что было падение самолёта, где то там и всё. А там и вокруг только глубокий и вязкий туман, и всё.

     Как говорила тогда официальная пресса, - "Удалился в сторону моря."
А море было повсюду вокруг и ещё такой туман, горизонта тоже нет.
     В этом море шёл тогда БМРТ-227 "Аугуст Алле" под донным тралом, своей скоростью и своим курсом, меняя его по навигационной и рыболовной необходимости для обеспечения безопасности и добычи рыбы.

     На этом судне автор уже отстоял свою старпомовскую вахту с 04.00 до 08.00,
поднял хороший трал рыбы и вышел на подвахту в рыбцех матросом- рыбообработчиком, согласно такого обычая. Свежую рыбу необходимо обрабатывать и пускать на заморозку как можно быстрее. Штатная бригада с большим уловом не справлялась, поэтому, кто отстоял вахту, выходили на подвахту.
В цеху отработал физически по полной, там по другому работы нет и в 12.00 был обед.
     После обеда необходимо немедленно падать спать, чтобы восстановить силы для следующей очередной ходовой вахты, до которой уже менее четырёх часов. Однако, услышал характерный звук мотора самолёта, близко над судном. Решил выйти на палубу посмотреть что там и как.

     Два моряка на палубе сообщили старпому, что самолёт прошёл у них над головами совершенно ненормально и скорее всего он рухнул где то в тумане в воды океана. Профессиональный моряк Ширков, в цвете своих лет и опыта, сразу понял, что самолёт ,конечно, не удержался на поверхности моря, а продолжил падение на дно океана. А вот люди могди выбраться с самолёта и ведут отчаянную борьбу, чтобы не погибнуть. У них могут быть травмы и всё, что угодно после удара о воды моря и волны в тумане.

     Нужна немедленная помощь. Они одни в тумане и бескрайнем океане. Помочь им не может никто. Если ещё кто-то остался жив. Автор почувствовал это как-то глубоко внутри души и какая-то неведомая сила кинула его к рабочей шлюпке. Эта сила была в его характере и во всей натуре. Она имела имя- идти на помощь немедленно и оказать помощь как можно быстрее. Кроме того автор безусловно надеялся на свои личные способности.
 
     Отличник на последнем курсе ТМУ г. Таллинн. Решить задачу, которая не имеет решения. Этого не сделает никто, а вот отличник. Это уже другое дело.

     Рабочая шлюпка практически имела наилучшую готовность, потому
что ходила довольно часто проверялась и  всё остальное. Это и так ясно.
Только она была практически в готовности и надежда была связана с ней..

     На БМРТ имелись четыре больших спасательных шлюпки с дизельными моторами,
на шлюпочной палубе. Они были подвешены на двух мощных шлюпбалках каждая, на высоте, примерно, два метра от палубы и примерно 8м. от воды, и у каждой был скоб -трап, порядка высотой около трёх метров.

     Все шлюпки были заполнены спасательным снабжением. Но на промысле одна из шлюпок полностью выгружалась от всего этого и оставалось, как бы, только корыто с мотором. Эта шлюпка называлась рабочей и служила, по необходимости, для хозяйственных и тому подобных работ. Спускалась на воду и ходила в походы часто. Поэтому была в повышенной готовности, носовой и кормовой фалини разнесены и закреплены. Установлены дополнительные концы для гашения размахов качки , которая есть там всегда и другие практические приёмы.

     Ширков ,по скоб- трапу, уверенно и быстро, забрался в рабочую шлюпку,
сорвал чехол с мотора и сразу определил, что группа аккумуляторов заряжена нормально. Не теряя времени нажал на табло управления мотором кнопку накала свечи запуска. Надо сказать, что старпом хорошо знал двигатель и практически уже ходил без моториста и механика. К тому же ещё и мотоциклист.

     Через минуты две или три на табло загорелась лампа накала свечи и готовности мотора к запуску. Старпом мгновенно нажал кнопку старта двигателя.

      Двигатель шлюпки грохнул в глушитель и зарокотал на всё судно и особенно
палубы, испуская выхлопной дым. В этот момент, почти сразу, старпом увидел боцмана, который бегом подбежал к пульту управления шлюпбалками и смотрел только на старпома, ожидая команды. Ширков ,находясь у работающего двигателя и румпеля, взмахом руки дал команду на спуск шлюпки. На какое либо раздумье не было потеряно ни секунды.

      Услышав грохот работающего мотора шлюпки сюда бежали ещё моряки.
Боцман поднял рычаг тормоза мотора шлюпбалок. Шлюпка вздрогнула и пошла за борт с высоты около 8- ми метров от воды. Различные концы и крепления ,сами соскользнули, как надо, потому что отрегулированы заранее. Моряки, которые были на палубе, подбежали к шлюпке, заняли места, погасили раскачку и закрепили
дополнительные концы от блоков.

     Когда шлюпка опустилась и вышла на уровень шлюпочной палубы, в шлюпку прыгнули добровольцы- все, кто хотел, кто был свободен и вообще готов. Им никто не приказывал, предварительно не готовил и не информировал. Каждый решил сам. Прыгнуть в шлюпку и уйти в неизвестность со всеми нюансами или остаться на борту БМРТ в безопасности. Это было случайно.

     Так и раньше бывало. Да что там. Шлюпка куда то идёт. Старпом в шлюпке, а это большой авторитет, ему всегда и везде верят, там всегда полный порядок, а не шутки. Тем более, что в шлюпке Ширков, который знает всё и может всё. Человек активный, очень серьёзный, всегда занят делом и только делом. Без шуток и других детских или дурацких штучек. Может быть, не все моряки знали, куда и зачем идёт шлюпка. Но каждый не первый раз ходил уже и командиром тогда бывал любой штурман, третий или даже четвёртый. А тут сам старпом. Не все понимали, что идут на очень опасное и непредсказуемое мероприятие. Можно неожиданно попасть
в нежелательную, сложную или даже тяжёлую историю. Но что там.

      Рейс долгий, ну и прокатиться куда то. Погода позволяет, шторма нет. Чтобы специально готовить спасательную команду, одеть спасательные жилеты, каски и взять всё остальное, времени сейчас не было. Для этого нужно минимум минут 10- 15, а то и все 30. А сколько времени уйдёт на поиск и всё остальное. Это всё, в таком тумане, абсолютно неизвестно.

     Люди после падения самолёта, в холодной воде океана, обязательно с травмами, если ещё остались живыми. Их силы и время жизни тают в секундах и минутах.

     Шлюпку спустили на ходу БМРТ под тралом на зыби океана и волнении моря. Вообще спуск шлюпки- операция сложная, но всё получилось, как по нотам.
    
     Ширков отлично знал, что идёт в туман и опасную неизвестность, но он уже решил и сразу отошёл от борта. Он верил, что разберётся, когда шлюпка будет на ходу.
   
      Место падения самолёта, даже приблизительно, не было известным.
 
      Через пару мгновений сплошная стена густого тумана поглотила,
идущимй с тралом БМРТ, как будто его здесь и не было. С этого момента старпом почувствовал настоящую реальную опасность ситуации. Он один, лицом к лицу, с неизвестностью в сплошном тумане. Как будто мир состоит только из этой шлюпки и тумана.
     Конечно нельзя было отходить от борта БМРТ в такой туман и неизвестность. И, конечно, с любым другим штурманом, шлюпку нельзя спускать и отпускать от борта. Она уйдёт и, скорее всего, не вернётся.

    В этом районе несколько других судов так же видели и слышали этот самолёт, но никто не решился cпускать шлюпку в такой туман и отправлять её на поиск. Это автор узнал позже.

    Но здесь был старпом, который решил. Он был тогда уверен или знал то,
чего не знали они. Вернее, он понял и принял только то, что нужна помощь и
решил пойти на спасение, несмотря ни на что. Полагался только на какое-то своё
знание , уверенность и чувство способности.

    Сейчас видимость только в непосредственной близости от шлюпки. Магнитного компаса в шлюпке не оказалось. Без компаса что- либо делать вообще не реально.
Даже вернуться и найти свой БМРТ тоже задача из самых сложных.
А то и невозможно.

    Вся надежда на скорость шлюпки и ход вперёд. На ходу, хоть куда, может что-то и получится, хотя бы случайно. Есть ещё интуиция, седьмое или какое другое чувство.
    А может найдётся и включится какая-то неизвестная способность, на базе многих знаний и морского опыта. Что-то подобное уже как-то было или только приснилось. В общем только вперёд, куда-то туда, в туман и полным ходом.
     Все в шлюпке были уверены, что Ширков знает то, что надо. Остальное Ширков объяснить не может.

    Место падения самолёта неизвестно.
    Направление , пеленг или курс на место падения неизвестны.
    Компаса в шлюпке нет и следовать по какому-то курсу в тумане абсолютно невозможно.

    Кроме того, что в шлюпке не оказалось компаса, там много чего ещё должно быть в таких случаях согласно всех требований.
    Если исходить из инструкций, то нарушено было всё, что только можно и за
это всё, разумеется, отвечать должен будет старпом, если что пойдёт не так.
Позже стало понятно, что, если бы автор действовал по правилам и инструкциям,
то лётчика спасти бы не удалось. Он с тяжелейшими травмами держался на поверхности воды из последних сил. Боги отсчитывали ему последние минуты и секунды.
     Ширков этого не знал точно, но это было неизбежно реально и он это чувствовал.

     Найти человека в море нелегко. А в тумане, теоретически и практически,
почти невозможно - иголка в стоге сена или чёрный кот в ночи.

     Всё тогда решил Господь. Он подарил лётчику жизнь в награду за его усилия
в борьбе за эту жизнь, в волнах океана и в окружении акул. А, может быть, у него
были и другие заслуги. Бог дал ему силы и время продержаться до подхода спасателя.
 
      Держать какой-то курс в полную неизвестность, в тумане без компаса,
при отсутствии видимости, конечно, абсолютно невозможно. Это просто фантазия.
Как шла шлюпка, Ширков объяснить не может, но её вёл Ширков. Без компаса
и каких-либо ориентиров. По морскому говоря, это шёл Ширков. Была цель и
один шанс из тысячи, чтобы её достигнуть. Время летело само по себе и
оставались, надо полагать, минуты и секунды. Если ещё они остались. Ошибаться
нет секунд. А, как не ошибаться, если всё это сплошная большая ошибка.

     Нельзя было отходить от борта своего БМРТ. Так поступит любой штурман.
Они так и поступили. Наши штурмана и иностранные, тем более, остались на своих судах без лишних проблем. Да кому нужны лишние проблемы, своих хватает, за глаза. Это море и кругом опасность.

     Ширков сам всё принял на себя и сейчас всё зависит от него. Своя шлюпка, команда в 6 человек и гибнущий лётчик или несколько.

     Но вот , почти по курсу, сразу несколько человек, внезапно увидели, в волнах океана, голову человека. Это был, оставшийся в живых, лётчик. Его голова была травмирована и окровавлена, и этот красный цвет контрастно чётко выделялся на фоне туманно- серо-голубого моря.

     Божественная сила вывела шлюпку на гибнущего лётчика с точностью порядка 5 метров. Этой видимости было достаточно, чтобы его увидеть. Удивительно, как шлюпка , или тоже самое, Ширков вышел к цели с такой точностью в тумане, без компаса из неизвестной позиции в полную неизвестность. Никакая высшая математика и теория вероятности не может это обеспечить. Но на всё- Божья воля.

     Всё это происходило на Джорджес Банке с её тёплыми течениями и обилием самых страшных, опасных, не только по своему виду и размеру, разнообразных акул. Это очень агрессивное морское животное, которое нападает практически всегда.
     Оказаться здесь в одиночестве в воде, почти неизбежная смерть в пасти хищника, в минуты и секунды.

     Вот акула- молот с глазами будто на специальных кронштейнах, отходящих от головы, как телескопы или дальномеры, достигает в длину от полутора до почти четырёх метров.

     Какое-то время хищницы, оглушённые хлёстким ударом самолёта о воду, пребывали в шоке и пока опасались атаковать лётчика сразу. Но ясно, что это временно. Акулы ходили и маневрировали вблизи, оценивая ситуацию своими дальномерами и выбирали момент для атаки.

    В первый же момент, при подходе к утопающему, сразу после остановки винта, у
высокобортной  шлюпки с большой парусностью, возник большой дрейф и её стало быстро относить. Дистанция от утопающего быстро увеличивалась, на глазах у всех.

     Двое моряков, без команды командира, прыгнули в воду моря, на помощь, не думая об акулах и ни о чём другом. Они успели на секунды раньше добраться до погибающего человека, подхватили его и прибуксировали к шлюпке. А лётчик был в воде и боролся за жизнь уже много времени. Естественно, силы уже кончились и он был готов скрыться в водах моря навсегда.

     Акулы не дуры, они прекрасно понимали, с кем имеют дело. У людей могли быть
классные, приработанные по руке, морские рыбацкие ножи. Они так же прекрасно
отличают беззащитного утопающего от полных сил и отваги, энергичных бойцов.
Поэтому атаковать группу не решились.

     У борта высокобортной шлюпки возникла заминка или другая проблема. Поднять полностью разбитого, серьёзно травмированного человека из воды в такую шлюпку, на волнении, не просто и почти невозможно. Для этого нужен специальный навесной трап, которого, естественно, не было. Для больного нужны ещё и другие приспособления. Лётчик- американец, у них всегда было полноценное, хорошее питание, особенно в детстве и потом. Ну и здесь ,конечно, не доходяга, а мужчина, полноценный и хороший вес тела. Это далеко не легковесный Ширков,
у которого в лихолетье войны всё детство без хлеба или почти. Да что там.
Такая судьба, ничего никогда, но козыри надо равнять самому. И силы надо находить тоже. Лётчика можно было повредить и травмировать при подъёме в шлюпку.

     Акулы могли очухаться и атаковать в любой момент.

     Ширков, свесившись с борта шлюпки в воду, нащупал у лётчика хороший брючный
ремень и дурным голосом заорал, - "За ременььь!"
    
     Вот за ремень, люди, которые находились в шлюпке и имели опору, достаточно дегко, вытащили лётчика из воды и втащили его в шлюпку достаточно аккуратно и мягко. Да и без проблем получилось. Ширков сразу дал команду мотористу. "Полный вперёд!"
Акулы сразу отстали.

     Лучший на море или один из лучших судоводитель, сразу почувствовал, что принятая им ответственность сразу увеличилась до дикого размера величины. Он не знал, какие внутренние повреждения имеет лётчик после удара самолёта о воду. Эти повреждения внутренних органов могут быть любые. Да и внешние повреждения головы впечатляющие.Это не падение с дивана на пол, это авиакатастрофа.

     То, что лётчик ещё жив, это ничего не меняет и не говорит. Он , может быть, на последнем издыхании. Вот за это Ширкову придётся отвечать, как ни крути.
Ширков взял тяжело больного или травмированного в шлюпку живым и теперь отвечает за него головой. Да ещё вопросов, работ ы и опасностей впереди полно. Это море и траулера. То и это, везде высокая опасность тяжёлого травматизма.
     Командир шлюпки может не довезти спасённого человека живым до своего судна.
Кто его знает. А тогда, разумеется, всё свалят на него. То сделал не то или это не то.

     Может быть уже возникла такая проблема и размер неприятности, что мало не покажется.
    
     А здесь экономическая рыболовная зона СЩА, полно катеров и вертолётов инспекций. Им нужна любая зацепка, чтобы арестовать. Это их работа и смысл жизни.
 
      Нужно, как можно быстрее найти своё судно. Но вот, где оно сейчас? Своё место тоже неизвестно. Туман надолго. Двигатель ревёт по полной и шлюпка идёт полным в тумане из неизвестной позиции в неизвестность. Ширков у румпеля, один на один с туманом и весь во внимании. Задача и проблема не имеют решения.
      Но Ширков, только сам с собой, уверен в успехе. Он много раз ходил на шлюпках в морях, в любых условиях. Все задачи и работы всегда выполнялись.
 Да и вообще.

      Вдруг в этом глухом тумане и всей неизвестности, Ширков услышал отдалённый
туманный сигнал судна. Это было, как подарок с небес или счастливый случай,
которые сняли всё напряжение с плеч командира шлюпки. Теперь задача выхода на своё судно, решалась элементарно просто.

      Судно подавало туманные сигналы мощным тифоном, довольно часто, согласно
правил МППСС- 72. По характеристикам сигнала и тональности тифона было ясно, что
это серийный БМРТ, который идёт постоянной скоростью с тралом. Это порядка 4- 5 узлов. У Ширкова шлюпка на полном выдаёт до 9-ти узлов. Проблем нет.

      Ширков сразу уловил направление, быстро вышел на видимость этого БМРТ и мастерски ошвартовался у подветренного борта, в районе спасательных шторм- трапов. Это было элементарно привычно и просто. Под защитой высокого борта крупнотоннажного траулера на ходу, малой скоростью, стоянка и положение шлюпки были комфортными.

      Это оказался Калининградский БМРТ, такого же типа. Там всё увидели сверху и забегали, как по тревоге. С этого судна взяли в шлюпку рыбацкого врача- хирурга с его чемоданчиком. Повезло, что на этом БМРТ был именно хирург. Просто Слава Богу. Этот хирург был вообще на группу судов района.

     А ещё Ширков запросил и получил в шлюпку специальный малый магнитный компас в долг, с возвратом позже. А, вместе с этим, вахтенный второй штурман, трижды прокричал в мегафон пеленг на наш БМРТ- 227 "Аугуст Алле". Кроме того, он, разрубая воздух, несколько раз рукой, показал направление на БМРТ - 227 в туман, геометрически, физически наглядно и навигационно точно по репитеру гирокомпаса.

     Автор немедленно отошёл от борта и шлюпка на полном , по пеленгу, рванула к своему БМРТ. Здесь уже всё было элементарно ясно, привычно и согласно хорошей прошлой практики.

      Ширков стоял на корме шлюпки у румпеля и первым увидел в тумане, сначала тёмное размытое пятно. Он пятым чувством понял, что это его БМРТ и ,с первого захода мастерски подошёл точно под блоки. Блоки на океанской зыби, летали над головами, готовые расколотить всех и всё, но с ними работали профессионалы, моряки рыбацкого класса. Сложно, но не первый раз.

      Боцман, который спускал шлюпку в поход, ожидал её возвращения и сейчас снова уже стоял у пульта управления шлюпбалками. Всё было проверено и готово.
Он стоял в готовности и включил мотор лебёдки точно мгновенно по команде старпома. Несколько моряков разобрали свои места и дела.

      "Слава Богу", - что у молодого и начинающего капитана БМРТ- 227 хватило ума, чтобы не наделать глупостей. Он выбрал трал, остановил двигатель и лёг в дрейф, ожидая прибытия шлюпки из похода. Это было самое лучшее изо всего.

       Когда шлюпка была поднята на уровень шлюпочной палубы, старпом дал команду "Стоп" и транспортировал спасённого человека по всем правилам и наилучшим образом безопасности.

     На этой же палубе располагалось помещение судового госпиталя, но нашу фельдшерицу судна, которая работала судовым врачём, сразу не могли найти. Госпиталь был закрыт и несколько минут были потеряны. Конечно, женщина, лет 30 - 40, а что с неё взять. Пришлось искать её почти на грани тревоги. Ширкову и сейчас, до дикости, непонятно. Весь экипаж БМРТ знал, что шлюпка ушла на спасение человека, а она вроде бы этого не знала и занималась
обычными своими делами или ничем. Ничего не было готово к приёму тяжело больного, в течении времени часа или более. Ширков запомнил её фамилию до сих пор, но больше не встречались. Этот пробел почти компенсировал привезённый
врач- хирург с Калининградского БМРТ. Профессиональный морской врач, практик рыбацкого класса.

     Кроме того в наш район вскоре подошёл ещё БМРТ, Черноморской конторы и там тоже был опытный врач- хирург. Ширков сходил ещё раз на шлюпке и привёз этого хирурга, с инструментами и медикаментами, на свой БМРТ- 227. Поэтому ,спасённым и травмированным человеком на борту БМРТ- 227 "Аугуст Алле", занялись и оказали квалифицированную медицинскую помощь два хирурга. А ещё помогала наша фельдшер, в роли медсестры. Помощь, в сложных условиях моря, была оказана своевременно.

      Позже Ширков узнал, что все врачи были хорошо премированы и наша фельдшер тоже.
Ну дай Бог им счастья и всего остального, в придачу.
      Через какое-то время над БМРТ завис американский вертолёт и забрал
лётчика. Вся помощь была оказана квалифицированно и лётчик был в безопасности.
-----------------------------------------

      Американский лётчик выжил после катастрофы и прожил свою, тогда ещё, долгую и счастливую жизнь на превосходном, прекрасном, и любимом белом свете. Конечно, в США.

      А это самая богатая, красивая и очень сильная страна мира. Он не мог не выжить, потому что ему на помощь, прилагая все силы и способности, неистово спешили исключительно отважные люди, по зову своего горячего сердца, доброй души, и всего остального. Они всегда были такие и пришли из великой, и сложной истории Русского мира. Но прежде всего это моряки рыбацкого класса.

      Американцы умеют ценить мужество, профессионализм и удачу.
 РДО с благодарностью принял наш радист.

      Позже, наш капитан, безусловно хороший, порядочный и достойный человек, был приглашён в США. Он там встречался с лётчиком и его счастливой семьёй. Лётчик был уже в полном порядке и радовался жизни ,белому свету и всему остальному.

      По словам капитана, руководство США перечислило в СССР для премирования команды шлюпки ( шесть человек) просто королевскую сумму, 11 тысяч американских долларов. В те времена новая автомашина, иномарка, стоила в магазине порядка 400- 500 долларов.

      Однако, в то время, свободного хождения доллара в СССР не было. Возможно
поэтому или по другой причине, но эта премия до моряков- спасателей не дошла.  Где она затерялась, что, как и почему , Ширков ничего не знал тогда и,
тем более , сейчас.
Никто из спасателей такие деньги не получал.


      А лётчик, без сомнения, радовался жизни и был бесконечно удивлён, как ,
находясь в шаге от смерти, удалось отвертеться и остаться на любимом и
неповторимом белом свете. Он один изо всех знает цену Белому Свету. Он эту цену видел своими глазами. Такую цену заплатить невозможно. Можно только подарить или
принять, с благодарностью.

       Он тогда не знал , да и позже тоже, маленького нюанса.
В общем, никогда не знал и не знает вообще, кто был его главный спасатель.
      А без этого нюанса спасение и белый свет, были готовы уйти за черту реальности, в другой мир. Уже уходили , на глазах, и почти ушли. Но это уже было в прошлом, оно прошло, а сейчас, совсем неважно. Главное, остался на белом свете.

       Белый свет дороже всего.


Послесловие.

      Когда этот рассказ, в знакомой таверне, прослушал мой знакомый герой из любимой компьютерной игры "Корсары", то он выразил впечатлительный монолог.

      "Вам здорово повезло, Ширков !!!
       То, что Вы пока ещё живы!!!???"

    
Фото автора.

На иллюстрации.

Завершение спасательной операции.
Рабочая шлюпка БМРТ- 227 " Аугуст Алле " подходит к борту судна.
Командир шлюпки Ширков стоит у румпеля, руководит и  командует шлюпкой.
Перед командиром шлюпки, внизу, у правой ноги стоит стандартный специальный
ящик с магнитным компасом, который взяли с Калининградского БМРТ. Позже этот компас отвезли обратно.

В шлюпке лежит спасённый лётчик США Отто Блооминг.
Его контролирует и оказывает помощь электронавигатор Осипов.


Ваш покорный слуга.

Благодарю за внимание.


    


Рецензии
Альберт,здравствуйте!
Очень хорошее свидетельство Божьей милости к нам, грешникам...в частности к этому,
американскому летчику...
В нужном месте и в нужный момент там оказался талантливый мореход,( а таланты даёт
только Бог) которого Господь и использовал по полной, чтобы спасти жизнь человеку.
Я не боюсь ошибиться, если скажу, что спасение утопающего началось после его молитвы
к Господу.Ведь в падающем самолёте или тонущем корабле нет места атеистам, а раз так то человеку остается только молитва...
Опоздай Вы на минуту с выходом на палубу и всё это не состоялось бы,но Вы не могли
опоздать, потому что были водимы Провидением...Слава Господу!

Когда написал "в нужном месте и в нужный момент" почему-то вспомнился почти
анекдотичный эпизод с ТР "Бора", который в Гвинейском заливе поймал на бульб форштевня дохлого кита.Это происшествие у меня описано в рассказе "Надо же".
На громадной акватории залива ткнуть носом точно в середину небольшого,десятиметрового
китенка, и это на скорости в двадцать узлов,- фантастика...
А ведь кроме анекдотичности это событие привнесло в жизнь экипажа какую-то свежую
струю мышления, мы по другому начали смотреть на все окружающее, с другим направлением юмора.Вам, остроумному человеку, этого ли не понять?
Однако, увлёкся чересчур...

Спасибо за свидетельство!

Морякам желают "семь футов под килем"Хотя бывших моряков не бывает,я, как христианин,желаю Вам обильных Божиих благословений и правильного створа в
форватере житейского моря...
,

Иван Супрунович   29.12.2023 11:08     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Иван! Ваше глубинное понимание основного смысла данного события,
на базе безусловного личного убеждения и не только, позволяет увидеть то, чего автор недостаточно видел. А в общем можно сказать- Слава Богу.
А Ваш случай про кита и ТР "Бора" я слышал в те времена по сарафанному радио , так сказать. Подробностей не знал. Случай очень редкий, но вот же иногда бывает.
Спасибо.

Альберт Шаров 2   30.12.2023 01:31   Заявить о нарушении