Девичий венок и корона замужества

        Женщинам на Руси не полагалось ходить с непокрытой головой. Народные головные уборы русских женщин XVIII-XIX веков поражали красотой и разнообразием. Сколько фантазии, изобретательности, вкуса… Интересно, что не только каждая губерния, но иногда даже деревня имела свою особую форму головного убора, отличающуюся даже гаммой красок.     Например, в северных губерниях, Тверской, Псковской, предпочитали  неяркие, серо-голубые тона одежды и головных уборов. Бисером и речным жемчугом, перламутрово переливающемся и льдисто искрящимся, украшали кокошники, затейливо вырезанные, как будто напоминающие своими острыми верхами макушки величественных елей, пышных, четко вырисовывающихся на вечереющем, холодном,  северном небе. 
      А ближе к югу, в Воронежской, Рязанской губерниях, вниз по Волге, любили насыщенные, яркие цвета, разноцветные ленты и шарики из гусиного пуха- «пушки», нежно обрамляющие девичьи  виски, бисерные «вислюги» и «ряски», прикрепляющиеся к  твердой шапочке из позумента.
     Вообще, исстари женские головные «покрышки» были необыкновенно разнообразны. Косынки, платки, шали, чепцы, ленты, связки, венцы, короны-сборники, кички, кокошники, налобники, подхватки, сороки. И у каждого такого убора особенное назначение, повод и способ их носить.
    Русские девушки могли ходить с непокрытой головой, волосы заплетали в одну косу. Особую девичью красу составлял обруч из луба, шитый, разукрашенный жемчугом, бумажными цветами, бисером, цветными стеклами, имитирующими драгоценные камни.  Девичьи украшения прически оставляли непокрытыми макушку: венцы, полоски из холста, отрезаемые по диагонали во всю ширину. Молодые женщины в первый год замужества складывали  кусок  холста поперек, жгутом и повязывали  им голову концами вперед. Молодухи  также шили себе сороку- чехол, надевающийся на кичку, излюбленный женский головной убор- холщевую шапочку с твердой передней частью в виде лопатки. Впереди кичка имела украшения – вышивку, бисер, жемчуг – по достатку ее обладательницы. А сорока берет свое начало еще из языческой Руси. В отдельных районах этот головной убор состоял из десяти и более  частей, вес достигал нескольких килограммов. Сорока состояла из «волосника»- твердой части, надеваемой непосредственно на голову, подзатыльника из ткани, который закрывал волосы сзади  в верхней части. Кроме того , на сороке было много добавочных украшений. Поверх сороки иногда надевали платок.
        В день свадьбы невеста надевала свадебную корону ( конуру или коруну- так называли этот головной убор в северных губерниях России).
Расшитая, украшенная жемчугом, парчой, каменьями, корона была чаще всего недоступна  простой  крестьянской  семье. Иногда на целую волость была только одна корона, которую брали напрокат, расплачиваясь за это скотом, зерном или утварью. После венчания корону и фату снимали,  и надевали молодой  на голову кичку с сорокой.
    Для русской крестьянки головной убор был не просто одеждой, но средством утвердить себя, показать, на что способна женщина в рукоделии, какой у нее вкус и фантазия. И конечно, это был способ выразить себя и свое представление о красоте. К рукоделию приучали девочек с малого возраста, лет с семи. И вначале их учили первому крестьянскому  делу- прядению. Девочка, не  умеющая прясть,  насмешливо называлась непряхой! А прялка была одним из самых необходимых предметов и всегда желанным подарком.
     Прялка состояла из лопасти, на которую привязывали кудель – волокно для  прядения нитей, тонкой ножки и донца, которое ставили на лавку, и на него садилась пряха. Левой рукой пряха вытягивала прядево, а правой вращала веретено, на которое наматывалась нить. Это был тяжелый труд, но в руках у умелой пряхи веретено вращалось, как волчок. Крестьяне свято верили, что все орудия труда надо беречь от злых  духов. И именно поэтому с особой любовью украшались прялки. Их орнаменты ярки и красочны, разнообразны.
    В каждой прялке отражался вкус «художника». И блеск сусального золота, растительные  мотивы, сцены зимних и летних развлечений, резные узоры по контуру прялки делали ее не просто предметом для определенного труда, но и украшением дома, вселяющим уверенность в то, что будет нить – будет из чего ткать наряды  для себя и подарки любимому, и рубашки мужу. А уж вышить, расшить, разукрасить – это не труд, а радость. Льняная нить и кусок холста в руках русской крестьянки превращались в дивные  произведения искусства.
     Калейдоскоп ярких неповторимых красок и узоров характерен для разных губерний, а еще к определенному по силуэту  костюму полагался и определенный головной убор. К сарафану, например, характерному для северных губерний, нужен был именно кокошник. Вальяжна и роскошна северная красавица в этом костюме. А в южных губерниях, где носили  пышные вышитые рубашки и узкие поневы,  клетчатые плахты, разновидность украинской запаски, на голову надевали более компактные сороки и кички.
     Головные уборы и особо нарядные костюмы берегли и передавали по наследству от матери к дочери. Хранили это богатство в специальных сундуках, вместе с украшениями.    А ведь это и вправду богатство. Богатство нашей истории, декоративно-прикладного искусства, культуры России.


Рецензии
Как замечательно написали, Алла.
Наши русские традиции это нечто. сплошное великолепие.
Одни кокошники чего стоят-настоящие произведения искусства. Даже царицы не брезговали ими, поражая роскошью жемчужной.
А какие кружева плели искусницы.а сарафаны, платки.
Это всё наше, русское, родное, близкое к сердцу.
С уважением и признательностью,

Варвара Сотникова   06.09.2022 19:04     Заявить о нарушении