Два уровня парресии

Вот Фуко считает, что Сократ не «носитель парресии» (не парресиаст). Но Фуко — человек молодой, представитель молодой цивилизации, он даже древних греков не понимает, которые тоже были молодым народом. Короче, Фуко понимает парресию как ребёнок. Греки — чуть посложнее, но примерно так же. А Будда, парресиаст похлеще Сократа и всех остальных примеров Фуко, уже тогда, 2 с половиной тысячи лет назад, говорил — «упайя», искусные средства. И что если нет упайи, то хоть благодушным, хоть простодушным, хоть чистодушным будь — хрен тебе! Будда стоял на плечах минимум 4-х с половиной тысячелетней цивилизации, и за тысячи (!) лет до него Кришна представлял собой совершенно иной тип парресиаста, нежели Арджуна — т.е. тип совершенный, диалектический; тип, представителем которого был и Сократ, правда, на самых начальных стадиях. А Арджуна — да, самый обычной, простой, понятный тип парресиаста, понятный даже грекам и Фуко — простой, детский, недиалектический тип парресиаста. Который, как раз, закончился тогда, когда Кришна выдавил Арджуну в «защиту дхармы адхармой», завершив тем самым формирование Кали-юги.

Упайя Будды — это то же самое, что и веселое нарушение Кришной «простых» дхармических установок Арджуны с целью вывода его на «диалектические» дхармические установки принципиально более высокого уровня точности, фундаментальности и силы — правда, в несколько иной тональности, обусловленной темпераментом носимой личности.


Александр Клейн
26 августа 2022 г.


Рецензии