Петра Зарождение моделизма в СССР

ранее: жижмора  http://proza.ru/2022/12/19/1603

 Первыми зародились железнодорожники, в 1966  с поставками из ГДР ПИКО 1:87 колея 16,5мм, масштаб НО и Цойке 1:120 колея 12мм. После национализации в 1972 Цойке переименовали в Берлинер-ТТ-Банен. В Москве -  Детский Мир (центральное тусовочное место) и Лейпциг (на юго-западе, про него знали даже не все москвичи и модели, купленные там, перепродавали в ДМ в тревожном соседстве с Лубянкой). В Ленинграде тусовка  у отдела ДЛТ, но в продаже модели были еще в Гостином Дворе, четырех Юных техниках и «Золотом ключике».   (Мама,  помнится, меня передразнивала: алло, это – юный техник? Нет – пожилая техничка!)
Так что возможностей для челночного бизнеса у нас было больше. В Киеве иногда тоже что-то бывало в продаже. В общем, модели, как и другие дефициты, расползались по СССР из столиц. В Москве в 1968 организовали студию моделизма на Ленинских горах, возможно, она действует и поныне. В Ленинграде полноценный клуб моделистов существовал в ДК Железнодорожников на Тамбовской ул. 1968-1972 гг. Секция масштабных моделей оформилась уж в клубе коллекционеров на пр.Римского-Корсакова в 1975. Как ни странно, но в насквозь купеческой Москве объединение было творческим, а в культурной столице больше коммерческим. Правда, все же первую мелкосерийную частную модель, железнодорожный кран на ТТ, сделал ленинградец Виктор Демин в 1985 году. Жаль потом продал прессформу каким-то охламонам и они, не рассчитав давления, при литье ее загубили.
К тому времени появились собиратели автомоделей 1:43 фирмы «Коржи». К концу 70х автомодели стали выпускать в Саратове, цены от 3=50 ( москвичи и ВАЗ-1, ВАЗ-2)до 11=60 Волга-Аэрофлот-Эскорт. В 1980 они все пошли с олимпийским мишкой. Цена уже 5=10. В народе – сразу загадка: кто стоит с нахальной рожей, отчего все стало дороже? Саратовские модели сразу заслужили уважение в Европе. На кануне перестройки  НИВА была признана в ФРГ моделью года. До конца 90х они были конкурентноспособны по качеству. Редко какой секретер обходился без одной-другой саратовской машинки. Их собирали едва не половина из моих одноклассников. В середине  70х  в десятке мест СССР стали выпускать сборные модели самолетов. Стоили  около рубля, качество уступало зарубежным аналогам, зато цена массового спроса. Благодаря этому стендовики – уже тогда самые многочисленные моделисты.
    Последнее полночисленное поколение моделистов народилось как раз в середине 60х. Я до 1990 года был в клубе «сын полка». Младшие хобби-коллеги  уже единичны. Как утешительный приз – то, что сделало невосполнимую демографическую вымоину, компьютеры и интернет, дало оставшимся возможность прямых контактов между собою вне зависимости от места жительства. За 1990е модемы потеснили модели во всем мире. Если даже школьные чаты бурлят амбициями (сказал бы амбицилами) и единственно правильными мнениями, то какие доп.сложности среди творческих людей – пояснять лишнее. У моделистов взаимоотношения еще сложнее, чем у актеров. Добавляются коммерческие интересы и недобросовестная конкуренция. Особенно этим отличались киевляне. Помню как один коммивояжер  привез в 1998 на выставку в Питер модели ЗИС-155 из смолы. Три разные меж собою поделки. С первого взгляда было очевидно, что прототип – это совсем четвертое. Какими матами крыли друг друга их производители – догадаться нетрудно.
Кстати, по началу жд модели стоили у нас вдвое дешевле, чем в ГДР. За 1980е цены сравнялись.

далее: так вот мое начало  http://proza.ru/2022/12/25/1172
 


Рецензии
Петр, какая у Вас была замечательная мама с таким живым юмором про пожилую техничку)))
Моя мама с каждым приездом в отпуск всегда посещала Симферопольский Детский мир, мечтая приобрести для меня настоящую железную дорогу, чтобы потом только докупать колею, домики, вагончики... Она мечтала детскую комнату сделать паутинкой из железнодорожных путей... Мечта осталась мечтой)))
А вот автомоделей у меня было много... некоторые повторялись в разных вариациях по назначению (милиция, скорая помощь и т.д.). Уже взрослым увлекался моделями самолетов, танков, кораблей. Склеивал, красил... дарил налево и направо. Когда родился сын... в его комнате под потолком были самолеты и вертолеты... Когда он подрос, уже собирали вместе. Приятно вспоминать то время)))

С уважением,

Владимир Войновский   27.12.2022 19:47     Заявить о нарушении
куда что поставлялось - я описывал..

Петр Кондратьев   27.12.2022 21:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.