Мои поездки в регионы России. Окончание

Окончание.
Часть 1. http://proza.ru/2023/01/06/508

В первой части своего повествования с рассказал о тех региональных столицах России, которые расположены за Уральским хребтом, т. е. в Сибири и на Дальнем Востоке.  Просто я коренной дальневосточник в третьем поколении и эти регионы мне ближе и территориально, а население их и ментально.  Так уж сложилось в истории России, что заселяли эти края люди рисковые, да еще сосланные туда за неповиновение царским властям.  А яблоко от яблони, как известно, недалеко падает. Поэтому отношение московских властей к этим регионам не такое, как из европейской части России. Когда я был краевым чиновником и ездил на различные форумы в Москву, после которых обычно были банкеты, то руководители здравоохранения сибирских и дальневосточных регионов обычно сидели дружной кучкой, нам было о чем поговорить и посоветоваться.  У нас были примерно одинаковые проблемы, которые министерским работникам было не понять.  Но сегодня я не буду касаться этой темы, продолжу свой рассказ о тех региональных столицах, где был за свою уже долгую жизнь.  Но теперь хочу рассказывать не так, как в первой части, т. е. с востока на запад, а с севера на юг.

Самой северной столицей региона, где мне довелось побывать,  является город Санкт-Петербург.  В этом городе я был много раз, и на курсах повышения квалификации, и на конференциях, и на соревнованиях, просто в гостях. Первый раз еще студентом летом 1966 года, когда в составе сборной команды Хабаровского медицинского института приехал на первенство медвузов России по легкой атлетике.  И такие соревнования проводились в социалистическом государстве.  Сейчас об этом даже мечтать запрещено.

Первая поездка в Ленинград с его белыми ночами, да еще через 8 часовых поясов на самолете, когда в наших головах смешались день и ночь,  мало что оставила из впечатлений о городе. Но вот наша команда выступила хорошо. Наш лучший спринтер Борис Тимоненко выиграл бег на 100 и 200 метров, а потом наша эстафетная команда, в которой я бежал, тоже стала чемпионом РСФСР среди медвузов.

Следующий раз я приехал в Ленинград в гости к своему жившему там дяде в 1983 году.  Он незадолго до этого перевез в Питер автомобиль «Жигули», купленным им за 2 года до этого в Хабаровске, где он тогда работал.  А я был в это время на курсах усовершенствования в Москве. Мы сговорились с дядькой, что я приеду  к нему  в пятницу после занятий,  а в понедельник рано утром улечу в Москву.  Так что у меня будет 2 дня, и он собирался повозить меня по городу, тем более что в воскресенье начинали функционировать фонтаны в Петергофе.  И этот план был полностью реализован.  Тогда я уже кое-что увидел в городе на Неве.

А потом я еще трижды в 80-е годы приезжал на учебу в Ленинград, один раз в марте, а два раза осенью, в сентябре.  Тогда я взял с собой жену, которая взяла отпуск на работе, и с которой мы после занятий и в выходные дни осматривали достопримечательности «северной столицы».  Потом был большой перерыв в «лихие 90-е годы»,  и лишь в конце 00-х мы снова с женой побывали в Санкт-Петербурге. Я был уже пенсионер и жил в Тюмени, откуда добраться по Питера просто на поезде через Пермь, Череповец, Киров.

Последняя моя поездка в Питер состоялась летом 2017 года, когда я поехал отметить свой 70-летний юбилей со своими двумя дядьками, которых зовут одинаково, и фамилия тоже, отличаются только отчества. Это была замечательная поездка, и о ней я написал отдельную заметку.  Вот ссылка на неё. http://proza.ru/2017/07/10/485

Далее, если следовать с севера на юг, будет столица не только региона, города Москвы, но и столица всей России. Если бы я захотел подсчитать, сколько раз я был в ней, при этом загибая пальцы, то их на руках не хватило бы, пришлось разуваться и не уверен, что  хватило бы пальцев и на ногах.  Я очень много раз был в Москве. Первый с родителями в 1955 году, когда наша семья ехала в отпуск на Кавказ через Москву и тогда мне довелось увидеть и Красную площадь, Кремль и мавзолей Ленина-Сталина; чтобы туда попасть, нам пришлось постоять несколько часов.  Следующая поездка была в 1967 году, когда я в составе сборной студентов края по легкой атлетике ехал в город Волгоград на республиканское первенство ДСО «Буревестник».  И хотя мы провели в Москве несколько часов, но я мало что увидел. Но вот когда в конце 1979 года поехал на курсы усовершенствования на целых 2 месяца, много что посмотрел.  Именно тогда я успел съездить к родне в город Калугу, региональную столицу Калужской области.  Потом я был в Калуге еще раза три, уже летом и осенью,  посетил музей космонавтики имени Циолковского, и мне показали некоторые городские достопримечательности.

А вот во время моей работы в краевом штабе здравоохранения, которое за это время сменило несколько названий — отдел здравоохранения Хабаровского крайисполкома, управление здравоохранения администрации края, департамент здравоохранения и краевое министерство здравоохранения, то пришлось летать в Москву почти каждый квартал. Был у меня 2-х летний период работы представителем концерна «Шеринг» по Дальнему Востоку, когда я летал в Москву точно раз в квартал с отчетом и для получения финансирования. Так что я весьма неплохо знаю столицу России, может, за исключением новых районов, которые появляются сейчас как грибы после дождя.

Самой западной столицей региона России, где я побывал был город Смоленск. Этот город имеет многовековую и очень героическую историю. Он стоял на пути к Москве самых разных захватчиков — и литовцев, и поляков, и французов, и немцев. И все это хранится в музеях города. Я приехал в Смоленск на Пленум научного общества рентгено-радиологов,  членом которого был. Именно на этом Пленуме меня избрали в число членов правления республиканского общества. Так что особого времени познакомиться с достопримечательностями Смоленска у меня не было, но все же кое-что я успел увидеть, как и купить буклет с видами города. Чувствовалось, что по сравнению в сибирскими и дальневосточными городами это более старый город, есть свой Кремль и очень много храмов. Но Смоленск не такой большой, как некоторые другие региональные столицы, и какой-то спокойный, никто никуда не торопится. На заставке фотография центральной части Смоленска с Кремлем.

Довелось  побывать и в городе Горький, ныне носящем название Нижнего Новгорода. Приехал сюда я на всесоюзное совещание уже в должности первого заместителя заведующего отделом здравоохранения Хабаровского крайисполкома во главе довольно большой делегации медицинских работников Хабаровского края.  Совещание было довольно продолжительным, но все же нам организовали показ достопримечательностей Горького. С высокого правого берега Волги мы увидели, как в реку впадает приток Волги Ока, знаменитую Стрелку, о которой поется в известной песне, а вдали виден пригород Горького Сормово с его знаменитыми заводами.  Свозили, показали знаменитый ГАЗ, Горьковский автомобильный завод.  Но нечто подобное по площади я до этого видел в городе Комсомольске-на-Амуре — авиационный завод, КНААПО, который выпускает самолеты семейства СУ, в том числе знаменитый в те годы СУ-27.  Есть в Горьком и свой Кремль, в который нас тоже сводили. Вообще горьковчане хорошо подготовились в общесоюзному совещанию, это я сразу отметил.

Следующей региональной столицей, где мне довелось побывать, и расположенной ближе к югу, является столица Марийской автономной республики. Это она так называлась, когда я там был в 1987 году, сейчас носит название Марий Эл.  Но и об этой поездке у меня есть большая заметка, вот ссылка на неё, в город Йошкар-Олу. http://proza.ru/2019/06/10/254

По пути в столицу Марийской автономной республики нам с моим коллегой, заведующим кафедрой рентгенологии Хабаровского медицинского института, доцентом А.И.Чайкой, пришлось пересаживаться в городе Куйбышеве (сейчас город Самара). На обратном пути остановка была небольшой, пара-тройка часов, то вот по пути туда нам прошлось провести  больше полусуток.  И чтобы не торчать в аэропорту, мы решили посмотреть город.

Аэропорт находился далеко от города, не знаю, точно, в скольки километрах, но  на автобусе мы ехали около часа.  Так что увидели и окраины города, немного цент, но больше ходили по набережной Волги. В отличии от Хабаровска, где тоже есть набережная на берегу Амура, но весьма непродолжительная, в Куйбышеве (Самаре) она многокилометровая, с обилием скверов, кафе,  магазинчиков.  Пройти все её мы так и не смогли, надо было возвращаться в аэропорт, да и наступала ночь. Так что мои впечатления еще одной региональной столице оказались весьма специфическими.

А вот в знаменитом Сталинграде (именно так было написано на крышках канализационных колодцев в городе в тот 1967 год, хотя город по прихоти Хрущева стал называться Волгоград) я снова был в составе сборной студентов Хабаровского края по легкой атлетике на республиканском первенство ДО «Буревестник». У нас были почти недельные сборы перед соревнованиями в конце августа, и мы успели посмотреть и город, и даже искупаться в Волге.  Что мне больше всего запомнилось в этом городе:

Первое, что мы все отметили, это очень доброе отношение к гостям города коренных жителей, многие из которых  побывали с осажденном немцами Сталинграде.  Когда любой из нас обращался с любой просьбой, так очень доходчиво отвечали и чуть ли не доводили до места, куда нам надо было. В отличие от москвичей, где мы только что побывали проездом, и где нам или вообще не отвечали, или буркали что-то нечленораздельное, это разительно бросалось в глаза.

Второе, это преклонение перед памятью защитников города.  Мы побывали и в доме Павлова, и увидели рядом расположенную мельницу на берегу Волги, где был штаб 13-й гвардейской дивизии под командованием Родимцева. И хотя к этому времени строительство комплекса на Мамаевом кургане еще не завершилось, мы основные сооружения уже были готовы, и мы поднялись к скульптуре «Родина-мать» с мечом в вытянутой руке, которая была видна со всех районов города.

Как известно, город застраивался новыми зданиями после войны, поэтому многих характерных для российских столиц окраин с деревянными домами мы не увидели. Порядок на улицах был идеальный. Город зеленый, с обилием парков, скверов, цветников, с  ухоженной набережной на большей части города.

Нас по просьбе ректора родного Хабаровского мединститута поселили в студенческой общежитии Волгоградского меда, где селили иностранных студентов. Помню арабов, немного африканских негров, немецких девушек из ГДР, с которыми мы пробовали заигрывать. Мне впервые довелось так близко увидеть негров с их более светлой кожей на ладонях и ступнях. Помню, подумал, что у них такая кожа должна быть и на ягодицах, как у мартышек. Но в душе увидел, что ошибался.

Недалеко от нашего общежития был колхозный рынок, на котором было изобилие всевозможных фруктов.  Но мы налегали на арбузы, они были самые дешевые и вкусные. Таким в Хабаровске в те годы было днем с огнем не найти.  Поэтому в конце каждого дня мы ходили на этой рынок. Во-первых, к этому времени продавцы снижали цены, чтобы не везти товар обратно в колхоз,  а нам после тренировок и прогулок по городу требовалось восстановить водно-солевой баланс, вот мы и шли покупать арбузы, чтобы после ужина покушать деликатес.

Съездили мы и на пляж, которых расположен на другом берегу Волги, левом. Обычный для российских городов пляж, а вода в Волге такая же мутная, как и в Амуре, хотя я ожидал более светлую. С пляжа можно было увидеть всю панораму города, в том числе знаменитый тракторный завод.

Последней региональной столицей, в которой мне довелось побывать, является Ставрополь. Но о нем у меня не осталось воспоминаний. Во-первых, был еще мал, всего 8 лет, а, во-вторых, были там проездом, у  мамы была путевка в санаторий в Ессентуках, а в Пятигорске жили наши родственники, которых мы навещали.

И завершить свое повествование с воспоминаниями о посещениях региональных столиц я хочу перечислением тех городов, которые видел из окна вагона или с перрона железнодорожного вокзала.  Сразу скажу, что по Транссибирской железнодорожной магистрали от Москвы до Владивостока  я проехал несколько раз, чаще ездил от Хабаровска до Владивостока и обратно.  Но не всегда это были поездки туда-обратно. С родителями в 1955 году мы проехали до Москвы от Хабаровска и обратно, в 1966 и 1967 году наша команда летала в Ленинград и в Москву на самолете, а возвращалась на поезде до Хабаровска.  Потом я проехал от Новосибирска до Хабаровска, через много лет от Хабаровска до Тюмени, а затем от Тюмени до Москвы и обратно. И на этом пути я проезжал через такие города, столицы краев и областей, как Чита, Омск, Казань.  По пути на юг из Москвы мне доводилось проезжать через Курск, Орел, Белгород, Самару,  Ростов-на-Дону, Краснодар.   Трижды проехал по маршруту от Екатеринбурга до Санкт-Петербурга через Пермь, Череповец, Киров. А в тот период, когда жил на Дальнем Востоке, поездки из Хабаровска до Владивостока и Находки случались практически ежегодно.  Сказать, что о всех городах, мимо которых я проезжал, сохранились воспоминания, не могу. Разве кроме Череповца. Такого количества заводских труб, из которых валит разноцветный дым, я больше не видел нигде.


Рецензии