Эзоп и Чарльз Дарвин
Простой пример. Много раз слышанная цитата А. Смита о деловом человеке, который «преследует лишь свою собственную выгоду, причём... невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения» и т.д. и т.п. Вроде бы такая доходчивая мысль, а знают и ценят её горста экономистов, да студенты вузов накануне и в день экзаменов. А теперь вчитайтесь в, наверное, самую известную цитату из Чарльза Дарвина: «естественный отбор ежедневно и ежечасно расследует по всему свету мельчайшие вариации, отбрасывая дурные, сохраняя и слагая хорошие, работая неслышно и незаметно, … пока рука времени не отметит истекших веков…».
Ну разве не чудо? Разве не гений? И даже рука здесь имеется, хотя вроде бы она и не причем, а вот естественный отбор очень даже при чём. Он так же, как «невидимая рука» Смита «направляет к цели, которая совсем и не входила в намерения» инвестора, в то время как он стремился всего лишь добыть немного деньжат для пропитания и уберечь своих деток от неминуемого голода. Какие уж тут басни? И никаких сказок не нужно. Это поистине величайшая притча о смысле жизни, борьбе за свободу и рыночную конкуренцию, эпос о примитивном существе, которое в жесточайшей борьбе за существование эволюционировало в самое достойное и высокоразвитое. Аминь.
Свидетельство о публикации №223012700832
Желаю видеть лик твой светлый!
Ответь: зачем твой перебор
невидимой рукой секретной
ведет нас к цели, что совсем
и целью быть не означалась?
Ах, времени рука нас всех
в Эдем ведет ... А сколь осталось?
Однако ... переложить или упростить теории Дарвина и Смита до состояния героики эпоса или очевидной басенной морали столь же проблематично, сколь и произвести действо обратное. Ведь в борьбе за существование не всегда, а в условиях рыночных отношений особенно, эволюционирующий индивид эволюционирует в нечто «самое достойное и высокоразвитое». Стоит продолжить цитату А.Смита и станет понятно, что это так: «... при этом общество не всегда страдает от того, что эта цель не входила в его намерения». То есть всё же общество может и страдать, что в действительности так и есть. А раз общество страдает, то достоин ли сей индивид сего благородного понятия. Ведь рассматривать отдельно взятого индивидуума в его эволюционировании в совершенном отрыве от этого общества противоестественно. К животно-растительному миру сие также относится. Вот такие мысли-мыслишки по Эзопу с Дарвиным. А поскольку есть над чем поразмыслить, непременно, как здесь выражаются, "жму зеленую".
С уважением, Н.Д.
Николай Данилин 21.02.2023 16:55 Заявить о нарушении
С уважением,
Аркадий По 22.02.2023 14:38 Заявить о нарушении
С уважением, Н.Д.
Николай Данилин 22.02.2023 19:37 Заявить о нарушении