Эзоп и Чарльз Дарвин

Мы так устроены, что простые вещи почему-то становятся понятнее только когда их подносят в форме притчи, сказки или басни. Эзоп, Лафонтен, Крылов, басни о животных: «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей», "Лебедь, рак да щука», «Мартышка и очки». Что-то во всём этом есть такое, что заставляет наш, склонный к ассоциативным обобщениям, мозг тут же улавливать смысл важных социальных явлений, не всегда понятных даже тогда, когда нам их разжевывают очень умные люди.

Простой пример. Много раз слышанная цитата А. Смита о деловом человеке, который «преследует лишь свою собственную выгоду, причём... невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения» и т.д. и т.п. Вроде бы такая доходчивая мысль, а знают и ценят её горста экономистов, да студенты вузов накануне и в день экзаменов. А теперь вчитайтесь в, наверное, самую известную цитату из Чарльза Дарвина: «естественный отбор ежедневно и ежечасно расследует по всему свету мельчайшие вариации, отбрасывая дурные, сохраняя и слагая хорошие, работая неслышно и незаметно, … пока рука времени не отметит истекших веков…».

Ну разве не чудо? Разве не гений? И даже рука здесь имеется, хотя вроде бы она и не причем, а вот естественный отбор очень даже при чём. Он так же, как «невидимая рука» Смита «направляет к цели, которая совсем и не входила в намерения» инвестора, в то время как он стремился всего лишь добыть немного деньжат для пропитания и уберечь своих деток от неминуемого голода. Какие уж тут басни? И никаких сказок не нужно. Это поистине величайшая притча о смысле жизни, борьбе за свободу и рыночную конкуренцию, эпос о примитивном существе, которое в жесточайшей борьбе за существование эволюционировало в самое достойное и высокоразвитое. Аминь.


Рецензии
Ты где, Естественный отбор?
Желаю видеть лик твой светлый!
Ответь: зачем твой перебор
невидимой рукой секретной
ведет нас к цели, что совсем
и целью быть не означалась?
Ах, времени рука нас всех
в Эдем ведет ... А сколь осталось?
Однако ... переложить или упростить теории Дарвина и Смита до состояния героики эпоса или очевидной басенной морали столь же проблематично, сколь и произвести действо обратное. Ведь в борьбе за существование не всегда, а в условиях рыночных отношений особенно, эволюционирующий индивид эволюционирует в нечто «самое достойное и высокоразвитое». Стоит продолжить цитату А.Смита и станет понятно, что это так: «... при этом общество не всегда страдает от того, что эта цель не входила в его намерения». То есть всё же общество может и страдать, что в действительности так и есть. А раз общество страдает, то достоин ли сей индивид сего благородного понятия. Ведь рассматривать отдельно взятого индивидуума в его эволюционировании в совершенном отрыве от этого общества противоестественно. К животно-растительному миру сие также относится. Вот такие мысли-мыслишки по Эзопу с Дарвиным. А поскольку есть над чем поразмыслить, непременно, как здесь выражаются, "жму зеленую".
С уважением, Н.Д.

Николай Данилин   21.02.2023 16:55     Заявить о нарушении
Спасибо Николай! Много уж раз мне пеняли, что невозможно понять где я щучу, а где серьёзен. Единственный выход, наверное, считать, что шучу я всегда. Этот отрывок из моих рассуждений - это попытка доказать что Теория Дарвина - это главный религиозный текст либерализма. Так что всё это сплошной сарказм, хотя согласен, что плохо уловимый, если вырвать его из контекста.
С уважением,

Аркадий По   22.02.2023 14:38   Заявить о нарушении
Отчего же "плохо уловимый" ... вполне заметен. Поэтому и размышления читательские слегка ироничны, с некоторыми мыслительными же уточнениями по ходу дела.
С уважением, Н.Д.

Николай Данилин   22.02.2023 19:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.