1. 3. Реальная и условная прибыль. Часть 1

Если некий человек добывает картофель в количестве 4 килограмма в день при необходимых затратах 2 килограмма в день, то 2 килограмма картофеля можно назвать реальной (естественной) прибылью. Эта прибыль позволяет ему иметь свободное время или, другими словами,  прожить один день, занимаясь отвлеченными делами, а не добычей картофеля. Аналогично, другой человек может добывать 4 килограмма риса в день при необходимых затратах 2 килограмма риса в день. Он также будет иметь прибыль и свободное время. При желании эти два человека могут произвести между собой обмен картофелем и рисом, как показано на рис.3. При этом, в связи с появлением разнообразия в питании, улучшится качество их жизни.  В то же время на реальную (естественную) прибыль такой обмен никак не повлияет, если представить, что время на добычу единицы картофеля и единицы риса одно и то же и калорийность этих продуктов одинакова.

Действие упоминавшегося закона природы, который  позволяет субъекту в течение определенного промежутка времени добыть для себя количество пищи (энергии), превышающее количество пищи (энергии), расходуемое им за тот же промежуток времени, имеет далеко идущие последствия. Одно из таких последствий заключается в том, что субъект может иметь свободное время, другое – что он может поддерживать жизнедеятельность другого субъекта, пока тот занят другими делами, отдыхает или недееспособен. Выражение: "один с сошкой – семеро с ложкой" как раз о таком поддержании жизнедеятельности людей, не участвующих в процессе добычи пищи, и говорит.

У субъекта должны быть причины, чтобы поддерживать жизнедеятельность другого субъекта. Одной из причин могут являться родственные связи: субъект может поддерживать жизнедеятельность своего ребенка или, наоборот, родителя. Другой причиной может являться заинтересованность в улучшении качества жизни. Ранее уже было продемонстрировано, что обмен продуктами питания приводит к разнообразию пищи, что вполне может заинтересовать субъекта. Но, оказывается, субъект может быть заинтересован не только в продуктах питания. Его могут интересовать и несъедобные объекты, например, одежда. В таких условиях вполне может появиться сапожник, который сначала путем накопления из прибыли продовольственных запасов обеспечил себе свободное время для овладения сапожным ремеслом, а затем вовсе отказался от прямой добычи продовольствия, получая это продовольствие в обмен на созданную обувь.

Если у этого сапожника необходимые затраты (прожиточный минимум) составляют 2 килограмма картофеля или риса в день, а тачать за день он может, к примеру, 1 пару обуви, то эту пару он может обменять по бартеру на 2 килограмма картофеля или риса у сельхозработника. Если обмен свершится, то и сельхозработник и сапожник компенсируют свои необходимые затраты, т.е. окажутся накормленными, а сельхозработник, к тому же, станет еще и обутым. Таким образом, существование реальной (естественной) прибыли, которая имеет вид запаса пищи, оборачивается для сельхозработника возможностью обуться без знания сапожного ремесла, а сапожнику - возможностью остаться живым, не выходя на поле. Получается, что реальная (естественная) прибыль является не только источником свободного времени, но и средством для изменения качества жизни. Ходить босым и ходить обутым – это жизнь, но разного качества.

Новое качество жизни субъекта возникает в результате использования реальной (естественной) прибыли, обеспечивающей образование у него или у другого субъекта свободного времени. Если обратиться к рассмотренному примеру, то с одной стороны при обмене пищи на обувь никакой потери прибыли у сельхозработника не ощущается. Как были у него необходимые затраты в количестве 2 килограммов пищи в день, так и остались. И прибыль у него в виде обуви тоже осталась. Но с другой стороны использование (расходование)  сельхозработником  реальной прибыли при расчете за обувь привело к потере его свободного времени. В отличие от картошки обувь сельхозработник съесть не может, поэтому должен обязательно - с "железной" необходимостью - выйти в поле, чтобы снова добывать пропитание. Отличие от исходного состояния заключается лишь в том, что на работу он может выйти обутым. Таким образом, прибыль в виде обуви есть, но ее уже нельзя назвать реальной прибылью. В какой-то мере эта прибыль условная. И эта условная прибыль обеспечивает новое качество жизни, которое иногда влияет не только на настроение и здоровье, но и на производительность труда.

Условная прибыль в отличие от реальной (естественной) прибыли выглядит искусственной. Если вокруг нет источников дохода, позволяющих получить реальную прибыль, то долго на доходе, позволяющем получить лишь искусственную прибыль, протянуть невозможно. Поэтому сапожник после того, как он обеспечит обувью одного сельхозработника  и компенсирует полученной пищей свои необходимые затраты, должен думать о том, как ему обеспечить обувью другого сельхозработника, а лучше – двух. Почему лучше? Потому что производя одну пару обуви в день и ведя обмен на тех же условиях, он может компенсировать лишь свои необходимые затраты, сам оставаясь босиком. Говоря экономическим языком, он будет работать на уровне нулевой рентабельности. Чтобы поднять рентабельность, сапожник должен увеличить доход при неизменных необходимых затратах. Достичь это он может двумя способами:
а) увеличением количества производимой за то же время обуви;
б) изменением условий обмена.


                Далее: http://proza.ru/2023/03/01/1919
                Предыдущая страница: http://proza.ru/2023/03/01/1881


Рецензии