1. 4. Деньги

У каждого человека должны быть причины, чтобы вступать с другим человеком в обменные операции. Такие причины у большинства людей есть и их немало. Основные из них – необходимость питаться, одеваться, обуваться, защищаться от различных напастей, которых в нашем мире достаточно, и прочее. Природа позволяет каждому человеку (точнее, каждому субъекту) получать необходимые ему продукты в количестве, превышающем его насущные потребности. Например, человек может наловить рыбы за день в таком количестве, что будет не в состоянии ее поглотить за тот же день. Если рыбы в водоемах на месте его проживания достаточно много, то человек всегда будет иметь избыток рыбы. Этот избыток ранее был назван реальной прибылью. Другой человек, проживающий неподалеку, может заниматься охотой. Если дичи в районе его проживания достаточно много, то он также будет иметь прибыль как в виде мяса (реальная прибыль), так и в виде шкур (условная прибыль). Очевидно, что желание разнообразить питание, а также необходимость одеваться  приведет при благоприятных условиях к возникновению обменных операций между этими людьми. Такой обмен в отсутствие денежных отношений может быть исключительно бартерным. Это значит, что одна прибыль будет обмениваться на другую прибыль в самом своем непосредственном виде. Избыток рыбы, существующий у одного человека, будет обмениваться на избыток мяса и шкур, существующий у другого человека. Таким образом, в обмене участвует как реальная прибыль, представляющая собой запасы пищи, так и условная прибыль, представляющая собой запасы несъедобных объектов, какими-то своими свойствами привлекающими субъектов.

В связи с тем, что природа позволяет каждому человеку (точнее, каждому субъекту) получать необходимые ему продукты в количестве, превышающем его насущные потребности и в связи с тем, что некоторые такие продукты могут храниться достаточно долго, часть таких продуктов начала участвовать в обменных операциях в качестве посредников. Произошло это потому, что данная часть продуктов обладала высокой привлекательностью или высокой потребительной ценностью для всех участников обмена. Из пищевых продуктов на этом поприще отличилась соль, а из непищевых посредников лидерство оказалось за золотом. Привлекательность золота оказалась настолько велика, что имея золото в достаточных количествах, всегда можно было получить за него необходимый продукт. Последнее, конечно, удавалось сделать только в том случае, если этот необходимый продукт был у кого-то в наличии и представлял собой прибыль, а не доход, компенсирующий необходимые затраты. В блокадном Ленинграде, к примеру, золото имело минимальную ценность и, владея им, можно было все равно умереть от голода в связи  с тем, что у всех, кроме преступных элементов, отсутствовала реальная прибыль (пища), которую можно было бы обменять на золото.

Как посредник, золото несло в себе потребительные качества, делающие его привлекательным для субъекта. Только благодаря этим качествам субъект был готов обменять часть полученной им реальной прибыли в виде пищи на условную прибыль в виде золота. При всем этом золото имело и  другие качества, позволяющие ему поддерживать посредническое лидерство в обменных операциях. Одно из таких качеств  выражалось в том, что золото не валялось везде, как камни или песок и чтобы добыть его, нужно было прилично потрудиться. Такое качество позволяло производить сравнение трудоемкости добычи золота с трудоемкостью добычи пищи или с трудоемкостью изготовления и получения других материалов и изделий. Под трудоемкостью здесь понимаются затраты труда (рабочего времени или калорий) на производство единицы продукции. Если бы на мир неожиданно пролился золотой дождь, то при всех своих качествах золото немедленно потеряло бы посредническую значимость в обменных операциях всего лишь в связи с отсутствием трудоемкости на свою добычу. 

Достаточно большая трудоемкость добычи золота лишь повышала его посредническую ценность по сравнению с посреднической ценностью той же соли. Там, где требовали за необходимый продукт мешки соли, можно было получить тот же продукт за гораздо меньшее количество золота, помещающегося в карман или мешочек. У золота были и другие качества. В отличие от той же соли, которая могла испортиться при хранении во влажном помещении, золото хорошо сохранялось практически в любых бытовых условиях и, кроме того, могло служить отличным материалом для изготовления украшений.

Золото и другие объекты, выполняющие роль посредников в проведении обменных операций, стали называть "деньгами". Все эти объекты объединяла между собой необходимость "пыжиться" и доказывать как свою потребительную привлекательность, так и обязательную связь с человеческими трудозатратами. Алюминий, как известно, тоже в свое время выполнял функцию денег, но как только трудоемкость его добычи снизилась, эта функция исчезла.

В связи с тем, что трудоемкость добычи золота, играющего роль денег, была достаточно высока, а непосредственное его использование в обменных операциях приводило к его износу или утере, золото стало постепенно заменяться бумажными деньгами притом, что эти деньги обеспечивались золотом. Это значит, что обладателю ценной бумаги, которую было достаточно сложно подделать, гарантировалось, что по первому требованию эта бумага будет заменена на определенное количество золота. При таких условиях золото лежало в банках, а обмен осуществлялся обеспеченными им бумажными деньгами.

Время шло, количество денег в торговом обороте постепенно увеличивалось, Настало время, когда торговый оборот стал таким большим, что никакие физические посредники – золото, платина и пр. - не могли его поддерживать в связи с количественной ограниченностью. И поэтому бумажные наличные и основанные на них безналичные деньги были оторваны от своих натуральных носителей в том смысле, что вся масса обращающихся наличных и безналичных денег не могла быть обеспечена золотом. С этого момента бумажные деньги должны были доказывать свою привлекательность (потребительная ценность - это основное свойство посредника в обменных операциях) самостоятельно, не основываясь на привлекательности золота.  При этом единица денег все равно должна была указывать на трудоемкость изготовления какого-либо физического объекта-посредника, поскольку без такой основы бумажные или электронные деньги никакого смысла не имеют.

Использование в обменных операциях денег возникло и будет продолжаться в экономике по той причине, что для проведения таких операций между субъектами необходимы измерительные средства. Человек, выживая, научился считать свои трудозатраты и научился ценить создаваемые из прибыли запасы. Поэтому при проведении обменных операций его всегда интересует обмен, не ухудшающий его (субъекта) качество жизни. Никто не пожелает обменивать добытую прибыль с явной потерей собственного качества жизни. Поэтому участники обмена всегда говорят между собой об эквивалентном обмене, одновременно пытаясь перетянуть "одеяло" на себя. При этом под эквивалентным обменом понимается такой обмен, при котором реальная ценность одного обмениваемого товара соответствует реальной ценности другого товара. Перетягивать "одеяло" позволяет тот факт, что ценность любого товара, называемая в экономике стоимостью, обеспечивается не одним, а двумя экономическими факторами: потребительными качествами товара (степенью желания субъекта иметь этот товар) и трудоемкостью его изготовления, определяемой необходимыми затратами. Ценность товара, определяемая потребительскими качествами товара, называется потребительной стоимостью.  Ценность товара, определяемая трудоемкостью  изготовления товара, называется (или, по крайней мере, должна называться) меновой стоимостью. Казалось бы, что для совершения эквивалентного обмена товары должны обмениваться исключительно по меновой стоимости, определяемой величиной необходимых затрат. И это выглядит правильным. Но так будет только в том случае, если оба товара имеют равную потребительную стоимость, т.е. будут взаимно нужны обменивающимся сторонам. Если, скажем, в приведенном ранее примере сапожник будет заинтересован в пище, поставляемой сельхозработником, а сельхозработник будет заинтересован в обуви, изготовленной сапожником, то обмен по меновой стоимости этими продуктами человеческого труда может быть эквивалентным. Если же сапожник будет заинтересован в продуктах питания, а изготовленная им обувь по каким-либо причинам не подойдет сельхозработнику – например, будет мала по размеру, - то обмен для сельхозработника не будет иметь смысла, несмотря на соответствие меновых стоимостей пищевых продуктов и обуви. Если обмен все же будет совершен, то он будет неэквивалентным, поскольку улучшит качество жизни сапожника, но не улучшит качества жизни сельхозработника. Точно также, если деньги имеют потребительную ценность, а товар такой ценности не имеет, то условия эквивалентного обмена не позволят обменять деньги на товар даже тогда, когда этот товар будет иметь очень большую трудоемкость изготовления.

Обменный процесс между субъектами достаточно сложен и при его более углубленном рассмотрении обычно используют теории стоимости, из которых можно выделить трудовую теорию стоимости и теорию предельной полезности. Существует возможность из этих теорий создать более совершенную, используя для этого работу под названием "Общая теория информации" [6]. Представляется, что на текущий момент эта теория наиболее точно отражает законы окружающего мира и на ее основе вполне может быть создана физическая, информационная теория стоимости, отвечающая современным научным и общественным требованиям.

По своим свойствам деньги сравнимы с измерительными средствами, используемыми в технике (например, с рулеткой или гирями для весов). Как и технические измерительные средства, деньги тоже несут в себе некоторую измерительную шкалу. Отличие между ними лишь в том, что, для технической единицы измерения можно создать эталон и поместить его в хранилище мер и весов, а с экономической единицей измерения, которая определяет одновременно и степень привлекательности  (потребительную ценность) товара и трудоемкость его изготовления, такую операцию сделать невозможно.  Это невозможно хотя бы потому, что нет такого объекта, трудозатраты на поиск, добычу или изготовление которого не менялись бы со временем. Кроме того, со временем меняются и потребительские качества объектов, играющих роль измерительных средств или денег. Если, скажем, какая-то денежная единица теряет привлекательность в глазах членов общества, то от нее немедленно пытаются избавиться. В экономике это выглядит как снижение ее "курса" или обесценивание. Слишком резкое снижение "курса" может привести к экономическому катаклизму, при котором деньги теряют свои функции и в дело опять вступает натуральный обмен - бартер. Бартерные механизмы настолько неудобны в использовании, что экономическая система путем предоставления разнообразных гарантий производителям и участникам обменных операций вновь обеспечивает ценность используемых денежных единиц.


                Далее: http://proza.ru/2023/03/01/1924
                Предыдущая страница: http://proza.ru/2023/03/01/1919


Рецензии