Ч. 3 Дед Григорий Егорович

(Начало -http://proza.ru/2023/03/19/1030)

 Деда своего по маминой линии Бернадского Григория Егоровича (1900 - 1937*) я не знал. Да и другие внуки  тоже не знали. Мама Бернадская Нина Григорьевна тоже не знала, так как родилась в 1937, когда её отец к тому времени  скоропостижно скончался от воспаления легких: по дороге в Алма-Ату здоровый мужик – известный в районе кузнец - лошадь мог поднять, хватанул в жару ледяного квасу или морсу. По возвращении домой через несколько дней моего деда не стало! А не выпей квасу – сколько бы мы - потомки, узнали?! Верно?!

- Наш дед Григорий похоронен в Кок-Тюбе – говорит брат Григорий.
- Кок-Тюбе! Это где? - думаю я. На ум приходит, почему-то, только канатная дорога в Алма-Ате.

- Бернадские в тех местах были издавна! – рассказывает моя мама, намекая на свои родные места.

Чилик, Куликовка, Милянфан,  Тургень, Колхоз имени Ленина,Иссык, Талгар,  Алма-Ата, река Или, урочище Медео как много для меня уроженца Северного Казахстана значат эти чарующие слова! Как часто я их слышал, когда из Алма-Аты в Кокчетав зимой к нам приезжала бабушка Вера с чемоданом, полным отборных семечек и пряжи.  Когда семечки, пряжа и рассказы бабушки заканчивались, она уезжала к себе на юг, а мы оставались в Северном Казахстане в теплых носках и мечтали, как поедем к ней в гости летом.

Я набираю в поиске "Тургень" - место рождения мамы. В ответ приходит справка:
"Тургень - Село в Енбекшиказахском районе Алматинской области Казахстана. Административный центр Тургенского сельского округа. Находится у подножья Тянь-Шаньских гор. Турген находится в 12 км к востоку от города Есик и в 60 км от Алматы. К востоку от села бежит речка Тургенка, впадающая в реку Или. Код КАТО - 194081100.
Дата основания:1864 г.
Население:12 116 чел. (2009 г.)
Телефонный код:+7 72775
Площадь:22 км.

- Тургень - она или он?

 Старший брат Гриша ответил, что жители этого славного местечка считают "Тургень" словом мужского рода.

Пока идёт процесс накопления информации, сестра Галина - родная сестра Гриши, высказав критические замечания, подберет подходящее фото из семейного архива, я его вставлю в текст. И это даст нам основание считать, что лёд тронулся. Впереди необъятная тема, но верно говорят, что слона надо есть по частям?!

На фото: наш  дед Григорий Егорович Бернадский с сестрой Анной Егоровной Бернадской (Астафьевой). Она оставила этот мир в 2010-ом году. У неё разница в возрасте с братом  - нашим дедом 20 лет. Мог бы дожить до конца 20-го века! Что за судьба?! Горько, ой горько! - сожалеем мы, глядя на  дорогое нам фото.

- Баковым на бак! С бочки сниматься!

* - по другим данным 1938.
(Продолжение - http://proza.ru/2023/03/20/107)


Рецензии
Для меня Тургень женского рода. так привыкла с детства. Деревня, она моя, я родилась в Тургени в 48-году. Допускаю оба варианта. Тоже интересуюсь корнями рода и тургенской темой. А с Бернадскими у нашего рода есть соприкосновения.

Галина Кулешова-Петренко   14.01.2024 23:38     Заявить о нарушении
Галина, спасибо за неформальный интерес. С уважением

Анатолий Дудник   15.01.2024 20:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.