Ч. 6 Папашка-Парники

(Начало - http://proza.ru/2023/03/20/121)

 А мы ещё и не начинали! - думается после прочтения моих же скупых слов об отчиме мамы Григории Емельяновиче Зинченко (Папашке), которого мои братья и сёстры почитали за родного деда.

 Признаться, я никогда не задумывался о судьбе родного деда по маминой линии Григория Егоровича Бернадского. Его словно не было вовсе! Вот и сейчас я пишу не о нём, а о Папашке.
 
- Разве это справедливо?!

 Каким был Папашка - судите сами. Думаю, что мне было лет пять, когда он в очередной наш приезд с мамой показал мне свою столярку - невысокое помещение мастерской, наверное, мазанки, где он творил чудеса. Помещение было здорово завалено свежей стружкой и опилками, но инструменты - преимущественно разного калибра рубанки, были развешаны на стенах.

- Какие замечательные завитушки и запах! - думал я, как завороженный вдыхая приправленный запахом сосны воздух и глядя на то, как дед Григорий на глазах из неказистого остатка доски выстругал то, что просто приятно подержать в детских руках. «Мастер-класс" продолжался, наверное, не более 5-ти минут, но с того момента я, то и дело, с удовольствием строгаю и строгаю.

Судя по всему, дом в районе Парники, что в пригороде Алма-Аты, уже был отстроен мастерством и силами старших сыновей. Я до сих пор не знаю точного года постройки небольшого домика - считал, что он был всегда: дворик прибран и подметён, стены дома и сарайчиков напротив побелены. Однако для себя ориентируюсь на год денежного займа. Баба Вера говорила, что выигрыш в лотерею государственного внутреннего  выигрышного займа немного их выручил при покупке материалов для стройки. А дворик был небольшой, как у соседей, в который, между тем, входила полноценная "Татра" с дядей Павлом за рулём. Не знаю, как другие его племянники и дети Саня и Вова, а я лично шибко расстроился, когда дядька стал работать на ЗИЛ-130. - Чешских автомобилей в Северном Казахстане я не встречал вовсе. Саня и Вовка ещё хвастались "Икарусами" - шикарными двухвагонными автобусами в центре Алма-Аты. Интересно Владимир помнит это?! Встретимся - спрошу.

Я опять соскочил с темы. Через несколько лет  понял, как нам - внукам повезло с дедом Григорием. Казалось, что он  мастерит всё от обуви,  посылочных ящиков и рукомойников до деревянных бочек. Деревянную летнюю кухню работы деда Григория помню сколько себя.

Вспоминается картинка детства, как баба Вера варила варенье на этой кухне в огромном тазу. Пчелы, то и дело, словно камикадзе, отчаянно бросались в атаку,  прорывали оборону и неминуемо гибли в сладком сиропе. Солнце ещё было высоко, когда с окончанием работ на ужин в эту продуваемую лёгким ветерком кухню приходил, вымыв руки, усталый дед Григорий. Он садился за стол у окна с левого торца, как и в далёком и родном Кокчетаве другой мой дед Дудник Иван Васильевич. То ли бабушка, то ли сам дед Григорий наливал себе рюмашку водки. Молча, но с расстановкой - значительно выпивал.

- Вот как должно быть заведено! - думал я про себя, мечтая, что придёт моё время, и я так буду красиво ужинать. Но время пришло - я могу себе ещё не то позволить, да вот беда - не встречаются такие граненые рюмки из толстого стекла. А из хрустальных что-то не пьётся.

Глядя на фото Григория далёких лет, не скажешь, что этот скромный  молчун отличный танцор! И поёт хорошо! А как здорово он шутит! В нужный момент вставит слово и довольно улыбнётся, так как уже все смеются.

Бывало, в праздник родные соберутся - стол пышно накрыт. Входит Григорий и, окинув застолье, с горьким выражением лица и нескрываемой досадой произносит сакраментальное: "Э-эх! Пропала водка" и махнет рукой так, как он только и умеет.
А выпив, мог сказать: "Всё в море будет!" Папашка - человек тонкой душевной настройки. Много переживший за свои 86 лет и умевший согреть и посочувствовать другому. Когда мама поступила в ремесленное училище  в 1950-ом, он её так тепло проводил в новую жизнь, отдав последние деньги. В этом месте мама всплакнёт: отчим был ей за родного отца!

- Ты, Нина, не ругай Ивана. Он в электричестве понимает! Я ведь не понимаю – сказал он в один из наших приездов, заметив, что мои мама и папа горячатся.

(На фото: слева - Григорий Емельянович Зинченко; справа - Павел Григорьевич Бернадский).

Наш корабль вышел в открытое море.

В октябре 2023 года, приехав на День рождения мамы, я представил ей, как старшему эксперту, разработанные материалы. Неожиданно для меня с некоторыми моментами "экспертное сообщество" не согласилось. Ниже привожу материал по результатам доработки.

Так мой брат Александр по поводу больной ноги Папашки утверждал, что, по его мнению, Папашка воевал в Финскую (почему-то в НКВД, так как был грамотен), а в Отечественную, при возвращении "своим ходом" из Ирана в Тургень, что под Алма-Атой, его укусила змея - он всю жизнь страдал. Перевязки приходилось делать каждый день. Доктора, со слов брата, предлагали удалить часть ноги, но Папашка решительно отказался, заявив, что он с этой ногой ещё всех детей переженит и станцует на их свадьбах.

Родной сын Папашки дядя Витя на мой запрос ясно и понятно сказал, что отец в Финскую не воевал, так как по годам призыву не подлежал, но в Отечественную привлекался в трудовые бригады, в том числе и для обеспечения работы переговоров союзников. Работая высоко в горах, Папашка и обморозил ногу, которую лечил весь остаток жизни. И никакая ползучая тварь здесь ни при чём.


(Продолжение - http://proza.ru/2023/03/20/175)


Рецензии
Добрый день, Анатолий! Дачный сезон завершила и приступаю к продолжению чтения Ваших воспоминаний о старшем поколении. С добрыми пожеланиями,

Татьяна Комиссарова   30.10.2023 10:33     Заявить о нарушении
Сколько же лет этой фотографии?

Татьяна Комиссарова   30.10.2023 10:34   Заявить о нарушении