Персонажи меняются характерами. Глава 8

Весь роман можно разбить на следующие три  части:
1. Главный роман, включая Экспозицию (главы первая и вторая) и  Развитие (главы с третей по шестую).
2. Трансформация: глава 7, эпилог
3. Альтернативная концовка: Глава 8 является повторением любовной линии из  Основного романа с точностью до наоборот.

Моя гипотеза состоит в том, что  альтернативная  концовка происходит в воображении Татьяны. Смыслом этой фантазии является виртуальное мщение героини обидчику.

В альтернативной  концовке любовная линия Основного романа оказывается «перелицованной»: альтернативный Онегин (обозначим Онегин8, Онегин восьмой главы) играет роль страстной Татьяны, а альтернативная Татьяна (обозначим Татьяна8) играет роль Онегина из Основного романа, как она его понимала.

Вот как изменились характеры персонажей.

1.  Дар речи, способность к раскованному общению.  В главном романе Татьяна молчит при каждой встрече с Онегиным, а он ведет себя непринужденно и раскованно. Когда Онегин приехал в дом Лариных с Ленским, она не  проронила ни слова («молчалива, как Светлана»), сидела тихо у окна. Татьяна выслушивает «проповедь» Онегина в четвертой главе также безмолвно. Во время ее именин Татьяна также молчала. Она чуть не упала в обморок, увидев Онегина.

В альтернативном романе  Онегин8 потрясен превращением Татьяны в княгиню, теряет дар речи, а Татьяна8  свободно, раскованно общается с ним:  «С ней речь хотел он завести И — и не мог. Она спросила, давно ль он здесь...». В строфе 12: «Слова нейдут Из уст Онегина. Угрюмый, неловкий, он едва-едва ей отвечает».  Во время «отповеди Татьяны8» в последней сцене альтернативного романа Онегин8 не может вымолвить не слова. Ему слова и не дали.

2. Влюбленность. В главном романе Онегин отличается сдержанными реакциями, иронией, отсутствием сильных эмоций, привязанностей, сосредоточенностью на настоящем моменте. Онегин отверг заявление Татьяны о любви потому, в частности, что он нашел мелодраматический тон ее письма утомительным и пошлым, неоригинальным. Татьяна, наоборот, была одержима своими любовными страданиями, которые у нее выражались в стиле ее любимых героинь.

Онегин8 находится под властью очарования Татьяны8 с первой встречи, не может думать ни о чем другом: «Онегин вновь часы считает, Вновь не дождется дню конца, Но десять бьет; он выезжает, Он полетел, он у крыльца.»

Интересно, что Татьяна8 очаровала Онегина8 не какой-то своей прелестью, которой он у нее не замечал раньше, а именно тем, что она утратила личность, стала неотличима от других светских дам: перестала быть застенчивой, стала уверенной в себе и «комильфо».   Но в виртуальном мире альтернативного романа абсурд происходящего является нормой. 

Татьяна8, княгиня,  не выражает никакого интереса к Онегину8, не отвечает на его письма. Наоборот. Она держится с ним холодно, отчуждено, демонстративно отказывается обращать на него внимание  («… Как сурова. Его не видят, с ним не слова»)

2. Любовное письмо. В главном романе Татьяна пишет Онегину страстное, откровенное письмо, руководствуясь книжным пониманием жизни. А в восьмой главе влюбленный Онегин8 пишет письмо Татьяне8.

В письме Онегина8 есть те же основные элементы, что и в письме Татьяны: есть страх презрения со стороны адресата;  есть угрозы («Я знаю, век уж мой измерен»); есть подобие клятвы («внимать вам долго, понимать душой все ваше совершенство, Пред вами в муках замирать, Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!);   есть абсолютно несдержанное выражение эмоций («Желать обнять у вас колени, и, зарыдав у ваших ног...»). Но, главное, письмо содержит раскаяние и желание исправиться («Чужой для всех, ничем не связан, я думал: вольность и покой Замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан.»).

Из письма получается, что Онегин не хотел раньше жениться, потому что он предпочел вольность и покой «счастию» семейной жизни с Татьяной.  Трудно поверить, что Онегин мог это написать. «Супружество нам будет мукой», честно сказал Онегин Татьяне при встрече в саду в основном романе. Было бы странно, если бы он стал так откровенно противоречить себе в письме.   «Увы, он счастия не ищет, и не от счастия бежит» могло бы быть сказано об Онегине. Раскаяние Онегина8  — еще одна неправдоподобная деталь в альтернативном романе.

В целом, письмо Онегина8 похоже на письмо Татьяны. Оно также удовлетворяет мстительной цели Татьяны как вдохновительницы альтернативной концовки, поскольку содержит чистосердечное раскаяние.

3. Мечты и фантазии
В основном романе Онегин не думает ни о прошлом, ни о будущем. Он также никого не упрекает, и ни к кому не выражает привязанности.  Мы не видим его ни радостным, ни печальным. http://proza.ru/2023/03/25/499.

Татьяна, наоборот, одержима своей страстью к Онегину. А, получив отказ, пережив разочарование, переходит к личным оскорбительным выпадам против него.

В восьмой главе все наоборот.  Пушкин говорит нам об одержимости Онегина8 (называя его по-прежнему, Онегиным):

«Бледнеть Онегин начинает:
Ей иль не видно, иль не жаль;
Онегин сохнет — и едва ль
Уж не чахоткою страдает»

Герой видит в воображеньи

«Сельский дом — и у окна
Сидит она… и все она»

Онегин8 стал мечтателем. «...Глаза его читали, Но мысли были далеко; Мечты, желания, печали Теснились в душу глубоко.» Он был погружен в  «тайные преданья сердечной, темной старины, ни с чем не связанные сны, угрозы, толки, предсказанья, иль длинной сказки вздор живой, иль письма девы молодой».

Мы знаем, что «преданья», «предсказанья», сказки занимали Татьяну, которая была близка к народной русской традиции, но они были чужды городскому Онегину, воспитанному мосье.

Онегин8 видит в воображении «клеветников, и трусов злых, и рой изменниц молодых, и круг товарищей презренных».  Так видит жизнь Онегина Татьяна, но не сам Онегин.

4. Отповедь.
В основном романе Онегин не был очень впечатлён письмом Татьяны. Он не испытывал к ней особенной симпатии. Тем не менее, он счел нужным встретиться с ней и объяснить себя. В частности, он сказал, что он не хочет «ограничить жизнь домашним кругом». А если бы она стала его женой, она была бы несчастной. Посоветовал ей «властвовать собой». Это был очень честный и уважительный ответ, который он не обязан был давать. Но на Татьяну он произвел очень тяжелое впечатление, потому что Онегин отказался быть героем из ее романов.

В альтернативной концовке происходит удивительная сцена, когда Онегин8 нарушает все мыслимые приличия и  физические законы, как супермен  врывается в дом князя и без разрешения идет прямо в комнату Татьяны-княгини (подобно тому, как Татьяна якобы проникла в дом Онегина в седьмой главе). Там он видит Татьяну8 без маски светский дамы. Она устраивает ему выволочку.  Главное  обвинение Татьяны8 состоит в том, что герой непорядочен:  хочет ее опозорить, чтобы прославиться («мой позор Теперь бы всеми был замечен И мог бы в обществе принесть Вам соблазнительную честь»), потому что Татьяна сейчас такая важная дама, гораздо важнее самого Онегина. 

В конце Татьяна8 снова надевает маску приличия-благородства. Она  обращается к чести Онегина: «я знаю, в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь». Татьяна также говорит и о своем благородстве: «Я другому отдана и буду век ему верна».

Виртуальное мщение заканчивается тем, что «шпор незапный звон раздался, и муж Татьяны показался», как  статуя Командора. В отличие от «Каменного гостя» (который написан той же Болдинской осенью, что и восьмая глава),  реплика «проваливаются» здесь опущена.

Выводы.

Я показала, что в восьмой главе герои радикально отличаются от героев с теми же именами в основном романе. Они таковы, как их могла бы придумать Татьяна в своей мстительной мечте. Онегин8 больше похож на Татьяну, чем на Онегина, а Татьяна носит маску петербургской богини, какими она их представляла себе. Трансформации героев не имеют правдоподобного «реалистического» объяснения.


Рецензии
Я давно собирался написать рецензию, как только прочитал всю Онегинскую серию, но ждал удобного момента. Мне все очень понравилось, а всего более ваши открытия, что поэму (позвольте не назыавать здесь ее романом в стихах) написал вымышленный (как Белкин? Козьма Прутков? - это я шучу) слегка окарикатуренный Пушкин, а также, что все последующие после дуэли события произошли в воображении Татьяны. Это вдохновило меня на маленький рассказ. Спасибо. Творческих вам удач. М. А.

Марк Афанасьев   31.08.2023 18:25     Заявить о нарушении
Спасибо, Марк!

Это мне как бальзам на душу - я уже думала, никто не прочитал, не понял.

Да, я думаю, что это открытия. Это - единственная на сегодняшний день интерпретация, которая согласна с текстом и имеет смысл: понятно, о чем А.С. Пушкин здесь с нами говорит, для чего это написано. В романе (поэме) два конца: один - правдоподобный и поучительный, а другой - фантастический. Второй конец - тоже поучительный, он учит тому, чему правдоподобный конец не мог научить.

Посмотрю ваш рассказ.

Марина Сапир   31.08.2023 21:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.