Публицистика или беллетристика

С точки зрения "высокой литературы", конечно, публицистика "низкий жанр". Как шашки и шахматы. Доска языка одна, клетчатая - а игры разной сложности. На сайте в подавляющем большинстве представлены невымышленные истории, мемуары разной длины. Но для прозарян, в ипостаси читателей, главную роль играет все же форма и содержание. Читабельно и интересно - или нет. Пример - то направление прозы, по которому можно снять боевик. Афганские мемуары новобранца сайта Андрея Полторацкого и повесть Реймен "Солдат удачи". По пятибальной шкале я бы оценил их на 5- и 5. Не потому, что у В.Н.Ковалева "художка", он один из нескольких профессионалов на сайте и уже с большим литературным опытом. Это сразу видно. У Андрея отличная подача тяжелого материала, без дешевой героизации, смакования ужасов (как у Ремарка)и даже, иногда, с юмором. Восхитило, что автор к своим творениям настроен критичнее читателя - а это верный залог успеха!
   Дубовым пером И.Я. можно испортить наилучший материал. А то, что гонит Ева Браун - только втискивать в двери дурдома, боком и не кантовать. С другой стороны: просто взгляд из окна может породить лирическую философскую притчу о милосердии у Зайнала Сулейманова или изящную акварельную зарисовку Виктории Варенец. Кстати, удобный пример у Вики, репортаж, переходящий в художественную прозу. "Стена памяти" http://proza.ru/2022/08/23/544
    Оба жанра требуют одного: наличия у автора хорошего исходного материала, своих мыслей и умения изложить. Дальше ветви из ствола расходятся. Помнится, Вадим Медведев, меня наставлял: журналист - это позиция, ты должен проверять каждое слово, профессионально быть в теме, чтоб не было "в процессе езды КПД паровоза удалось существенно повысить." В общем, с публицистикой ясно.
    "Написал пару рассказов, убедился, что у меня нет способностей писателя." (А.И.Храптович) Мало кто способен на такую самокритичность. В результате вместо слабого беллетриста, на сайте есть автор серьезной, высококачественной публицистики. Каждому просто надо сделать правильный выбор.
   Беллетристика идет от поэзии - лирично, образно, емко. Необходимы, как крылья для полета, чувство юмора и чувство драмы, знание психологии, способность осмыслить жизненный опыт, умение строить диалоги, где герои сразу узнаваемы. Главный двигатель - фантазия. Все гениальное просто, но это простота обманчивая. Как в любом деле - необходима здравая самооценка, художественный вкус.
   Как раз этого всего законченный графоман лишен по определению, все перевешивается гипертрофированными амбициями. Чтоб не повторяться. http://proza.ru/2022/09/11/921
Мелкотемьем графоман не страдает - сразу хватается за романы, пьесы. Плохо владея языком, пытается писать вычурно, сложными предложениями. "Дурака губит тяга к красоте". И вязнет, как ногой в болоте, то одним деепричастным оборотом, то другим - потом и всем предложением. Вместо того, чтобы закосить под Довлатова и писать коротко и просто. Вот цитаты как пример: http://proza.ru/2023/02/20/966


Рецензии
Интересное произведение. Много примеров. А вот "закосить под Довлатова" - тяжело, вряд ли это кому удаётся, Сергей и в школьной газете (школа 206, Ленинград) был неповторим.
Кстати - из С. Довлатова (том 3 собрание прозы):
- "Плохие стихи всё-таки лучше хорошей газетной заметки"...
- "Допустим, хороший поэт неожиданно выпускает том беллетристики. Как правило, эта беллетристика гораздо хуже, чем можно было ожидать. И наоборот, книга стихов хорошего прозаика всегда гораздо лучше, чем ожидалось."

Удачи!)))

Валерий Таиров   29.04.2023 14:08     Заявить о нарушении
цитаты помню..))

Петр Кондратьев   29.04.2023 14:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.