Миниатюры о классической литературе. Non-fiction
Вся великая литература возникла из малой, малой не в смысле длины произведения или его значимости, а в смысле ее нелитературности. То есть эта литература, которая создавалась не как литература, а как писульки, обслуживающие непосредственные нужды населения. В отсутствие какого-либо внятного термина мы ее называем повседневной
ВЫПИСКИ, ЗАПИСКИ
М. Аврелий. "Размышления"
http://proza.ru/2023/06/22/174
Труд Марка Аврелия представляет собой разрозненные записи, где автор напоминает самому себе о необходимости сохранять спокойствие и быть милосердным, несмотря на внешние события и поступки других людей
Дизраэли. "Литературные курьезы"
http://proza.ru/2023/06/06/228
Автор всю жизнь делал выписки о писателях и литературы, а потом сортировал их по темам и так издавал
Эккерман. "Разговоры с Гете"
http://proza.ru/2023/06/27/187
Эти короткие беседы между Гете и его секретарем, последний тщательно записывал в своем дневнике, а после смерти поэта тщательно обработал их и издал
АФОРИЗМЫ
Публий Сир. "Сентенции"
http://proza.ru/2023/06/07/229
Особую популярность Публию снискали мимы -- коротенькие сцены -- в которых, хотя и имевших сценарий, очень ценилось искусство импровизации.
Ларошфуко. "Максимы"
http://proza.ru/2023/06/28/168
Ларошфуко обычно перед походом в салон писал на листке бумаги все, что он мог сказать по заданному для обсуждения вопросу. Потом пришпиливал листок к зеркалу, и, приводя себя в порядок, неотрывно смотрел на этот листок, и старался воплотить мысль как более выразительно и как более сжато
ДНЕВНИКИ
С. Пипс. "Дневники"
http://proza.ru/2023/06/29/172
31 декабря 1659 в Лондоне начал писать свой дневник высокопоставленный чиновник министерства Пипс (Pepys). В соответствии со своими намерениями он ежедневно записывал все, что привлекало его внимание, а если писать было нечего, он распространялся о предстоящих событиях или давал анализ прошедших ранее
ПИСЬМА
Феофилакт Симокатта. "Письма"
http://proza.ru/2023/06/08/198
"Письма" посвящены весьма животрепещущим во все времена проблемам, которые сам автор распределил по трем рубрикам: письма нравоучительные, философские и любовные.
Честерфилд. "Письма к сыну"
http://proza.ru/2023/06/13/160
Различие между бытовым письмом и письмом литературным покоится на том фундаментальном и простом факте, что первое пишется для конкретного адресата и по конкретному поводу, второе для всех
Беттина ф. Арним. "Переписка Гете с ребенком"
http://proza.ru/2023/06/29/179
Письма -- это один из тех феноменов, откуда бытовая реальность, "жизнь" прорастает в литературу. Хотя многие историки литературы уверены и в обратном, письма Беттины отнюдь не рождались как литературный памятник
МЕМУАРЫ
Г. Ю. Цезарь. "Записки о галльской войне"
http://proza.ru/2023/06/14/186
"Вознамерившись снабдить материалом, откуда бы черпали те, кто собрался писать историю, Цезарь отбросил желание писать (так прямо и сказано 'писать'), поскольку нет ничего более приятного в истории, чем краткость, чистая и светящаяся" (Цицерон).
Абеляр. "История моих бедствий"
http://proza.ru/2023/06/21/151
Многие обработки сюжета гораздо интереснее оригинала. Таким несомненным шедевром является поповская (английского поэта Попа) поэтическая обработка письма Элоизы (1717)
Б. Челлини. "Жизнеописание"
http://proza.ru/2023/07/03/167
У Челлини любой эпизод соединяется со своими собратьями чисто хронологически. Поэтому эпизоды у Челлини без ущерба для целого можно менять местами, выбрасывать одни и добавлять другие. Повествование катится несколько монотонно, при всей яркости образов и колоритности деталей, так что к концу почти устаешь от него
Жан-Жак Руссо. "Мечтания одинокого прогульщика"
http://proza.ru/2023/06/26/176
Любая автобиография включает в себя два элемента: воссоздание происшедшего и его анализ. Одно без другого не мыслимо и бесполезно
ЭССЕИСТИКА
Кастильоне. "Придворный"
http://proza.ru/2023/06/12/270
Книга состоит из ряда диалогов между придворными. По всей видимости, эти диалоги писались по месту и приурочены к определенным жизненным обстоятельствам. Писатель приписал диалоги определенным лицам -- придворному и герцогу -- и адаптировал их так, что создается впечатление будто их участниками были не разные лица, как скорее всего и было в натуре, а всего два
М. Монтень. "Опыты"
1) Жанр "Опытов"
http://proza.ru/2023/06/15/223
Книга Монтеня представляет собой сборник рассуждений автора на разные темы. Настолько разные, что кратко определить эти темы нет никакой возможности. Вот только некоторые заголовки: "Различными средствами можно достичь одного и того же", "О праздности", "О лжецах", "Вправе ли комендант осажденной крепости выходить из нее для переговоров с противником?", "О том, что философствовать значит учиться умирать" и т. д.
2) О чтении
http://proza.ru/2023/06/15/227
"Вы спрашиваете, какие книги читать? Читайте Монтеня, читайте медленно, не торопясь!.. Создайте для своей души такую интеллектуальную атмосферу, которая будет насыщена мыслью величайших умов" (Флобер)
В. Вулф. "Комната в ее распоряжении"
http://proza.ru/2023/06/20/170
Авторша проделала типичную литературную работу. Сырой материал жизни она превратила в художественное произведение. Sub specie aeternitatis, так сказать
Стриндберг. "Одинокий"
http://proza.ru/2023/07/04/328
В романе-эссе Стриндберга ничего не происходит: писатель фиксирует состояния своего персонажа, навеянные одиночеством, мысли, какие-то случайные встречи, которые не служат завязками ни к какими событиям, и также заканчивается ни на чем
О ПОВСЕДНЕВНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Кто-то, очень мудрый как-то сбрякал: "Лучшая литература это та, которую рождает сама жизнь".
В какой форме она ее рождает? Да в самой естественной и непосредственной. Документ, записки на случай, забавы.
Древние родили анекдот, эпиграмму, эпитафию...
Средние века молитву, исповедь, рассказ о чудесах и скабрезностях...
Новое время письмо, дневник, афоризм...
Богатый урожай сняла эпоха СМИ -- об'явление, анкета, интервью...
Эти жанры рождаются, модифицируются, умирают постоянно, чтобы уступить место новым или возродитьсч в ином, необычном или модифицированном обличье.
Они постоянно проникают в или обновляют литературу, когда традиционные жанры безжалостно издыхают.
В древности эпиграмму привел в литературу Марциал. Он же притащил туда любопытный, ныне забытый жанр апофорета. Это когда подарок сопровождался какой-либо надписью.
В средние века все скабрезные истории от Ромула до его дней собрал Боккаччо.
Честерфильд вскрыл всю свою подноготную в письмах к сыну.
А уж в новое время писатели-юмористы вывали на публику необозримые ушаты совершенно немыслимых жанров. Чего только не наимитировал один Чехов: жалобную книгу, письмо ученому соседу, школьное сочинение институтки...
Не отстает и наше время. Вот на прозе.ру заставили поулыбаться юмористические миниатюры одной авторши. В одной из них, к примеру, она дает женский портрет в виде "женилки" (об'явлениы о знакомстве), в другой монологи затюканной бытом и сыном-двоечником женщины, в третьей -- confession (это такой жанр, как бы доверительный рассказ о жизненном случае, особенно часто используется в рекламе и советах разных там специалистов психологов, например).
Думается именно сейчас, когда все жанры достигли своего логического завершения, осталось собирать именно осколки повседневной литературы. Ведь человек не может не писать, как рыба не может не дышать дышать (хотя бы и под водой). А там глядишь и новые жанры проклюнутся из нынешних осколков и породят еще черти каких гениев
ЖАНРЫ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
а) поэзия на случай -- эпитафии, эпиграммы, поздравления
б) записки, выписки, запкнижки
в) служебная литература (отчеты, доклады (=речи), пояснительные записки)
г) комментарии
д) афоризмы
е) дневники
ж) письма
ж) переводы
etc
Свидетельство о публикации №223060700236