55. Классицизм - продолжение античного стиля

Предыдущая страница  http://proza.ru/2023/07/01/24

XVII век - время формирования единого французского государства, французской нации. Во второй половине века Франция - самая богатая и могущественная абсолютистская держава в Западной Европе.

Классицизм, или классический стиль в архитектуре, возникший в XVII веке как продолжение античного стиля, был популярен вплоть до XIX и даже начала XX века. Возрождение классицизма началось во Франции ещё в XVII веке, то есть в то время, когда в других странах господствовало барокко. Это явление отражало подъём абсолютизма. Людовик XIV понимал всю важность искусства как способа пропаганды своего царственного величия.
Этот стиль стал отражением известнейшего высказывания "короля-солнца": "Государство – это я". Преданность монарху считалась верхом патриотизма.

В термине "классицизм" мы угадываем непосредственную связь с античным искусством. В то же время в словах "классицизм", "классика"  подразумевается оценочное  суждение. Действительно, под классикой понимают самые лучшие, образцовые произведения.

Классицизм как художественный стиль, ориентирующийся на античность, видел в ней идеальный образец для подражания. Ярче всего ранний французский классицизм проявился в архитектуре, драматургии, в живописи (Пуссен) и в музыке (Люлли).

Архитектура классицизма близка к античной, что проявилось в применении ордерной системы, в логичности, ясности планировки, в разумности пропорций, геометризме форм, отсутствии декоративных излишеств, простоте оформления, в создании дворцово-парковых ансамблей.

Подобно искусству Ренессанса, классицизм пронизан верой в человеческий разум. Его философской основой стал рационализм Декарта – философия, утверждающая человеческий разум главным средством познания истины.

Художники этого направления создавали поэтически облагороженный мир, где царят идеалы добра, справедливости, высокой морали. Достойными воплощения в произведениях искусства считались сюжеты из античной мифологии и истории.

Классицизм придавал огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Он выдвинул нового героя: сильного и мужественного, стойко переносящего жизненные испытания и удары судьбы, способного подчинить личные интересы интересам общества.

Главное в классицизме – ориентация на разумное начало, ведь именно разум повелевает человеку исполнить свой долг, а категория долга в эстетике классицизма важнее личного счастья.

Иллюстрация: Восточный фасад Лувра (Архитектор Клод Перро, брат сказочника Шарля Перро (Claude Perrault. 1613-1688 гг). 1667 год.

Продолжение  http://proza.ru/2023/07/07/36


Рецензии
Света, очень хорошо, что ты об этом рассказываешь. Из школьного курса в памяти остались только типы колонн, а вот об общественно-воспитательной функции не было ни слова, но тогда была только партийная функция в искусстве. Понравилось.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   04.07.2023 00:02     Заявить о нарушении
Спасибо, Володя! У тебя хорошая память, и значит, были хорошие учителя, если ты хоть что-то помнишь из истории искусства.

Светлана Шаляпина   04.07.2023 00:56   Заявить о нарушении