2. Об алхимии как науке

     В этой книге я кратко описываю всю науку химии... Я создал множество сборников, материал для которых взял из писаний древних и составил сокращение, однако в этом труде я завершил всё то, что в остальных я только намечал, не доводя до конца.
     Гебер «Сумма совершенств», кн. 1, гл. 1


     В предыдущей главе мы объяснили, почему алхимия по сути является ничем иным, как химией, а если точнее — физической химией, которой М.В. Ломоносов дал следующее определение: «Физическая химия — наука, которая должна на основании положений и опытов физических объяснить причину того, что происходит через химические операции в сложных телах». Иными словами – это наука  изучающая состав, строение, свойства, получение и превращение веществ (в  т. ч. трансмутацию).
     Пересказывать историю развития химии от Зосимы и Болоса до Бойля, Лавуазье, Дальтона, Менделеева и нынешних времён, думаем, нет нужды, поскольку читатель легко найдёт материалы по этой теме в многочисленных сочинениях других авторов, более подробных и объёмных, нежели текст, ограниченный рамками одной главы.
     Здесь же мы порассуждаем о том, было ли научным алхимическое знание, поскольку мифы, окружающие его, совершенно затмили эту сторону древнего гнозиса. С лёгкой руки апологетов науки укоренилось устойчивое мнение, что алхимики — это маги, мистики, шарлатаны, но только не учёные. Ещё бы! Ведь эти невежды, искавшие способы трансмутации свинца в золото, понятия не имели ни о строении атомов, ни об ионной связи, ни о валентности химических элементов!
     Поэтому не удивительно, что в учёной среде сложилось превратное представление, будто бы древние химики достигали высоких результатов не благодаря теоретически обоснованным экспериментам, а просто «методом тыка». Смешал наобум селитру, медный купорос и квасцы, дистиллировал и — о чудо! — нашёл в приёмнике азотную кислоту. Или сплавил любопытства ради сурьму с золотом и получил королёк чистого золота, очищенного от примесей. Так за тысячелетия совершенно случайно и нахимичили разных кислот, спиртов, селитр и купоросов. Как говорится, «свежо предание, а верится с трудом».
     Не менее абсурдными выглядят и заявления о том, что, например, Гебер первым получил азотную кислоту, а Бонавентура — «царскую водку», чему якобы доказательством является то, что в сочинениях этих авторов встречаются описания этих веществ. Следуя этой логике, можно приписать изобретение циркуля Евклиду, а астролябии — Птолемею. В действительности большинство кислот, селитр, купоросов, солей и прочих химических веществ и соединений научились искусственно получать ещё в доантичные времена, и в дальнейшем эти технологии только совершенствовались.
     В книгах Гебера, Разеса, Альберта Великого, Василия Валентина, Иоанна Голланда и многих других древних химиков мы находим теоретические обоснования самых различных операций, тонкие наблюдения за физическими и химическими процессами, рациональные рассуждения о природе веществ и весовых пропорциях составов, степенях огня (температуре), особенностях устройства печей (атаноров), сосудов и лабораторных приборов. Всё это красноречиво свидетельствует о том, что в своей экспериментальной практике алхимики руководствовались не только техническим опытом, но и теоретическими принципами, вполне научными для тех исторических эпох.
     Мы знаем, что критериями научного знания являются: рациональность и объективность; системный подход к интерпретации опытных данных; развитый понятийный аппарат; высокий уровень обобщения; проверяемость на практике; наличие специальных методов практической и теоретической познавательной деятельности; математизация.
     При детальном рассмотрении древней химии легко убедиться в том, что она является формой научной знания, и даже такое условие, как математизация, мы находим в натурфилософских размышлениях Платона о геометрии первоэлементов. Алхимики в своих работах опирались на рациональное осмысление физических явлений и результатов химических экспериментов, разрабатывали специальные методы исследования природы веществ и технические приёмы по их обработке, систематизировали и теоретически обобщали эмпирический материал, совершенствовали понятийный аппарат, развивали помимо общей натурфилософской теории первоэлементов, специальную теорию о природе и происхождении металлов и минералов. Всё это свидетельствует о том, что алхимия суть древняя форма научного знания.
     Здесь следует отметить, что любое научное знание не является истинным, оно всего лишь модель, более или менее адекватно описывающая окружающую действительность. Научная картина мира и мир как таковой — это далеко не одно и то же. В реальности в природе нет никаких стихий, атомов, кварков, протонов, фотонов и прочих теоретических объектов, но есть некие феномены, сущность которых наука пытается определить с помощью интеллектуального осмысления экспериментальных данных и выразить в конкретных понятиях. Распространённое заблуждение состоит в том, что научная, постоянно изменяющаяся, модель воспринимается как подлинная картина мира, что во все века приводило учёных к досадным ошибкам, нелепому высокомерию по отношению к предшественникам и узколобому ригоризму. Как и современная научная модель, древняя наука имеет свою гносеологическую ценность, свои ограничения и предрассудки. И все последние научно-технические достижения лишь указывают на то, что древняя наука давала недостаточно полное описание природных явлений, а не то, что она была ложным знанием. Ведь спустя два-три столетия и нынешняя научная модель, например, строения атома, возможно будет столь же архаичной, как и античная теория первоэлементов.
     Читатель скажет: а как же поиски алхимиками способов превращения неблагородных металлов в золото и приготовления эликсира бессмертия? Разве это не антинаучные фантазии шарлатанов? На это мы можем заметить, что и современная наука ищет то же самое, а учёные так же стремятся найти способы получения любых органических и неорганических веществ, пытается создать из химических элементов живую клетку, научиться лечить все болезни, найти рецепты омоложения и увеличения продолжительности жизни, сконструировать искусственного человека и т. д. Ну, чем не алхимики, чем не средневековые искатели «эликсира бессмертия», панацеи, и создатели гомункулусов? Как видим, человеческие устремления мало изменились за прошедшие тысячелетия, и они вовсе не являются главным признаком глупости и невежества.
     Алхимическая традиция отдаёт должное своему происхождению на земле Египта, поэтому у разных авторов мы встречаем легенду о том, что первым алхимиком был легендарный Гермес Трисмегист. Наряду с этим, существует предание, что химические знания были переданы человечеству некими «божественными существами», о которых повествует Библия, христианские и гностические апокрифы, античные и доантичные мифы египтян, вавилонян, эллинов и проч. Насколько это соответствует фактам, судить трудно. Однако с достоверностью можно сказать, что химия впервые обрела научные формы в Александрии Египетской (см. главу 1) и в дальнейшем её развитие протекало согласно законам научного знания. А это означает, что современная химия есть прямая наследница «египетского искусства».
     В алхимии, кроме научно-практического базиса, существует и оригинальная литературная традиция. Алхимическая литература такого рода полна многозначных глифов, чудесных символических иллюстраций, фантастических терминов, таинственных описаний, шифров, анаграмм, ребусов и поэтических рассуждений о духовных вещах. Зачастую эти книги принимают за сочинения адептов, которые якобы скрыли алхимические секреты под покровом загадочных и аллегорических писаний. На самом деле подавляющее большинство этих сочинителей были просто искусными интерпретаторами и выдумщиками, подчас весьма талантливыми, но, увы, не обладавшими никакими сокровенными знаниями. Такие «адепты» даже дистиллированную воду не сумели бы приготовить, не говоря уже о более серьёзных алхимических операциях. А вот описать ту же дистилляцию воды, как «помести слёзы майской Селены в хрустальный дворец, наложи печать Гермеса и дай воспарить духам, силой Вулкана» — это пожалуйста.
     Дело в том, что после изобретения книгопечатания стало возможно массовое издание книг, а волнующие воображение мистико-фантастические опусы всегда пользовались огромным спросом у образованного читателя. Сегодня это назвали бы удачным маркетинговым приёмом книгопечатников. Отсюда и появление в эпоху Возрождения огромного количества книг по алхимии с самыми претенциозными названиями. Поэтому, когда вы берёте книгу под названием «Золотые Врата к Таинствам Небесного Магистерия» или «Сокровенный Секрет Братьев Розового Креста об Эликсире Красного Льва» и т. п., знайте, что в руках у вас плод фантазии автора (нередко анонима) на тему алхимии, и не трудитесь найти в нём некие зашифрованные химические секреты, которых там нет от слова «совсем».
     «Литературная алхимия» — это не наука, а своего рода увлекательная интеллектуальная игра на сообразительность и творческое воображение, полная загадочных анаграмм, возвышенных аллегорий и головоломных шифров. Есть превосходные специалисты в этой области, которые в два счёта растолкуют вам значение Королевской Свадьбы или смысл символизма Ребиса, но при этом ни разу в жизни в руках не державшие ни колбы, ни алембика. Можно сказать, что такого рода сочинения дают великолепную возможность для изощрённейших умственных упражнений, однако почерпнуть сколько-нибудь существенные сведения об алхимической теории и практике в них невозможно.
     Должно признать, что «литературная алхимия» — это особенный культурный феномен, оказавший огромное влияние на общепринятые представления об алхимии и сформировавший в массовом сознании основные алхимические легенды и мифы. Усилиями её деятелей алхимия обрела ореол волшебного знания, способного даровать человеку бессмертие, вечную юность, божественную мудрость и неисчислимые богатства. А знаменитые алхимики (Луллий, Фламель, Сен-Жермен и проч.) стали героями, в чём-то подобными Фаусту и Агасферу. С великими трудами они постигли секреты Великого Делания, и теперь, обладая эликсиром бессмертия, скитаются по свету из века в век, иногда являясь перед избранными, чтобы поведать им историю своей необыкновенной судьбы и одарить щепоткой Камня Философов.
     Возможно, ревностные почитатели творчества  «литературных алхимиков» возмутятся и скажут, что мы, по скудоумию своему, просто не понимаем их глубоких иносказаний. На это мы ответим, что история не знает примера, когда кто-либо, руководствуясь текстами и гравюрами «Splendor solis», «Cabala mineralis» или «Химической свадьбы Христиана Розенкрейца», научился хотя бы элементарным химическим операциям или усвоил, например, чем «меркурий металлов» отличается от «металлической ртути», не говоря уже о более сложных вещах.
     И всё же, поэтические истории, запечатлённые в «литературной алхимии», и по сей день будоражат воображение читателей и вдохновляют их на поиски удивительных знаний, изложенных в книгах древних мастеров. И, может быть, именно благодаря этим историям алхимия жива и доныне.
     Книги же по алхимической теории и практике во всём подобны обыкновенным учебникам, которые написаны конкретным, хотя и не всегда ясным из-за неоднозначной терминологии языком. Таких книг немного, но они есть. В этих трактатах, кроме общих теоретических положений, даются и чисто технические описания химических работ с веществами, чем они радикально отличаются от сочинений «литературной алхимии». Да и согласитесь, абсолютно бессмысленно писать учебное пособие по химии языком символов и метафор, имеющих много уровней толкования и не понятных никому, кроме таких же знатоков, как ты, и которые нисколько не нуждаются в твоих знаниях, ибо они им уже и так известны.
     Для сравнения приведём два отрывка, описывающих химические операции.

     «В этой тишине осторожно ступал снежно-белый единорог с золотым ошейником. Он преклонил колено перед львом, стоявшим в фонтане и державшим в лапе обнажённый меч. Лев сломал меч, и осколки его упали в фонтан. Затем он заревел и ревел до тех пор, пока к нему не подлетел снежно-белый голубь с оливковой ветвью в клюве. Лев пожрал ветвь и успокоился. Единорог с радостью вернулся на своё место» («Химическая свадьба Христиана Розенкрейца», День 3).

     «Закрепление серы. Измельчи её, положи в ткань, а сверху перевяжи. Прокипяти в воде с негашёной известью. Сперва насыпь в сосуд — наполовину — окалины. Затем долей доверху обыкновенной воды. При этом матерчатый мешок не должен касаться дна сосуда: расположи его посередине. Закрепи мешок меж вершиной и дном сосуда. Привяжи к мешку небольшой камень, да так, чтобы мешок ниспадал ко дну сосуда. Пусть жидкость кипит двадцать четыре часа или около того. Добавляй по мере выкипания новые порции горячей воды. Затем извлеки серу и прокипяти её в подслащённой воде, очищенной от окалины» (Альберт Великий, «Малый алхимический свод», гл. 43).

     Думаем, этого примера будет  достаточно, чтобы читатель уловил принципиальную разницу в содержательности и стиле текстов.
     Завершая главу, отметим, что теоретические и практические наработки древней химии нашли самое широкое применение в фармации (иатрохимии) и парфюмерии, а некоторые её технологии в этих сферах человеческой деятельности актуальны и сегодня.


Рецензии
Лео,

прочитала Ваш текст, а потом полемику. Полемика настолько была нашпигована инфорамцией, что пока я её дочитала до конца, забыла о чём был текст. Придётся читать ещё раз.

Помню только несколько своих изначальных вопросов и соображений, сейчас, подождите "заварки" налью.

Итак, и что? Как так вышло, что знания/часть знаний утерялись? Возможно об этом дальше. Если так, то не упреждайте. Буду читать.

Лично я, хотя моё мнение, с точки зрения научного подхода, никого волновать не может, считаю, что коли в Египте пирамиды построили, так что и теперь со своими Х-Ray'ами и прочим инвентарём и багажом знаний никак толком понять не могут, как так вышло, пирамиды есть, а "струмента" объяснимого нету. То есть, если, нашу науку те "сделали", то мало ли чего ещё во всякие "тёмные" времена было. А тут ещё уже упоминаемый мною ранее Савельев утверждает, что у нас объём мозга сократился по сравнению с ранее живущими и процесс продолжает движение в этом направлении, особенно с внедрением мобильников, ИИ и прочими "примочками", вкупе с процессом обучения.... Посему поддерживаю Ваш интерес к алхимии, и, в любом случае, должное ей отдать не зазорно. А уж драйв и "раскрученность" темы, - это отдельная статья. Вон как народ не интересующийся алхимией в дискуссию вдарился. Здесь современный пиар отдыхает. Одно слово "алхимия" чего стоит. Сразу появляется интерес, пусть даже вызванный чётко сформированным желанием/предубеждением или осознанной позицией отрицать и громить. Хотя пиар темы - это совсем не главное.

Ушла. Прочитаю текст ещё раз, если что-то захочетеся спростиь, напишу. Сразу оговорюсь, что сильно увлекалась математикой, геометрией и тригонометрией, а химией, физикой и философией не увлекалась совсем, интерес к данным темам у меня не развился, поэтому дискутировать со мной вглубь этих тем "себе дороже."

Елена Тумина   27.03.2024 05:43     Заявить о нарушении
Елена, насколько мне известно, физиологи и антропологи давно пришли к выводу, что большой объём мозга не является признаком развитого интеллекта. В данном случае, гораздо более важным фактором, является степень сложности архитектоники мозга, нежели его объём.
Проблема "утраченных знаний" давно волнует человечество, однако в консервативной научной среде она считается токсичной, как, например, проблема эфира. Рассуждать о ней возможно только на уровне гипотез и предположений, опирающихся на данные древнейших первоисточников и многочисленные разрозненные технические артефакты, как то: пирамиды, мегалитические постройки, останки городов, астрономических и мелиоративных сооружений, различные древние инструменты и механизмы, и проч. К сожалению, на теме "утраченных знаний" и, соответственно, Допотопных цивилизаций, активно паразитируют полчища разного рода шарлатанов, что изрядно осложняет работу добросовестных исследователей – в общем гвалте и гаме, их голос бывает неслышен.
Кстати, любимая Вами геометрия является одной из древнейших (возможно Допотопных)форм теоретического знания, которое развивалось в теснейшем союзе с астрономией (см. "2.Происхождение астрологии").

Всего доброго!

Лео Корсо   27.03.2024 13:36   Заявить о нарушении
Да, Лео, Вы правы, объём мозга и интеллект не всегда движутся в одном направлении, интеллект зависит в большей степени зависит от "устройства" конкретного мозга, также я сделала ошибку - Савельев говорил, не об объёме, а о весе. Причём говорил о 250 гр. Не знаю, за счёт чего может отежеляться или облегчаться мозг, но в случае его уменьшения или увеличения, мне не понятно, что происходит с черепом, он что, подстраивается под размер мозга? Но тогда нарушаются пропорции тела. Или он утежеляется за счёт не понятно чего, а размер не меняется? В общем, не ясно.

А Вы не допускаете, что люди в какие-то периоды истории были умнее людей нашего периода, как в целом, так и/или в частности (имею ввиду "умных" нашего периода в сравнении с "умными" прошлых далёких лет)?

Про утраченность услышала. А Вам попадается инфорамция примерно какого периода?

Как я поняла, Вы писала Ваши тексты на Прозе для чайников. Вот, мои вопросы по данной тематики именно от них.

Елена Тумина   27.03.2024 17:36   Заявить о нарушении
Елена, когда Андрей предложил мне написать ликбез по астрологии, он предложил и вариант названия: "Астрология для чайников", к коим причислял и себя, но мне оно показалось несколько уничижительным для читателя, поэтому я выбрал другой вариант: "Астрология для любознательных". В процессе написания и обсуждения получился окончательный вариант, который и представлен на моей странице.

Насколько мне известно, самая ранняя информация относится примерно к 11-12 тысячелетию до Р. Х. Конкретно темой Допотопных цивилизаций и утраченных знаний я не занимаюсь, но при работе с древними текстами она, так или иначе, всплывает. Некоторый материал у меня поднакопился, однако требует классификации и обстоятельного анализа, а до этого пока руки не доходят.

Что касается мозга, то поскольку его вещественный состав известен, вес будет зависеть от объёма – чем меньше объём, тем меньше вес и наоборот. А значит, и череп будет обязательно меняться в размерах. Честно говоря, мне кажется, что в данном случае, упомянутый Вами Савельев занимается псевдонаучными измышлениями.

Религия, мифология, философия, метафизика, астрономия, математика, литература древних, а также их технологии, свидетельствуют о высочайшем уровне интеллектуального развития мыслителей той эпохи. И всё же я не думаю, что древние интеллектуалы были умнее современных, но и глупее они точно не были. Есть отличие в подходах к проблемам и в способах их решения, это да. У древних эти способы, как правило, гениально просты. А, в общем, изучая древние религиозные, литературные и научные тексты, я не заметил каких-либо кардинальных отличий современного человека от древнего, ни в области ума, ни в области психологии. Это моё сугубо личное мнение.

Всех благ!

Лео Корсо   27.03.2024 20:43   Заявить о нарушении
Ответ принят. Согласна на 99,9%. Спасибо. Ваши тексты и беседы вызвали у меня размышления о бессмертии. Это одна из тем, на которую мне думать опасно. Могу додуматься..... За мытьём посуды обдумала, затем быстренько набросала проблематику и некоторые исходы. Будет время, может быть что-нибудь пофантазирую и выпущу в свет, если не очень страшно будет. Хорошего вечера!

Елена Тумина   27.03.2024 21:02   Заявить о нарушении
Ну, что ж, Елена, 0,1 % несогласия я уж как-нибудь переживу. Однако, вот что забавно: сегодня вечером я нежданно-негаданно, взял и написал в один присест небольшой фантастический рассказ на тему человеческого бессмертия (рабочее название "Обитель Богов"). Обязан ли я этим нашим беседам, не знаю. Но всё равно занятное совпадение.

Творческих успехов Вам!

Лео Корсо   27.03.2024 22:30   Заявить о нарушении
Замечательно. Если Вы его опубликуете, будет интересно сравнить с моими набросками. Само название совпало с одним из моих исходов, правда, возможно, как промежуточной инстанцией.

Елена Тумина   27.03.2024 22:38   Заявить о нарушении
Елена, рассказу нужно отлежаться, чтобы можно было посмотреть на текст незамыленным глазом. И хотя я далеко не всегда публикую написанное, этот рассказ может и вывешу. Тогда и сравним наши опусы.

Лео Корсо   27.03.2024 22:47   Заявить о нарушении
Правильно, пусть полежит, но я ничего не написала, только накидала вопросы и возможные исходы. Обычно этого не делаю, просто сажусь и пишу не зная, куда меня заведёт. Правда несколько текстов размером побольше дробила. Времени свободного не было написать сразу, да и историю по ходу действия придумывать надо было. А это время и идеи. Если написать без художественного оформления, в виде приглашения к "подумать", то можно написать разом, а вот если добавить "художества", ну тогда урывками, по чуть-чуть можно писать. Времени на серьёзное отвлечение нет. Для затравки написла пару параграфов для возможного варианта вступления. Будете готовы/надумаете вывесить, чирканите. Полюбопытствую. Хотя я и так буду на Вашей страничке зависать с целью ознакомления с алхимией и астрологией.

Елена Тумина   27.03.2024 23:01   Заявить о нарушении
Елена, если надумаю публиковать, обязательно Вам черкану.

Лео Корсо   28.03.2024 01:03   Заявить о нарушении
Ладно, увидела ошибку.

Елена Тумина   28.03.2024 01:49   Заявить о нарушении
И в мыслях не было.

Лео Корсо   28.03.2024 15:37   Заявить о нарушении
Верю....

От корретировок не отказываюсь, это правильно, но воспринимайте мои ошибки снисходительно. Я уже давно не практикую русский язык в полном объёме, а тексты на русском языке набираю на клавиатуре латинскими буквами, так как учила "компьютерную письменность" на английском. На русском печатаю медленно, сижу, выбираю буквы. Для овладения тем или иным раскладом букв на клавиатуре нужна необходмость и практика. Начав писать тексты на "Прозе", удивилась, что у меня остался большой запас слов на русском. Как говорится, дело практики. Когда каждый день читаешь разнообразные тексты на каком-нибудь языке, то это своего рода практика правописания на данном языке. А у меня чтение/писание на русском довольно продолжительное время в основном сводится к коротким текстам с узким набором слов, используемых для работы. Ну и так далее. Мой шикарный немецкий утрачен, а французский и английский на приличном, но далеко не совершенном уровнях. Так что мне, в отличие от тех, кто всё время использует только один язык, приходится держать в голове кучу дубликатов слов и правил, а изучение языков мне всегда давалось трудом, я не из тех, кто хватает язык "на лету", но у таковых, как правило, правописание на невысоком уровне. Хотя родной язык я знала на высоком уровне, да и сейчас, за исключением мелких огрехов, уровень, на мой взгляд, хороший. Подстраиваюсь под среду. В России, очевидно, всё выравняется.

Правьте, буду благодарна, снисхождение в данном случае не означает смягчение. Я должна писать грамотно, тем более, что выставляю свои тексты "в народ" и под ними подписываюсь.

Елена Тумина   28.03.2024 18:37   Заявить о нарушении
P.S.: Опять вижу ошибки, но в комментариях я их допускаю чаще, так как не проверяю тщательно написанное, итак много правлю при печатании латынью - буквы вылезают не те, и корректор ошибок, за своим отсутствием, не подхватывет пропуски букв и другие "лёгкие ошибки."

Елена Тумина   28.03.2024 18:42   Заявить о нарушении
Елена, не заморачивайтесь. Отзывы, обычно пишутся на скорую руку, поэтому практически у всех встречаются ошибки в написании слов, пропущенные буквы, отсутствие пробелов, лишние знаки препинания или отсутствие таковых. Я на это и внимания не обращаю. Есть смысл подсказывать автору, когда он допустил ошибку в своем тексте. Поэтому, если обнаружу у Вас нечто подобное, сообщу.
Я не знал, что Вы живёте за рубежом. То-то не мог толком сообразить про "наши" и "не наши" суды. Писать латиницей на русском языке крайне утомительное занятие, особенно, когда работаешь над большим текстом. Или в Ваших краях есть проблемы с тем, чтобы приобрести русскую клавиатуру? У меня, например, на клаве и русские, и латинские буквы, довольно удобная вещь. Полагаю, такую штуку можно заказать в каком-нибудь интернет магазине.

Всего доброго!

Лео Корсо   28.03.2024 19:33   Заявить о нарушении
Лео,

у меня тоже клавиатура с русско-латинскими клавишами. Клавиатура не проблема. Как я и говорила, можно "тыкать" в русские буквы, но поскольку здесь я практически всё пишу на "нерусских" языках, то скорость написания латынью у меня в несколько раз превосходит скорость написания русскими букавами. Боле того, я здесь училась в том числе "печать вслепую", экзамен сдала, скорость на момент сдачи экзаменна развила какую-то бешеную, но вслепую так и не печатаю. Это я о скорости. А русским алфавитом на клавиатуре не пользуюсь. Пишу в translit.net. Это мне нужна сильная причина, чтобы переключиться и освоить расположениэ русских букв на клавиатуре. Чисто проблема навыков. Если набирать текст по-русски, то очень долго. Про местонахождение, меня на странице об этом, как минимум, упоминается. Хорошего настроения!

Елена Тумина   28.03.2024 19:53   Заявить о нарушении
Елена, может и упоминается, да мне не встречалось. Не знаю, почему у Вас такие сложности, поскольку у меня проблем с переключением "внутренних регистров" с латыни на русский и наоборот, нет. В голове они легко перещёлкиваются. Наверное, это дело практики.

Удачи!

Лео Корсо   28.03.2024 20:05   Заявить о нарушении
Лео,

да, именно дело практики. Я об этом и говорю. А на странице у меня есть рубрика "Заграница". В ней в настоящий момент 15 текстов. Обычно, я не делаю акцент на моём месторасположении в настоящий момент, хотя его и не скрываю. По опыту, реакция разная, особенно первоначальная. Будет желание, можете что-нибудь прочитать о моей загранице.

Терпения в работе над нетворческими аспектами! И побольше времени!

Елена Тумина   28.03.2024 20:14   Заявить о нарушении
Елена, мне совершенно без разницы кто, где живёт. Будет свободное время, загляну в Ваши заграничные тексты. Но рецензий не обещаю.
Кстати, Вы случаем, не Лев по гороскопу? Чисто профессиональный интерес. Если это не секрет конечно.

Всех благ!

Лео Корсо   28.03.2024 20:44   Заявить о нарушении
Ответ в личку.

Елена Тумина   28.03.2024 20:46   Заявить о нарушении
Принято.

Лео Корсо   28.03.2024 20:47   Заявить о нарушении
Да, и рецензий на заграничку я и не ожидаю. Это ведь, не художественные тексты с выводами и интересными находками, а просто перечисление фактов. Правда, комментировать можно всё, - дело вкуса и взглядов. Так что не думайте о рецензиях. Захочется прочитать, прочитайте, отговаривать не буду, ну а настаивать, тем более.

Елена Тумина   28.03.2024 23:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.