Блок. Ветр налетит, завоет снег... Прочтение

«Ветр налетит, завоет снег…»







 
                Ветр налетит, завоет снег,
                И в памяти на миг возникнет
                Тот край, тот отдаленный брег…
                Но цвет увял, под снегом никнет…
 
                И шелестят травой сухой
                Мои старинные болезни…
                И ночь. И в ночь – тропой глухой
                Иду к прикрытой снегом бездне…
 
                Ночь, лес и снег. И я несу
                Постылый груз воспоминаний…
                Вдруг – малый домик на поляне,
                И девочка поет в лесу.
                6 января 1912




Описание тяжелого сновидения? Давно уже их не было.  Вот, сравните – десятилетней давности:
        «
                …Глухая ночь, кругом огни, —
                Неясно теплятся они,
                А к утру надо всё найти.

                Ступлю вперед – навстречу мрак,
                Ступлю назад – слепая мгла.
                А там – одна черта светла,
                И на черте – условный знак.

                Но труден путь – шумит вода,
                Чернеет лес, молчат поля…
                15 августа 1901
         »

     Но у теперешнего хоть завершение светлое:

                Вдруг – малый домик на поляне,
                И девочка поет в лесу.

     Это, часом, не воспоминание ли про “отдаленный брег”, где  он жил вольным лесорубом, и  к  нему прибегает солнечная Сольвейг? –

         «
                Со'львейг! Ты прибежала на лыжах ко мне,
                Улыбнулась пришедшей весне!

                Жил я в бедной и темной избушке моей
                Много дней, меж камней, без огней.

                Но веселый, зеленый твой глаз мне блеснул –
                Я топор широко размахнул!..
 
                .. Ты пришла –  и светло,
                Зимний сон разнесло,
                И весна загудела в лесу!..
                20 февраля 1906
          »


      И герой стихотворения после тяжелых блужданий вернулся в свою “темную избушку”, в свой “малый домик на поляне”, а там “ девочка поет”! Ох, “Голос твой – он звончей песен старой сосны”!

     Но… «Ночь, лес и снег. И я несу // Постылый груз воспоминаний…» – как тут не вспомнить Данте? –

         «
                Земную жизнь пройдя до половины,
                Я очутился в сумрачном лесу,
                Утратив правый путь во тьме долины.

                Каков он был, о, как произнесу,
                Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
                Чей давний ужас в памяти несу!

                Так горек он, что смерть едва ль не слаще.
                Но, благо в нем обретши навсегда,
                Скажу про все, что видел в этой чаще.

                Не помню сам, как я вошел туда,
                Настолько сон меня опутал ложью,
                Когда я сбился с верного следа…
         »


Рецензии
Понравилось, интересно. С Данте связано. Еще странно, что он так любит односложные слова в этом стихотворении: ветр, снег, миг, край, брег, цвет, ночь, лес...

Воспоминания, болезни, бездна, "девочка поет"...

Еще есть похожее стихотворение:

Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино — печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Марина Сапир   23.08.2023 23:11     Заявить о нарушении
" Еще странно, что он так любит односложные слова" - спасибо, точное и интересное замечание

Виталий Литвин   24.08.2023 19:19   Заявить о нарушении