Иудаизм. Авраам испытывает Бога
Приведенный мной анализ "Иудаизм. Испытание Авраама. Бог не требовал жертвы" оправдывает Бога полностью: Бог не участвовал в этих разговорах с Авраамом. Тора не говорит, что Бог (Элохим YHVH) был как-то вовлечен в этих событиях, кроме как спасая сыновей Авраама.
Авраам поступил своевольно, вопреки воле Бога. Временное помрачение разума не может объяснить его повеление, потому что он пытался отделаться от обоих сыновей.
Нам не объясняют, что произошло. Мы можем только обратиться к истории рождения сыновей Авраама. Эта история тесно связана с договором, пактом, который заключил Бог с Авраамом. Договор касается потомства Авраама.
Бог несколько раз являлся Аврааму и говорил, что Авраам будет благословлен через свое потомство. Оно будет многочисленным, из него выйдут цари, оно будет нести свет нациям, будет владеть землей, по которой Авраам странствует.
Но одна встреча с Богом выделяется. Смотрим на часть 15 книги Бытия. В отличие от всех остальных случаев встречи Авраама с Богом, здесь говорится, Авраам слышал голос Бога в видении. Как и в других случаях, Бог пообещал Аврааму многочисленное потомство. Но второе отличие этой встречи с Богом в том, что Авраам здесь внезапно попросил у Бога знака, который подтвердил бы это обещание.
Бог сказал принести ему телека, козленка и птиц, разделил теленка и козленка пополам. Авраам глубоко заснул. И спустилась ужасная непроницаемая темнота. И голос Бога сказал: "Твои потомки будут странствовать в чужой земле, они будут служить хозяевам этой земли, и их будут унижать 400 лет. Я буду судить нацию, которой они будут служить. Потомки вернутся из плена в чужой земле."
В это время стало подниматься солнце и Авраам увидел факел пламени и дым между разорванными кусками животных.
Дальше говорится, что в тот день Бог заключил договор с Авраамом. Но не говорится, что Авраам хотел этого договора. Видение ужасов, которые ожидают его потомство, могло заставить его сомневаться: является ли этот договор благословением или проклятьем.
Попытки Авраама отдать Богу его сыновей были попытками выйти из договора. Они провалились, Бог остался верен договору, потомство Авраама оказалось избранным для планов Бога, нравится это Аврааму или нет.
Бог заметил сопротивление Авраама. После того, как Авраам согласился с Сарой и выгнал Агарь с Ишмаэлем в пустыню, у Авраама больше не было встреч с Богом. А после того, как он пытался принести в жертву Исаака, он жил отдельно от Сары и Исаака. Больше он их обоих не увидел. Он прожил еще много лет, у него были наложницы и дети. Но это был уже другой Авраам.
В то же время, Авраам понял и принял ответ Бога.
Есть два свидетельства, что после попытки пожертвовать Исаака, Авраам старался помочь Богу в осуществлении Его плана.
Во-первых, это история с женитьбой Исаака. Авраам послал слугу за женой для Исаака туда, откуда он сам пришел. Выбор Ребекки для жены Исаака был критически важным для воспитания Иакова как последователя Авраама, и для того, чтобы именно Иаков стан наследником Исаака и Авраама.
Во-вторых, это история с погребением Сары. Другое племя предложило ему пещеру для погребения Сары в качестве подарка, и очень настаивало, чтобы Авраам принял этот подарок. Авраам добился того, чтобы они продали ему эту пещеру. Тем самым Авраам стал законным владельцем территории Канаана, где и Сара, и он сам, и Исаак, и Реббекка и Иаков-Израиль и Лия похоронены. Это место стало святым местом для его потомков, местом, куда они всегда возвращались из изгнания.
Бог не тестировал Авраама. Авраам тестировал Бога. Бог остался верен своим планам. Тогда Авраам приял волю Бога и сделал все, что от него зависело, чтобы помочь Богу.
Свидетельство о публикации №223091800168
Очень интересная интерпретация главного испытания основополагающего иудейского патриарха Авраама, особенно от лица исповедующего иудаизм.
Вы упомянули христианскую интерпретацию, но можно было бы хотя бы в двух словах её тут изложить, какой вы её видите. Например, я совершенно не согласен с этим утверждением: //Бог оказывается садистом, устраивающим бессмысленные пытки для Авраама и его сыновей. Авраам выступает как безвольная пешка, соглашаясь участвовать в преступлениях против своих сыновей.//
//Авраам слышал голос, который требовал от него преступления. //
То есть, это не голос Бога? А чей же? Дьявола?
"Преступления"?? Жертвоприношение, даже людей, не было в то время преступлением.
//Единственное, что может его оправдать — временная недееспособность, помрачение разума.//
//Бог не отменил свой договор с ним. Видимо, у Авраама было оправдание.//
Если это оправдание, то, оправданы на этом основании могут быть абсолютно все (даже Гитлер), так как любой, даже самый страшный грех можно характеризовать как "временная недееспособность, помрачение разума". Поищите другую, более внятную причину, почему Бог не отменил договор с Авраамом.
По мне, считаю, что вы написали откровенную ересь, перечеркивающую религию, которую вы исповедуете.
Она равносильна христианской ереси, что у учеников Христа после распятия их учителя от горя помрачился рассудок и им одновременно явилась мощная галлюцинация в виде воскресшего Иисуса. Это тоже перечеркивает всю суть христианства.
Чего я придерживаюсь? Например, мне запала вот эта версия: http://proza.ru/2014/03/06/823
Что касается моего христианского мнения об этой ситуации, то лучше почитать переписку в рамках моей рецензии: http://proza.ru/rec.html?2023/09/05/912 к рассказу Алекса Разумова "Страшные вопросы Сережи" (сам рассказ тоже интересен).
Максим Катеринич 18.09.2023 12:46 Заявить о нарушении
Вы, видимо, читали только конец, третью часть. Подробнее на традиционной версии испытания я пишу в первой части. Там я излагаю традиционную версию раввинского Иудаизма, которая мало отличается от христианской.
Понятия "ересь" нет в Иудаизме. Традиция Иудаизма - споры о религии. Каждый иудей ответственен за то, чтобы найти истину.
Мое понимание основывается на буквальном чтении Библии, буквальном переводе с иврита. Этот перевод по сути очень отличается от канонических: подробнее об этом в части 2 этого эссе и в тексте "Эссе о Иудаизме. Элохим". Поэтому я готова только обсуждать только те понимания, которые учитывают подлинный текст Библии.
Почему Бог мог простить Аврааму? Потому, что Бог знал, что у Авраама в душе. Ему виднее.
Марина Сапир 18.09.2023 14:11 Заявить о нарушении
Понятие означающее "заблуждение, уводящее далеко в сторону от традиционного, общепринятого понимания религиозных догм" есть в любой религии, не важно, как оно называется.
В каждой религии есть основополагающие моменты - столпы истины (фундаменты), на которых она держится. Пошатни этот столп (фундамент), религия теряет свою главную суть, рассыпается.
Например, в христианстве это распятие Христа за грехи человечества и его воскрешение.
А в иудаизме, мне так видится, это беспрекословное послушание Богу и вера не смотря ни на что, даже на отсутствие логики. Именно в этом суть испытания Авраама. И это вы подвергаете сомнению, более того, считаете "преступлением, за которое Бог Авраама простил".
Подозреваю, что лично в вас иудаизм умер.
Максим Катеринич 18.09.2023 14:34 Заявить о нарушении
Вы задаете вопросы, которых у вас бы не было, если бы вы прочитали начало текста.
Кстати, много лет назад я в разговоре с раввином (в Омахе, Штат Небраска) предложила как раз эту версию: Авраам был умственно не здоров, он принял свой внутренний голос за голос Бога. Раввин не возражал. Эта трактовка не считается несовместимой с Иудаизмом.
А тогда я еще не знала, что эта трактовка поддерживается оригинальным текстом Торы (читайте часть 2 этого эссе). Голос, который слышал Авраам, не был голосом Бога.
Марина Сапир 18.09.2023 14:42 Заявить о нарушении
Да, мне свойственно судить об иудаизме сквозь призму христианства. Многие события описанные в Ветхом завете являются прообразами (прототипами) событий времен Нового. В частности несостоявшееся жертвоприношение Авраама своего сына Исаака является прообразом Состоявшегося жертвоприношения Богом своего сына Иисуса Христа. Только Авраам был остановлен, а Бог не остановил свой процесс, довел до конца.
Соответственно, осуждая, подвергая сомнению, критикуя действия Авраама автоматом всё тоже самое делаем по отношению к Богу. Как математик должны понять аналогию.
Да, конечно, для христианства иудаизм является лишь фундаментом для дома под названием Христианство, а иудей считает сам Иудаизм полноценным домом. Я это понимаю, поэтому периодически пытаюсь впитать и сам иудаизм без христианства в основном через общение с истинными евреями-иудеями и через чтение иудейской литературы. Мне кажется я немного в этом преуспел).
Правда, пока я общался с иудеями, которые считали Авраама - основой и питали к нему высочайшее уважение, граничащее с трепетом. Так что ваше отношение к нему для меня более чем необычное.
Я считаю, что сомневаться в религии можно и нужно (и сам в этом постоянно упражняюсь), но только не в самом стержне, а он как правило только в информационном плане - 1% от всей религии.
Это как если в шахматах исключить важность нахождения на поле короля (мол срубили, дальше играем). Теоретически, конечно, можно, но это уже фарс какой-то...
Максим Катеринич 18.09.2023 15:34 Заявить о нарушении