Богоизбранные или самоназванные?

Все должны понять, что мир сотворен ради евреев.
https://moshiach.ru/torah/1/world4jews.html

Впервые центр римской цивилизации озаботился проблемой существования евреев, когда время, с известной только ему скоростью, перетекало из состояния «до нашей эры» в нашу эру. Хотя и через век после завоевания (63 год до н/э) Иерусалима Помпеем Великим, Палестина оставалась для римских патрициев «дырой в углу» (Цицерон).
Но это была весьма своеобразная «дыра» - иудеи находились в явно лучшем, более высоком положении, чем остальные подданные Рима: еврейская элита требовала и реально добивалась особого статуса в Империи. И это было столь заметно, что Сенека писал: «В Иерусалиме побежденные дают законы победителям».
Добавим к этому, что римляне проходили у иудеев по графе «язычники и идолопоклонники». Сами же евреи в те времена уже давно гордо носили звание богоизбранного народа.
Известно, что человек, осознающий свой статус и ведёт себя соответственно ему. Такое нельзя не заметить. Это, бросавшееся в глаза тогда, заметно и сегодня.
Почему заявления евреев о своей богоизбранности многим режут слух?
Есть тому причины.
Физиологи показали, что вся деятельность, совершаемая человеком, базируется (хотя и не исчерпывается) на трех китах, вне зависимости от того, осознает он это или отрицает: это стремление к утолению чувства голода — основной инстинкт каждого человека; размножение, или передача своих генов следующим поколениям; и третьим основным инстинктом человека является доминантность.
Почему так значимо третье? – понятно. Доминирование позволяет эффективнее решать проблемы и с голодом, и с размножением.
Богоизбранность, безусловно, высший известный Человечеству уровень отличия народа, этим знаком евреи вознесены (правда, это не для всех) над всеми прочими землянами. Поэтому вокруг Божественного выбора и кипят уже не одно тысячелетие нешуточные страсти.
Богоизбранность признают не только 2/3 евреев, но и почитающие Ветхий завет антисемиты, говорящие об этом с таким скрежетом зубовным, что в нем явно слышен укор в адрес Творца, выбравшего, по их мнению, на эту роль совсем не тех, кого следовало.
Нам (никому?) не дано найти как объективных доказательств существования завета между Богом и евреями, так и научно опровергнуть наличие такого договора. Танах – еврейская Библия - в котором утверждается существование такого документа, источник безусловно важный, интересный, но далеко не бесспорный. Ученые давно пришли к выводу, что Пятикнижие, образующее Тору, представляет собой сборник повествований и документов, заимствованных из четырех разных источников, по мнению исследователей, некоторые события, описываются здесь через 16 столетий после того, как они произошли. 
Надо отметить, что не смотря на весь авторитет Священных текстов, попытки поиска объективных верифицированных доказательств истинности описанных в нем событий не прекращаются.
Зачем все это делается?
Ответов может быть много, но здесь важен один: получение доказательств чудесных явлений, описанных в Ветхом завете (Танахе), решает латентную задачу объективизации главного (для евреев, конечно) волшебного события человеческой истории – выбора Богом своего народа.
Итак, кроме Торы иных источников описания процесса наделения Богом евреев особым, высшим статутом, нет.
Поэтому обратимся к источнику – Книге.

"Всевышний, что Ты дашь мне?"
Если вы прочитаете тексты современных еврейских мудрецов и толкователей Торы, поговорите с раввинами и религиозными израильтянами, то можете заметить – все они утверждают, что богоизбранность евреев, это тяжелое бремя. Она влечет немыслимые для иных народов запреты и ограничения (числом 613), которые строго регламентируют жизнь и деятельность каждого иудея.
А что в награду?
Вроде бы и ничего. Совсем ничего. Абсолютно. Только одна ответственность перед Всевышним.
Да, современные представления у богоизбранного народа примерно такие.
Но так ли это было всегда?
Евреи себя называют народом Книги. Изучение священных текстов - их массовое и традиционное занятие.
Любая книга учит. А Эта – тем более.
И чему же Тора научила евреев? – вот вопрос.
Очевидно, что Книга, постоянно читаемая и почитаемая евреями за многие века сформировала мироощущение этого народа. Смысл написанного в Тонахе проник в сознание иудеев, составил основу глубинной ментальности евреев, и закрепившись, воспитал не всегда проявляющееся, чаще латентное самоощущение собственного отличия/величия.
Сегодня содержание Торы, конечно вызывает понятный скептицизм. Но в период, предшествующим Иудейским войнам, народ Бога понимал содержание Книги более, чем буквально: если в Ней это написано, то так несомненно было и обязательно будет.
В этой связи, очень важными и поучительными являются новеллы Торы, описывающие приключения Аврама (Авраама). 
Читатели Торы знают, что Авраму Богом было дано три обещания.
Первое – от него произойдут евреи, для этого у жены Авраама Сары родится сын.
Второе – потомство Аврама/Исаака получит Святую землю.
А вот третье обещание завета вспоминается в еврейском богословии реже.
Суть его описана в 15 главе книги Берешит:
Авраам задает Богу прямой вопрос: «Всевышний, что Ты дашь мне?» Всевышний отвечает: «Авраам! Не бойся…ибо Я твой щит».
Понятно, третье обещание Бога – защищать Авраама.
В Ветхом завете Божественная эгида описывается в двух новеллах.
В землях, где кочевал Аврам (который позднее стал Авраамом) возник голод, и он решил перебраться в Египет
Почему-то обещание Божественной защиты в этот момент как-то стерлось в памяти прародителя богоизбранного народа. В библейских текстах указывается, что Аврам очень опасался за жизнь свою, полагая, что жену у него египтяне отберут, а самого его убьют. Поэтому он представил египтянам жену Сару своей сестрой.
Красивая (в свои 65 лет) Сара так понравилась египетскому фараону, что он взял ее в гарем, а сдавший ее туда Аврам, стал, естественно, шурином повелителя Египта и потому  был обласкан, осыпан дарами: мелким и крупным скотом и ослами, и рабами, и рабынями, и лошаками, и даже верблюдами, (которых в этих местах в ту пору еще не было, но это, как все понимают - детали).
И все было бы хорошо, но вдруг «Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову» (Быт. 12:17)
Фараон очень изумился.
Сначала не понял – за что?
Потом как-то разобрался, но все равно был изумлен.  Он ведь не знал и не ведал, кого ему привели. "Тогда фараон призвал Аврама и сказал ему: "Что ты сделал со мной? Почему ты не сказал, что Сара твоя жена?"  - Быт 12:18.
А что Аврам?
Аврам молчит.
Почему?
Потому, что не удостоил он фараона ответом.
Читатель Торы прекрасно представлял в каком соотношении находились Аврам и фараон в самом начале этой истории: песчинка и самая великая пирамида в Гизе.
Но вмешивается Бог и ситуация меняется на противоположную – и уже ничтожен фараон перед Аврамом. О чем можно с ним, низведенным до уровня полного унижения, говорить?
Потом, аналогичный египетскому пассажу с женой в гареме, Аврам организовал еще раз, но уже с Авимелехом, царем Герарским.
И опять – вмешивается Бог и снова проблему решают откупные: дары, дары, дары… 
Но кто-то мог засомневаться – божественная защита распространяется только на абсолютных праведников, коим и был Аврам.
Что тут скажешь?
Аврам по библейским хроникам, совершил много разных деяний. Вот их краткий перечень, составленный еврейскими богословами.
«Говорил: любите родителей, – и бросил отца.
Говорил: любите своих жен, – и предал Сару.
Говорил: все равно любите своих жен; то был особый случай с фараоном, во всех остальных случаях не вздумайте предавать своих жен! – и прогнал из дома Агар, когда никакого особого случая не было.
Говорил: любите друг друга, не покушайтесь на святость брака, не изменяйте друг другу, – и подсунул свою жену Авимелеху (как и фараону).
Говорил: любите своих детей, даже от нелюбимых жен, – и прогнал из дома Ишмаэля, своего сына от Агар, о котором перед тем сказал Всевышнему: "о, лишь бы жил мой сын Ишмаэль".
Говорил: любите своих детей, – дескать, в том случае с Ишмаэлем так сложились обстоятельства, он сам вел себя не вполне праведно, я испугался за маленького Ицхака, – и пошел убивать Ицхака!»
Источник: https://toldot.com/blogs/pyatigorsky/pyat_42.html
Что же касается истории с женой Аврама Сарой, побывавшей в гаремах двух владык, то мудрые толкователи Торы пишут, что «у Авраама рот не открывался попросить жену сказать, что она ему сестра. Но другого пути не было».
А здесь интересно. В Быт.20:13. приводятся слова Аврама: «когда Бог повел меня странствовать из дома отца моего, то я сказал ей (Саре): сделай со мною сию милость, в какое ни придем мы место, везде говори обо мне: это брат мой».
То есть сговор между Аврамом и Сарой состоялся много раньше их путешествий в Египет и к царю Авимелеху. Не было тогда ещё ни голода, ни коварных и кровожадных вожделенцев, охочих до красоты 65-летней Сары. А что же было?
Был замысел, он же умысел.
Да, не стерильным праведником бы прародитель евреев. Но Бог дал ему защиту.
Поэтому на нее может рассчитывать каждый, на кого пал жребий стать частицей Богоизбранного народа.
Вера древних евреев в Божественную эгиду была столь велика, что она определяла изумлявшее римлян поведение этих людей.
Без этой уверенности в реальности Божественной защиты сама мысль начать войну с Римом была полным сумасшествием. Но не для тех, кто мог и должен был рассчитывать на Божественное участие в этой абсолютно неравной схватке.
Многие историки отмечают высокий моральный дух и храбрость евреев, сражавшихся в Иудейских войнах.
И это, скорее всего, правда.
Но ведь одно дело сражаться, будучи нерегулярными ополченцами с лучшей армией мира, и совсем другое, если знаешь, что резервом в каждой битве с римскими легионами является Божественная защита.
Вера евреев в эгиду Бога была столь велика и безгранична, что, когда в конце августа 70 года римские легионеры крушили и жгли Храм в Иерусалиме, евреи с семьями шли в это пекло, поскольку были абсолютно уверены - именно в этот момент и появятся ангелы Всевышнего и сметут всю эту безбожную иноземную рать.
А ангелы не прилетели.
Если поражение в Иудейских войнах можно было объяснить традиционно – Бог наказал народ за грехи тяжкие.
Но, как Он мог допустить разрушение его собственного дома – Храма? Как Он допустил, что Тору из Иерусалимского храма вместе с иными святынями римляне пронесли на торжественном параде в качестве трофея?
Это была катастрофа катастроф.
От этого немыслимого по силе удара иудаизм раскололся и в итоге возникло христианство.

«Выборы, выборы…»
Но давайте вернемся к тому времени, когда Бог выбирал свой народ.
Делал он это, если верить Торе, Талмуду, Танахе, как и еврейским исследователям этого процесса, достаточно оригинально.
Существует несколько вариантов описания процедуры выборов.
В одном Бог лично обошёл все народы и предложил им Тору.
Представляете?
Это должно было выглядеть примерно так:
- Здравствуйте.
- Здравствуйте.
- Я Бог.
- Очень приятно.
- Закон возьмете?
- Нет.
Так Бог обошел шестьдесят девять народов. И все отказались. "Господь предложил Закон всем народам; но все отказались принять его, кроме Израиля".
Последними с списке, семидесятыми, были евреи. Эти согласились.
Интересен другой вариант, где народы не просто не принимают, а объясняют причины отказа от Закона.
Сыновьям Эсава не подошла заповедь "Не убивай".
Сыновей Амона и Моава не устроило "Не прелюбодействуй".
А вот для сыновей Ишмаэля непреодолимым препятствием стала запись в Законе: "Не воруй".
Сыновей Израиля, как это не могло бы показаться странным, устроило всё. И сказали они Ему: "Сделаем и послушаем". Интерпретируется эта ситуация иудейскими богословами так: евреи заявили, что принимают на себя все законы Торы, даже не спрашивая, что в ней написано, а потом будут их учить.
Вот странность и раскрыта - принимая Закон, евреи и не подозревали, что воровать, убивать и прелюбодействовать он не дозволяет.
Но описанная в Книге процедура, это не выборы, которые проводит Бог. Не Бог выбирал народ, а народы выбирали – принять или не принять предложенный им Закон.
Поэтому, в соответствии с текстами Торы, евреи не богоизбранный, а выбравший Закон народ, при всех прочих отказавшихся.
Вообще-то процедура, как она описана в Танахе, в которой Бог представлен каким-то коробейником, не очень согласуется со статусом Всевышнего.
Да и сама идея применения Творцом любого способа выбора кого/чего угодно по сути своей бессмысленна и нелепа.  У Всевышнего принципиально не может быть сомнений, он не выбирает, сопоставляя варианты решения, и признание обратного есть жесткое отрицание Его всемогущества.
Толкователи священных текстов прекрасно понимают это и совершенно резонно замечают, что на любое решение Бога у Него есть высшее право. 
Поэтому любой выбор, предусматривающий посетившее Бога сомнение - есть нонсенс.
Существуют попытки внести ясность в ситуацию с выбором.
Приведу один пассаж.
https://toldot.com/urava/ask/urava_9932.html рав Нахум Шатхин
«Здравствуйте!
Действительно ли хотели народы мира получить Тору?
В Зоаре (глава Балак) рассказывается, что Всевышний предлагал Тору ангелам-хранителям («князьям», сарим) семидесяти народов, а не разговаривал с представителями этих народов. То есть, все решалось на Небесах…»
Да, таким способом можно объяснить даже факт отсутствия в упоминаниях Танаха предложения Закона китайцам, жителям Индии или Америки. Авторы Торы вполне могли не знать о их существовании, но Бог то этого не мог. Поэтому «смотрящие» за этими народами ангелы тоже должны были присутствовать на этом высоком совещании (правда, при этом остается проблемы объяснения выживания неупомянутых Писании народов в Великом потопе).
Но продолжим цитировать рав Нахум Шатхин.
«Всевышний знал, что ни один народ не в состоянии полностью отказаться от своего «я». Что у каждого из них есть что-то врожденное и сокровенное, с чем они ни при каких условиях не согласятся расстаться. И, чтобы отсечь на будущее претензии (какие претензии, кого, к кому, если речь идет о решении Всевышнего?), что им не предлагали Тору, Всевышний переговорил с их ангелами-хранителями. Но только каждому из них раскрывался запрет именно на то, от чего он не мог отказаться».
Да, вот эта процедура очень напоминает проведение современного тендера с заранее известным победителем.
И здесь же, далее:
«Увидев, что народы мира видят в Торе только проблему и хотят избавиться от неё всеми силами, Всевышний требует у них «подарок» за отказ. Что-то вроде штрафа. Чтобы каждый из народов дал евреям немного того, чем они так дорожат, только в правильной «дозировке»: способность противостоять вооруженному нападению, «развратности». И так — от каждого народа. 
Таким образом, всё, что тогда произошло, было процессом обогащения еврейского народа. И нет необходимости «оправдывать» тех, кто отказался от Торы. Никто и никогда, кроме евреев, не хотел надеть на шею ярмо Торы и заповедей. И никогда не захотят».
По поводу того, что никто и никогда не хотел надеть на шею ярмо Торы и заповедей, так из разъяснений рав Нахум Шатхина следует, что народы никто и не спрашивал. Вопрос был решен без их участия.
А что касается евреев, то они, как утверждают те же еврейские богословы, приняли Закон, даже не прочитав его. Чего уж тут «хотеть»? 
То, что «выборы» есть приписываемая Богу несуразность прямо следует из той же Торы, в Пятикнижии записаны слова Моисея: «Г-дь пожелал избрать вас… потому, что любит вас, и для того, чтобы сдержать клятву, данную Им вашим отцам» (Второзаконие 7, 6–8). Да, именно так: «потому что любит», а не по результатам проведенных выборов.
В Торе написано: «Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий…  поставлю завет Мой между Мною и тобою» (Быт.17:1-5). И здесь Всевышний обещает: «…воистину Сарра, жена твоя, родит сына Исаака, и с его потомством поставлю Я завет вечный».
Поскольку потомство Исаака, это и есть евреи, то их в описываемых обстоятельствах вообще не существует, они возникнут позднее. Аврам в этом тексте еще не Авраам, он не обрезан, а потому и сам не еврей, но Богом уже дано твердое обещание заключить именно с берущим от Исаака народом вечный завет.
И при чем здесь выборы?
Богу выборы абсолютно не нужны.
А кому тогда была нужна вся эта история с «богоизбранием»?
Конечно только тем, кому приходится постоянно оправдывать, объяснять свою сомнительную (поскольку она нуждается в объяснениях) избранность.

Ты мне, я тебе.
За каждым мифом, если хорошо присмотреться кроется что-то реальное.
Было бы верхом неряшливой самоуверенности сводить Тонах и Тору к набору древних сказок.
Что-то глубинное и мудрое в них есть.
Но что?

Начнем с отношений Бога и человека.
Здесь напрашивается прямая аналогия: Человек и ИИ – искусственный интеллект.
Что мы хотим от ИИ?
Пользы и надежной безопасности в применении и использовании.
Возможно, что в связке «Бог – человек», существует аналогичная проблема?
Посмотрим на проблему богоизбранности под этим углом.
Завет в богословско-религиозном словоупотреблении, это не наставление или наказ, данный потомкам, а договор.
А любой договор предусматривает равенство его сторон. В противном случае возникает нечто иное: приказ, указ, наставление…
Равноправие договаривающихся сторон– Бог и евреи - в данном случае выглядит немыслимо парадоксальным: Господь заключает договор с тем, что было им создано. 
Но парадоксальность на этом не заканчивается.
Из завета Бога с евреями: «Итак, если вы будете всецело повиноваться Мне и соблюдать завет Мой, то из всех народов лишь вы будете Моим драгоценным достоянием. Вся земля Моя, но вы будете у Меня царством священников, святым народом» (Исход 19, 5–6)
А если они не будут «всецело повиноваться и соблюдать завет», что тогда?
А вы знаете – ничего. 
Создатель, согласно еврейским религиозным прописям, в завете с евреями так поражен в правах, что не в состоянии разорвать договор, поскольку любые их, евреев прегрешения меркнут перед безграничной любовью Бога к этому народу.
Но все же договор, это всегда обмен. В чем он здесь? Что на что меняли?
Ответ на этот вопрос начнем с новеллы в Тонахе, описывающей жертвоприношение Исаака.
Требование Бога принести ему человеческую жертву абсолютно не вписывается в контекст Торы, ведь там записано Божественное наставление: «Пусть не будет среди вас того, кто приносит в огненную жертву своего сына или свою дочь». (Второзаконие 18:10)
И, тем ни менее.
Повествование здесь начинается с того, что Бог усомнился (?) в безграничной искренности Авраама и предложил в качестве доказательства его высшей преданности Всевышнему принести жертву - «сына во всесожжение».
Что должен сделать отец в такой ситуации?
Как минимум, взмолиться. Обратиться к Богу, молить о пощаде, в конце концов, предложить себя, взамен выбранной Создателем жертвы…
В случае с Авраамом все еще сложнее: у него с Богом существует завет - договор, в котором Всевышний пообещал Аврааму размножить его потомство именно через сына Исаака и сделать евреев великим народом.
А что Авраам?
Ничего: он молча везет Исаака и дрова на жертвенник, связывает сына и заносит нож...
Вернемся к вопросу о том, нуждается ли Бог в каких-то испытаниях для установления любой истины?
Конечно нет. Он – Бог.
Тогда что же лежало в основе Божественного эксперимента, проведенного на Аврааме, если не оценка степени его любви к Всевышнему?
Решая эту проблему, зададимся вопросом: а кто есть Авраам для Бога?
Авраам образец созданного Творцом искусственного интеллекта.
И Господь, в описываемой ситуации, тестирует Авраама именно на интеллект, на возможность его выхода за пределы программы, заложенной Создателем.
Нас сегодня тоже занимает аналогичная проблема, интеллектуальные способности и автономные возможности созданного людьми ИИ вызывают у специалистов сомнения и даже серьезные опасения.
Бог провел на Аврааме испытание, нечто, аналогичное тесту Тьюринга, с целью определить, насколько это его создание свободно в своем поведении от воли Всевышнего.
Эксперимент показал наличие блока у испытуемого на свободу воли по отношению к его Создателю – он безропотно, беспрекословно выполняет любые, самые невероятные данные ему команды.
И вывод: Авраам, прародитель евреев есть образец покорности, без тени сомнений, без рефлексии.
В предложенном варианте все становится на свои места: между евреями и Богом произошел обмен иллюзии избранности на послушание.

И в завершении вернемся к эпиграфу, предваряющему это эссе.
«Все должны понять, что мир сотворен ради евреев».
https://moshiach.ru/torah/1/world4jews.html
Если исходить из того, что евреи являются выделенной Творцом контрольной группой при изучении процесса самонастраивания, созданного им ИИ, то эта фраза представляются вполне уместной.
Добавлю, что чистота эксперимента обеспечивается сведением к минимуму ассимиляции евреев с другими народами. Это было достигнуто путем создания религиозного кодекса — Талмуда, в основу которого заложена именно избранность.
Или названность.


Рецензии
Добрый день, Сергей.

Вы только не обижайтесь, но Вы рассуждаете слишком поверхностно. И идёте на поводу у тех, кто трактует слово "богоизбранность" только как выбор Богом одного этноса (якобы, евреев) из множества народов для того, чтобы помогать только ему в жизни. Сама по себе такая трактовка довольно наивна, хотя бы потому, что нам известно и о холокосте, и о долговременных скитаниях этого народа, об их гонениях. Да и по сути, она слишком по-людски утилитарна и слаба. И поворот в ваших рассуждениях в сторону "выбора" Книги, Закона, со словами о том, как трудно быть иудеем, соблюдая все божьи заповеди, не столько поясняет, сколько уводит от исторической истины.

Вот ответьте мне, каким Богом избраны евреи? Шумерским божеством Ан (Ану), аккадским или семитским Богом Эль? А может, Баалом? Или тем, кого евреи перед Исходом сами выбрали для того, чтобы находясь на чужбине отдельные люди этого этноса могли узнавать членов своего сообщества и действовать сообща?

Этот вопрос я задал к тому, что правильная трактовка слова " богоизбранность"- и для евреев, и для других преднародов, существовавших ранее в виде разрозненных племён, - заключается именно в том, чтобы люди
легко узнавали своих "соотечественников"( на многолюдных рынках, на улицах), по принадлежности к какому-то общему племенному Божеству. С помощью знаков и речи. Потому, что у каждого племени были свои духовные ценности, приоритеты и правила поведения в многолюдных, многоязычных местах.

Например, на кипрском базаре, где было полно и индийских, и китайских, и арабских, и афинских и других торговцев. и где обьяснялись больше жестами, а так же с помощью ломаного греческого и ещё не сложившегося латинского языков.

- Купи, уважаемый, вот этот глиняный сосуд. Он прочный, и вода в нём долго будет свежей.
-Может, я и куплю, если ты скажешь, кому ты пожертвуешь десятину от суммы, которую тебе дам за этот товар.
- Я пожертвую её нашему семитскому Всевышнему по имени Эль, хвала ему.
-Эль, хвала ему во веки веков?
- Да, именно Эль, хвала ему и его сыну Баалу.
- Тогда, уважаемый, я покупаю у тебя этот кувшин.

Или вот другой момент на том же, например, кипрском базаре.

- Кошерное мясо, кошерное мясо.
- Что-то не похоже это мясо на кошерное.
- Как не похоже? Видишь- два копыта на лытке?
- Копыта-то вижу, но таки сильно сомневаюсь, что их носила жвачная скотинка... Судя по толщине и длине лыток, так у тебя на прилавке одно свинство!

Согласитесь, это совсем не то, что схематично описали Вы в ситуации " Здравствуте, я Бог..."

Привязанность к определенному Богу в общении способствовала сближению сливающихся в народы семитских племён, у каждого из которых прежде был только свой племенной Бог. Так же было и у дохристианских славян (у одних - Ярило, у других - Перун, у третьих - Сварог), у арабов, у доисламских тюрков ( тенгрианство), у индусов и т.д.

В Ханаане до губительной засухи у группы племён праевреев почитался пока ещё Эль, который изображался антропоморфно.
Ну, а к началу Исхода из Египта евреи избрали своим Богом Яхве. Подчёркиваю: евреи избрали Яхве своим Богом.. В этом и заключалась их богоизбранность. И утверждая это, они говорят правду о том, что в дни Исхода их предки избрали своим богом Яхве. И это их сплотило.

Заранее   19.04.2024 08:46     Заявить о нарушении
"Вот ответьте мне, каким Богом избраны евреи? Шумерским божеством Ан (Ану), аккадским или семитским Богом Эль? А может, Баалом?"
Вот отвечу: избраны богом по имени Яхве, которого "в свое время" избил палицей Баал. Источник: Ю.Б. Циркин "История библейских стран". В среде "ибрим", убежавших из Египта, произошла консолидация, был выбран общий бог Яхве, а в качестве врагов - ханаанеяне, поклонявшиеся Баалу. За то, что их бог побил ибримского, ибрим решили отомстить. И отомстили, частично уничтожив, частично поработив ханаанеян и захватив их страну.

Алексей Аксельрод   18.04.2024 10:49   Заявить о нарушении
"у дохристианских славян (у одних -Ярило, у других -Перун)"
Серьезная наука считает, что Перун, возможно, был общим верховным божеством у балтославян (Перун/Перкунас), в свою очередь являясь разновидностью общего индоевропейского бога-громовержца. Однако Перун, насколько известно, никогда не был верховным богом какого-то определенного славянского племени (он ненадолго стал главным официальным богом Киевской державы при Владимире Святославиче). В эпоху выделения племенной знати (да и то - восточно-славянской) Перун - "персональный" бог вождя и его дружины (как Велес/Волос - у простых общинников). У отдельных племен западных славян в качестве верховного бога выступал Свентовит (Святовид), у южных и части западных - некий Триглав. Те разрозненные сведения, которыми располагают ученые, позволяют судить о некоторых общеславянских богах, существовавших в гипотетический период славянского единства: Мокошь (богиня-мать), Баба-Яга/Рога, Да(ждь)бог. Возможно, у всех славян был еще один общий бог - Стрибог (замечен в топонимах словенцев и поляков). Видимо, у антов (в отличие от склавинов) были боги, унаследованные от северо-иранских племен (сарматов, скифов), участвовавших в этногенезе антов. Это Сварог (инд. Сварга), Семаргл, Хорс. Общеславянское слово "бог" - иранского происхождения (до этого был "див", унаследованный от балтославян). Племенное имя "хорваты" также происходит от иранского "хаурвата" - пастухи . У некоторых отдельных славянских племен были легендарные обожествленные вожди, считавшиеся родоначальниками того или иного племени. У кривичей - Крив (видимо, унаследован от балтов, участвовавших в этногенезе кривичей, поскольку имя верховного жреца народа балтов - Криве-Кривайтис), у радимичей - Радим, у вятичей - Вятко.

Алексей Аксельрод   18.04.2024 11:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.