Рецензия на «Богоизбранные или самоназванные?» (Тимофеев Сергей 2)

Добрый день, Сергей.

Вы только не обижайтесь, но Вы рассуждаете слишком поверхностно. И идёте на поводу у тех, кто трактует слово "богоизбранность" только как выбор Богом одного этноса (якобы, евреев) из множества народов для того, чтобы помогать только ему в жизни. Сама по себе такая трактовка довольно наивна, хотя бы потому, что нам известно и о холокосте, и о долговременных скитаниях этого народа, об их гонениях. Да и по сути, она слишком по-людски утилитарна и слаба. И поворот в ваших рассуждениях в сторону "выбора" Книги, Закона, со словами о том, как трудно быть иудеем, соблюдая все божьи заповеди, не столько поясняет, сколько уводит от исторической истины.

Вот ответьте мне, каким Богом избраны евреи? Шумерским божеством Ан (Ану), аккадским или семитским Богом Эль? А может, Баалом? Или тем, кого евреи перед Исходом сами выбрали для того, чтобы находясь на чужбине отдельные люди этого этноса могли узнавать членов своего сообщества и действовать сообща?

Этот вопрос я задал к тому, что правильная трактовка слова " богоизбранность"- и для евреев, и для других преднародов, существовавших ранее в виде разрозненных племён, - заключается именно в том, чтобы люди
легко узнавали своих "соотечественников"( на многолюдных рынках, на улицах), по принадлежности к какому-то общему племенному Божеству. С помощью знаков и речи. Потому, что у каждого племени были свои духовные ценности, приоритеты и правила поведения в многолюдных, многоязычных местах.

Например, на кипрском базаре, где было полно и индийских, и китайских, и арабских, и афинских и других торговцев. и где обьяснялись больше жестами, а так же с помощью ломаного греческого и ещё не сложившегося латинского языков.

- Купи, уважаемый, вот этот глиняный сосуд. Он прочный, и вода в нём долго будет свежей.
-Может, я и куплю, если ты скажешь, кому ты пожертвуешь десятину от суммы, которую тебе дам за этот товар.
- Я пожертвую её нашему семитскому Всевышнему по имени Эль, хвала ему.
-Эль, хвала ему во веки веков?
- Да, именно Эль, хвала ему и его сыну Баалу.
- Тогда, уважаемый, я покупаю у тебя этот кувшин.

Или вот другой момент на том же, например, кипрском базаре.

- Кошерное мясо, кошерное мясо.
- Что-то не похоже это мясо на кошерное.
- Как не похоже? Видишь- два копыта на лытке?
- Копыта-то вижу, но таки сильно сомневаюсь, что их носила жвачная скотинка... Судя по толщине и длине лыток, так у тебя на прилавке одно свинство!

Согласитесь, это совсем не то, что схематично описали Вы в ситуации " Здравствуте, я Бог..."

Привязанность к определенному Богу в общении способствовала сближению сливающихся в народы семитских племён, у каждого из которых прежде был только свой племенной Бог. Так же было и у дохристианских славян (у одних - Ярило, у других - Перун, у третьих - Сварог), у арабов, у доисламских тюрков ( тенгрианство), у индусов и т.д.

В Ханаане до губительной засухи у группы племён праевреев почитался пока ещё Эль, который изображался антропоморфно.
Ну, а к началу Исхода из Египта евреи избрали своим Богом Яхве. Подчёркиваю: евреи избрали Яхве своим Богом.. В этом и заключалась их богоизбранность. И утверждая это, они говорят правду о том, что в дни Исхода их предки избрали своим богом Яхве. И это их сплотило.

Заранее   19.04.2024 08:46     Заявить о нарушении
"Вот ответьте мне, каким Богом избраны евреи? Шумерским божеством Ан (Ану), аккадским или семитским Богом Эль? А может, Баалом?"
Вот отвечу: избраны богом по имени Яхве, которого "в свое время" избил палицей Баал. Источник: Ю.Б. Циркин "История библейских стран". В среде "ибрим", убежавших из Египта, произошла консолидация, был выбран общий бог Яхве, а в качестве врагов - ханаанеяне, поклонявшиеся Баалу. За то, что их бог побил ибримского, ибрим решили отомстить. И отомстили, частично уничтожив, частично поработив ханаанеян и захватив их страну.

Алексей Аксельрод   18.04.2024 10:49   Заявить о нарушении
"у дохристианских славян (у одних -Ярило, у других -Перун)"
Серьезная наука считает, что Перун, возможно, был общим верховным божеством у балтославян (Перун/Перкунас), в свою очередь являясь разновидностью общего индоевропейского бога-громовержца. Однако Перун, насколько известно, никогда не был верховным богом какого-то определенного славянского племени (он ненадолго стал главным официальным богом Киевской державы при Владимире Святославиче). В эпоху выделения племенной знати (да и то - восточно-славянской) Перун - "персональный" бог вождя и его дружины (как Велес/Волос - у простых общинников). У отдельных племен западных славян в качестве верховного бога выступал Свентовит (Святовид), у южных и части западных - некий Триглав. Те разрозненные сведения, которыми располагают ученые, позволяют судить о некоторых общеславянских богах, существовавших в гипотетический период славянского единства: Мокошь (богиня-мать), Баба-Яга/Рога, Да(ждь)бог. Возможно, у всех славян был еще один общий бог - Стрибог (замечен в топонимах словенцев и поляков). Видимо, у антов (в отличие от склавинов) были боги, унаследованные от северо-иранских племен (сарматов, скифов), участвовавших в этногенезе антов. Это Сварог (инд. Сварга), Семаргл, Хорс. Общеславянское слово "бог" - иранского происхождения (до этого был "див", унаследованный от балтославян). Племенное имя "хорваты" также происходит от иранского "хаурвата" - пастухи . У некоторых отдельных славянских племен были легендарные обожествленные вожди, считавшиеся родоначальниками того или иного племени. У кривичей - Крив (видимо, унаследован от балтов, участвовавших в этногенезе кривичей, поскольку имя верховного жреца народа балтов - Криве-Кривайтис), у радимичей - Радим, у вятичей - Вятко.

Алексей Аксельрод   18.04.2024 11:35   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Тимофеев Сергей 2
Перейти к списку рецензий, написанных автором Заранее
Перейти к списку рецензий по разделу за 18.04.2024