Разум и интеллект, их отличие

По прочтении:
http://proza.ru/2019/02/24/2108
и:
http://proza.ru/2019/02/24/2090

Приводится цитата из высказываний Б.Паскаля:
«Сердце открывает Бога, а вовсе не разум».

Думаю, тут неточный перевод. Паскаль имел в виду не разум, а ум, как интеллект, которым обладают даже животные.

Интеллект это натуральная данность духа человека, подобно руке, ноге, зрению, слуху. Им распоряжается человек по собственному усмотрению, не глядя на мораль, а потому интеллект может служить как добру, так и злу.
Разум же это Божественная добродетель. Им распоряжается человек только в намерениях добрых, ибо от Бога исходит лишь добро, а потому разум может служить только добру.
Согласно слову Божию, о Боге человек может узнать только с помощью разума, наблюдая действительность (Рим 1:19-20).

Душа человека располагает лишь тремя данностями. Это мысль, чувство и желание. В ситуации задачи человек, погружаясь в поле мыслей, пытается разрешить её в воображении, виртуально, в чем ему и необходим интеллект.
Интеллект есть качество духа (аппарат), позволяющий определять свойства и закономерности в среде наблюдения (во внешнем или во внутреннем мире человека).  Интеллект, оглядывая воображаемое решение задачи, постановляет, насколько оно соответствует тому, что он наблюдает, и, только убедив себя в верности решения, человек проникается верой в претворении этого решения в жизнь.
Только уверовав в истинность решения задачи, человек способен реализовать его в действительности.

Так, идя по дороге и наткнувшись на вырытую канаву, человек оценивает возможность ее преодоления. Интеллект подсказывает ему способ преодоления канавы. Если он видит, что его физические возможности позволяют ему её перепрыгнуть, он оценивает это, и когда проникается верой в то, что это для него довольно легко, перепрыгивает канаву. Если же он не будет уверен в том, что может её перепрыгнуть, то и не будет этого делать.
На этом примере мы видим и действие интеллекта в поле мыслей, и формирование им решения поставленной задачи, и оценивание им этого решения для данных условий, и его роль в укреплении веры в реализации этого решения. Когда интеллект убедит человека, что решение исполнимо на 100%,  человек приступает к действию (в нашем случае перепрыгивает канаву).

Однако для запуска в действие интеллекта (ума) и подключение веры с переходом в действие необходимо сначала волевое решение человека. Человек сначала должен включить свою волю: захотеть преодолеть канаву. Если воля его будет слабой, то и желание это сделать у него будет слабым. Он махнет на это рукой и откажется перепрыгивать канаву, даже если это не потребует от него значительных усилий.

Итак, в приведенном примере мы видим, что всякое сознательное действие человека обусловлено соединением в нем таких качеств, как воля, ум, вера и действие. Интеллект тут можно определить, как действие ума без отношения его к добру, а разум можно определить, как ум добрый или, как ум с любовью. Например, если от преодоления этой канавы будет зависеть жизнь близкого друга этого человека (например, этот друг может умереть, если ему не помочь), то руководимый любовью человек постарается перепрыгнуть канаву даже с риском для собственной жизни. Вот в этом случае и будет в человеке действовать разум. Если же, хладнокровно оценив все за и против, он решит, что прыгать не имеет смысла, так как уровень риска весьма высок, то ум его в таком случае воспользуется лишь действием интеллекта.

Итак, ум человека при решении задачи может пользоваться либо разумом, добродетелью божественной, либо собственным интеллектом, данностью натуральной.

Теперь понятно, что можно иметь высокий интеллект, но быть глупым, т.е. неразумным, и можно быть простым,  необразованным, но мудрым.

Мудрость есть качество разума.

Глупостью называют сознательный отказ от пользования разумом.

Не следует путать глупость с тупостью.
Тупость есть натуральная ущербность организма человека в интеллекте, как, например, врожденное слабое зрение.
Глупость же есть добровольный отказ от разума.

Ясно также, что часто, чтобы достичь разумного решения, человеку требуется произвести над собой внутреннее усилие.

Добровольный отказ от употребления усилия, когда оно необходимо, называется ленью.

Часто бывает, что человек совершает глупость только из-за того, что не хочет совершить внутреннего усилия для достижения разумного решения, т.е. делает это из-за лени.

Разум есть божественная добродетель, подаваемая человеку даром, но человек, имеющий свободную волю, сам принимает решение, воспользоваться ли разумом, либо отказаться от него.

Спаситель даже подчеркивает важность для человека разума, говоря, что «всякому имеющему (разум) дастся и приумножится, а у неимеющего (разума) отнимется и то, что имеет» (Мф. 25:29).

Слово Божие, Божественный Разум, Бог, первою среди творения создал мудрость, которая радовала Его ещё до всякого другого творения, которое Он создавал вместе с ней, с мудростью (Притчи 8:22-36).

Итак, Иисус Христос, Слово Божие, более всего ценит разум в человеке, как блеск божественной любви, проникающей все творение, но особенным образом почивающей на разумных созданиях Своих: святых Ангелах и человеках.


Рецензии