Попова Марина беседует с Сафоновой Галиной о жизни

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня в гостях у нашего канала «Современные авторы о России с любовью» - Сафонова Галина Семёновна.

Чем привлекла наше внимание Галина Семёновна?

Галина Семёновна всю свою сознательную жизнь писала дневники, в которых отражала мысли, эмоции и происходящие в стране события.

А в зрелом возрасте Галина Семёновна написала по дневниковым записям мемуары, рассказы. Нам показалось интересным, прикоснуться к жизни советского человека, который в силу своей активной жизненной позиции находился в самой гуще Жизни.

В наши дни СССР становится для многих россиян не просто историей, а розовой мечтой; с годами всё плохое забывается, человек склонен идеализировать прошлое.

Через Галину, её мысли, страдания, переживания мы сможем приобщиться к жизни советской страны, понять, как мыслил советский человек, какие у него были ценности, его мировоззрение.

Галина Семеновна – человек творческий и настолько многогранный, что охватить и осветить все её интересы в небольшой беседе невозможно.

Мы общались с Галиной виртуально, начиная с весны. Порой увлекались какой-то темой, поэтому пришлось часть текста удалить. Наиболее полно узнать о жизни Галины Семёновны вы сможете по её произведениям, ссылки на которые мы дадим в конце интервью.

Наше интервью – освещение различных творческих граней Галины Семёновны и только.

Интервьюер - Попова Марина Александровна, далее по тексту – Марина.

Интервьюируемый - Галина Семеновна Сафонова, далее по тексту – Галина.

Марина. Здравствуйте, Галина! Рады вас приветствовать на нашем канале на Дзене - «Современные авторы о России с любовью»!

Поступило предложение от нашего автора, чтобы я побеседовала с вами.

В интернете опубликовано множество ваших произведений. Ваша жизнь невероятно насыщена и богата. Для начала расскажите нам немного о себе.

Галина. Приветствую Вас, Марина! Обращайтесь ко мне по имени, - Галина.

Я родилась в 1937г. в г. Лепеле (Белоруссия). В 1939г. семья переехала в г. Карачев (Брянская область) Школа, работа в библиотеке, Санкт-Петербургская государственная академия культуры. С 1961г. – помощник режиссера в Комитете по радиовещанию и телевидению, потом – режиссер, главный режиссер.

С 14 лет я вела дневники, - правда, нерегулярно, - но к концу моей «трудовой деятельности» в Комитете по телевидению и радиовещанию, их накопилось довольно много, так что с 1997 г. начала «копаться» в них.

А тут еще появилась возможность набирать их на компьютере, вот и начала с маминых рассказиков, из которых через пару лет соткётся повесть «Ведьма из Карачева». Потом из таких же записок напишу «В Перестройке. 1987-2000» и «Игры с минувшим»; сложится и две повести, - «Искусы Эроса и «Твой образ...» (об отношениях с журналистом, с которым пришлось работать). Попутно буду писать зарисовки, миниатюры, стихи, рассказы...

И почти во всём написанном не будет выдуманного, - мои тексты сплетались из когда-то прожитого, прочувствованного, что и прорисует «портрет» моей души.

Марина. Галина, поделитесь с нами воспоминаниями о родителях.

Галина. Спасибо, за «судьбу»)), но чего-то из ряда вон выходящего в ней не было, - как у всех, как у многих. Себя я помню с трёхлетнего возраста и есть такие строки в моей автобиографической повести: «Солнечно, тепло, - весенний день?.. Я стою и смотрю на только что вымытые широкие половицы крылечка, на свои голубые туфельки и рукав синего пальто в красных, желтых, зеленых точках-капельках».

А родители мои были из государственных крестьян... из крепких крестьян, имели свою кузню; начались коллективизация, а потом раскулачивание (с 1928г.). Об этом рассказывала мама: «В двадцать девятом и на мастерские, как наша, тоже стали налоги присылать. Пришел к нам как-то знакомый один из правления и сказал: скоро и до вашей семьи доберутся, расходитеся, молодые пусть уезжають, а стариков не тронуть. И потому не тронуть, что с дедом оставалися четверо детей от старшего брата. Его-то самого на войне убило, да и мать их вскорости померла, дед и растил сирот, его могли не тронуть, а нас таких-то... Отберуть кузню, чем тогда жить? Ведь у Тихона уже двое детей было, и у нас двое. И разъехалися мы. Тихон с семьей ушел жить на квартиру в Карачев, а мы с Сенькой - в Брянск. А с кузней и домом вот что стало. Когда нас председатель предупредил, что, мол, дом ваш под контору присмотрели, мы и решили его продать. Нашли покупателя, приехал он с сыном, разобрали они наш дом и увезли куда-т. И корову продали. Оставил свёкор себе только телочку и поросеночка, а кузню... Инструменты - в яшшык, кузню - на замок, вот и все дела.

И налог не успели прислать». Из таких маминых рассказиков потом напишу и повесть под названием «Ведьма из Карачева» (ведьма потому, что маму в нашем городе окрестили ведьмой).

Мама родилась в 1903 году в крестьянской семье села Рясники, которое в двух километрах от районного города Карачева. Когда-то предки её (и мои) были воинами, охранявшими южные границы Россие, за что даровали им наделы земли и звание дворян однодворцев (с одним крестьянином), были грамотные и мой прапрапрадед служил писарем. Жили крепко, - много трудились – но мой дед, а её муж Тихон, в начале 20 века умер от тифа в возрасте 28 лет, оставив вдову с 4 детьми, так что потом семья обеднела, бабушка пошла работать на пенькотрепальную фабрику, мама уже в 8 лет – на бахшу (как она говорила), а в 10 – тоже на фабрику. Ну а потом – революция, голод, гражданская война, коллективизация, еще одна война... В общем, все беды, которые пережила Россия. Но мама упорно хотела выучить детей (два сына и я), и это ей удалось, - мы все кончили институты. В моей повести, написанной по рассказам мамы («Ведьма из Карачева») в конце есть такие её слова:

«Вот скажуть так-то: восемьдесят годов прожила! И ты думаешь это много, восемьдесят годов-то? А все равно, что миг один! Другой раз и дивишься: Господи, да когда ж она пролетела, жизнь-то? Все трудилася, бежала, спешила, не замечала ни голода, ни усталости. Ни отдыха себе не устраивала, ни нарядов не собирала, только одна цель в жизни и была: поставить детей на ноги, выучить, чтоб хоть они в достатке да тепле жили. А когда выросли, определилися, тут-то и оглянулася на себя: мать честная, да мне-то восьмой десяток уже! А я всё нет-нет да обижаться стала: ноги что-то болять, спина плохо сгибается-разгибается. Вот тут-то и подвела черту. И на нонешний день другого не желаю и не жду. Все дети мои труженики, не пьяницы какие-нибудь, все живуть честно, сыты, обуты-одеты, у всех крыша над головой. Да и сама не жду, чтобы мне кто пятерочку или десяточку сунул, а только на свои руки и надеюся, как и предки мои, - покуда руки кой-как скорябають да ноги мало-мальски передвигаются. И дай-то Бог, чтобы в этом гнезде прожить до конца дней своих, дождаться своей очереди, а когда придёть черёд и понесуть на погост, то люди чтоб вослед не сказали: вот, мол, подлеца-то понесли! А наоборот, хорошего человека, хорошего».

Марина. А об отце нам расскажете?

Галина. Родина для меня началась с моего родного дома в Карачеве, ощущения себя маленькой частицей матери, братьев, (отца почти не помню, была очень маленькая, когда он ушел воевать), запаха земли, полей и леса после дождя...

Помню об отце очень мало, но вот такое иногда всплывает отчётливо: он сидит на нашей русской печке, свесив босые ноги, я щекочу его за пятки, он поднимает ноги выше, я смеюсь, смеётся и он...

И почему зацепилось лишь это? Но осталась фотография: он - в военной гимнастерке со стоячим воротником, застегнутым на две пуговицы и подшитым белой сменной стойкой, у него продолговатое лицо, гладкие, густые тёмные волосы, открывающие высокий лоб, прямой нос, большие губы с уже обозначившимся треугольником складок в уголках, чуть лохматые брови, а мешки под глазами оттеняют застывшее в них напряжение и опустошенность тоски… И фотография эта сорок шестого года, значит, папе было тогда сорок два года, и после фронтовой контузии он был уже безнадежно болен. А умер он в 1947 году в московском госпитали от ползучей парализации. (В «Ведьме из Карачева» у мамы есть главы о нём.)

Марина. Галина, получается, все ваши герои – реальные люди?

Галина. Почти все мои герои – реальны, ибо то, о чем (в основном) пишу, зиждется на дневниковых записках, и даже в рассказах зачастую те, кто когда-то встретился на пути. Выдуманного почти нет, - жизнь и так столько подбрасывает!.. что дай силы мысли, чтобы осмыслить встреченное.

Марина. Галина, вы много читаете? А в детстве любили читать книги?

Галина. В детстве было не до чтения, - тяжёлая послевоенная пора и было не до книг. Но то, что «проходили» в школе, всегда читала с интересом, - жаль, что, учительница по литературе была какая-то...

И теперь помню, как держит в руке тетрадь с моим сочинением и с ноткой осуждения читает отрывок из него, где я сравниваю Катерину из «Грозы» Островского с цветком, который пересадили не в ту почву, а дочитав, смотрит на меня, смеётся с издёвкой и ученики хихикают вместе с ней.

Но книги с подругой ходили читать в городскую библиотеку, - есть такая запись в дневнике: «Опять были с Лариской в библиотеке, в читальном зале я взяла «Консуэллу», французской писательницы Жорж Санд, а она – «Дон Кихота» Сервантеса». Ну а после окончания школы, работая в библиотеке, читала много, да и потом, когда уехала в Брянск, много часов просиживала в областной библиотеке, - то было мое спасение от неуюта уголков, которые снимала, - ведь там, в читальном зале были журналы «Новый мир», «Иностранная литература», которые и задавали «вектор» моего чтения. Вот такая запись (опять же – из дневника): «Прочитала за последние два месяца: Тендрякова «Подёнка - день короткий», - борьба за простое биологическое выживание; Болдуина «Утро, вечер и...», - слишком глубокое (до патологии!) копание в себе; Дж. Апдайка «Кентавр», - герои (как и я) не знают, ради чего живут, во что верят... Сэлинджера «Над пропастью во ржи» - глубоко трогает душу». Было увлечение и поэзией Серебряного века, - Бальмонт, Брюсов, Северянин... - учила их стихи наизусть – потом поэзией советских поэтов – Заболоцкий, Федоров, Шефнер, Давид Самойлов... – но часто возвращалась к любимым – Блоку, Тютчеву, Набокову...

Из зарубежных писателей люблю Альбера Камю, Ромена Гари... да и других, тем более что в ВКонтакте веду два Сообщества, - «Проза поэзия», «Природа и мы», в которые каждый день помещаю что-то.

Марина. Галина, почему вы выбрали профессию режиссер?

Галина. Профессию я не выбирала, - она меня выбрала)). И помог случай. После окончания школы, я стала работать в библиотеке воинской части, поступила на заочное отделение Ленинградского института культуры, и на время моей практики в Областной библиотеке (жила-то в районном городе Крачеве), брат Виктор, уже работающий оператором в Брянске телеоператором в Комитете по радиовещанию и телевидению, устроил меня туда помощником режиссера. Главному режиссеру я понравилась, и он предложил остаться. Не думалось, что надолго, а оказалось, - на 36 шесть лет.

Марина. В наши дни всё чаще в новостной ленте появляются сообщения о жестокости, как молодежи, так и взрослых людей. Ваши мысли, почему такое происходит?

Галина. Человечность актуальна во все века, а расчеловечивание...

Это – фашизм или то, что происходит теперь на Украине, когда её главный идеолог во всеуслышание призывает убивать русских где бы они не были.

Марина. Галина, каким вы видите будущее человечества?

Галина. В социалистическом обществе был сильно развит патернализм. Хорошо помню, как бабушки сидели на скамейках во дворе, а вокруг было не прибрано, мусорно, а позже, - хотя и после тяжёлых лет перестройки, - в людях начало пробуждаться чувство инициативы, чувство ответственности хотя бы за то небольшое пространство, в котором живут, и доказательством тому вижу, как заросшие ранее наши дворы уже несколько лет засажены цветами теми же (или другими) бабушками, а их внуки не расписывают подъезды.

Так что и волонтёрское движение – пробуждение гражданственности.

Хочется надеяться, что не столь далёкое будущее России будет более устойчиво развивающимся, – есть задатки этого. Ну а дальняя перспектива... На Земле еще две великие державы – Китай, США – от которых многое зависит.

К сожалению, будущее человечества мне видится не в радужных красках, - не думаю, что победит разум, - скорее, губительная жадность тех, кто пробился (пробьётся) к власти. Да и потом есть закон мира, - всё стареет, а значит и старость человечества приведёт к ослаблению не только его физических сил, но и разума (что в наше время отчётливо видно по руководителям стран Европы).

А по поводу биороботов... Когда смотрела (и смотрю) фильмы по ТВ о Природе, любуясь и восторгаясь изумительной сложностью, красотой земных созданий (в том числе и человека), то всё больше отвергала теорию создания всего этого эволюцией и крепло убеждение: всё это создано Богом (как мы называем), а, значит, фауна, флора (и мы – тоже) – биологические роботы. Сумасшедшинка? Но верю в это.

***

Патернали;зм — система отношений, при которой власти обеспечивают базовые потребности граждан, а граждане в обмен на это позволяют властям диктовать модели своего поведения...

***

Марина. Галина, а почему вы пришли к заключению, что человечество - биороботы?

Галина. Марина, то что мы – биороботы, моё «безосновательное» предположение, как и то, что не верю в эволюцию человека. Ну не могла прагматичная природа создать столь совершенные организмы! И не только совершенные, но и безукоризненно прекрасные, полные изумительной красоты в сочетаниях расцветок, форм. ТАКОЕ может творить только ВЫСШЕЕ создание (мы называем его Богом). И чем чаще смотрю фильмы по каналу "В мире животных", где съёмки ведутся такими телевиками!.. когда видны крупным планом даже глаза Богомола, то всё больше убеждаюсь в своих предположениях.

Марина. Собиралась спросить вас о волонтерской деятельности, а вы сами написали: «в ВКонтакте веду два Сообщества, - «Проза поэзия», «Природа и мы», в которые каждый день помещаю что-то».

Сейчас нарастает волонтерской движение. Оно, как Бессмертный полк, зародилось в глубине народного сердца. Это волонтерское движение охватывает самые различные сферы нашей жизни. Например, в СПб молодой врач стал помогать бездомным людям, к нему присоединились больше двухсот врачей, все молодые. Врачи в белых халатах ездят по городу, осматривают всех встречных бездомных людей, берут экспресс анализы, оказывают медицинскую помощь, транспортируют, если необходимо, в стационар, следят, чтобы пациентов приняли.

Один парикмахер раз в неделю стрижет всех бездомных людей бесплатно.

Другой парикмахер раз в неделю ездит по квартирам и бесплатно стрижет всех больных (солнечных) детей.

У нас в Иркутске сотни волонтеров (пожилые люди) регулярно ездят целыми командами на Байкал, на Ольхон, в Хужир и другие поселки на берегу Байкала, где собирают мусор, потом через администрацию или сами отвозят этот мусор на свалки. Так мы вычистили Хужир. А там было такое (!), что не передать.

Масса примеров работы волонтеров на фронте.

Галина, вы занимались волонтерской деятельностью прежде? Если можно, расскажите читателям, поделитесь, пожалуйста, своим опытом волонтерской деятельности.

Галина. Об общественном благе не скажу чего-то нового, - это то, что потребляют все граждане государства в той или иной мере. Жаль только, находятся те, кто отрывает себе от этих благ кусок побольше, чем те, кто находится ниже их по статусу. Но такое – неизбежность.

И в том социуме, где разрыв в потреблении благ не так заметен, более-менее спокойно, а когда разрыв увеличивается – грядущие беды.

Волонтерской деятельностью я не занималась, но весьма активно занимаюсь теперь, - за всё, что пишу, помещаю на лит. сайты, в Ридеро, я не получаю никаких денег, а значит, мои труды и есть волонтёрство. Разве не так?

Марина. Галина, что такое мысль?

Галина. Мысль... Буду иметь в виду не мыслишки, которые проскакивают в головах ежесекундно, а нечто другое. И это другое – логически выстроенные «полотнища», сотканные из эмоций, знаний, чувствований... как при съёмках документального фильма (обращаюсь к своей профессии режиссера), - наснимаешь хронику из разных кадров, планов, а потом надо найти стержень, на который намотается из всего этого только нужное. И это – сложно, мучительно, но то, что и станет МЫСЛЬЮ... моей или кого бы то ни было. Как-то так...

Наши мысли и настрой безусловно влияют на наше состояние (здоровье) и, наверное, потому, что при добром настрое ускоряется обмен веществ, ток крови.

И, как я уже писала, хочется верить, что всё земное – в том числе и люди – созданы Вседержителем, который посылает нам свои мысли-вибрации, которые современное человечество всё больше и больше склонно искажать, уверовав в своё могущество, и, может быть, правда – в Ветхом завете, - за непослушание и пренебрежение к этим самым вибрациям земной Мир будет снова наказан, - в мифологии Индии как раз и пишется об этом (если верить найденным там доказательствам, похожим на взрыв атомной бомбы).

Наука идет своим путём – неизбежность! – но далеко не все ученые отказывались и отказываются от Бога, а даже наоборот – всё больше понимая своё бессилие в чем-то, начинают принимать, признавать Его существование.

Каков бы ни был материализм, но он есть и будет, а к чему приведёт?.. Вопрос из вопросов.

Все наши представления сотканы из работы мысли наших предков (веривших в Бога), а что мы добавим? Зависит от нас самих.

Мысли рождаются не только в Мире высшем, но и в нас, землянах (это заложено Им в нашем мозгу, как программы), а зачем Ему это нужно?.. не нам знать.

Марина. Человек борется со своими пороками, страстями, а энергия порока и есть энергия сил Зла, вот почему определенные силы так любят говорить в СМИ о пороках и преступлениях. Но все эти темы только тормозят Эволюцию сознания человека.

То, что вы обозначили, как мысль, таковой не является по мнению некоторых великих философов. Скорее это можно назвать - работа с мыслью. То есть каждый из нас принимает созвучную мысль из Пространства и перерабатывает её для Земли.

Чем утонченнее и духовнее личность, тем прекраснее её мысли. Чем больше вы её обкатываете, наполняете облагораживаете, тем больше пользы эта мысль принесет вам, да и всем землянам.

Галина. Марина, термин «эволюция» впервые употребил швейцарский натуралист XVIII века Шарль Бонне, который доказывал, что Бог при создании зачатков жизни вложил в них способность к развитию. Но со второй половины XIX века эволюция стала означать процесс изменения всех форм жизни на протяжении поколений, - и да, конечно в чем-то изменяются, приспосабливаясь, - но для меня такой, чисто материалистический подход, неприемлем, как и то, что существа земные вышли из воды (по Чарльзу Дарвину), который предположил, что жизнь возникла в некоем «мелком, прогретом солнцем пруду». И эта, и до сих пор недоказанная теория, для меня неприемлема, поэтому и согласна с Шарлем Бонне. А если говорить об эволюции духа... Да, эволюционирует. Но в лучшую ли сторону? Очень сомневаюсь, наблюдая (по мере сил) за «эволюцией» европейской политики, литературы, философии и их носителей.

Марина. Чем хорош Восток - они верят в то, что приходят и уходят на Землю. Как пчела собирают пыльцу с цветов - приобретают опыт в каждом воплощении. Тогда всё встает на свои места, и разные творческие способности, и физические данные, и благополучие в Судьбе.

Галина, полагаю, каждый очаг культуры - это свет во тьме. Да, нашим современникам не хватало культуры, поэтому ваша учительница по литературе не сумела оценить ваше оригинальное сочинение.

Галина. Восток мудрее Запада (который, кстати, незаслуженно считает себя гуру мира, почти всё позаимствовав у Востока), и в идею реинкарнации верили не только древнейшие цивилизации, но и философы Греции, а посему не смею перечить им и просто принимаю их предположения (с долей сомнения, которая, наверное, была и у них).

Мне интересно было собирать свои наблюдения за жизнью, чем и занималась, записывая факты и своё отношение к ним. Думаю, что для этого Бог или Вечное, Единство, Всеобъемлющее, Атман, Целое... и создало нас, чтобы мы передавали ЕМУ информацию. Почти верю, что все земные существа – биологические роботы, созданные и поселённые ИМ на нашем голубом шарике под именем Земля (не верю в эволюцию, которая только подправляет, приспосабливая этих роботов к существованию на ней).

Марина. Вы говорите больше о биологической эволюции. А меня интересует Эволюция Духа.

«Что такое эволюция – теория, система, гипотеза? – писал крупнейший французский ученый и мыслитель П.Тейяр де Шарден, (1 мая 1881 — 10 апреля 1955), труды которого сыграли большую роль в развитии нового планетарного мышления. – Нет, нечто гораздо большее, чем все это: она основное условие, которому должны отныне подчиняться и удовлетворять все теории, гипотезы, системы, если они хотят быть разумными и истинными. Свет, озаряющий все факты, кривая, в которой должны сомкнуться все линии, – вот что такое эволюция» Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

Cлово «эволюция» происходит от лат. evolutio — развёртывание, раскрытие; от evolvere — разворачивать, раскатывать, выкатывать. Первоначально оно обозначало даже развертывание свитка в процессе чтения написанного в нем текста (!). Но развертывание (как таковое) предполагает последовательную реализацию чего-то наперед заданного: свернутого, запрограммированного и т.д. Между тем, эволюция (как реальный процесс) никогда и нигде не развертывается. (информация взята из различных источников, словарей).

***

Во втором веке нашей эры греческий писатель Аэлиан  использовал слово "evolvere" во влиятельном трактате на тему военных тактик и учений "Аэлинас Тактикус".  При переводе этого слова на Латынь возникло слово "evolutio", а от него французское evolution", попав затем в английский язык при переводе этого трактата в 1616 году.  Исходное значение этого слова означало уклоняющий тактический или стратегический маневр в битве, перестроение боевой формации или порядка войск или кораблей, которые могли способствовать победе. (Posted by Song Park on April 9, 2019 )

***

Тема эволюции - увлекательная, но очень ёмкая, в нашем формате можно её обсуждать, если исключить все другие темы. Поэтому оставим недосказанность, пусть читатель, если пожелает, напишет свои мысли в комментариях.

Марина. Посмотрите, сейчас с началом очередной войны в нашей стране, огрубление идёт полным ходом. Поэтому, на мой взгляд, о красоте надо говорить постоянно, чтобы люди помнили, что они люди.

Галина. Да, поклонение красоте поднимает духовность человека, - наверное, когда человек впервые оторвал взгляд от костра, на котором что-то варилось и, взглянув на небо, удивился его красоте, он и ощутил себя Человеком. А безобразие, грех (в религиозном понимании) – путь к смерти не только бренного тела, но и духа.

Марина. Галина, что вы больше всего цените в человеке? Есть что-то такое, за что вы можете простить человеку любые несовершенства.

Галина. Больше всего ценю способность творить что-то доброе, нужное людям.

Всю жизнь стремилась прощать, но потом не соприкасаться с этим человеком. Когда-то записала: «В последнее время часто думаю: и как научиться не злиться на обидчиков, прощать им? Может, Библия подскажет? И начала читать «Ветхий завет».

Но бросила… пока. Прямо боевик какой-то! Уж очень жестоким был иудейский Бог: «Если кто будет прелюбодействовать с женою замужнею… да будет предан смерти. И если дочь священника осквернит себя блудодеянием, огнем должно сжечь ее… И хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество… И если презрите Мои постановления, то поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку… и пошлю на вас зверей полевых, которые лишат вас детей и вас уменьшат… и хлеб истреблю у вас, и скот ваш… и будете есть плоть сынов ваших и дочерей ваших… и города ваши сделаю пустынею… и сломлю гордое упорство ваше, и обнажу вслед вас меч, и будет земля ваша пуста и небо ваше сделаю, как железо, и землю вашу, как медь… и вас рассею между народами». Во как жёстко...

И снова читала «Ветхий завет». Нет, ответов на свои вопросы жизни пока не нашла, но зато… Столько же поэтических строк в этом писании!

«Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас, ибо руки ваши осквернены кровию, и персты ваши – беззаконием; никто не возвышает голоса за правду, и никто не вступается за истину; надеются на пустое и говорят ложь, зачинают зло и рождают злодейство. Высиживают змеиные яйца и ткут паутину: кто поест яиц их – умрет, а если раздавит – выползет ехидна».

Дочитала Евангелие от Луки. Великолепное, поэтическое, трагическое сказание о Христе! Неужели людям вначале надо распять пророка и только потом принять?

Дочитала Евангелия и от Марка, Послание к римлянам, Откровение.

Поэтично, но... Нет, не могу бояться ада и верить в него. Не могу и Богу молиться, возносить его. Гордыня? Да и зачем ЕМУ это?»

Марина. Знакома ли вам ненависть?

Галина. Ненависть знакома. К тем, кто фанатично убивает за прибыль (как в наше время – Европу и США, убивающих украинцев, которые согласны гибнуть за то, чтобы они овладели Россией).

Марина. Насколько вы терпимы к людям? И как менялась ваша терпимость к людям в процессе вашего взросления?

Галина. К людям терпима до поры, пока они начинают убивать кого-то. И не помню, чтобы такое отношение менялось со временем.

Марина. Ваше жизненное кредо.

Галина. А кредо... Если иметь мои базовые убеждения, то это – заповеди Христа. А еще – реализация своих способностей к чему-то на своё благо и благо других.

Марина. Галина, вы боитесь смерти?

Галина. А смерти бояться... да нет, всю жизнь приучала себя к мысли, что всё конечно, вот только побаиваюсь мгновений перехода – боли, – а посему молю Создателя о том, чтобы это свершилось в мгновение.

Марина. Галина, вы – воин?

Галина. А воином себя не считаю, - просто стараюсь делать то, к чему лежит душа и то, что обязана делать.

А, впрочем, есть во мне что-то от бойца... Когда мне было лет десять и брат из трёх старых велосипедов собрал один, который мог ездить, то я с подружками и каталась по центральной асфальтированной улице нашего городка, но мне было как-то скучно вот так... мчаться и мчаться по прямой, а вот по тропкам соседних улиц!.. да, если – на горочку, через лужи!.. А когда мне было за двадцать, один умный, ироничный поклонник как-то сказал: «Знаешь, мне кажется, что ты из тех, кто всегда ставит перед собой барьеры и мужественно их преодолевает». Есть во мне такое и теперь, - если не сделаю того, что мне не хочется делать, то перестаю себя уважать.

Марина. Нынче Бессмертный полк отменили, печально.

Галина. Кто бы ни решил о шествии, но я более труслива... Считаю, что тер. акт непременно СБУ Украины устроили бы, а это - слишком чудовищно. Да и память о наших дорогих защитниках надо хранить в душе - не демонстрируя. Это нечто сокровенное.

Всё больше и больше склоняюсь в своих размышлениях о судьбе человечества к тому, что оно обречено на самоуничтожение, - тех, кто определяют так называемую цивилизацию, победят жадные до комфорта и развлечений омоби. Об этом пишу в своих эссе.

http://proza.ru/2011/05/16/1084,

http://proza.ru/2011/02/06/753

http://proza.ru/2011/04/17/1371

http://proza.ru/2016/01/25/725

http://proza.ru/2011/04/27/1496

Марина. Галина, мы немного с вами касались темы «Красота». Как вы полагаете, почему Ф.М. Достоевский сказал - Красота спасет мир?

Как может красота и её осознание спасти мир? Посмотрите, сейчас с началом очередной войны в нашей стране, огрубление идёт полным ходом. Поэтому, на мой взгляд, о красоте надо говорить постоянно, чтобы люди помнили, что они люди.

Галина. А если говорить проще, то думаю, что человеческий вид слишком жаден, слишком зациклен на своём комфорте, - на золотом тельце. И это его погубит. Но это не значит, что мы, - приверженцы Добра, - должны сдаться.

Приверженцы добра... если человек не делает зла другому, то он уже в какой-то мере живёт в Добре. Ну, а если думает о нём, да еще старается помочь хотя бы беспризорной собаке, то уже Его творит.

Роль человека в мироздании можно только предполагать и моё такое: Бог (или: Вечное, Единство, Всеобъемлющее, Атман, Целое...) создал нас для себя, - мы ему нужны для познания МИРА, - и Он наблюдает: как человечество будет развиваться? (Не верю, что человека создала эволюция).

Красота прекрасна, но зачастую нуждается в защите. А по поводу вибраций красоты... для африканских племён вытягивать обручами шею или раскрашивать лицо татуировкой, продевать в губы кольца – красота, а для нас – почти уродство. Так что красота воспринимается по-разному, как и люди, ибо каждого мы принимаем, соотносясь со своим восприятием мира, его явлений и это вполне естественно.

Мама моя жила в труднейшую эпоху, - революция, гражданская война, голод, снова война (ВОВ), вдовья доля с тремя детьми, но она не плакала, не ныла, а боролась, растила нас, оставаясь добрым, светлым человеком.

Не знаю, как другие, но меня «сочиняла» жизнь, - я не надумывала себя. А представить себя ребёнком... зачем? Мне хорошо и в моём возрасте, - вся жизнь позади и теперь я спокойно «перелопачиваю» её. Соткав свой ковёр жизни, я уже никуда не стремлюсь и одни заботы, - здоровье и благополучие детей, внуков.

Марина. О чем вы мечтаете, если не секрет, поделитесь с читателями, Галина.

Галина. А мечты... Хотелось бы издать свои книги в больших издательствах, но для этого нет средств. Но хорошо то, что читают на литературных сайтах, покупают в издательстве Ридеро (печатают на заказ), где издала 15 книг.

«Кругом нет ничего… Глубокое молчанье…
Пустыня мёртвая… И небеса над ней…»

Шелли был глубоким романтиком, что весьма и весьма присуще молодости. Но жизнь постепенно гасит это, столько прекрасное и необходимое свойство. И надо стараться удержать какую-то Его часть в себе. Но не в такой степени, как в этих словах Шелли, ибо в душе останется пустота, которая может перейти в цинизм, а жизнь - дар, который надо ценить.

Наше сознание (знание) катастрофически расширяется (и особенно в век Интернетов), утонуть в этом «море» можно запросто. И задача стоит перед каждым сложная: как отыскать своё Я и сохранить. И самое ответственное - оставаться Человеком.

Марина. Многие люди ставят перед собой исключительно материальные цели. Но в любое мгновение материальное может быть отнято у человека. Ваше отношение к вещам.

Галина. Марина! Без вещей жить нельзя. Но их должно быть ровно столько, сколько необходимо для жизни в данных условиях, - в городе иметь квартиру, на селе – дом. Не понимаю и не принимаю погоню за модой... ну, к примеру, покупка сумочки по баснословным ценам, и т. д. Всё это – от пустоты душевной.

Марина. Галина! Вы знаете, что Господь отнимает то, что мы любим больше его? Почему? Может ли быть целью жизни семья? Землетрясение, Цунами, бомба, самолёт упал... и нет семьи. Что в таком случае делать человеку? А таких - миллионы.

Галина. Смысл жизни – в семье, продолжении рода. Но зачем, кому это надо? Не нам знать. Лишь – предположения – и я думаю, что – Создателю. А мы не должны на Него жаловаться, что отнимает что-то, - не для этого Он нас создал, а для наблюдения за нами, для образования некой ауры Людей (опять же, нам не узнать: зачем Ему это?) Ну, а если нет семьи... это – душевное опустошение, которое надо заполнять любимым делом (если повезёт его найти).

Марина. Галина, как вы считаете, какова цель жизни человека?

***

Чтобы - просто жить
Галина Сафонова-Пирус

После нескольких дождливых дней - солнце! И во дворе над моей головой красуются, - словно облака! – кроны деревьев со всеми оттенками зелёного. Бурное, торопливое обновление природы…
А под этим трепещущим, алкающим жизни благолением, каждый день, опираясь на два костыля, подолгу расхаживается пожилой мужчина.
Налетевший ветерок в веселых порывах-потоках полощет ветви ивы и когда улетает, они успокоено повисают нежными шафранно-желтыми гирляндами...
А он смотрит только под ноги, с опаской приостанавливаясь над каждой выщерблиной тротуара.
Тонкая берёзка верхушкой кроны наконец-то вырвавшись из тесноты двора в небо, клонится в стороны, игриво поблёскивая серебристым отливом тыльной стороны листочков...
А он, уставший, иногда присаживается и, опершись на костыль, опять смотрит лишь под ноги. Ощущает ли эту благодать?
Тихие, едва уловимые писки птах, гортанное карканье галок, зазывное воркованье голубя, озорные голоса ребятишек, долетающие из соседнего двора, беззлобное тявканье дворняжки, в очередной раз погнавшейся за проезжающей машиной, - всё это сплетение живых звуков - как причудливое, неповторяемое каприччо двора...
Но слышит ли эту музыку он, снова сосредоточенный только на очередном своём шаге?
Зеленое облако каштана, нежно-золотистые ветви ивы, березка с молодыми листками, незатейливые звуки двора… - во всём слышен лейтмотив: жить, жить! Ах, если бы кто-то мог ответить: ну почему в гены всего живого заложено такое долговечное, цепкое стремление к продолжению жизни? И кому это нужно?
Но не дано услышать ответа на этот вопрос, а значит…
А значит и следующей весной всеми переливами малахита опять засветятся каштаны, крона березки еще выше поднимется к облакам, удлинятся гирлянды ивы, а кто-то так же будет с надеждой единоборствовать с постигшим его недугом, чтобы…   
Чтобы просто жить.

Чтобы - просто жить (Галина Сафонова-Пирус) / Проза.ру
proza.ru
***

Галина. А цель жизни человека... Как таковой цели нет, - просто надо жить, искать и находить то, к чему будет лежать твоя душа, трудиться по мере сил, чтобы твой труд был полезен не только тебе, но и людям, и стараться быть добрым или хотя бы не делать никому зла.

В какой-то степени знакома со взглядами церкви на будущую жизнь, с индуистской верой перерождения, с теориями Блаватской, но... нет, не заморачивалась всем этим, ибо у них – предположения, такие же, как и мои, только разработанные и оформленные в теории. А посему отвечу на Ваш вопрос: надо в жизни отыскивать то, что увлечёт и тебя, и даст что-то людям... вернее, не что-то, а то, что поможет им тоже найти себя и делать добро. Вот и всё. И к чему-то большему не надо стремиться, - в этом и есть смысл жизни.

За свой долгий жизненный опыт, поняла: то, что мы знаем из СМИ, а теперь и из Интернета, малая толика, ибо главное творится помимо этих источников. И разобраться нам в том, что происходит, находясь на «кончике айсберга» знаний, не-воз-можно. Придерживаюсь высказывания Гумилёва (отца поэта): когда его журналисты спросили о состоянии экономики тех лет, то он ответил коротко и мудро: я, мол, не экономист, и рассуждать об этом не берусь. Не берусь и я рассуждать на подробные темы, ибо уверена: даже читая о чем-либо, всё равно ничего достоверно не узнаю... тем более в наше время поголовных противоречивых суждений. Поэтому полагаюсь на свои чувства и интуицию: да, народ верит Путину, как и я, ибо он не однажды подтвердил своими решениями любовь к России, подняв её из пепла, – падения в девяностых. И что вокруг него много предателей, тоже верю. И что он не поступит с ними, как Сталин – тоже верю, ибо он – другой. Окажется ли прав? Только можно надеяться, что – да.

Марина. Последнее время мои мысли привлекает фигура Чаадаева. Дело в том, что в этой фигуре Чаадаева мне видится, не то что фундамент, скорее - истоки разрушительных мыслей, которые он к нам принес из Европы.

Странная фигура. Его, похоже, хранили какие-то силы Свыше. Ведь он уехал накануне восстания декабристов, вернулся после него.

Галина, ваши мысли Чаадаеве П.Я.

Галина. На мой взгляд Чаадаев был весьма экзальтированной фигурой (мыслителем). Могу поверить, что любил Россию, но «странною любовью», посеявшей семена (конечно, были они и раньше) раздора среди интеллигенции, спорившей о путях развития России, - на славянофилов и западников. И Чаадаева не какие-то силы, а царь Николай, не принявший его «Писем» и наказавший только домашним арестом.

А семена его проросли весьма обильно во второй половине 19 века, начале 20, - ведь Ленин, приехавший из-за границы с этими обильно разросшимися всходами, попробовал успешно и трагично направить Россию на путь европейского развития. Трагедия этого пути проявилась и с Украиной, - непременно войти в ЕС, в НАТО, которое направлено против России. И драматизм этих событий продолжается в наши дни на полях сражений, где мы сражаемся с тем самым злом, о котором говорил патриарх Кирилл. Разве все эти трансгендерные правила, насаждение и утверждение прав ЛГБТ не зло, о котором написано в Библии? Трагическое для человечества зло.

Марина. Сложная фигура Чаадаева П.Я.. Цитата: "Незначительное меньшинство мыслит, остальная часть чувствует, в итоге же получается общее движение".

Галина. Да, мыслят далеко не все, но думают многие... чувствуют и думают над тем, в чём живут. И как раз они определяют общую «атмосферу» бытия, но объединиться для того, чтобы влиять на это бытие зачастую не могут. Это, к сожалению, делают так называемые мыслители, - они активны, напористы, нахальны и, захватив теми или иными способами «рупоры» власти, могут довольно легко манипулировать теми, кто чувствует и думает. И тому в истории примеров множество, - переворот в России в 1917-м, - да и в наше время – тоже, когда «мыслители» за 30 лет превратили Украину в сообщество ненавистников всего русского. И в этом - трагедия.

Марина. По факту, мыслителем является каждый человек. Каждый здоровый человек способен мыслить, поэтому и мыслитель, похоже, так.

Чаадаев до его заключения под домашний арест, путешествовал по Европе. Он мог принять участие в восстании декабристов, ехать то из Европы, далеко ли? Но, остался там почти на год, пока в России всё волнение не улеглось.

Полагаю, многих великих поражений армии России не было бы вовсе, если бы не личный фактор. В 1904 г. отправили флотилию во Владивосток, но кто-то из правящей верхушки ведь предал, западня ждала флот. Мало того, даже разведка не была выставлена перед боем. Мыслимо ли подобное! Полгода плыли, чтобы без разведки ринуться в пасть к врагу, который в несколько раз превосходил наш флот по количеству кораблей и вооружению, 30 против 120 (цифры из Википедии). Вот вам и Цусима!

В будущей России должен быть какой-то, возможно, исторический институт, который будет расследовать наши великие победы и поражения; их причины и озвучивать имена предателей и героев.

В недавнем интервью Любовь Казарновская, отвечая на вопрос о проводимой специальной военной операции, певица отметила, что очень часто слышит вопрос, а благо ли это. Ведь любая война — разрушения, смерть и трагедия. На это артистка напомнила всем коллегам, про то, что все, что происходит сейчас - это лишь небольшая часть переделки сфер влияния в мире и начались они не вчера.

Удивительно, что наша Православная церковь с первых дней объявила, что борьба идёт не с Украиной, а с Мировым злом. Вы понимаете на каком мы стоим рубеже? Шутка что ли, современный человек осознал, что вопрос не только в дальнейшем существовании России, а речь идёт о существовании всего Человечества. И за границей раздаются отдельные голоса на эту тему, там тоже поняли, что происходит.

Ваши мысли.

Галина. Да, война – смерть, разрушения. Но что же делать, если фашизм начал расцветать в Европе и Украина стала её самым активным проводником, сделав героями-вождями гитлеровских прихвостней (Бандера, Шухевич), как и страны Прибалтики, Чехия, Польша. Да, другого выхода не было и нет, - кому как ни России снова бороться с фашизмом? И СВО – не только борьба с ним, но и за российские земли, отданные Лениным создаваемой Украине, Хрущёвым, присоединившим к ней Крым. А еще СВО, перешедшее в войну с НАТО, начало борьбы против жандарма мира США за то, чтобы страны поверили в то, что можно быть суверенными, как Россия, Китай. И число таких стран, воодушевлённых Россией, растёт, - после начала СВО на Генеральной Ассамблее ООН при голосовании в марте прошлого года РФ осудили 73 процента государств, а в августе таких осталась лишь треть.

Марина. Галина, каким вам видится будущее человечество в целом? Есть ли у него шанс подняться на более высокую ступень своего развития? И что это за ступень? Каким вам видится смысл существования человечества на Земле?

***

Вся история - трагикомедия
Галина Сафонова-Пирус

- Да нет, Опп, вся история человечества – трагикомедия, фарс, а не закономерность, - едучи на дачу, доказываю своему виртуальному ОППоненту, сидящему напротив почти в пустом автобусе: - Вот, послушай… В восемнадцатом веке Великий Петр* «на благо человечества» пролив реки крови простых смертных, прорубил окно в Европу, а, спустя два века великие Ленин* и Сталин*, тоже пролив реки крови, заколотили это окно на хрен… и опять же «на благо человечества».
- Ну да, так и было, - ухмыляется, - но всё же они - великие люди.
- Ну да, - вторю ему, - если их памятниками и до сих пор утыканы наши города и веси… Но разве это не трагично… и не смешно?
Не ответив, ОПП смотрит в окно, и лишь непонятная улыбка мелькает на его губах.
- Теперь обернёмся к истории Франции, к тамошней революции конца восемнадцатого века, – понемногу распаляюсь. – Мараты и робеспьеры*, эти дерзкие, кровавые «борцы за народное счастье», взбунтовавшие народ…
- Но ведь тогда, - перебивает с той же улыбкой, - и впрямь начинался век борьбы за права человека.
- Ну да, начинался. Но разве нельзя было бороться за права человека не так, как они, а не отрубая головы своим оппонентам?
- Подумаешь! Лес рубят – щепки летят, - ухмыляется, взглянув на проносящиеся за окном березы.
- Не щепки, а головы… королю, королеве, а потом и тем, кто посмел выступить против этих борцов за права.
- Но им же самим потом тоже головы отрубили… и, кстати той же гильотиной, р-раз!.. и нет борцов, - хлопает вдруг ладонью о ладонь.
- Вот-вот… И после всего кошмара «Взятие Бастилии»… то бишь, тюрьмы, у французов и до сих пор - всенародный праздник. Что, Опп, опять не смешно?
- Не-а, - слышу и вижу, как нагло разваливается он на сиденье, покачивая ногой.
- Ну, хорошо. Тогда еще один пример, и опять же из французской истории. Наполеон*.
- Да-а, - на этот раз лыбится во весь рот. – Наполеон был велик! Даже в России ему поклонялись писатели, поэты…
- Вот-вот… В России отцы гибли на войне против армии Наполеона, а их дети ещё до-олго поклонялись ему. И это тебе не смешно? – Но он опять только разводит руками, непонятно хмыкая. - Да, конечно, Бонапарт был великий человек. От простого воина и добраться до императора!.. Но, возмечтав о мировом господстве, превратил эти самые мечты в кровавый фарс, в котором на орехи досталось и Франции, и Европе, и России. - Да, досталось, согласно кивает он и хочет что-то сказать, но я перебиваю: - И тем не менее, остался же он в истории великим! Вот и получается: убьешь одного – до конца жизни тюрьма, а миллионы – слава в веках. Значит, всё дело в количестве убитых?
Нет, Опп пока ничего не отвечает… его даже и не видно… может, пересел в задок автобуса? Ну что ж, тогда продолжу монолог сама с собой и углублюсь-ка в века, вспомню не менее яркий пример славы - подвиг Христофора Колумба*, открывшего Америку…
- Ну допустим, Америка была уже открыта и до него викингами, - вдруг плюхается Опп напротив меня, – но всё же Колумб…
- Ага, но всё же Колумб, - не даю ему закончить, - как отважный и беспощадный пират просто проложил к ней путь, после чего туда хлынули авантюристы из Европы и, уничтожив цивилизацию индейцев, превратили эту самую открытую Америку в золотую кормушку, а Колумбу и его конкистадорам понаставили за это памятников. – Но мой спорщик, не ответив, опять растворяется. – Где ты? И чего молчишь-то? – тихо бросаю в пустоту. -  Нет, ни-и звука. - Вот и молчи, потому что ответить тебе нечего.
И пробую опять отыскать его взглядом, но не найдя, отворачиваюсь к окну и продолжаю думку: а теперь нырну в века еще глубже, на стык старой и новой эры, в великую Римскую империю*. Да, конечно, империя была великой, но процветала-то за счет грабежа народов и племён, которые покоряла её беспощадная армия-машина.   
 - Слушай, может, хватит тебе нападать на великих вашего мира? - вдруг слышу прямо над ухом. – Ведь всё равно, чтобы ты ни бурчала, а они как были великими, так и останутся, а ты…
- Хорошо, - соглашаюсь, - тогда давай попробую обратиться к истории Христианства.
- Давай, валяй, - слышу опять у самого уха, - уж в истории Христианства ты непременно найдешь утешение! – хихикает Опп.
- Хотела бы, конечно, - снова бросаю в пустоту, потому что опять его не вижу. Играет что ли так сегодня со мной?.. Но ладно, пусть его… только б не улетел. – Но вначале сложу вот так ладони и взмолюсь: Боже правый, Боже бессмертный, пожалей, пожалуйста, своего бедного и несчастного сына Иисуса Христа*! Сколько ж его именем было пролито крови по всему миру от Америки, где огнем и мечом крестили индейцев, до самой Индии, где и до сих пор находят храмы, в подвалах которых сотни скелетов индусов, не пожелавших поверить в твоего сына!
- Ну вот, опять ты… - появляется напротив и его тёмно-синие глаза становятся почти черными: - И в истории христианства не находишь успокоения.   
- Да уж… Не нахожу уж, - пробую подхватить его ироничную интонацию. – Но ты всё ж послушай! Знаешь истории о рыцарях крестоносцах* начала второго тысячелетия? – Зачем спрашиваю? Конечно, знает. – Ведь в то время большинство из них кроме коня и пики ничего от своего отца в наследство получить не могли… только старший имел на это право, а младшим что оставалось делать? Вот и шли в разбойники. И столько их развелось на дорогах Европы!..
Да знает он и это!.. но усмехается:
- И всё же католический Папа Урбан второй сумел именем Христа направить их на неверных, - непонятно улыбается.
- Ну да, сумел, направил. Ему же надо было из-за постоянного развратного разгула пап и монахов чем-то значительным утвердить пошатнувшийся авторитет католицизма, вот и направил этих бедных рыцарей-разбойников на богатый Иерусалим*, а они, захватив его, вырезали двадцать тысяч жителей. Да еще и разграбили, а потом настроили вокруг Иерусалима крепостей и стали успешными ростовщиками… кстати, и за счет паломников. Но через сто лет постоянных войн мусульмане выбили их наконец-то из Акры, и последние рыцари… «воины Христа» сбежали к морю через тоннель, который заранее подготовили, чтобы уплыть в Европу и снова заниматься ростовщичеством.
- И правильно сделали, - хохотнул Опп. – Надо же было им как-то жить.
- А тридцатилетняя война в Европе*, - не стала отвечать на его циничную реплику, - когда так называемые христиане, разделившись на католиков и протестантов, делили её, вырезая целые города неповинных людей! А костры Инквизиции*, на которых опять же именем Христа!.. жгли инакомыслящих, женщин-ведьм и даже кошек! Что, разве после всего этого ужаса история христианства не смех… сквозь слезы?
- Ну, может, и смех, может, и слёзы, - рисует он пальцем на стекле две дуги, - но всё же все великие люди строили много замков, дворцов, храмов, поддерживали искусство…
- Да, конечно! Поддерживали, строили, - на этот раз ехидничаю и я. - И их постройки век от века становились шире и шире, выше и выше. Но послушай, разве эти дворцы, храмы и замки, построенные по их воле, не были для них элементарным укрытием, и потом опять же по их велению не высекали на стенах великих имён этих «строителей»? Ведь еще древние египетские фараоны* сообразили, что, хотя они и сыны богов, но всё же надо бы возвести и пирамиды, чтобы не так быстро забыли о них, великих, ну, а потом… Потом опыт фараонов переняли европейцы. Во, один великий нормандец… забыла его имя… ну тот, который тоже, как Наполеон, прошел путь от воина до короля. Так вот он, приняв христианство, потому что монорелигия была удобна для покорения завоеванных народов, выстроил один из прекрасных храмов, в котором потом и упокоились его «великие кости».
- Ну да, великие, - уже без ёрничанья, но почему-то грустно улыбнулся Опп, глядя в окно. - Помнишь строки вашего поэта Маяковского*: «Люблю я планов твоих громадьё…»? Вот за «громадьё» и прощаются им щепки, которые летят, и пусть эти «щепки» плывут себе по водам Леты* неизвестными.
И опять же непонятно улыбаясь, соединил нарисованные на стекле полу дуги в круг, поставив посреди него точку, давая тем самым понять, что подвёл черту под нашим спором. Но я ощетинилась:
- Нет, мой дорогой Опп, а я так не считаю! «Щепки» не безвестными булькнули в воды Леты, ибо они-то и творили жизнь, возводя прекрасные строения и храмы. И именно они достойны поклонения. И именно им по всему миру надо воздвигать монументы наподобие «Памятника неизвестному солдату». Да и не памяти великих злодеев сверкают, светятся вершины пирамид, купола храмов и шпили дворцов, а им, великим и терпеливым труженикам. Скажи, разве не права?
Но мой ОППонент ничего не ответил и только мелькнул непонятной улыбкой его осклабившийся удаляющийся рот. Тогда я для себя закончила наш диалог: да, история – трагикомедия, и моя мыслишка напрасно мечется в поисках имени хотя бы одного «чистого и непорочного великого»!
Кроме Иисуса Христа.

Вся история - трагикомедия (Галина Сафонова-Пирус) / Проза.ру
proza.ru
***

Галина. За долгие годы поиска ответа на вопрос о смысле нашего существования решила для себя: задавать такой вопрос бессмысленно, - нам не дано этого знать и узнать, а поэтому ответила себе так: просто надо думать: КАК жить.

Есть ли планеты с подобными нам? Едва ли даже ученые когда-либо ответят на этот вопрос. Мир бесконечен. (Вы когда-либо задумывались об этом?), а БЕСКОНЕЧНОСТЬ нам, живущим в мире, где ВСЁ конечно, не понять, - когда пытаюсь понять ЕЁ, начинается завихрение разума))).

Есть у меня такая запись в дневнике ранней юности:

«После долгих дождей на землю хлынули потоки августовского солнца. Продрогшая, но напоенная земля жадно, каждым живым существом, подставляла себя его лучам. Она и это могучее светило радовались встрече, тянулись друг к другу и, сливаясь в какой-то удивительной гармонии, звучали прекрасным аккордом радости: жить, жить, жить!.. Маленький белый щенок был любопытен, непоседлив, игрив и вот теперь, насидевшись в непогодь под коридором, тоже радовался солнцу, как и все живое, но радость свою проявлял по-своему и, привязавшись, как репей, к телёнку, звонко облаивал его на лугу. Телёнок же, помыкивая, все старался брыкнуть его, но этого ему никак не удавалось и щенок, в очередной раз отпрыгнув от него, вначале замолкал, словно испугавшись, а потом, чуть поворчав, снова принимался за своё.

Но вдруг грянул выстрел... Боль, расплываясь по его маленькому тельцу, сковала движения, прижала к земле, но, подтягиваясь на лапах, он тут же стал ползти домой. По сочной, еще влажной траве, темными штрихами застелился кровавый след, а в иных местах он был шире, заметнее, - там щенок останавливался передохнуть. Вот уже позади луг, он ползет по огородам, из последних сил борясь с тем, что так мучительно пронизывает его тельце, и когда перед ним вдруг вырос забор, остановился, сдавшись перед этим препятствием.

Здесь его и увидела девочка, - он лежал на боку, припав мордочкой к земле, судорожно глотая воздух, а из раны, при каждом его вздохе, выплескивались струйки крови и, мягко скатившись по шерсти, сползали на землю. Девочка позвала его. Он приподнял лохматую голову и, уставившись на неё ясными глазами, завилял хвостом. И от этого его взгляда и привета ей стало страшно. Досель жизнь для неё была только тем, из чего она могла каждый день получать радость, а вот сейчас… Впервые наблюдая борьбу жизни и смерти, она вскочила, бросилась прочь и, прибежав домой, забилась в угол.

Но жалость к щенку пересилила испуг, и она вернулась. Он все так же лежал у забора и по-детски чистые глаза его смотрели на неё. Нагнувшись, она протянула к нему руку, он лизнул её и снова слабо завиляв хвостом. Девочка вздрогнула, сжалась. Судорожно прижав ладони к лицу, вдруг громко разрыдалась. Что-то большее, чем испуг, росло, ширилось в её груди, болью сжимало сердечко и, чтобы найти выход этой боли, она часто-часто зашептала:
- За что? Почему? Зачем?»

И это был мой первый страх... пред грядущей жизнью. Ну а потом, когда появилась семья, дети, страхи вспыхивали страхи за мужа, детей, которые есть и теперь.

А природа страха... Это – предупреждение об опасности, помогающий инстинкту выживания. И гнать от себя его не нужно, но не раскручивать его, - уметь разумно и вовремя остановиться... что и делаю.

Марина. Мне бесконечность представить было легко, особенно макромир; но вот бесконечность микромира никак не могла представить до тех пор, пока не увидела фотографии микротрещин на стали. Меня потрясли каньоны, ущелья... фото микротрещин на сали:

livejournal.com
Читала вашу автобиографию. Встретила там такую фразу, чтобы быть свободной. Вопрос. Что такое свобода? Как-то изменилось отношение к свободе и к пониманию, что такое свобода с годами?

Галина. В социалистическом обществе свобода для меня была – возможность говорить и писать правду (чего не было), а с годами согласилась с определением свободы немецкого философа Гегеля: «Свобода есть осознанная необходимость».

Марина. Встретила в тексте автобиографии упоминание о Соивцах. Кто они?

Галина. СОИвцы – общественная организация в нашем городе (Брянск), созданная горсткой демократов в девяностые годы.

Марина. Галина! Были ли в вашей взрослой жизни "знаковые" встречи, которые явились стержнем, которые красной линией прошли по вашей Жизни?

Галина. Марина! Создателями моей души были мама и брат Виктор. Вот эпизод из наших с ним отношений: «Я лежу на печке и с упоением читаю роман «Кавалер золотой звезды». (Удивительно, но так отчётливо запомнилось, что именно роман этого прославленного тогда писателя Семена Бабаевского.) Так вот, с увлечением читаю, но входит Виктор, спрашивает: что за книга? Показываю. А он выхватывает её и бросает под стол. Я – в слёзы! Но он даже и утешать не стал, а только сказал: «Никогда не забивай голову барахлом». И не забивала,- он подсказывал мне то, что надо читать. А мама... Она хотя и была неграмотной, но её взгляды во многом определили моё восприятие жизни. О них я вспоминаю с любовью и мне их очень не хватает и теперь. К сожалению, в «живую» я так и не встретила человека, которого могла бы считать своим учителем, - все мои учителя были из книг или с экранов телевизора.

Марина. Галина, если взглянуть со стороны. Вы - ярчайший представитель человечества. Жить осознанно, вести дневники (!). Жить полноценно, постоянно развиваясь, обогащаясь, повышая свой культурный уровень и постоянно расширяя своё сознание. Опубликовать столько книг!

Вы счастливы? Но полностью ли вы себя реализовали?

Галина. Марина, я реализовала себя настолько, насколько хватило сил)). А счастлива ли? Знаете, Мопассан однажды написал, что он при всей своей славе и деньгах был счастлив (в общей сложности) минут 15. И я в какой-то степени с ним согласна, ибо счастье – минутное состояние, а быть продолжительно счастливым... Так не бывает. Удовлетворение? Да. Такое может ощущаться и продолжительно. А мечты... Мои мечты (желания) на сегодняшний день таковы: дай Бог здоровья детям, внукам; еще хотелось бы издать свои книги в настоящем издательстве с корректурой, иллюстрациями, в твёрдой обложке и особенно «Ведьму из Карачева», написанную по рассказам мамы о своей жизни. но... такое неосуществимо.

Мы все что-то отрицаем, что-то принимаем, и это естественно – естественный процесс, идущий в нас постоянно и вполне совместимый.

Миссии как таковой человеку никто не даёт, и он сам должен найти её, - профессию, увлечённость, чтобы не жаловаться, не метаться. Правда, это очень и очень трудная «штука». Но мне повезло, - нравилось работать режиссером, потом – писать и всё это делала увлечённо, с любовью, а поэтому, - находясь на последнем этапе жизни, - могу сказать: да, я сделала всё, что могла.

Марина. Галина, спасибо вам большое, что уделили нам столько времени. С вами было интересно. Надеюсь, наше общение будет иметь продолжение. У творческих людей бывает много точек соприкосновения, а на нашем канале «Современные авторы о России с любовью» публикуются более двадцати авторов. Мы проводим круглые столы на различные темы.

Ваше пожелание нашим читателям.

Галина. Марина! Когда-то я написала рассказ*, и в конце его герой в письме пишет слова, которые определяют и моё отношение к родине, - России:

«…Помнишь, когда в первом письме я заговорил о достоинстве, ты спросила: о каком, мол, достоинстве говорю? А я удивился: как о каком… разве бывает еще какое-то? И вот оказалось: бывает! Бывает - только моё!.. личное достоинство. И оно – стержень, святыня. И оно могло появиться во мне, если бы я ни бросил родину. Но тогда моя душа была усыплена, я поступился своим личным достоинством ради выгоды, денег, - уехал из России. Как говорят американцы: Everyone should play their own blues*. Да-да, вот и я должен был играть только свой блюз… блюз моей памяти. И тогда моё личное достоинство не было бы умалено. Но теперь оно заявляет о себе всё громче, громче, - я хочу стать самим собой. Но как, как осуществить это? Каким поступком, правом, обязанностью смогу я сделать это здесь, на земле, которая так и осталась мне чужой?»

*Блюз памяти.

*Перевод с английского: «Каждый должен играть свой блюз».

Галина. Кстати, если вы – в ВКонтакте, то даю Вам ссылку на мой аккаунт, там много кой-чего можно прочитать обо мне и моего. https://vk.com/id708854616

Что касается видео... У меня на ютубе есть контент с моими видеороликами и если хотите, то можно выбрать из них наиболее подходящий (они - не более 5 минут каждый), если кликните по «Все». Даю ссылку:

Марина. Спасибо вам, уважаемые читатели за ваше внимание и терпение, раз вы читаете эти строки, есть надежда, что вы прочли интервью от начала до конца. Вы можете в комментариях написать своё мнение по тому или иному вопросу, который мы обсуждали с Галиной в нашей виртуальной беседе. Удачи вам!


Рецензии
Приветствую Вас, Марина! От всей моей, видавшей виды))) души, благодарю за эту публикацию, - всё в ней на месте и только удивляюсь той большущей работе, которую Вы проделали, монтируя мои не очень логичные ответы. И подсказал мне о ней Гена Лагутин, иначе... Ведь Вы никогда не писали, что публикуетесь на ПРОЗА.РУ, поэтому я и не заходила на Вашу страницу, а вот теперь... А теперь по-немногу буду читать и, - если Вы не против, - помещать на ВК в два Сообщества, которые веду: ПРОЗА ПОЭЗИЯ и ПРИРОДА И МЫ. Сегодня поместила Вашу "Жульку", если хотите, посмотрите http://vk.com/public213430301

Галина Сафонова-Пирус   26.11.2023 10:38     Заявить о нарушении
Приветствую вас, Галина! Спасибо на добром слове!
Благодарю за публикацию, посмотрела.
Не теряйтесь, пишите. Буду рада творческому сотрудничеству.
С уважением, Марина.

Попова Марина   27.11.2023 16:27   Заявить о нарушении