Интервью с Никитославом Виленским 5. Декабрь 2023

Остров Пасхи разродился альбомом «Лифты и лестницы» аккурат в начале 2023 года. Событие для многих долгожданное, особенно для самой группы. Несмотря на расстояние, которое сейчас разделяет меня с Хабаровском, мы решили не изменять традициям и созвонились по видеосвязи с Никитославом Виленским в начале декабря. О событиях, последовавших после релиза пластинки, новых именах, Вентшахте и дальнейших планах — в нашем пятом интервью.


— Поздравляю с выходом первого альбома!


— Спасибо!


— Что изменилось после этого события? В жизни? В группе?


— На самом деле, практически ничего. У «Острова…» была одна сторона — концертная, скажем, т.е. группу знали в городе, и неплохо знали для категории «широко известной в узких кругах» — молва о ней не сходила с уст даже в тёмные годы нашего покоя на дне андеграунда, когда активность свелась к нулю. Говорю же, я был крайне удивлён, когда узнал, что про Остров Пасхи слышал даже директор производства завода, куда я пришёл работать осенью 2021-го. Хотя он просто человек такой оказался — на движениях, скажем. Любит всю эту тусовку. Но я потом пригласил его на концерт, и он действительно приехал, прямо со своей семьёй. Я был тронут. Ну и, понятное дело, что и среди других людей в городе это всё жило. В интернете, опять же, кто-то натыкался, единицы с других городов. Когда мы ожили и стали выступать чаще и активнее, аудитория стремительно начала расти. После релиза «Лифтов и лестниц» я не увидел ничего феноменального, кроме, разве что, того, что об альбоме рассказал крупный паблик Вконтакте с аудиторией 800 тысяч человек. Новые слушатели появились, так или иначе, и это главное.


— В тебе изменилось что-то?


— Если ты подразумеваешь, как это отразилось на моём самолюбии, то я не знаю. Мне просто стало спокойнее, потому что я наконец-то подтвердил свои слова и скинул этот груз с плеч. Вести себя иначе и нос задирать, как мне кажется, я не стал. Но со стороны, как водится, виднее.


— А вне контекста музыкального пути? Есть ли личностные изменения?


— Не знаю… Я руководствуюсь прагматизмом при принятии решений последнее время — года два уже, но вот я заметил за собой, что всё чаще добавляю к этому такое понятие как целеполагание. Хотя оно ведь и так укладывается в прагматизм, или я не прав? В остальном не могу выделить какие-то существенные изменения. Каким эксцентричным сапожником был — таким и остался. Искренность также по-прежнему при мне.


— Что помогло Острову Пасхи начать появляться на сцене чаще?


— Непреодолимое желание, помноженное на инициативность людей. Состав в группе всегда менялся от концерта к концерту. В какой-то момент, я смирился с этим, и даже подумал, что это прикольно. В конце прошлого года в группу влился Валентин Пешалов — он же Зергут, — и у моего паровоза будто появился дополнительный вагон с топливом. Остров Пасхи не просто встал на ноги, но и начал идти, двигаться. Мы много фишечек с Валентином придумали — для сценографии, в том числе.


— Выступления стали зрелищнее?


— Безусловно. И я, и Валентин единогласно сходимся во мнении, что на сцене должно быть шоу. Я мечтал об этом с самого начала, ещё когда впервые с электрогитарой на сцену дерзнул выйти в 16 лет. Остров Пасхи теперь использует видеоряды для каждой песни — моему восторгу нет предела. И это только первая их версия, во многом примитивная. Второй момент: я просто начал получать больше кайфа, чувствовать энергию, и энергию зрителей, я наконец-то расслаблен на сцене, это даже видно по моей пластике, по моим движениям со стороны, из них исчезла угловатость.


— Это круто! Чему ты ещё научился за этот год?


— Я научился не паниковать. Собственно, почему я стал кайфовать и расслабляться на сцене? Потому что победил мандраж. У нас было выступление в марте на гиге, мы играли последними — т.е. перед нами куча команд была, и наступает наша очередь. И вот мы поднимаемся на сцену, начинаем настраивать оборудование, коммутироваться, и тут я ловлю себя на мысли, мол, стоп, никакой спешки, я буду готовиться ровно столько времени, сколько мне нужно. И, знаешь, сработало! Я спокойно настроил все компоненты в своей цепи, расставил всё по своим местам — и не впопыхах, а как надо. И мы сыграли прекрасно! Тогда я понял, что такой подход — единственно верный. Нет спешки — нет паники, что что-то забудешь или не сделаешь. В спешке контроль невозможен. Не выношу её.


— А так ли важен контроль?


— Хороший вопрос! Раньше мне казалось, что это краеугольный камень. Когда есть чёткий план, есть сценарий, есть партитура, и т.д. И этому всему нужно чётко следовать. Любое отклонение от схемы меня выбивало из колеи, я расстраивался и бесился. Но вот за плечами уже столько концертов, и тут меня осеняет: а зачем? Вот кто, кроме тебя самого про эту схему знает-то вообще? И я отказался от тотального контроля. Если я и контролирую ситуацию, то очень бережно и ненавязчиво. Достаточно того, что каждый на сцене знает, что делать. А музыке… музыке самой виднее, какую форму принять. Мы на сцене — лишь её проводники. Поэтому каждое выступление неповторимо, каждое исполнение одной и той же песни становится уникальным. Я никогда не знаю, что будет, и чем всё закончится. В этом и прелесть (улыбается).


— Каждый концерт — эксперимент?


— Да, такую парадигму мы выбрали. Может, неосознанно даже, может, наоборот, пришли к единственно верному в нашем случае, выбору. Это не хорошо и не плохо, это просто о нас. В 2023 году мы выступили раз десять в общей сложности, может, и больше. Это невероятно. Таких масштабов у Острова Пасхи отродясь не было.


— Ты рад?


— Конечно, я рад. Но я на то и лидер, наверное, чтобы с холодной головой смотреть на ситуацию. И я вижу, что до совершенства еще пахать и пахать. Хотя мы на славу потрудились, этого не отнять: мы привлекли внимание, увеличили вдвое аудиторию, может, даже стали востребованы, как знать. К концу года я могу искренне сказать, что изнурён. Так что будет небольшой перерыв, надо перевести дух и подумать, чем удивлять дальше, поскольку сейчас наши возможности практически исчерпаны.


— А ещё, насколько я знаю, Остров Пасхи всё чаще на сцене выступает как квинтет…


— Верно. Это тоже забавно. В первой половине года чаще «Остров…» выступал втроём: Валя — на басу, Ваня Прохницкий — на ударных, и я. Но к нам то и дело присоединялись наши друзья — могли просто ворваться на сцену и поимпровизировать. Меня это устраивало — тот же элемент шоу, почему нет.


— Иван Прохницкий круто смотрелся в составе, почему он сейчас не с вами?


— Ваня внёс неоценимый вклад в развитие группы. В любую движуху впрягался. Никогда ему этого не забуду. Очень ответственный и талантливый музыкант. И человек добрейший. Но он уехал на ПМЖ в другой город, так что сейчас у нас «главный по тарелочкам» — Андрей Стуков — в сентябре познакомились, ему понравилось то, что мы делаем, и он согласился влиться в коллектив. Также к моей огромной радости с нами сейчас играет неподражаемая Вера Пидченко. И очень уж нам с Валентином понравилось играть с Андреем Нечунаевым. Так состав разросся до квинтета. Каждый ценен, каждый важен, каждого я люблю и уважаю. Но и это не предел, на самом деле. Можно играть что угодно, как угодно и с кем угодно. В этом я и вижу смысл творчества вообще.


— Звучит, как идеальная формула.


— Если это действительно так, наверное, нам чертовски повезло, что мы нашли её. Шанс — один на миллион.


— У тебя и в жизни изменения произошли, насколько я знаю.


— Да, и многие в курсе, что я вернулся на профессиональную стезю какими-то невообразимыми извилистыми и тернистыми путями. Я работаю в информагентстве, в крупном медиахолдинге, и, наверное, впервые я могу сказать, что нахожусь на своём месте. Сейчас мне, кажется, удалось обрести что-то, похожее на гармонию: что работа приносит мне истинное удовольствие, что — музыкальная деятельность. Но, видишь, они неизбежно начали отнимать одинаково много сил, поскольку я вкладываю в каждое дело одинаково — по-другому я не могу. Сейчас я ищу баланс, чтобы устоять. Пока я не найду его, музыка у меня отошла на второй план, равно как и какие-то тусовки, скажем, да… особенно — тусовки: меня почти нигде не видно, я появляюсь в конкретных местах, лишь если сам выступаю там в этот вечер. Ну или есть серьёзный повод прийти.


— Стал загадочным и неуловимым.


— Ничего не поменялось, на самом деле. Я и прежде не был тусэвщиком (sic!) каким-то. Один уж точно не ходил куда-то. С друзьями — мы могли ворваться в какое-нибудь злачное место, да. В общем-то к людям всегда и идёшь, потому что атмосферу вокруг тебя именно они создают.


— Но на работе у тебя атмосфера располагающая?


— Более чем. У меня потрясающие коллеги, поистине волшебные люди. В том числе и во Владивостоке.


— Помимо Острова Пасхи в этом году ещё и Вентшахта проявила себя как очень деятельный проект.


— Да, был и сингл по весне, и макси-сингл из трёх новых песенок в июле. И, наконец, мы третий альбом выпустили. Это очень важная работа, потому что волей-неволей она получилась довольно социальной, при всём привычном вентшахтовском лейтмотиве беды маленького человека. Актуальная повестка диктует появляться таким работам у многих исполнителей, думаю.


— У Острова Пасхи тоже будет подобное?


— Сомневаюсь. Мне это по-прежнему не интересно. Мне вообще стало сложно писать песни в последнее время почему-то. Может, отупели ощущения, не знаю. Мне сейчас очень нелегко, в каком-то смятении пребываю. По плану в следующем альбоме «Острова…» нет вообще ничего, что хоть на каплю бы потянуло на «актуальное», песни там совсем о другом будут. Я это знаю, потому что давным-давно всё решил. Вторая пластинка рука об руку идёт с «Лифтами и лестницами» — там всё рядом, всё переплетается. Как бы это сказать… будет то же самое, но… мрачнее. Да, думаю, это верное слово.


— Когда ждать?


— Ну нет! На эту удочку нас больше не поймаешь! (смеётся)


— Поняла. Сроки пока не определяются.


— Не раньше конца 2024 года точно. Разные песни находятся в разной степени готовности. А мне объективно пока не до альбомов. Я не могу с головой погрузиться в эту работу. Конечно, есть план действий, как двигаться поэтапно, постараемся придерживаться его.

— Возвращаясь к вопросу выше, как ты думаешь, что вообще происходит в музыкальной индустрии сейчас? Каких-то артистов «насаживают на вилы», другие — наоборот, вдруг появляются откуда не ждали. SHAMAN, вот, возник из ниоткуда и рвёт чарты. Как быть слушателю?


— Всё предельно просто. Страна находится в очередном переломном моменте своей истории, может, решающим даже. Хотим мы того, или нет, но нам в этом жить. Массовая культура испытывала запрос — это я о SHAMAN’е сейчас. Этот запрос был удовлетворён, другое дело, что удовлетворён искусственно. Искушённый взгляд ясно видит огромную продюсерскую работу, которая проделывается за плечами этого исполнителя. Я к нему равнодушен, мне это неинтересно. Слушателю быть таким же, как и прежде — доверять своему сердцу, своему вкусу. Всё, других советов у меня нет.


— Но это же абсурдно с какой-то точки зрения, когда ту же Пугачёву, которая на сцене почти полвека, люстрируют и низвергают…


— Ну, почему абсурдно… Повторюсь — всё, что происходит сейчас — не от хорошей жизни. Алла Борисовна противопоставила себя государству, курсу, которого оно придерживается. Исход предсказуем. Круче всего то, как искусно артистов, попавших в опалу государства, наказывают. Это подаётся так, будто сам народ сбрасывает их с пьедестала, отказывается от них и забывает. И народ верит в это. Поистине филигранная работа.


— В твоих словах есть некое недоверие к этому народу…


— Скрывать не буду, меня действительно удручает состояние сегодняшнего общества. Как и человечества в целом. Это печально, но меня искренне пугает то, во что превратило себя человечество к XXI столетию. Я тебе больше скажу, каждый год, когда сходит Благодатный Огонь в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, у меня глаза на лоб лезут: «Как? Ещё один шанс?» — и раз за разом этот шанс мы предпочтём похерить, чем воспользоваться им. Но более всего мне интересно вот, что: думал бы я так лет тридцать назад, если бы жил в то время? А пятьдесят? А двести? Вот такие мысли — да, не дают покоя.


— Пессимистичная картина мира у тебя, если послушать…


— Отнюдь. При всех своих минусах, жизнь сегодняшняя полна достоинств и ништяков (sic!). Мы живём в прекрасную эпоху. Так что я наслаждаюсь каждой минутой на этой Земле. Меня окружают красивые люди, красивые вещи, зачем бы мне страдать? Да, не всегда реальность соответствует ожиданиям, но она и не обязана. А насчёт пессимизма — это же такой благодатный источник вдохновения! Сотни произведений искусства, созданных на протяжении истории, не дадут соврать.


— Ты и сам используешь его.


— Или использовал… Для меня это оказался тупиковый путь. Раньше я страдал и видел в этом топливо для творчества. Ходить с перманентно разбитым сердцем и писать об этом песни — звучит заманчиво, на первый взгляд, пока не поймёшь, что это топливо кончается во мгновение ока. Потом это сжирает тебя, а нового ничего не появляется. Меня коробит, что люди вокруг думают, будто я депрессивный, нелюдимый мрачный музыкант, когда на самом деле я обожаю веселье, и обожаю веселить других. А всё из-за того, что актуальный репертуар наполнен композициями, написанными как раз за счёт страдания. Ситуация поменяется, когда в игру вступят новые песни. По крайней мере, я в это верю.


— А представь, если за это Остров Пасхи и любят?


— Значит, вокруг группы сложился определённый ореол. Это лестно. Но изменения неотвратимы, когда-нибудь это произойдёт. Будем смотреть, как отреагируют люди. Смысл песен не изменится, измениться может разве что настроение… Но это не скоро, совсем не скоро произойдёт.


— Какими музыкальными открытиями ознаменовался для тебя 2023 год?


— Слушай, как будто бы и не было у меня каких-то ярких вспышек за этот год, он вообще, на удивление, спокойно достаточно прошёл в этом плане. Хотя я бы выделил PALC, прям расслушал её, прям очень нравится. Сильно вкатывает мне в этом году polnalyubvi, я считаю, у неё большое будущее. У меня, скорее, было больше приятных открытий на местном уровне. Когда мы подали заявку на MAXIROCK FEST в начале года, я услышал много годной дальневосточной музыки, в том числе и из Хабаровска. Кого-то даже довелось увидеть на сцене воочию и разделить её с ними.


— Назовёшь пару имён?


— Впечатлила команда Embrace Eleonora из Благовещенска. Притом, что они играют тяжёлый-тяжёлый металл — моему уху было приятно, это было мелодично. Автостопом до Марса из Владивостока тоже понравились — они приняли участие в фестивале. А вот 7 января к нам с концертом приехали Grangry Cat из того же Владивостока. Очень кайфовые ребята. Были. Взяли и развалились после этого, теперь вся надежда на Элизу Элиан — их бывшую предводительницу, но она хороша! Наши пацаны из Худшей Ошибки — тоже молодцы, например. У них есть своя аудитория, свои фишки, которые работают, за ними приятно наблюдать. У группы Спать Не Модно! также интересное звучание — летом их заценил. В общем, надо ходить на гиги, у местной сцены есть предложение почти на любой вкус, и это круто.


— Ты не сравниваешь Остров Пасхи с другими группами?


— Давно уже нет. Потому что это некорректно, как это можно сравнивать?


— Хотя бы по объективным показателям. Которые можно замерить, например…


— Это не спорт, чтобы соревноваться и ставить рекорды. Я не испытываю зависти, что у кого-то в паблике вконтакте тысяча подписчиков, а у нас — триста. Я ценю эти три сотни человек, также как и другие ребята — свою тысячу. Музыка нужна людям — и это главное. Будет нужна дальше — будет развитие. И будет и это число расти, и количество концертов, и бабки, может, появятся. Я имею в виду заработанные этой музыкой. Впрочем, я лично не гнался за этим никогда.


— Но ты подчеркнул этот аспект, если ввернул сейчас в свой ответ…


— Всегда приятно, когда твой труд оплачивается. Коммерция не самоцель, но если вдруг то, что нам нравится делать, начнёт приносить доход — почему мы должны от этого отказываться?


— Что, как музыканта, пугает тебя больше всего?


— Цены в музыкальных магазинах. (смеётся)


— Тогда понятно, зачем бабки!


— Да! (смеётся)


— Провокационный вопрос! Учитывая, что у Вентшахты уже три альбома, а у Острова Пасхи — лишь один, можно ли утверждать, что Вентшахта тебе интереснее?


— Ну что ты такое говоришь! Это разные вещи. Вентшахта сосредоточена в руках другого человека, у которого есть собственное видение, концепция, стратегия. Мне нравится наша синергия с Тимофеем, он ко многим вещам, что я предлагаю, прислушивается — например, это я настоял, чтобы на последнем альбоме ещё был инструментальный ремикс самой сильной, на мой взгляд, вещи с этого альбома. Почему полноформатников у Вентшахты уже несколько — ну, потому что электронную музыку объективно быстрее создавать. Со стороны, наверное, ситуация выглядит, как с детьми — когда на свет появляется младший, и всё внимание уделяется ему, но это не наш случай, я уже сказал, почему. Мне одинаково дороги и интересны оба эти… проекта, скажем (пусть меня всегда бесило, когда слово «проект» употребляют в отношении музыкального коллектива). Как и КОРА, собственно. Я всюду вкладываю душу, на каких бы ролях ни находился.


— Вот, кстати, да, у КОРЫ ведь вышел официальный сингл в этом году!


— Да, наконец-то. И пусть это чужая песня в рамках трибьюта Александру Новицкому (почившему музыканту, лидеру владивостокской рок-группы МАМИН УГОЛ — прим. автора), мы сыграли её как умеем — проникновенно, красиво, душераздирающе. За это КОРУ я и люблю. Когда мы даём концерт, я будто смываю с себя все грехи, которым предаюсь в «Острове…» (улыбается) Кстати, это был мой первый опыт записи живьём, когда все музыканты одновременно играют и всё это пишется. Легенды гласят, так записываются суперкрутые группы. Pink Floyd, вон, так записывали «Dark Side of The Moon». КОРА как Pink Floyd, прикинь! (смеётся)


— Можете себе позволить!


— Именно.


— КОРЕ бы тоже альбом записать уже!


— КОРА тоже так думает. Думаю, скоро зазвучим в вечном эфире. (улыбается)


— Значит, 2024 год — год студийной работы? Есть планы?


— Планами я поделюсь очень осторожно. Остров Пасхи точно должен сыграть во Владивостоке в 2024 году, вот это я знаю. От других идей разных масштабов я пока отказался. Будем смотреть по ходу событий. У меня дома идёт ремонт, идёт небыстро, трудно, мне нужно уделять время и силы этой бытовухе, мне нужно уделять время задачам на работе. Наконец, мне нужно заняться своим здоровьем, пока я не сдох (sic!). Хочется в грядущем году сделать упор не на количество концертов, а на их качество. Остров Пасхи ныне не в забвении, да и никогда не был, в принципе. Нет нужды частить с выступлениями. Мы в сильной позиции сейчас. Всё идёт своим чередом. Очень хочется третий концерт Вентшахты в Хабаровске, постараемся осуществить его в 2024 году.


— Тогда удачи в этих делах!


— Спасибо!


— Чего пожелаешь слушателям в новом году?


— Любви и мира в душе. Пусть хотя бы там он будет. Всех с наступающим!


— Спасибо за беседу!


Интервью 2019 года: http://proza.ru/2019/08/17/1534
Интервью 2020 года: http://proza.ru/2020/10/11/1627
Интервью 2021 года: http://proza.ru/2022/02/03/551
Интервью 2022 года: http://proza.ru/2023/01/16/1185


Познакомиться с музыкой Острова Пасхи можно тут: http://vk.com/ostrovpaskhi
Послушать Вентшахту здесь: http://vk.com/airshaft
А заглянуть в гости к Коре по этой ссылке: http://vk.com/koraband


Фото Матвея Игнатенко


Рецензии