Миниатюры о классической философии

Эйнштейн говорил: Достоевский ему дает больше, чем Ньютон. Что мог дать Достоевский Эйнштейну? Как это надо понимать?

И таких высказываний куча. Вот и Владимир Ильич Ленин в запутанных политических ситуациях всегда обращался к Карлу Марксу. "Пойду, посоветуюсь с Марксом", говорил он и бывало всю ночь напролет упорно читал немца. Хорошо знавший его Бонч-Бруевич полагал, что, конечно же, Ильич не искал конкретных указаний, как там действовать в тех или иных ситуациях. Скорее всего сам дух марксова анализа, подход к решению проблем давал настрой ходу его мыслей вождя.

Вот примерно такова польза философии. Она не дает ответа на конкретные вопросы, но она как камертон, по которому ученые, художники, настраивают образ своих мыслей. Конечно, учёные в наше время перевелись: их заменили специалисты. Люди, как правило, даже если и неглупые, а даже очень умные, но ограниченные, не способные ни мыслить ни понимать.

Этому способствует и сложившаяся система школьного и высшего образования. Специалистов именно натаскивают. Им вдалбливают в голову с первых шагов некоторые истины, которые редко вытекают из обыденного опыта (который необходимый фундамент всякого познания, но не осмысленный способен породить лишь дилетантов -- шизиков и фреников). И когда эти истины вдолбили через zurueck, переходят к обучению практическим приемам.

Такой способ годен для обучения инженерным расчетам, для прикладных научных исследований, но в настоящих науке и искусстве дает сбой. Вот почему так важно читать философов, но в первоисточнике, а не в попсовом или академическом изложении. И даже если ученым не станешь, то хотя бы не будешь дураком в собственных глазах.

ШТРИХИ ПОРТРЕТОВ НЕКОТОРЫХ ФИЛОСОФОВ

Августин
http://proza.ru/2022/10/09/532
Хайдеггер
http://proza.ru/2022/11/14/297
Ортега-и-Гассет
http://proza.ru/2022/12/06/359

ПЛАТОН. "ГОСУДАРСТВО". ОБ ИДЕЯХ
http://proza.ru/2024/01/17/490

Платон сравнивает человека с обитателем пещеры, который живёт в мире иллюзий. Все его ощущения это не действительные вещи и предметы, а только их отражения. Подобно тому, как на стенах пещеры отражаются отблески подлинного света, проникающего через вход или отверстия извне

АРИСТОТЕЛЬ. "КАТЕГОРИИ"
http://proza.ru/2024/01/17/489

Сама по себе работа коротенькая и, как представляется современному читателю, довольно простенькая. Но это лишь потому, что над затронутыми в ней вопросами благодаря разным "Философским словарям" и учебникам философии протоптались толпы любителей покопаться в подобной софистике. По крайней мере, еще в IV веке Августин в своей "Исповеди" с гордостью говорил, что он освоил "Категории", которые из его знакомых -- а он преподавал философию -- так и не понял

СЕНЕКА. "ПИСЬМА К ЛУЦИЛИЮ"
http://proza.ru/2025/06/05/183

Природа обыскивает нас при выходе, как при входе. Нельзя вынести больше, чем принес; да и немалую часть того, что ты взял с собою в жизнь, придется оставить. Ты сбросишь верхний из одевающих тебя покровов -- кожу, ты лишишься плоти и разливающейся по всему телу крови, лишишься костей и жил, скрепляющих все текучее и непрочное

БОЭЦИЙ. КОММЕНТАРИИ И УЧЕБНИКИ
http://proza.ru/2024/01/17/486

Боэций ничего собственно говоря не открыл. Но он систематизировал идеи античной философии. С его лёгкой руки европейская наука раскололась надвое: гуманитарное знание и естественные науки. Гуманитарии все как один встали под знамена номинализма. Во всех общественных науках изучаются именно конкретные реальные явления или напрямую или под видом категорий. Изучается не реализм как таковой, а реализм, скажем, Гоголя. Наоборот естественники по большей частью голимые реалисты. Та же физика изучает не тяжелые тела, а тяжесть как таковую.

ФОМА АКВИНСКИЙ. "СУММА ТЕОЛОГИИ"
http://proza.ru/2024/01/17/483

"Сумма" входит в число классических философских и богословских трудов, хотя он и не был закончен. В 48 лет Фома Глубоковерующий неожиданно прекращает над нам работу. Причины этого шага непонятны. По легендам, Фома вдруг понял, что вера не нуждается в логическом оправдании и защите. Истинная вера она в сердце и она молчалива. То есть в какой-то мере отрекся от своей деятельности

Н. КУЗАНСКИЙ. "ОБ УЧЕНОМ НЕЗНАНИИ"
http://proza.ru/2024/01/17/481

Кузанский был немцем, и как и всякий немец он любил порядок и дисциплину. Все должно быть выстроено по ранжиру: и в доме, и в государстве, и во Вселенной. Основой миропорядка Кузанский полагал вслед за Пифагором число. Именно число лежит в основе всего существующего. Эманацией числа (развертыванием, развитием) он объясняет не только идеи, но и сам материальный мир. Т. е. количество переходит в качество, скажем мы, выражаясь языком Гегеля

ФР. БЭКОН. "НОВЫЙ ОРГАНОН"
http://proza.ru/2024/01/17/476

Бэкона и Декарта принято сравнивать между собой за противоположность прокламируемых ими методов познания: что было вначале -- теория или факты. Последователи Декарта полагают, что вначале разрабатывается теория, а потом она подтверждается фактами. Бэконщики же думают, что сначала нужно собрать фактический материал, а потом уже соединить его в теории

Р. ДЕКАРТ. "COGITO ERGO SUM"
http://proza.ru/2024/01/17/459

"Я мыслю, следовательно, я существую" -- так несколько неверно переводят мысль Декарта на русский язык. Эту мысль философ связал мысль с проблемой: как прийти к достоверному знанию. Для этого он советовал каждому человеку сомневаться во всем, пока он не натолкнется на простые и очевидные истины. Что касается самого Декарта, то он в качестве таковой простой и очевидной истины, проще и очевиднее которой ничего не может быть на свете посчитал как раз пресловутое cogito ergo sum. Но он сразу же заметил, что его принцип носит чисто методологический характер, а не является фундаментальным философским

СПИНОЗА. "ЭТИКА".

1). ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТ
http://proza.ru/2024/01/17/455
В трактате философ впервые в мировой философии обосновывает понятие субстанции. Субстанция -- это естественное и необходимое понятие человеческого сознания, хотя и дать ему определение невозможно. Субстанция -- это наше всё, отсюда возникают все вещи, люди и духи, если они существуют, из субстанции они все состоят (являются модификациями субстанции) и в субстанцию возвращаются (преобразуются в другие модификации) после своего распада и уничтожения
2). ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
http://proza.ru/2024/01/17/451
Весь смак этического учения Спинозы можно определить одним афоризмом: "Свобода -- есть осознанная необходимость". Этот афоризм повторяется с такой частотой, что уже никто не задумывается над его содержанием. А тезис этот весьма парадоксален. Ибо свобода и необходимость -- две вещи несовместны в обыденном сознании. Тем более что необходимость у Спинозы носит бескомпромиссный характер: всё, что произошло, должно было произойти и именно так, как произошло; всёчто должно будет произойти, обязательно произойдет. Возникает законный вопрос: где же тогда помещается свобода?

ДЖОН ЛОКК. "ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕ"
http://proza.ru/2024/01/16/588

Мы постоянно встречаем тёплые и холодные тепла, но кто, скажите на милость, видел или ощущал теплоту как таковую? С этой задачей Локк справился, предлагая изучать свойства конкретных объектов, распространяя потом результаты исследований на те объекты, где подобное свойство встречается, не задаваясь неумным вопросом, а какова природа этого свойства.

Д. БЕРКЛИ.
"ТРАКТАТ О ПРИНЦИПАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ"
1). http://proza.ru/2024/01/16/584
поскольку вся западная философия единогласно утвердилась во мнении (сошла с ума), что мы ничего не может знать о внешнем мире, а только о своем внутреннем, то Беркли остается величиной до сих пор первого порядка. Тем более, что у него хватило интеллектуальной смелости прямо высказать свои мысли столь противоречащие нашим чуть ли не врожденным представлениям, а не огораживать их оговорками, как современные философы, которые, чтобы не прослыть чудаками, только запутывают дело
2). ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ ВНЕШНЕГО МИРА
http://proza.ru/2024/01/16/576
Беркли додумался до того, что то, мы называем внешними предметами есть идеи и только идеи, которые мы и ощущаем (идеи -- это образы предметов). Но идеи это не материальные предметы внешнего мира, а образы, которые находятся исключительно в сознании. Но не в нашем, а в сознании бога, и бог как бы вертит перед нами калейдоскоп с деревьями, домами и людьми. И вот картинки этого калейдоскопа и представляются нам внешним миром

"ТРИ РАЗГОВОРА ГИЛАСА С ФИЛОНУСОМ"
3) О ТВОРЧЕСКОМ МЕТОДЕ ФИЛОСОФА
http://proza.ru/2024/01/16/581
Одной из черт творческого метода Беркли было использование в работе ограниченного круга источников. Так "Разговоры… " опирались всего лишь на две книги: "Опыт о человеческом разумении" Локка и "Математические начала натуральной философии" И. Ньютона. Но эти "всего лишь" две книги были проработаны тщательнейшим образом.
4). ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТА
http://proza.ru/2024/01/16/571
Откуда мы знаем, что река, дерево, дом -- это единичные объекты, а не совокупность многих независимых? Человек живет в мире сделанных им вещей, и потому понятие вещи, как естественного и неразложимого сочетания качеств, кажется ему не подлежащим сомнению, и он переносит это понятие на природу

ЮМ.

1). "ТРАКТАТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ"
http://proza.ru/2024/01/16/568
Наблюдение над внутренним миром человека Юм делил на внешнее и внутреннее. Внешнее -- это наблюдение над характерами людей и их поведением. Внутренне -- это самонаблюдение. Одного внешнего наблюдения недостаточно: мы можем увидеть, как человек себя ведет, но в душу ему не влезешь. Напротив, в свою душу ты можешь влезть, но, как ты видишься со стороны, ты понять не можешь. И очень важно постоянно соотносить эти два вида наблюдений
2). "ТРАКТАТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ"
http://proza.ru/2024/01/16/567
Аффекты рождаются из чувств, но чувство только тогда перерастает в аффект, когда оно имеет отношение к вам. Допустим, красивая женщина вызывает чувство приятного. Но если эта красивая женщина ваша жена, то чувство приятного переходит в любовь или гордость. Напротив, если же она жена врага, то её красота рождает в вас ненависть или униженность. Особенно если, допустим, враг увел её у вас

НЬЮТОН "МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА НАТУРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ" (ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ)
http://proza.ru/2024/01/16/462

Дифференциал -- это мельчайшая часть кривой, полностью характеризующий ее геометрические свойства. Этакий геометрический атом. Суммируя эти дифференциалы, получают длину кривой либо полностью, либо на любой заранее заданной ее части (определенный интеграл). Проблема не в том, что дифференциал -- мельчайшая часть кривой, а в том, что он бесконечно мал, то есть получающийся бесконечным делением кривой. Но если ты бесконечно делишь кривую, то и складывать ты ее будешь бесконечно. Иначе получается, что конечная и вполне определенная сумма получается бесконечным сложением

ЛЕЙБНИЦ.

1). "МОНАДОЛОГИЯ"
http://proza.ru/2024/01/16/456
Монада -- это своеобразный атом, из которых состоит всё сущее, только не материального плана, как атомы, а духовного. Каждая такая монада -- это независимая сущность, неразложимая на части и простая. При этом монада самодостаточна, и хотя этих монад бесчисленное множество, ни одна из них не похожа на другую. И каждая замкнута в себе самой, развивается исключительно по своим внутренним законам, независимо от других монад. Каждая монада содержит в себе универсальное знание: "Мы имеем внутри себя все идеи"

2). "ОПЫТ О ТЕОДИЦЕЕ"
http://proza.ru/2022/10/29/275
Этой книгой философ вводит в оборот понятие о теодицее или оправдании бога. Хотя сама проблема существовала задолго до Лейбница. Напомню: "Бог всемогущ и всеблаг. Но в мире много зла. Если бог всемогущ, то почему он допускает зло? Значит он не всеблаг. А если он всеблаг и допускает зло, значит он не всемогущ"

КАНТ.
"КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА".

1). ПРЕДШЕСТВЕННИКИ КАНТА
http://proza.ru/2022/10/13/170
Как и у всякого уважающего себя философа у Канта в его нелегком деле были предшественники. Он взялся за написание своего труда тщательно подготовившись. 11 лет ничего не писал, не публиковал, кроме учебно-методических материалов, которые он как преподаватель философии в университете был обязан представлять, а сидел, читал и размышлял над прочитанным
2). АБРИС ЕГО ФИЛОСОФИИ
http://proza.ru/2023/01/05/225
Основная идея Канта, на которой построена вся его философия, элементарна. Человек воспринимает окружающий его мир не непосредственно, а через некую призму познавательных способностей. Это похоже на то, как если бы он надел зелёные очки, и тогда всё ему будет представляться в зелёном свете. Но очки можно надеть, а можно и снять, познавательные же способности всегда при нас. Это как бы встроенные в зрение зелёные очки. Ergo человек не может знать другие цвета и даже знать, существуют ли они вообще или всё окрашено только в зеленый цвет
3). АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА
http://proza.ru/2022/11/23/166
Вот они эти антиномии, так будоражащие философствующее человечество:
1. Мир бес-/конечен во времени и пространстве (мир конечен...)
2. В мире нет/есть ничего сложного, он состоит только из простых/сложных вещей
3. В мире нет/есть ничего случайного (всё совершается по закону причины и следствия)
4. В мире нет/есть необходимая сущность (так замысловато Кант именует бога)
4). ПРОДУКТИВНОСТЬ КАНТОВСКИХ ИДЕЙ
http://proza.ru/2024/01/16/451
Продуктивной кантовская идея о схематизме восприятия (так её обозвал сам изобретатель: человек воспринимает окружающее, прикладывая к чувственным объектам заложенные в его рассудке схемы -- мостики между категориями и чувствами: так категории причины соответствует "схема одно после другого") оказалась и в лингвистике, а именно в фонетике
5). ПРОБЛЕМА БОГА
http://proza.ru/2024/01/16/447
Человеческий опыт, пишет Кант, немыслим вне пространственно-временных условий. Вот сказал бог: "Да будет свет". И свет стал. тут как тут. А до этого его не было. Т. е. "стал", "был" -- уже самим языком мы вводим это событие в представления о времени. А бог находится вне времени: в вечности.
А раз так, заключает отсюда Кант, бог не может быть представлен ни в каком человеческом опыте.

ФИХТЕ.

1). "ОСНОВЫ НАУКОУЧЕНИЯ"
http://proza.ru/2024/01/16/445
Человек, по мнению философов, -- есть человек познающий. Дудки, сказал Фихте. Я прежде всего действую, не природа отражается в моем сознание, а мое Я бурлит и рвется наружу. И если я чего-то там познаю, то только в ходе своей деятельности. Человек, как бы говорит Фихте, и даже не человек, а Я -- есть активное, а никакой природы вообще нет. Есть Я и только Я, а всякая там природа порождается в ходе моей деятельности
2). "ФИЛОСОФСКИЙ ЖУРНАЛ"
http://proza.ru/2024/01/16/444
Фихте, Гегель, Маркс пытались нащупать движение в понятиях. Закон противоречия замечательно отражает это движение, и, в силу своей очевидности, не нуждается в особой демонстрации. Вся история человечества или отдельных сфер деятельности -- это бесконечное колебание между противоположностями. Царит диктатура, и ей не смену обязательно приходит демократия или её суррогат. Но демократия в силу своей разнузданности рано или поздно приходит к краху и естественным путем перерождается в диктатуру

ГЕГЕЛЬ.

1). "ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА"
http://proza.ru/2024/01/16/441
"Мораль -- это моральные принципы, выработанные человечеством и закрепленные в "Моральном кодексе строителя коммунизма", моисеевых заповедях, нагорной проповеди, аналектах Конфуция... Напротив, когда нормы морали пропущены через собственное Я, через опыт и размышления, и стали не только внешними ограничителями, но и внутренним убеждением, тогда Гегель говорит о нравственности

"НАУКА ЛОГИКИ"
2). ИСТОРИЧЕСКОЕ И ЛОГИЧЕСКОЕ
http://proza.ru/2024/01/16/439
В гегелевской логике выдвинут принцип, до сих пор не нашедший признания ни в философии, ни в науке о совпадении исторического и логического. Гегель считал, что у ученого, исповедующего диалектический метод, познание повторяет путь реального исторического процесса. В реальном познании мы, однако, наблюдаем прямо противоположный подход. Сначала предмет должен развиться до своих полных форм, и лишь после этого мы начинаем понимать его, или, как говорят в народе "неоконченную работу дураку не показывай"
3) ОБ ИСТИНЕ
http://proza.ru/2024/01/16/433
Истина, в общем представлении -- это соответствие понятия о предмете самому предмету. Но не менее важно подчеркнуть, что и предмет должен соответствовать понятию о нем. Скажем, перед нами профессор и доктор наук, а значит по определению -- это ученый. Но на самом деле, его диссертация куплена, профессором он поставлен сверху, и по сути он не ученый, а самый настоящий проходимец. В этом случае предмет -- ученый -- не соответствовать понятию ни об ученом, ни о науке
4) О СУЩНОСТИ
http://proza.ru/2024/01/16/430
Гегель полагал, что мы живем в мире видимостей, а сущности скрыты от нас и не доступны нашему непосредственному наблюдению. Последовательно идею разделение сущности и явления провел в своем "Капитале" Карл Маркс. На поверхности деньги, а по сути -- это капитал, на поверхности плата за труд, а по сути -- это потребление рабочей силы, на поверхности прибыль, а по сути -- это прибавочная стоимость. Или, как любит выражаться Маркс: прибыль -- есть инобытие прибавочной стоимости
5) ПРОБЛЕМА ПРОТИВОРЕЧИЯ
http://proza.ru/2023/03/22/211
Начинает свою философию Гегель с понятия абсолютного ничто. Которое одновременно есть абсолютное всё. Ничто и всё -- это одно и то же постольку, поскольку ни в ничто ни во всё нет никаких определений. Если бы эти определения были, то это были бы ни абсолютные ничто и всё, а определенные. Но абсолютные ничто и всё -- хотя не различимы -- это не только не одно и то же, но это противоречивые вещи. Так рождается понятие противоречия
6) О КАТЕГОРИЯХ
http://proza.ru/2024/03/19/802
а) Ничто -- это не только отсутствие вещей, но и отсутствие понятий о вещах
б) Качество естественным образом возникает из Ничто. Переход количества в качество -- вопрос второстепенный, главный же -- переход качества в количество
в) конечное и бесконечное это одно и то же, но его разные моменты. Одно переходит в другое и так они взаимно чередуются
7) КОЛИЧЕСТВО И КАЧЕСТВО
http://proza.ru/2025/05/12/1064
Свойство границы отграничивать то, что внутри её, то что Гегель называет "нечто", от того, что вне её. По самому определению то, что отграничено, конечно, а то, от чего отграничено -- бесконечно. Конечное стремится с одной стороны, удержаться в себе, замкнуться в своих границах, а с другой стороны выйти за границу, преодолеть её.

КЬЕРКЕГОР. "ИЛИ-ИЛИ"
http://proza.ru/2024/01/16/425

Кьеркегор рассматривает поднятые ими философские проблемы не в отвлеченной метафизической форме, а применительно к человеческой жизни. Философ насчитывает три стадии человеческого существования:
а) эстетическая стадия
б) этическая
в) религиозная

К. МАРКС. "ТЕЗИСЫ О ФЕЙЕРБАХЕ"

1) НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ФИЛОСОФИЮ
http://proza.ru/2024/01/16/419
"Общественная жизнь по существу является практической. Все мистерии, которые уводят теорию в мистицизм, находят свое рациональное разрешение в человеческой практике и в понимании этой практики"
2) О ПРАКТИКЕ
http://proza.ru/2024/01/16/422
Человек по сути, полагает Маркс, это деятельный человек, и он не занимается познанием как таковым. Человек -- это не научный работник на окладе. Человек действует и, практически преобразуя своими действиями мир, одновременно в ходе этой деятельности и познает его.


Рецензии