За что Бог навел потоп?
Один из таких примеров разночтения обнаруживается в 6-й главе книги Бытие (Берейшит). И понимание его имеет принципиальное значение, поскольку может объяснить ни больше ни меньше как причину, по которой Бог уничтожил во вселенском потопе еще только нарождающееся в то время человеческое племя. И прежде чем мы приступим к оправданию этого беспрецедентного по жестокости и тотальности божественного акта, необходимо ознакомиться с текстом. В данном случае – как он передается в русском переводе Библии.
2. Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.
3. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.
4. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.
5. И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;
6. и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.
7. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.
Как можно понять из текста, причиной потопа стали «сыны Божьи», а конкретно то, что они начали брать в жены «дочерей человеческих» и это по какой-то причине возмутило Всевышнего. Следствием этой преступной связи стало рождение «исполинов», хотя отмечается, что таковые существовали и до появления потомства у «сынов Божьих». И далее библейский текст однозначно ставит последующее «развращение человеков» в связь с этим «кровосмешением». Ну а само «развращение» как бы заставило раскаяться Всемогущего в том, что он вообще создал род людской и привело его к решению уничтожить людей и с ними все живое – скот, гадов и птиц.
И вроде все ясно, кроме того, кем были эти «сыны Божьи» и что это были за зловредные «исполины».
И тут, с одной стороны, нельзя не заметить явного противопоставления «сынов Божьих» человеческим дочерям и вообще людям. То есть получается, что первые как бы не люди. Но тогда как они вступали в связь с женщинами? А с другой стороны, в Библии сами люди, как творения Божии, не раз называются его «детьми».
Если эти таинственные существа не люди, сразу приходит догадка об ангелах, тем более что в пара-библейской литературе хорошо известны легенды о «падших ангелах», вступавших в связь с земными женщинами и, скорее всего, основание это мифическое событие нашло именно в приведенном тексте. Но на теологическом и даже физическом уровне эта догадка несколько сомнительна. Ведь природа ангелов и людей различна: ангелы созданы из некоей духовно-световой субстанции, в то время как люди – из плоти. И, кстати, именно этот факт по исламской версии возмутил Шайтана, когда Аллах предложил ему поклониться созданному им первому человеку – Адаму: Шайтан, будучи одним из высших ангелов, считал Адама низшим существом. И если принять эту версию, ангелы должны иметь способность к перевоплощению в людей, и намек на это в библейских текстах есть – Создатель не раз посылал ангелов к людям в образе «вестников», очевидно, облекая их в человеческие образы. Вспомним хотя бы библейский текст о Содоме и Гаморе, о явившихся к Лоту, чтобы уберечь его от грядущей катастрофы, ангелах, которые были столь правдоподобно телесны, что содомяне даже возжелали их. Ну а раз ангелы могут обретать плоть, почему бы не предположить, что они в такой ипостаси способны и к размножению?..
И если следовать христианской традиции, то в первые годы христианства большинство толкователей Библии и даже «отцы церкви» понимали под «сынами Божьими» именно ангелов. Но позже, гораздо позже, все изменилось - и сейчас большинство христианских конфессий однозначно считают «сынов Божьих», упомянутых конкретно в этой главе… людьми. Почему? А на основании некоторых мест в Евангелиях, где ангелы однозначно упомянуты как «служебные духи», а дух, согласно догмам христианства, не может произвести плоть. В Послании к евреям приводятся такие слова Христа: «Рожденное от плоти есть плоть» и «дух плоти и костей не имеет». Плоть, следуя логике Евангелие, может произвести лишь Божественное Слово – что и было исполнено в частности при рождении Христа. То есть, признание того, что и ангелы могут производить нечто плотское и живое косвенно умоляет исключительное право Всемогущего соединять божественный дух с низменной материей для создания живого и одушевленного. Предел ангелов – создание материального, но не живого и разумного. И можно предположить, что сами ангелы обращались на время в людские образы исключительно по божественной воле, но обращение это было лишь видимостью. Здесь надо понимать, что Ветхий Завет священен для христиан лишь в той мере, в какой подтверждает откровения Христа, и если возникают противоречия между толкованием взаимоисключающих текстов, Церковь отдает предпочтение евангелиям и текстам апостолов.
Но если «сыны Божии» были все же людьми, то откуда это противопоставление «дочерям человеческим»? Почему результатом этой связи стало рождение «исполинов»? И почему, наконец, все это привело к развращению рода человеческого?
Христианская традиция толкует это место следующим образом: «сынами Божьими» были люди из потомства Сифа, сына Адама, посланного ему Богом как бы в возмещение потери Авеля, убитого Каином. А «дочери человеческие» - это женщины из потомства как раз Каина, который был сам и в своем потомстве изначально отдален от божеской благодати за свой смертный грех. Считается, что поначалу потомки Сима сохраняли чистоту веры в Создателя и следовали предписанным законам, но постепенно размножаясь и заселяя все новые земли, они смешались с еще более многочисленными потомками Каина и, начав родниться с ними через жен, переняли у них все самое худшее и таким образом развратились. Именно это и вызвало «раскаяние» Господа и его решимость исправить кардинальным образом, уничтожив всех нечестивых. И, как нам известно, из всех людей он избрал для спасения рода человеческого лишь Ноя с его семьей, как человека праведного. А Ной происходило как раз из потомства Сифа в десятом колене.
Эту христианскую версию решительно поддерживает иудейская традиция, переданная в Торе. В ней совсем как бы и нет «сынов Божьих», которые в тексте названы сынами «властителей». Вот текст:
1 И было, когда люди начали умножаться на земле, и дочери родились у них,
2 То увидели сыны властителей, дочерей людских, что красивы они, и захватывали себе женщин, каких выбирали.
3 И сказал Йеhова: «Да не борется дух Мой в человеке вечно, потому что он плоть; пусть будут дни его сто двадцать лет».
4 Так же были исполины на земле в то время, особенно после того, как сильные стали входить к дочерям людским, а те рожали им. Это богатыри, издревле люди знаменитые.
5 И увидел Йеhова, что велико зло человека на земле, и что вся склонность мыслей сердца его только зло во всякое время,
6 И пожалел Йеhова, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.
7 И сказал Йеhова: «Истреблю человека, которого Я сотворил, с лица земли, от человека до скота, до гадов и до птиц небесных, ибо Я раскаялся, что создал их».
И тут возникает вопрос: почему библейский текст отличается от текста Торы, если Ветхий Завет – всего лишь перевод? Это ошибка переводчиков или намеренное искажение текста? Оказывается – нет, все переведено вроде верно, хотя возможны и разные прочтения. А искажен был, точнее – отредактирован как раз текст Торы, в которой предположительно вплоть до второго века нашей эры в этом месте тоже стояло «сыны Божии». На это указывают первые талмудистские толкователи, которые также считали «сынов Божьих» ангелами. Так почему позже была дана совершенно иная редакция, что побудило поздних талмудистов трактовать текст иначе? Ведь текст Торы считается священным, не подлежащим исправлениям. И для исправлений должны были быть у редакторов принципиальные причины. И они действительно есть.
Дело в том, что во 2 веке нашей эры в среде иудейских общин стали быстро умножаться идеи христианства, порождая различные еретические секты – и ревнители иудейской веры усмотрели в этом нарастающую опасность для своего влияния. Они принципиально отрицали возможность божественного происхождения Иисуса и саму возможность того, что человек может быть рожден иначе, кроме как от человека. Мессия-освободитель, о котором в те времена грезила вся Иудея, восставшая против гнета Рима, должен был происходить из дома легендарного царя Давида – всего лишь. Он должен был прийти как помазанник божий, избранный восстановить царский род и с тем – величие Иудеи, но никак не «сын Божий». Сама мысль, что у Иеговы-Саваофа может быть дитя, была кощунственной и таила в себе опасность для утвердившихся догм – ведь слова и воля «сына Божьего», если таковым принять самозванца, явились бы более весомыми, чем законы, данные смертным Моисеем, и тем более он был вправе истолковать те же законы совершенно иначе, чем талмудисты. Не это ли и делал Иисус в своих проповедях?.. Вот почему, отрицая Христа как «сына Божьего», иудейская верхушка исключила из текста Торы даже намек на возможность рождения «плоти от духа» - и, в частности, заменила в исследуемом нами тексте слова «сыны Божьи» на «сыны властителей».
Остается выяснить, кем же были эти «сыны властителей» по мнению талмудистов. А были они, оказывается, всего лишь князьками и царьками, то есть просто знать, которая, выделившись из еврейских общин, начала притеснять простых евреев, творя произвол. В том числе – и насильно брать по своему капризу любых женщин для собственных услад. Иными словами, талмудисты предлагают нам осмыслить это место с позиций как бы марксистско-ленинской исторической теории общественно-экономического развития при переходе от кочевого образа к оседлому и от первобытно-общинного строя - к феодальному... И вообще, говорят некоторые современные талмудисты, не стоит особо заморачиваться толкованием этого места. Суть вопроса в том, что по мере появления новых поколений людей, потомки Адама все более отдалялись от первозданной благодати, которой был наделен их предок как первый в своем роде, вышедший непосредственно из рук Создателя, теряли веру, пренебрегали данными им законами и накапливали в своих грешных сердцах зло, за что их и следовало наказать. Ну или переформатировать, как программу, которая по мере накопления массы ошибок, перестает эффективно функционировать. Вот так все бесхитросно.
Однако, мы знаем, что, кроме Торы и Ветхого завета, существуют и иные тексты – апокрифические, которые с большей или меньшей степенью релевантности дублируют священные тексты.
Один из таких трудов – это Книга Еноха.
Тут следует сказать, кто такой этот Енох. Енох – потомок Сифа в 7-ом поколении (тезка Еноха – сына Каина). И персонаж он весьма уникальный, ибо, за свои особые заслуги был взят Богом на небо живым. Хотя, был ведь у шумеров полубог Адапа, который побывал на небе и был отпущен. А у греков был красавчик из Трои Ганимед, полюбившийся Зевсу настолько, что был взят на Олимп, где был приставлен исполнять обязанности виночерпия.
Но Енох – это нечто совсем иное! Есть основания полагать, что именно Енох, а вовсе не Моисей, вплоть до времени Второго Храма считался у иудеев «столпом веры». Он был не просто взят на небо как праведник, но и причислен к сонму ангелов и даже обожествлен в качестве «Малого Яхве»! Но – за что? А за что, будучи праведником, был назначен Богом как бы «старейшиной» и посредником между людьми и ангелами, приставленными к людям, чтобы учить их различным ремеслам, наукам и следить за исполнениями данных законов. Именно через Еноха людям дано было искусство письма, именно он записал первым божественные заповеди. И он же… сообщил Всевышнему о нечестивых поступках ангелов, после чего и последовала яростная небесная кара – и в отношении «падших» ангелов («сынов Божьих») и в отношении развращенных людей – «человеков».
И у такой версии есть несомненное свидетельство в апокрифической Первой Книге Еноха, написанной как бы самим Енохом. Еще она называется «Эфиопской», поскольку входит в канон Эфиопской Библии. Есть еще Вторая и Третья книги Еноха. Но нас интересует пока только первая. И вот в этой первой книге достаточно подробно и ясно передается история «падших» ангелов – с перечислением их имен и чинов – как об осознанном ангельском заговоре, в том числе и о последствиях, к которым это нечестие привело. Текст длинный, но весьма занятный. Я его полностью приводить здесь не буду, но дам ссылку (со второй главы, где начинаются непосредственно события): А вот отрывок:
1. [6] И слyчилось, – после того как сыны человеческие yмножились в те дни, y них pодились кpасивые и пpелестные дочеpи.
2. И ангелы, сыны неба, yвидели их, и возжелали их, и сказали дpyг дpyгy: "давайте выбеpем себе жён в сpеде сынов человеческих и pодим себе детей"!
3. И Семъйяза, начальник их, сказал им: "Я боюсь, что вы не захотите пpивести в исполнение это дело и тогда я один должен бyдy искyпать этот великий гpех".
4. Тогда все они ответили емy и сказали: " Мы все поклянёмся клятвою и обяжемся дpyг дpyгy заклятиями не оставлять этого намеpения, но пpивести его в исполнение".
5. Тогда поклялись все они вместе и обязались в этом все дpyг дpyгy заклятиями: было же их всего двести.
Вот так! Оказывается, что ангелы не столько даже прельстились дочерьми человеческими, сколько возжелали потомства. Но, как говорится, «благими намерениями вымощена дорога в ад».
Но не в одной Книге Еноха дается эта ангельская версия совершенно очевидной. Ту же версию, в усеченном виде, дает и Книга Юбилеев, называемой также «Малое Бытие», рукопись которой относят ко второму веку до нашей эры. Название эта книга получила за свою строгую хронологическую структуру, периоды которой составляют так называемые "юбилеи" - сороколетия.
«И случилось, когда сыны детей человеческих начали умножаться на поверхности всей земли и у них родились дочери, Ангелы Господни увидели в один год этого юбилея, что они были прекрасны на вид. И они взяли их себе в жены, выбрав их из всех; и они родили им сыновей, которые сделались исполинами. И неправда усилилась на земле, и всякая плоть извратила свой путь, от людей до скота, и до зверей, и до птиц, и до всего, что ходит по земле...»
И наконец, еще одно свидетельство – книга Иосифа Флавия «Иудейские древности», в которой автор дает свободное изложение Торы в виде истории еврейского народа. Поскольку Флавий, живший в первом веке нашей эры, был не просто евреем, но фарисеем, отлично знавшим священные тексты, сомневаться в его способностях как переводчика на греческий, которым он превосходно владел, не приходится. Сам Флавий – личность несомненно выдающаяся, достойная особого разговора. Но нам важно в данном случае лишь его компетентность как интерпретатора текста Торы. Хотя понятно, что некоторые места в Торе, которые римляне могли счесть слишком варварскими и даже кощунственными, он намеренно смягчил. Зато, на радость будущих исследователей Торы, им приданы к тексту многие ценные примечания.
Из главы 3:
«Потомки Сифа пребывали в продолжение семи поколений в непоколебимой вере, что Господь Бог владыка всего существующего, и были всецело преданы добродетели. Затем же, с течением времени, они уклонились от отцовских обычаев в сторону зла, так как перестали питать необходимое благоговение к Богу и относиться справедливо к людям; то рвение к добродетели, которое они выказывали раньше, они заменили теперь вдвое большим злом во всех своих поступках. Вследствие этого Господь стал во враждебные к ним отношения. Дело в том, что много ангелов вступило в связь с женщинами и от этого произошло поколение людей надменных, полагавшихся на свою физическую силу и потому презиравших все хорошее. Нечто подобное позволяли себе и известные по греческим преданиям гиганты».
Здесь можно поставить точку: «сыны Божьи» в данном конкретном месте Ветхого Завета несомненно есть определение ангелов. То же самое можно сказать и о соответствующем месте в Торе – оно было позднее исправлено. И не будем больше останавливаться на этом, а перейдем в другим местам в тексте, требующим разъяснений. Прежде всего – к «исполинам».
Исполины, гиганты или богатыри есть во всех текстах, с которыми мы ознакомились. Но если в Торе и Ветхом Завете специально указано, что такие исполины жили и до вступления ангелов в связь с земными женщинами, то в других источниках такой оговорки нет. И это не случайно – Тора категорически отвергает возможность рождения детей у женщин от ангелов – ангелов там вовсе нет, есть «властители». И «исполинов» из Торы можно истолковывать как угодно, но только не в качестве порождений ангелов. А Ветхий завет, оставляя сомнение в возможности такого акта, все же намекает, что исполины – не есть нечто исключительное, а значит – не обязательно были ангельскими последышами. В то же время, из других текстов Торы и Библии мы знаем, что исполины существовала. Они существовали еще до покорения евреями Ханаана, известные как племя рафаимов. Но они существовали и позже: аммонитяне, народ, который произошел от Аммона - плода кровосмесительного акта между Лотом и его старшей дочерью, согласно преданию захватил как раз земли великанов. Ну а что касается роли исполинов в развращение людей, она достаточно прописана в Книге Еноха – они были слишком прожорливы, опустошали житницы, обрекали народ на голод и тем самым заставляли людей вооружаться и давать им отпор. Ну а если есть оружие, оно рано или поздно обратится и против самих же людей. Ну а в теологическом смысле, если принять исполинов как детей ангелов и людей, они как бы олицетворяют союз тех и других, который мог обратиться и против самого Создателя. Вот что, скорее всего, и возмутило Бога – он увидел в этом союзе не просто предательство, но опасность незыблемости своего авторитета.
Ну и последнее «темное место» - это решение Всевышнего укоротить век людей до 120 лет.
По этому поводу есть опять же два мнения. Первое – которого придерживаются иудейская и христианская вера: речь не идет об усечении Господом жизни людей до максимума в 120 лет. Люди и после потопа жили достаточно долго – вплоть до Авраама, прожившего 175 лет, хоть срок их жизни постепенно и уменьшался. А срок в 120 лет был дан Господом до времени потопа – чтобы люди могли одуматься.
Вторая версия: Всевышний имел в виду именно укоротить срок жизни людей до 120 лет – в наказание им за грехи, но он решил сделать это не сразу, чтобы за счет долгой жизни человеческий род мог снова быстро размножится.
Ну и напоследок скажем пару слов об исламской версии Потопа. Как и по многим другим библейским историям, сюжет потопа в Коране прописан вскользь и несколько отлично. То есть там просто приводится это событие не описательно, а в качестве примера всемогущества Аллаха и, в то же время, его милосердия. То есть – исключительно в целях проповеди единобожия. Упоминается этот эпизод в двух сурах: Нух и Худ. И по коранической версии побудителем потопа стал чуть ли ни сам Ной, который был послан Аллахом увещевать людей вернутся к чистой вере, но, отчаявшись, призвал Аллаха уничтожить всех нечестивцев. Никаких ангелов и исполинов в кораническом тексте нет.
Вот и все, что я счел необходимым сказать по этой теме. Лично для меня самым интересным в этом исследовании вопроса стало неожиданное появление фигуры Еноха как одной из знаковых в иудейском пантеоне праведников и пророков. Ну и его книга (книги, две я еще не прочел).
А из-за чего все же бог «навел» на людей потоп – судите сами. По мне, так люди вообще не виноваты, если принять версию ангелов, которых Бог и послал им в качестве «сторожей» и менторов. Как говорится, какой поп, такой и приход.
Свидетельство о публикации №224022201165
Конечно эпизод с ангелами-любовниками описанный в Библиий слишком сказочный,
ведь ангелы были бестелесными, и вступать в связь с земными женщинами
они никак не могли. И ещё более парадоксально то, что Бог это им разрешил...
Виктор Гаврилов Степ 24.02.2024 04:23 Заявить о нарушении
Природа ангелов слишком темна, так что невозможно знать о них всего наверняка. Не помню сейчас точно где, - в Книге Еноха или в Книге Юбилеев, - но точно в какой-то из апокрифических книг читал, что именно после того, как ангелы впали в плотский грех, Всевышний решил изменить их природу,чтобы впредь такое не могло повториться. А по поводу "разрешил", иногда, читая священные тексты, создается впечатление, что Господь на такой уж и Всезнаюший и Всемогущий. Вот ведь, уничтожил он человечество в потопе, чтобы оно возродилось вновь в первозданной благодати - и что из этого вышло?.. Ничего хорошего, если не еще хуже.
Всех Вам благ!
Рамиз Асланов 24.02.2024 11:42 Заявить о нарушении
Судя по этой фразе, вы верите в существование ангелов.
А я считаю и их и прочих божественных существ - лишь фольклором.
Но и у сказочных героев не может быть взаимоисключающих свойст,
уж если ангелы невидимы, то значит они бестелесны, или наоборот.
если они телесны, то на небо улететь не смогут.
Виктор Гаврилов Степ 24.02.2024 18:12 Заявить о нарушении
С уважением.
Рамиз Асланов 24.02.2024 20:40 Заявить о нарушении
Я тоже терпим к пожилым верующим, но нетерпим к попам и религии.
Религия в наше время – это большое зло, несмотря на крупинки того полезного, что она несёт.
-------
Религия, как алкоголь, иногда бывает полезна, но жизнь человек она очень сильно портит
и портит его мозги!
------
Логика авторов в описании ангелов (и других персонажей), по моему мнению, лишена
всякой логики, и каждый писал то, что в данный момент было выгодно попам…
------
Конечно Бог существует, как литературный герой, но Он, а точнее религия,
основанная на вере в Бога, очень плохо повлияла на развитие цивилизации, тормозя
науку, убивая учёных и инакомыслящих, которые и развивают цивилизацию.
С уважением!
Виктор Гаврилов Степ 25.02.2024 05:13 Заявить о нарушении