Ч. 415 Наши предприимчивые предки

Предыдущая страница http://proza.ru/2024/03/20/965

28 августа 1861 года клипер «Гайдамак» пришёл на рейд  посёлка Дуэ за углём, который там добывали. В тот день с утра дул норд-вестовый ветер, который быстро усиливался и в середине дня стал штормовым.

Командир клипера капитан-лейтенант Алексей Алексеевич Пещуров, ещё с утра опасаясь усиления ветра, приказал развести пары в машине и быть готовыми к уходу из Дуэ, но всё развивалось так быстро, что уйти не успели.

Клипер било о подводные камни, якорный канат лопнул.

Отдали второй якорь, но он не удерживал корабль. При очередном ударе о камни отвалился ахтерштевень (кормовая часть судна в виде рамы, опора для руля и для кормового конца гребного вала) вместе с рулём и винтом.

Командир «Гайдамака» принял единственно правильное решение: под парусами выброситься на берег.

Это случилось ещё до назначения Попова, эскадрой тогда командовал Иван Фёдорович Лихачёв. Узнав о случившемся несчастье, он прибыл в Дуэ на пароходе «Америка», взяв с собой водолаза.

После доклада водолаза, который осмотрел подводную часть клипера, Лихачёв, посовещавшись с командующим Сибирской флотилией контр-адмиралом Петром Васильевичем Казакевичем, пришёл к выводу, что технических возможностей в данное время для спасения клипера нет.

Он приказал принять все меры для спасения машины, вооружения и груза, а затем заниматься спасением корпуса корабля. Но для этого требовалось подтащить клипер выше на берег, пока его не разрушил лёд.

Акт о бедственном состоянии клипера подписали контр-адмирал Лихачёв, капитан-лейтенанты Пещуров (командир клипера) и Александр Сергеевич Мусин-Пушкин (командированный из Кронштадта в Николаевск-на -Амуре по особым поручениям).
 
Казакевич отправил к месту крушения клипера винтовой транспорт «Манджур» с провизией и стройматериалами. В помощь Пещурову на транспорте прибыли военный инженер штабс- капитан Овсеенко и корабельный инженер подпоручик Титов.

Вместе с командиром клипера они составили план работ по спасению корабля.

Действия наших предков – это пример, как не теряться в самых критических ситуациях. Важно и то, что действовали без всяких проволочек, ничего ни с кем не согласовывая.

Можно вспомнить и как экипаж погибшего фрегата «Диана» по чертежам в уцелевшем журнале «Морской сборник» построил шхуну «Хеда», на которой вице-адмирал Путятин и его штаб проскользнули сквозь блокаду англо-французских кораблей на Амур.

Контр-адмирал Казакевич прислал общие соображения, которые легли в основу подробного плана спасения «Гайдамака», и разрешил, учитывая трудность работ, кормить их участников  по повышенным морским нормам в плавании.

Вокруг клипера принялись готовить ряжевую защиту ото льда (ряж – это заполненный камнями деревянный сруб, погружаемый на дно), а на берегу устанавливать шпили, чтобы подтащить ближе к берегу корпус корабля.

Три шпиля доставил транспорт «Японец», а четвёртый шпиль моряки изготовили самостоятельно. С их помощью в октябре вытащили клипер на берег, помогла и штормовая погода, которая нагнала столько воды, что всплыли все гребные суда, вытащенные на берег.

Матросы срубили деревья для ряжей и соорудили тесовую крышу над кораблём. В декабре установился мороз, и появилась возможность установить вокруг корабля ряжи.

Глыбы льда приходилось подрывать порохом, также порохом подрывали и камень для ряжей.

Однако, несмотря на двадцатиградусные морозы, сначала вода, как рассчитывали, до дна не промерзала, но потом всё же промёрзла. Лёд удалили, и клипер оказался будто в сухом доке. Началась работа по ремонту его корпуса.
 
В мае 1862 года в Дуэ прибыл контр-адмирал Попов, который принял активное участие в работах.

Первая попытка стащить с мели отремонтированный клипер окончилась неудачей. Попов направил для помощи корвет «Калевала», транспорт «Японец» и пароход «Америка».

Работали днём и ночью, окапывая клипер, чтобы с помощью буксировки пароходом и других судов, стоявших на рейде, стащить его на воду.
 
С одной стороны, штормовая погода нагоняла воду, но с другой, суда на рейде из-за того же шторма не могли заниматься буксировкой, и их помощь ограничивалась лишь отправкой людей для работы на шпилях, которые теперь установили и на ряжах.

На клипер перенесли помпы и другие необходимые вещи, оставив пока всё остальное на берегу. В ночь с 31 мая на 1 июня пароходу «Америка» наконец-то удалось вывести клипер на рейд.

Из-за штормовой погоды с берега не могли доставить временный руль, который изготовили зимой.
 
Только 3 июня ветер стих. На баркасе привезли руль и навесили его. На корвет «Калевала» временно погрузили все тяжёлые вещи с клипера «Гайдамак».

Под конвоем канонерской лодки «Морж» и на буксире парохода «Америка» клипер со скоростью 4 узла доставили в Декастри.

Там занялись подготовкой клипера к переходу в Гонконг, где с помощью англичан Попов планировал окончательно отремонтировать «Гайдамак». Андрей Александрович по достоинству оценил работу по спасению корабля.

Он написал 18 июня 1862 года рапорт на имя великого князя Константина, в котором ходатайствовал о награждении моряков, принимавших участие в этой работе:

«Я не могу окончить этого донесения о снятии с мели клипера «Гайдамак», не засвидетельствовав вашему высочеству о трудах и рвении, выказанных всеми господами офицерами и нижними чинами, находящимися на вышепоименованных судах,

а потому испрашиваю милостивого слова для первых и денежной награды для последних.
 
А так как в здешних краях деньги имеют совсем другую цену, чем в России, то осмеливаюсь представить и размер сообразно с трудами и продолжительностью их: для команды «Гайдамака» по 10 рублей, «Калевала» и «Абрека» - по 3 рубля, «Америки» и «Моржа» по 1 рублю на человека.

Вспомните, ваше высочество, что тотчас после того, как взорвало несчастный клипер «Пластун», находившийся под моим начальством, Вы исходатайствовали мне орден св. Владимира 3 степени и потом чин контр-адмирала с назначением в свиту его величества и командующим отдельною эскадрою.
 
Такие награды могут быть объяснены только тем, что они подходят под обдуманную систему, которой отличается всё Ваше управление министерством.

Я буду считать себя счастливейшим человеком и начальником, если в моём нынешнем ходатайстве Вы не найдёте противоречия указанному нам Вами направлению».

Он также представил двух командиров кораблей к следующим званиям и восемь офицеров к орденам.
 
В ответ контр-адмирал получил резкую отповедь от управляющего Морским министерством вице-адмирала Краббе, который написал, что чины и ордена, раздаваемые так легко, как просит Попов, теряют всякое значение.
 
Но чтобы смягчить свой ответ, Краббе добавил, что ходатайство Попова о наградах он представил великому князю, «чего для других не делал».

Продолжение следует

На фотографии: берег Сахалина




 


Рецензии
Доброе утро! Важную тему Вы затронули. Инициатива в России. Согласен с Вами, что инициатива снизу в большинстве случаев тормозится наверху. Вспоминаю свои работы по созданию дронов в 90-х годах. Никому они не были нужны.

Доброго здоровья. С уважением.
Анатолий

Анатолий Клепов   10.04.2024 09:01     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Анатолий!
В 90-е было некогда: делили советское наследство.
Спасибо за отклик.
С благодарностью
Владимир

Владимир Врубель   10.04.2024 10:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.