Тюрьма и Свобода
Leonid: прошу уточнить: "Свобода". Если ты в тюрьме, и вся твоя жизнь расписана и подчиняется правилам: подъём, ограниченность перемещения, пища по графику, сидеть нельзя, пуговицу расстегнуть нельзя, кричать нельзя и т.д. Правила такие, игра такая. Но ты можешь например моргать сколько тебе угодно, в этом ты свободен, можешь проявить Волю и совершить данное Действие. Возникает закономерный вопрос - если Свобода в рамках этой игры меня не устраивает, как изменить правила или лучше как выйти? Как съесть яблоко обратно?
Александр Клейн:
Когда ты в тюрьме, то свобода — это "вне тюрьмы". Это "бытовое" понимание свободы. Так же, как "свободное" время — это время, когда ты не "занят работой". Когда ты в тюрьме или на работе, то не философствуй о свободе, а выполняй требования и жди освобождения от неё. (Если твоя работы тебе в удовольствие, то тоже не философствуй, а просто занимайся тем, что тебе нравится). Но если ты претендуешь на то, чтобы разобраться с философским понятием "свобода", то "бытовые" примеры тебе ("ты" здесь - фигура речи) не помогут, здесь нужно философское, т.е. основанное на диалектической логике, мышление. Иначе путаница, как все последние тысячи лет.
2.
Leonid: Возникает закономерный вопрос - если Свобода в рамках этой игры меня не устраивает, как изменить правила или лучше как выйти? Как съесть яблоко обратно?
Александр Клейн:
Если ты меня спрашиваешь про тюрьму, то лучше не попадать туда. А если попал — выполняй правила, и тебя освободят досрочно. Если "тюрьма" в переносном смысле — например, женился не туда или работаешь не тем, то посмотри на всё и измени свой курс, проложи лучшую траекторию к лучшей цели, с учетом всех известных тебе (а также неизвестных-чувствуемых) конкретных обстоятельств.
Съесть яблоко обратно не получится. Есть ... забыл слово... ну, короче, чем старше человек становится, тем больше он делает действий, которые невозможно "провернуть назад" [необратимые процессы] — ну, например ребенка родил, или вуз закончил, или не закончил его, или украл что-нибудь и т.д. В мире существует много однонаправленных процессов, на этом держится карма.
3.
Leonid: Ну, вы же поняли [обращение ко всем участникам чата "Диалектическая логика" https://t.me/Dialectical_Logic ], что Тюрьма в данном случае условность, зачем прикидываться. Я и спросил как спланировать "побег", и/или куда бежать?
Александр Клейн:
Вот я лично не понял и даже не собираюсь понимать "условности". За подобные вопросы — "куда бежать?" или "как спланировать побег?" — буду не то что бы выгонять в коридор, но не похвалю уж за это точно. И не потому что "бег" — это плохо, а потому что слишком "абстрактные" вопросы производишь. Это не страшно. Но нужно понимать, что такое "абстрактное" и "конкретное", и чем плохо "абстрактное". И что нужно, как философски, так и во всем, двигаться к "конкретности". Гегель хорошо в своей работе, которая называется "Кто мыслит абстрактно" — небольшой, написанной человеческим языком, — это изложил, рекомендую к прочтению.
Гегель. Кто мыслит абстрактно? http://caute.ru/ilyenkov/tra/denkabc.html
Кстати, джентльмены, фильм Клинта Иствуда "Непрощенный" (1992) — рекомендую. Он его 10 лет ждал, чтобы поставить, купив сценарий. Ждал, когда он состарится до нужного возраста, чтобы сыграть главную роль, как надо, чтобы выглядеть, как нужно. Александру Бабкину, который пишет про свою эмоциональную гербицидность или типа того — особенно рекомендую. — О! стал ставить твой адрес, а он у тебя Mckenna — как раз, вестерны, Клинт Иствуд, Серджио Леоне и прочее золото. ))) Фильм — о Дхарме, и где-то даже о Кришне. Но на примере Дикого Запада образца 1887-го года. И про вырывание из тюрьмы во всех смыслах. FYI и спасибо, Ву Куан.
4.
"...буду не то что бы выгонять в коридор, но не похвалю уж за это точно".
(*) "...выгонять в коридор" — коридор как воплощение свободы, как противоположность палочной дисциплине класса, тюрьме, причем выгоняет (отпускает на свободу) надзиратель с палкой, учитель, тупо не понимающий, что это и есть свобода, которой и добивается ученик, так реализуется диалектическая противоположность в лице учителя, желающего еще больше прижать ученика, а на деле выступающего орудием проявления свободы; в лице ученика диалектика реализуется как получение им свободы в тот момент и в той форме, которые он меньше всего ожидал, не надеясь ни убежать, ни выбежать.
(**) "...не похвалю уж за это точно" — парафраз слов "Хвалю тебя!" из обращения к читателю Козьмы Пруткова, величайшего представителя свободы (литературной, культурной, философской, общественной), маскирующегося под свою противоположность — "ретрограда", "узколобого", абсолютно зашоренного, несвободного "самовлюбленного дурака".
(***) "...не потому что бег — это плохо" — Личное.
Александр Клейн
27-29 мая 2024 г.
Разобраться с понятием Свобода
http://proza.ru/2024/05/29/1135
Свобода в мире Воли
http://proza.ru/2024/05/27/1451
Гегель. Кто мыслит абстрактно?
http://caute.ru/ilyenkov/tra/denkabc.html
Гумилев и Гегель. Конкретное и абстрактное
http://proza.ru/2024/10/05/1549
Свидетельство о публикации №224052901716