Коаны из Лазурного утеса

«Речения с Лазурного утеса» (VIII—IX в.в.)
https://royallib.com/

1.

Случай (коан) 1. «Высшее значение Благородной Истины»

Цитата из "Наставления" (предисловия):
"...отсекает миллиарды потоков, он свободен появляться на востоке и исчезать на западе, идти против или течь в, в любом и во всех направлениях, свободен давать и забирать".

Александр Клейн:
Хорошо сказано про осознанное "отсечение бесконечности" ("проведение границ рассмотрения процессов, явлений") и даваемую, тем самым, свободу неприлипания к шаблонам, колеям, штампам. Это и есть мышление дзен. Создавая "новые модели", мастер всегда создает новые "бытийные пространства" — плоскости, идущие перпендикулярно всем ранее проведенным бесчисленным плоскостям.

2.

Случай (коан) 2. «Великий путь не сложен»

Цитата:
Чжао-Чжоу (Дзёсю) разъясняя Учение перед собранием сказал: «Великий путь не сложен, если не делать различений. Как только сказаны слова: «это-различение», «это-ясность». Этот старый монах не придерживается ясности, вы всё еще что-то оберегаете? В это время один монах спросил: «Если ты не придерживаешься ясности, что же ты оберегаешь?». Дзёсю ответил: «Я тоже не знаю». Монах сказал: «Раз ты не знаешь, Учитель, почему ты все равно говоришь, что не придерживаешься ясности?». Дзёсю ответил: «Хватит уже об этом, поклонись и выйди».
...

Александр Клейн:
Наставление — банальность, пропускаем его. Я чуть подредактирую текст для большей ясности. —
Вот:

Чжао Чжоу, разъясняя Учение перед собранием, сказал: «Великий путь не сложен, если не делать различений. Как только сказаны слова — это различение. Оно нужно, чтобы возникала ясность. Этот старый монах (он показал указательным пальцем себе на нос) не придерживается ясности, а вы всё еще что-то оберегаете? Позицию, точку зрения, различение, ясность?»

В это время один молодой монах спросил его: «Если ты не придерживаешься ясности, ты же, всё равно, что-то оберегаешь?» Чжао Чжоу ответил: «Этого я тоже не знаю» (не различаю, не "оберегаю"). Монах сказал: «Раз ты этого не знаешь, Учитель, почему ты все равно говоришь, что не придерживаешься ясности? Ведь ты придерживаешься точки зрения, что "ты не придерживаешься ясности"? т.е. знаешь, различаешь, чего придерживаться?» Чжао Чжоу ответил: «Хватит уже об этом, поклонись и выйди, умник».
...

Что такое "не делать различений"? Не различать? Нет. "Не делать различений" — это не различать, когда не нужно различать, когда не нужно "проводить границы рассмотрения процессов, явлений". А когда не нужно проводить "границы рассмотрения", а следовательно "различать"? Тогда, когда не собираешься ничего делать. Не собираешься ничего делать — не проводи "границы рассмотрения", не различай! (*)

Потому что для того, чтобы правильно (адекватно) провести "границы рассмотрения", нужно обязательно включать в эти границы "что ты собираешься делать?", в какой "бытийной плоскости" собираешься использовать результат своего рассмотрения — сидеть на стуле? использовать его как дрова? товар? пример дизайна? И это простой "твердый" предмет — стул. А есть еще — ситуации, процессы, явления. Как их будешь рассматривать, если быть за "красных" или за "белых" — миллионы аргументов?

Как различить? Как провести "границы рассмотрения"? Правильно провести их есть шанс только тогда, когда что-то собираешься сделать. Не собираешься — шанса нет.

Кроме этого, нужны чистота сознания и, желательно, ум. А также опыт. А также смелость, осторожность, аккуратность, способность рисковать, способность вовлекаться, способность не вовлекаться и еще 18.000 проработанных личностных качества, попарно противоположных друг другу.

Выбирая "смелость" или "осторожность", различая их, принимая одно и отвергая другое, ты попадаешь под очарование моделей, слов ("зачаровывание рассудка языком"), что противоположно действительности и обязательно аукнется. Это называется "двойственность", она не нужна. Она — основа неадекватности.

Неадекватное же проведение "границ рассмотрения" только запутывает, только затрудняет движение, создает "трение кармы". В этом смысле, идти по Великому (правильному) пути не сложно... Идти же в облаках пыли, создаваемых "трением кармы", действительно сложно, но это не есть "идти по Великому пути".
___
(*) Клейн. Лекция 1. «Как передается диалектическая логика?» – ...Как будешь рассматривать, зависит от того, что ты собираешься делать. И тут мы опять напрямую подходим к буддизму: Ничего не собираешься делать – не рассматривай! Потому что «правильных» рассмотрений – с точки зрения формальной логики (т.е. «внутренне непротиворечивых») при том, что твое сознание хорошо работает, мышление острое, – у тебя будет бесконечное количество. Ты можешь создать бесконечное количество внутренне непротиворечивых моделей, половина из которых будет «за», половина «против». Рассматривать, когда тебе ничего не нужно – бессмысленное занятие. Для чего? Чтобы кого-то переспорить? Что-то украсть? С какой целью? Исследованию – честному и философскому исследованию – это ничего не даст. Поэтому «дисциплина духа» заключается в том, что: Сиди, не рассматривай. Появилась необходимость рассмотреть – проведи границы рассмотрения правильно и рассмотри. Понимая, что: «вот конкретно рассмотрел, – не вообще, навсегда, на все времена! а вот сейчас, вот для этого, конкретно». Что такое Будда? Кипарис во дворе. Что такое Будда? Палочка для подтирания. Что такое еще? Вот правильно – в этой конкретной ситуации, для этого человека, сказано этим человеком, в этом настроении, для того, чтобы указать на это!.. – а не так, что «вот вообще, навсегда и вечная граница между ними». Или на нашем примере: «Это какое суждение? аналитическое или синтетическое?» – «Хочу сделать то-то, поэтому это синтетическое! Или: хочу сделать другое – поэтому аналитическое!» – …Я утрирую, конечно, но тем не менее. ... Вот сидит диалектический философ. Это самый умный философ. Поэтому что он делает? Он тупо сидит и всё. Ни одной мысли. Не проводит «границы рассмотрения» без причины. Медитирует. http://proza.ru/2024/06/01/1242


Александр Клейн
12 мая - 9 июня 2024 г.


Онтологический статус и субъективная реальность
http://proza.ru/2023/08/14/883

Маркс и Чжао-Чжоу
http://proza.ru/2024/05/17/923

Дхарма и карма
http://proza.ru/2022/01/01/1459

Модели и Зачаровывание рассудка посредством языка
http://proza.ru/2024/05/11/1538

Диалектика модели
http://proza.ru/2024/06/09/1451

Базовая формула диалектики и Диалектической логики
http://proza.ru/2021/11/26/1614

Лекция 1. «Как передается диалектическая логика?»
http://proza.ru/2024/06/01/1242

4 элемента. Синопсис глубины понимания. Чжао-Чжоу
http://proza.ru/2024/05/15/1485


Рецензии