ПроБАвать, проБОвать, проБЫвать или проБУвать?
НО!!!
разве;дываю — разве;дывать, разве;дывал;
наста;иваю — наста;ивать, наста;ивал.
И так вы в своей речи ПРИШЛИ к применению этого глагола. Я специально выделил слово «ПРИШЛИ», поскольку как мы к этому пришли и почему мы рассмотрим чуть позже и это очень важно. А пока мы стоим на «паузе» в момент произнесения слова «проб_вать» и в это мгновение пытаемся осознать вышеописанное правило! Получается? Определить совершенность или не совершенность глагола, лицо, время, исключения? Вот и у меня эта пауза затянулась. Я представил себя музыкантом, который должен сыграть конкретную ноту, а правила прочтения нот требуют в этом месте решить уравнение с 3 неизвестными.
Вот тут начинаешь понимать почему нам так трудно изучать чужие языки. Ведь нам их преподносят в виде «лиц», «времен», «множеств», «падежей» и далее по списку придуманных классификаций разных «комбинаций звуков». Да именно «комбинаций звуков», поскольку современная лингвистика оперирует только звуками и их комбинациями. У них нет аксиом, как в математике, например: «ТОЧКА - физический объект, у которого нет никаких физических свойств, кроме координат». И вся геометрия на этой точке построена. Но вот само понятие звук в физическом смысле и в том, что мы воспринимаем телом несопоставимы.
Имея опыт изучения немецкого языка с тем, что нам дали сначала набор правил, а потом пытались получить от нас быструю перестановку звуков согласно этим замысловатым правилам. И вышло, что слово «девочка» в немецком среднего рода и падежей у них 4, а не 6, как у нас. И все это не просто ломает наше представление о мире вокруг, а производит взрыв и отторжение к приятию чужого языка. А про английский без родов, падежей и времен вообще говорить нечего. Когда фраза «I love you» переводится: «Я любить ты», то о каких чувствах вообще может идти речь? Ведь суть фразы, что есть Я и ТЫ и какой-то глагол, который не понятно к кому относится, к тебе или ко мне. При этом Буквы латинские, а озвучены по какой-то вероятностной схеме: А – это [ЭЙ], а R – это [А] и все остальные сами по себе. И как ратуют лингвисты за систему звуков для каждой буквы все совсем не предсказуемо, потому как в разных словах одни и те же буквы читаются совсем по-разному. Поэтому каждое слово у них проявляет смысл только в контексте.
И все же для осмысленной систематизации и принятия эталонов звуков было решено закрепить в написании разными символами разные конкретные звуки. Так каждый может посмотреть на определенный символ и понять звук, который должен прозвучать. А в этот момент в нашем сознании происходит соотношение звука с конкретным ощущением тревоги, радости, потока или какого-то еще эмоционального состояния. Именно Эмоционального – ведь эмоция – это множественное проявление собственного «Я». Именно буквица «ЭДО» в начале этого слова указывает на то, что все, что последует за ней – ЭТО нечто внешнее, поскольку только со стороны можно это оценить, как проявленную эмоцию. (смотри «Буквица Э» http://proza.ru/2023/04/23/825 ). Таким образом связывая разные звуки, которые зависят друг от друга, смягчая или удлиняя звучания друг друга повествуют о неком объекте или событии. И будучи записанными в виде ряда символов становятся как бы кардиограммой наших эмоций. Так слова меняют наши эмоции и частоту биения сердца, да и состояния нашего равновесия в целом.
Многие слышали слово «ЛЮБЛЮ» из уст желанного. А те, кто не слышал, слышали рассказы об этом состоянии и ждут этого слова с нетерпением, тревогой и вождением. Слово «горе» не желательно для нас, но оно есть, и мы его тоже с опаской ждем. Мы готовимся к нему всю жизнь, а когда оно приходит, оказываемся не готовы.
И вот поэтому в нашем языке важнейшей «ТОЧКОЙ», как и в геометрии является «СЛОГ» (смотри «Сложение языковых квантов в СЛОГИ» http://proza.ru/2023/10/05/757 ). Это физиология нашей речи и нет никакого второго варианта получения согласных звуков, произносимых человеком. И теперь вернемся к нашей «ПРОБЕ».
Прежде чем поставить какую-то букву в нашем спорном вопросе, давайте поймем, что же мы реально делаем в процессе «ПРОБЫ» и с какой целью. Какие эмоциональные составляющие нас подталкивают к каким звукам.
Слово «ПРОБА» означает взятие какого-то маленького образца из общей массы испытуемого или познаваемого, без нарушения его целостности. Хозяйка ПРОБУЕТ борщ на его вкус маленькой ложечкой и по результату каждой пробы добавляет какие-то ингредиенты: соль перец, воду и т.д. Ученые найдя нечто неизвестное, скажем для усиление эффекта -с другой планеты, проводят пробы состава этого объекта, пробы на реакции различных внешних раздражителей и т.д.
Таким образом мы понимаем, что «ПРОБЫ» обычно делаются множественные. Поскольку в научном мире есть правило, что законом – является многократно повторяющийся результат при одних и тех же условиях проведения ПРОБЫ или эксперимента (заметили, что это слово также начинается на «ЭДО», как факт внешнего воздействия).
То есть «проБЫ» — это целостное описание всего процесса. Слово «проБА» (смотри «Слог БА» http://proza.ru/2022/11/04/953 ) говорит об одной операции из всего этого процесса, находящейся внутри или в центре целого. А когда мы говорим: «взял проБУ» — это указывает на одну операцию в конкретной последовательности (смотри «Слог БУ» ) или цепочке «проБЪ» (смотри «Слог БО» http://proza.ru/2022/11/12/1035 ). Надеюсь, вы заметили
Как изменяясь последний слог изменяет указание на место проведения «проБЪ».
А теперь подойдем к глаголу, который описывает это самое действие взятие «проБЪ».
ПроБ_вать – отличается от самого слова «ПРОБА» добавленными слогами «ТЬ» - указывающий на то, что это глагол, то есть описывает некое изменение (смотри «Слог ТЬ» http://proza.ru/2023/09/09/527 ). А слог «ВА» однозначно указывает на создание чего-то нового (смотри «В чем различие слогов ВА и ВО» http://proza.ru/2023/04/15/1235 ). Каждая новая проба всегда берется в новом месте для более точного понимания широты охвата повторяемости событий или проявляемой тенденции к изменению в объекте исследования.
Так, о чем же думает человек, произнося это слово? Он не производит сопоставление в таблице правил лица, времена, суффиксы и исключения. Он проводит логическую линию сложения смыслов. То, о чем говорит смысл самого «СЛОва». А именно начиная или продолжая проБЫ - стоит проБЫвать. И буквица «ЕРЫ» как раз и подсказывает нам о преемственности каждого последующего шага.
Официально заявляется, что слово проБЫвать, яко бы происходить от слова «БЫТЬ». Одно лишь замечание в том, что если мы говорим о проБЫва`нии мы ставим ударение на слог «ВА», а в про`БЫвании ударение на слог «РО». И у нас в языке есть примеры, когда слова с совершенно идентичным написанием, но с разным ударением несут совсем разный смысл например: муКА` и МУ`ка. Да, и само БЫтие рассказывает именно о длящемся во времени неком действии. Ведь само понятие время – это условная величина, введенная для сопоставления событий. Так, что здесь нет никаких противоречий.
Применив слог «БО», мы как бы попытаемся уБОльшить пробу, но условия проведения каждой следующей пробы должны быть одинаковыми для того, чтобы можно было сопоставлять одинаковые условия проведения эксперимента. И каждый раз зачерпывая ложечкой борщ из кастрюли для пробы, хозяйка не ставит перед собой задачи – отхлебнуть каждый раз побольше.
Слог «БА» в этом слове укажет, как и положено на единственное действие и будет оправдан в случае применения его в слове «ПОпроБАвать», как указание на единичное действие одного из «пробывающих».
Слог «БУ» сразу открывает нам последовательность подобных действий или предметов, связанных во едино, как БУквы, БУсы, БУльки, БУкли. Поэтому в вопросе: «Можно попроБУвать?», мы увидим желание совершить не одну проБУ, а несколько последовательно.
И вот итог: нет жесткого требования к написанию конкретного слога в этом слове. Только вы должны понимать тот смысл, который вкладываете в него. Это подобно принципу не указывать автору, описывающему быстрое передвижение, каким из глаголов это делать: бежать, гнать, мчать, лететь. Важен передаваемый смысл.
Свидетельство о публикации №224071700516