Евгений Онегин иллюзии и правда

В иллюзионе зритель смотрит на сцену, но большая часть происходящего от него скрыта. Например, зритель видит, что женщину разрезают пополам, потом ее собирают из частей. На самом деле это – тщательно спланированная и мастерски исполненная иллюзия, созданная с помощью зеркал, черных ящиков и т.д.


Также и в «Евгении Онегине». Роль зеркал и черных ящиков играют оригинальные художественные методы, новаторская поэтика романа. Не понимая этих приемов, читатель видит только иллюзии, как в цирке. Намеренные иллюзии созданы Пушкиным, чтобы роман нравился читателям, которые не могут понять и принять его глубокого смысла.


Эти иллюзии создают «Роман о Татьяне», который кажется противоречивым и неоконченным, но не шокирует читателей. Это тот роман, который учат в школе. Знание оригинальной пушкинской поэтики превращает «Евгений Онегин» в «Роман об Онегине и Пушкине», который для Достоевского, Белинского и многих других авторитетов был и остается неприемлемым.


Я здесь хочу перечислить те устойчивые представления о романе «Евгений Онегин», которые являются иллюзиями. Я покажу, как виртуоз-иллюзионист Пушкин мастерски создает эти иллюзии, и как увидеть полную картину происходящего и выйти на подлинное понимание романа.


Иллюзия: В романе слишком много отступлений


Рассказчик сам притворно сожалеет об отступлениях:



С изменой юности моей
Пора мне сделаться умней,
В делах и в слоге поправляться,
И эту пятую тетрадь
От отступлений очищать.


Иллюзия создается потому, что некритический читатель отождествляет персонажа от автора и Пушкина. Но в романах могут быть только выдуманные персонажи, а не реальные люди. Даже в поэзии персонаж от автора не автор, а лирический герой стихотворения, который у одного и того же автора различается от стихотворения к стихотворению.


Рассказчик, от имени которого ведется повествование, - один из главных героев романа. Он приписывает себе произведения Пушкина и некоторую версию пушкинской биографии. Автобиографический персонаж "Пушкин" выступает как своеобразный конферансье в романе. Он говорит о себе, о жизни, своих взглядах, и о своих персонажах, которых он придумывает.


Поэтому «отступления» отступают только от романа об Онегине, но не от романа о Пушкине, который сочиняет роман об Онегине.



Иллюзия: В романе много неувязок из-за неопытности Пушкина


Пушкин самокритично говорит:



Пересмотрел все это строго:
Противоречий очень много,
Но их исправить не хочу.
Цензуре долг свой заплачу.


Но противоречия не случайны, они нарочиты, комичны. Например, "Пушкин" подробно повествует о мыслях Онегина и о том, что Онегин его друг. Он мог знать мысли Онегина, только если он придумал его. Персонаж из художественного мира, созданного автором, оживает, оказывается в мире самого автора и становится другом автора. Это противоречие явно создано специально, чтобы читатели ставили под сомнение то, что "Пушкин" говорит, не понимали повествование буквально.


Возьмем другой пример. "Пушкин" говорит о стихах Ленского, написанных им перед дуэлью: «Стихи, по счастью, сохранились». "Пушкин" не мог получить стихи от Ленского или от Онегина или еще от кого-нибудь. Вопрос: как у него сохранились стихи? Ответ: он сам сочинил и Ленского, и его стихи. Поэтому они у него сохранились. Это - шутка такая. В романе много таких забавных противоречий, и они не могли возникнуть нечаянно. Например, шутку с сохраненным художественным творчеством своих персонажей Пушкин повторяет дважды: "Письмо Татьяны предо мною Его я свято берегу…".


Иллюзия: Татьяна вышла замуж за князя


В романе речь идет о том, что Татьяна становится княгиней. Пушкин не говорит нам, как это случилось, но и не говорит прямо, что это – фантазия Татьяны.


Вместо этого "Пушкин" говорит в восьмой главе, что его муза приобрела образ Татьяны. Это значит, что его героиня, Татьяна, вдохновляет его на повествование. Татьяна склонна к сочинительству. Например, в седьмой главе она также сочиняет свое путешествие к дому Онегина и проникновение в дом.


Как сказал Чичиков о Ноздреве, она -- «сочинитель, да только неудачно». Ее фантазии заимствуют содержание из прочитанных романов и неправдоподобны. И в восьмой главе персонажи Татьяны и Онегина радикально меняются. Онегин становится по характеру близок к Татьяне, какой она была в первых главах. Это потому, что Татьяна его сочинила по своему образу и подобию.


А богатые князья-генералы, принятые у царя, не женились на бедных деревенских девушках, не умеющих себя вести в обществе и без всяких связей в столице.


Татьяна осталась незамужней. Ее успех на «ярмарке невест» был мимолетным. Даже если «толстый генерал» заинтересовался Татьяной на балу, нам сообщают, что он отвернулся и подошел к другой группе. Он не последовал пригласить Татьяну на танец. Ни о каких других чрезвычайных победах Татьяны там не сообщается.


Иллюзия: Роман не закончен


Пушкин намекает, что роман не закончен:


Блажен, кто праздник жизни рано
Оставил, не допив до дна
Бокала полного вина,
Кто не дочёл её романа
И вдруг умел расстаться с ним,
Как я с Онегиным моим.


В романе нет прямых указаний на то, что Татьянино замужество и ее петербургские успехи – это фантазии Татьяны. Читатели – буквалисты видят в восьмой главе продолжение романа. Но при этом остается непонятным, чем все это кончилось для Онегина.


На самом деле в романе есть два последовательных романа и два конца. Основной роман, где главный герой – Онегин, кончается в седьмой главе: главный герой уезжает в неизвестном направлении (также кончается <<Горе от ума>>). Потом, в восьмой главе, идет альтернативный роман, фантазия Татьяны о мести Онегину. В этом романе герои меняются ролями. Главной героиней является Татьяна-княгиня. Этот роман кончается отповедью Татьяны и унижением Онегина. Но это уже совсем другой Онегин и другая Татьяна.



Иллюзия: Татьяна – идеал Пушкина


«Пушкин» буквально и многократно говорит, что Татьяна – его идеал, что он любит ее. Но и это -- шутка, ирония.


Лучше всего образ Татьяны характеризует афоризм Пушкина:
“есть люди, которые любят себя с такою нежностию, удивляются своему гению с таким восторгом, думают о своем благосостоянии с таким умилением, о своих неудовольствиях с таким состраданием, что в них и эгоизм имеет всю смешную сторону энтузиазма и чувствительности.”


Надо заметить, что «Пушкин» всегда говорит о Татьяне с преувеличенным «энтузиазмом и чувствительностью», как она сама думает о себе. Подражание повествователя Татьяне играет роль тех самых зеркал в цирковом фокусе с распиливанием женщины. Важно уловить интонации рассказчика. Персонаж «Пушкин», как кривое зеркало, пародирует «смешную сторону энтузиазма и чувствительности» Татьяны.



Иллюзия: Татьяна любит Онегина


И здесь Пушкин помогает созданию этой иллюзии. Например:


Татьяна любит без искусства,
Послушная веленью чувства.


На самом деле Пушкин показывает, что эта любовь возникла под влиянием сплетни, а не в результате неотразимого впечатления Онегина на Татьяну. Татьяна не обратила внимания на Онегина при беглой встрече. Они не были знакомы. Скорее всего, она его не рассмотрела. Сплетня заставила Татьяну задуматься об Онегине: "В сердце дума зародилась, пришла пора, она влюбилась". Образ Онегина был создан ею по аналогии с романами, так же как она создает свою собственную роль. Ее чувство к Онегину описано как вожделение к абстрактному мужчине.


Может ли "Пушкин" всерьез говорить о «безыскусности» любви Татьяны после того, как он подробно рассказал, как Татьяна "себе присвоила" чувства из романов, и как она создала себе образ Онегина по образцам персонажей романов? Очевидно, и здесь "Пушкин" шутит: восхищаясь Татьяной, он имитирует Татьяну, насмешливо передает ее восхищение собой.


Иллюзия: Татьянино письмо - образец искренности


"Пушкин" помогает созданию этой иллюзии. Он восторгается письмом Татьяны:


Письмо Татьяны предо мною
Его я свято берегу
Читаю с тайною тоской
И начитаться не могу…
Итд.


На самом деле Татьяна написала письмо незнакомому мужчине в образе сентиментальной героини. Другими словами, это ее художественное произведение. Письмо побуждает его жениться на ней потому, что она в него влюбилась и потому, что так суждено небом. Татьяна пишет такое письмо, какое, по ее мнению, должно убедить Онегина. По форме оно похоже на описание религиозного экстаза, с упоминаниями видений, молитв и «воли неба». Но по жанру это, скорее, вымогательство. Она добросовестно старается обмануть Онегина, в надежде, что он клюнет на жалость к ней и восхищение ее эпистолярным гением. Она смотрит на Онегина как на простака, потенциальную жертву ее хитрости.


Если бы письмо было правдивым, искренним, она должна была бы упомянуть сплетни, которые побудили ее задуматься об Онегине, и романы, из которых она заимствовала свои чувства и образ Онегина. Вместо этого, она пишет о своих видениях и о том, что она любила Онегина еще до того, как встретила его.


"Пушкин" восторгается письмом Татьяны потому, что и здесь он утрированно передает ее собственное «удивление ее гением».


Иллюзия: Ленский – многообещающий поэт


Пушкин создает эту иллюзии, описывая Ленского таким, каким он сам себя видит и хочет, чтобы другие также видели. Пушкин сам пишет о Ленском, что он выглядит как поэт, говорит, как поэт, имеет вольнолюбивые мечты и пишет стихи.


Но Ленский пишет стихи, о которых Пушкин говорит: «Так он писал, темно и вяло». Тут Пушкину можно верить. Пушкин не стал бы ругать хорошую поэзию. Претензия на поэтическую исключительность – это часть личины Ленского, которую тот тщательно создает для себя, изображая себя возвышенным поэтом для улучшения своего положения в обществе.


Чтобы разоблачить эту иллюзию, надо заметить пародийность речи персонажа «Пушкина», когда он говорит о Ленском. Например: "Ах, он любил, как в наши лета уже не любят"… Как и в случае с Татьяной, "Пушкин" пародирует самовлюбленность, самомнение Ленского.



Иллюзия: Онегин – циник


Для тех, кто воспринимает Татьяну как идеал, образ Онегина по контрасту с ней приобретает зловещий оттенок. Онегинские насмешки над общественной моралью, его склонность к ироничным парадоксам, насмешка над Ленским на именинах Татьяны делают его злым и высокомерным в глазах наивных читателей, которые умиляются Татьяной и Ленским.


На самом деле Онегин поступает как честный, порядочный человек во всех случаях: он едет ухаживать за умирающим дядей, вежливо отказывает навязчивой Татьяне, терпит глупого Ленского и угощает его обедами каждый день, соглашается на дуэль с ним, когда тот прислал вызов. Таковы были правила поведения дворянина, и, несмотря на все сомнения и иронию, Онегин всегда поступает в согласии с этими правилами.


Иллюзия: Онегин убил Ленского по прихоти


Событиям на именинах, которые вызвали дуэль, предшествует сон Татьяны, где Онегин выступает как хозяин дьявольского вертепа. В этом сне убийство Ленского Онегиным выглядит бессмысленным злодейством. Читатели, которые верят Татьяне, настраиваются именно на такое восприятие событий.


Пушкин сделал события на именинах намеренно туманными для поверхностного читателя: никто не произносит ни слова, нет явного нарушения порядка. Поскольку Ленский воспринимается как невинный возвышенный поэт, который не причиняет никому вреда, читатель обвиняет в дуэли Онегина.

На самом деле в истории дуэли участвуют все персонажи романа, начиная с Татьяны. Татьяна пыталась хитростью завлечь Онегина, написав ему письмо. Онегин отказал ей. Но она продолжала свои попытки и с помощью Ленского пригласила его на свои именины. Ленский убедил его прийти, чтобы не обидеть Лариных. На именинах, чтобы привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, Татьяна почти упала в обморок при виде Онегина. Онегин был сердит попытками Татьяны и Ленского давить на него. Он отказался танцевать с Татьяной, стал выказывать знаки внимания Ольге, невесте Ленского. К удивлению присутствующих Ольга предпочла танцевать все танцы с Онегиным, игнорируя жениха. Ленский почувствовал себя публично униженным, вызвал Онегина на дуэль. Получив вызов, Онегин согласился на дуэль, как этого требовали правила дворянской чести. Во время дуэли вместо того, чтобы быть убитым Ленским, Онегин сам его убил.


Чтобы понять историю дуэли, надо понимать, что и Ленский и Татьяна не те идеальные персоны, за кого они себя выдают. Они упорно преследуют Онегина, пытаясь подчинить его себе. Во время Пушкина, также как сейчас, желание Ольги танцевать с Онегиным, а не с Ленским, не могло ставиться Онегину в вину. В отличие от Татьяны и Ленского, Онегин действовал по правилам дворянской чести: как честный человек.


Также полезно заметить, что события на именинах Татьяны во многом повторяют ее сон, в котором Татьяна и Онегин меняются местами, и Татьяна выглядит как хозяйка вертепа.


Иллюзия: Татьяна проникает в дом Онегина


Пушкин описывает это приключение Татьяны, не говоря прямо, что это все происходит в Татьянином воображении.


Описание приключения разбивается на три слабо связанные части, написанные в совершенно различном стиле. Одна часть описывает путешествие Татьяны в дом Онегина и обратно домой. Вторая часть – собственно набег на дом Онегина. И третья часть – выводы Татьяны об Онегине. Описание путешествия Татьяны выдержанно в мистическо-романтическом стиле. Татьяна видит себя здесь Ундиной. Описание дома Онегина подражает роману Остен «Гордость и предубеждение». Здесь Татьяна преображается в Елизабет. Разнос Онегина написан в довольно издевательском, грубом, вульгарном тоне.


Легко заметить неправдоподобность и подражательность первых двух частей и связать их с тем, что мы знаем о Татьяне: "воображалась героиней своих излюбленных творцов". И ни одна часть не написана стилем самого рассказчика, "Пушкина", потому что "Пушкин" преображается в Татьяну, рассказывая о приключении.

Также как Ленский, Татьяна разгневана непослушностью Онегина, его пренебрежением к ней. Она сочиняет историю про то, как она секретно проникает в дом Онегина, читает его книги и пометки на полях. В ее фантазии эти-то книги и пометки объясняют, что Онегин, как и другие современные люди, безнравственен, он подражает героям романов, является "пародией". Она старается уничтожить личность Онегина, свести его к подражанию. Для Татьяны свойственно зло обвинять других в тех пороках, которые она могла бы заметить у себя.


Выводы

Ключом к пониманию смысла и сюжета «Онегина» является понимание роли автобиографического персонажа «Пушкина». Он играет роль комика, который рассказывает о персонажах и перевоплощается в них.
Особенно важно замечать, что, когда он говорит о Татьяне, он говорит ее голосом, передает ее видение мира, которое, как правило, фантастично, противоречит реальности. Если читатель не замечает этих превращений, приписывает всю речь «Пушкина» А.С. Пушкину, он понимает происходящее в романе так, как это воспринималось Татьяной. Он видит противоречивый, неоконченный, отрывочный текст с массой не идущих к делу отступлений про умилительную Татьяну. Другими словами, он видит тщательно продуманную иллюзию. А если читатель замечает превращения «Пушкина», он видит гениальный, новаторский роман об Онегине и Пушкине.


Рецензии