5. История Онегина - это история колобка
Ироническая трагедия <<Евгений Онегин>> повествует о том, как Онегин уворачивается от <<дружбы>> и <<любви>>, навязываемых ему соседями. Поэтому сказка <<Колобок>> может служить хорошей аналогией роману Пушкина.
***Онегин как Колобок-трикстер
Можно сказать про Онегина
---------------------
Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение,
----------------------
как Пушкин выразился про Троекурова в <<Дубровском>>. Любая ассоциация с Онегиным могла бы быть лестной для уездного дворянина. Проблема в том, что местная публика имела свои понятия и взгляды на жизнь, чуждые Онегину. На этом строятся все коллизии в романе.
В романе есть три претендента на симпатии и преданность Онегина:
- Деревенское общество.
- Ленский.
- Татьяна.
Все коллизии разворачиваются по одному и тому же сценарию:
- Претендент заявляет о своих правах на Онегина.
- Онегин отказывается подчиняться, выставляя претендента в смешном виде.
- Ему отвечают ненавистью и желанием отомстить.
Онегин оказывается близок к архетипу Колобка. Можно сказать, что сказка про Колобка --
-------------------------------
- архетипическая метафора построения отношений по принципу ухода, избегания,
----------------------------------------------
Возможно, шарообразность Колобка также может ассоциироваться с самодостаточностью, c законченностью формы.
Онегин является своеобразным Колобком - трикстером, потому что он не просто уходит от опасности, он обманывает покусившихся на его свободу и смеется над ними.
Онегин уехал из Петербурга в деревню, как Колобок укатился от создавших его Деда и Бабы.
Онегин неучтиво <<укатывался>> с заднего крыльца, когда к нему приезжал кто-то из деревенского общества, которое, может быть, играет в романе роль Волка или Медведя.
Лиса - Татьяна решила, что Онегин - самый подходящий жених. Она старалась очаровать Колобка нежными речами.
Он нежно, хотя и несколько насмешливо, спел ей свою прощальную песенку.
Заяц-Ленский решил, что Онегин - очень подходит на роль верного поклонника его таланта. Онегин какое-то время вежливо терпел <<дружбу>> с Ленским.
Но когда Ленский попытался помочь Татьяне выйти замуж за Онегина, пригласив того на ее именины - смотрины, Онегин стал ухаживать за невестой Ленского вместо Татьяны, к удовольствию этой невесты.
Ленский вызвал Онегина на дуэль как <<развратителя>>, к несчастью для себя.
А разочарованная Татьяна обозвала Онегина про себя 'пародией и несчастным признаком', а затем представила себе, что она стала очень важной, Онегин влюбился в нее, а она ему отказала.
На этом роман заканчивается: Колобок где-то еще путешествует в пространстве, его дальнейшая судьба неизвестна.
*** Коллизия с деревенским обществом
Завязка коллизии с деревенским обществом дана в самом начале второй главы, в строфе 4.
Один среди своих владений,
Чтоб только время проводить,
Сперва задумал наш Евгений
Порядок новый учредить.
В своей глуши мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.
Зато в углу своем надулся,
Увидя в этом страшный вред,
Его расчетливый сосед;
Другой лукаво улыбнулся,
И в голос все решили так,
Что он опаснейший чудак.
В этой строфе вводится коллективный персонаж «все», который говорит «в голос», хором. «Все» осуждают Онегина. Рассказчик, как и читатели, на стороне Онегина: подчеркивается, что Онегин занимался своими делами никому не мешал. У соседей не было причины опасаться Онегина. Их оценка может быть связана с тем, что они заподозрили у Онегина чуждое им мировоззрение. История развивается в следующей строфе.
Сначала все к нему езжали;
Но так как с заднего крыльца
Обыкновенно подавали
Ему донского жеребца,
Лишь только вдоль большой дороги
Заслышит их домашни дроги, --
Поступком оскорбясь таким,
Все дружбу прекратили с ним.
«Сосед наш неуч; сумасбродит;
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино;
Он дамам к ручке не подходит;
Всё да да нет; не скажет да-с»
Иль нет-с. Таков был общий глас.
В этой строфе впервые используется понятие «дружба» для обозначения попыток навязать свое общество, свои взгляды на жизнь, образ жизни, покровительство.
Можно понять, что Онегин (как Колобок) предпочел демонстративно спасаться бегством от <<дружественных>> визитов соседей.
Слово «фармазон» использовалось в значении «вольнодумец», с акцентом на иностранном происхождении этого вольнодумства. Но в этом -- одно из свойств Онегина как Колобка: у него, действительно, нет патриотизма, привязанности к месту. Впоследствии таких людей называли <<безродными космополитами>> и <<иноагентами>>.
Проблема была в том, что соседи хотели сделать светского столичного господина Онегина своим, а он не желал приспособиться к обществу, стать таким, как его соседи.
***Коллизия с Ленским
Поначалу Ленский тоже не полностью сливался с деревенским обществом. Посмотрим на Глава 2, строфу XI
В пустыне, где один Евгений
Мог оценить его дары,
Господ соседственных селений
Ему не нравились пиры;
...
Заметим, что ‘Пушкин’ здесь подражает Ленскому: налицо возвышенный. книжный стиль персонажа, его убежденность в своей исключительности, в том, что он заслуживает преданность и поклонение от Онегина.
Ленский не интересовался дарами Онегина, ему нужен был поклонник, высоко ценящий его собственные дары.
Онегин поначалу не протестовал, хотя и видел Ленского без прикрас (Глава 2, строфа XV);
Он слушал Ленского с улыбкой.
Поэта пылкий разговор,
И ум, еще в сужденьях зыбкий,
И вечно вдохновленный взор, -
Онегину все было ново;
Он охладительное слово
В устах старался удержать
И думал: глупо мне мешать
Его минутному блаженству;
И без меня пора придет;
Пускай покамест он живет
И верит мира совершенству;
Простим горячке юных лет
И юный жар и юный бред.
Онегин не чувствовал умиления, восхищения, как Ленский ожидал. Видимо, он даже не чувствовал симпатии к Ленскому. Но, будучи человеком ‘честных правил’, он лицемерно продолжал эту дружбу ‘покамест’.
Пушкин комментирует в сторону: Так люди (первым каюсь я) От делать нечего друзья.
А вот как эта дружба закончилась. Вот последний диалог Онегина и Ленского (Глава 4, строфа XLVIII):
"Ну, что соседки? Что Татьяна?
Что Ольга резвая твоя?"
-- Налей еще мне полстакана...
Довольно, милый. Вся семья
Здорова; Кланяться велели.
Ах, милый, как похорошели
У Ольги плечи, что за грудь!
Что за душа!.. Когда-нибудь
Заедем к ним; ты их обяжешь;
А то мой друг, суди ты сам:
Два раза заглянул, а там
Уж к ним и носу не покажешь.
Да вот... Какой же я болван!
Ты к ним на той неделе зван.-
XLIX
"Я?" -- Да, Татьяны именины
В субботу. Оленька и мать
Велели звать, и нет причины
Тебе на зов не приезжать. --
"Но куча будет там народу
И всякого такого сброду..."
-- И, никого, уверен я!
Кто будет там? своя семья.
Поедем, сделай одолженье!
Ну, что ж? -- "Согласен". -- Как ты мил!--
При сих словах он осушил
Стакан, соседке приношенье,
Потом разговорился вновь
Про Ольгу: такова любовь!
Ленский приезжает к Онегину на обед каждый вечер, рассказывает о своей невесте Ольге. Онегин ведет себя как положено гостеприимному хозяину.
Для Ленского семья Лариных и деревенская публика стали своими.
Ленский пустил корни, он больше не выделяет себя среди <<всех>>. От имени Лариных он настойчиво приглашает Онегина на именины Татьяны, дает ему понять, что его там ждут, что было бы невежливо отказываться
Заяц - Ленский скооперировался с Лисой - Татьяной.
Онегин явно не хотел встречаться с публикой, которую он назвал сбродом. Тем не менее, Онегин принимает приглашение, опять подчиняясь правилам хорошего тона, уступая давлению Ленского.
Татьяна и ее мать несколько переусердствовали, выказывая особое внимание Онегину, как жениху. В ответ на всеобщие ожидания Онегин ухаживает за Ольгой, которая охотно принимает его знаки внимания.
‘Не в силах Ленский снесть удара’, он вызывает Онегина на дуэль как ‘развратителя’.
Коллизия была вызвана тем, что Ленский считал, что у него есть права на Онегина, также как и на Ольгу. Коллизия перешла в открытый конфликт, когда Онегин вышел из предназначенной ему роли поклонника таланта Ленского, и Ольга предпочла танцевать с Онегиным.
*** Коллизия с Татьяной
Татьяна, как и Ленский, считала себя уникально талантливой личностью, верила что она
..от небес одарена
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным...
Заметим, что здесь ‘Пушкин’ пародирует Татьяну: несдержанно восхищаясь Татьяной, он передает не свое, а ее мнение о ее необыкновенном характере. Это не может быть мнением ‘Пушкина’ потому, что в романе Татьяна демонстрирует наивную хитрость, вожделение по отношению к Онегину вместе равнодушным осуждением его, а не ум и не ‘сердце, пламенное и нежное’. Хотя надо отдать ей должное: у нее, действительно, есть ‘воображение мятежное’ и ’воля живая’.
Кратко напомню события. Татьяна при беглой встрече не обратила внимания на Онегина, они не были представлены друг другу. Но <<все>> стали говорить, что у Онегина планы на Татьяну. Глава 3:
VII
Татьяна слушала с досадой
Такие сплетни; но тайком
С неизъяснимою отрадой
Невольно думала о том;
И в сердце дума заронилась;
Пора пришла, она влюбилась.
Так в землю падшее зерно
Весны огнем оживлено.
Давно ее воображенье,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой;
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала... кого-нибудь,
VIII
И дождалась... Открылись очи;
Она сказала: это он!
‘В сердце дума зародилась’, говорит ‘Пушкин’ в образе Татьяны. Татьяне понравилась идея, что Онегин должен принадлежать ей. Соседи подтолкнули Татьяну заметить в Онегине завидного жениха.
Вдохновленная сплетней, Татьяна решает, что она влюблена именно в Онегина, восхищается своими страстными чувствами, сочиняет ему экстатическое письмо, используя лучшие образцы из сентиментальных романов:
--То воля неба, я твоя
- Ты в сновиденьях мне являлся ...
Онегин не был впечатлен. Тем не менее, как человек 'самых честных правил', он встретился с Татьяной, чтобы спеть свою прощальную <<колобковую песенку>>: 'Я вас люблю любовью брата, и, может быть, еще нежней'. Это поощрило Лису - Татьяну продолжать ее преследование Онегина.
Что было следствием свиданья?
Увы, не трудно угадать!
Любви безумные страданья
Не перестали волновать
Младой души, печали жадной.
патетически восклицает ‘Пушкин’, пародируя Татьяну.
Татьяна рассчитывала, что ее новая встреча с Онегиным на именинах должна ей помочь. Но Онегин демонстративно предпочел ухаживать за Ольгой, перевернув уютный мир Татьяны и Ленского вверх ногами.
После дуэли и гибели Ленского Татьяна думала только о мести. У нее не было возможности отомстить в реальности. Но <<мятежное воображение>> Татьяны позволяет ей преодолеть ограничения реальности. Татьяна фантазирует о различных способах, как она может отомстить Онегину.
В своей фантазии Татьяна по образцу героини переводного романа Остин проникает в дом отсутствующего Онегина, притворившись случайной туристкой (как будто в Англии). Там она без церемоний роется в его книгах, изучает его пометки и делает вывод, что Онегин - ничтожный человек, она его не может уважать. Она высказала свои претензии к Онегину в виде предположений:
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?..
Уж не пародия ли он?
Как оказалось, она презирает Онегина не за его книги и пометки, а за то, что Онегин оставил свою привилегированную жизнь в свете ради деревни. Вот и вся любовь.
Но этого было не достаточно для мести. Татьяне надо было заставить Онегина страдать. Поэтому Татьяна сочиняет, что она вдруг стала княгиней-генеральшей в Петербурге, ее принимают у царя запросто. Там-то изменившийся Онегин, утративший свою колобковость, влюбляется в нее, а она ему отказывает в довольно оскорбительной форме.
А реальный Колобок - Онегин уехал в неизвестном направлении.
***Заключение
Во всех коллизиях против Онегина выступает косное деревенское общество в целом или через его представителей, Ленского и Татьяну. Цель общества -- приспособить и утилизировать Онегина, сформировать его по своему подобию. Колобок-Онегин увиливает от попыток уловить его. Сопротивление обществу, которое он оказал, вызвало всеобщие проклятья ему. В этом состоит трагедия Онегина.
Подобие между этими коллизиями подчеркивает их неизбежный, закономерный характер. Ни одна из них не имеет отношения к личности Онегина.
Те же самые коллизии ожидали бы любого богатого светского неженатого человека, оказавшегося в этой губернии. Это делает Онегинскую трагедию иронической: хотя он мужественно сопротивлялся попыткам его присвоить, но он ничем не заслужил все эти треволнения.
Свидетельство о публикации №224081701511