VI Формирование Руси Православной

ФОТО: Славянская Азбука и Крещение Руси,
мозаика, XII в.,
Базилика Cвятого Климента. Рим.


Полная версия для скачивания «Предыстория появления Алфавита Кирилла»:
http://proza.ru/2012/05/25/1423

Введение. Прародители славянской азбуки
I Объединение славянских народов
II Папская узурпация
III Мусульманский и Славянский мир в новом мировом порядке
IV Определение гегемона в славянском мире
V Коренные владения Рюрика
VI «Кириллица» повляла на формирование Руси Православной
Пояснения и ссылки


VI. «КИРИЛЛИЦА» ПОВЛИЯЛА НА ФОРМИРОВАНИЕ РУСИ ПРАВОСЛАВНОЙ

После того, как в 880 году Великая Моравия стала леном Папы римского, что означало равное положение с Восточнофранкским королевством, Папа запретил литургию на старославянском языке, а папскими легатами были изгнаны и ученики Мефодия.
Это объяснялось наследственными притязаниями на территории Великой Моравии со стороны Византии, Руси, Фракии, Рима, Болгарии и Северных стран, между которыми Папство постоянно вело вмешательскую политику и стремилось установить собственную гегемонию. История Великой Моравии хранит сведения о нескольких византийских императорах, которые были ее выходцами.

В мировой истории Древнерусское государство сыграло решающую роль в прекращении существования Хазарского халифата на конец Х века и так же (как в свое время династия Меровингов — потомки короля Хлодиона) проводило активную политику установления собственного полноправия над Востоком и Западом (договоры Рюриковичей с Византией с 907—944 годы и династические браки русского престола с византийским, хазарским с начала брака принцессы Чичак и Константина V, и от Марии Амнийской, и всеми влиятельными европейскими).

Последний царь Хазарского каганата Иосиф («царь Тогармский» Юсуф, Х век, Дом Буланиды), который заключил династический брак с яско-аланской (осетинской) принцессой, о чем рассказано в «Джагфар тарихы», своде древнебулгарских летописей, был побежден 22-летним князем Святославом Игоревичем в 965 году, через 4 года им завоеван Таманский полуостров, где основано Тмутараканское княжество. От царя Тогармского Юсуфа произошел род российских князей Юсуфовых, а сам царь Юсуф в переписке с реб. Хасдаем, главой сефардийской диаспоры, писал, что от Тогармы происходят 10 родов.
Сам хазарский царь Юсуф вел свою родословную от седьмого сына Тогармы (от Гамера (груз. Таргима), который был старшим сыном Иафета) по имени Хазариг (Хазар), в честь которого называлась его империя Хазария (Хазарский каганат).

Укрепление русской военной и политической силы из союзнических балтийских, восточно-славянских и кочевых племен сначала сухопутными набегами (Русский каганат с начала IX века, Рюриковичи и Олег Вещий), затем и мощным флотом (Киевская Русь, по названию столицы, перенесенной из Новгорода в Киев Олегом Вещим в 882 году в виду права преемственности на династической территории Хазарии), оказало внушительное воздействие на все в то время влиятельные государства, для одних оказавшейся серьезным врагом, для других — желаемым партнером, для третьих — просто варварами.
Религия была преимущественно языческая на исконных территориях.

Христианские латиняне больше столетия использовали в своих политических целях русов против греков, иудеев и измаильтян-мусульман, и других непокорных самобытных народов.

Но правнук Рюрика Великий князь Новгородский и Киевский Владимир обозначил окончательную политику Руси крещением ее по греческому обряду в 987 году (греч. 988г.) и утвердил Церковный Устав (см. «Церковный устав Владимира I» *), которым раграничены дела по подведомственности между светскими и церковными судами, установлен десятинный налог в пользу церкви.

* «Правило законно о церковных людЪх и о десятинах и о мирилЪх градских и о судЪхъ иепископскихъ»

С тех пор могучее государство русов стало называться Русью Православной с первым царем ее Владимиром Святославичем из рода Рюриковичей.
Традиционно до сих пор таковой остается как ментальная идентичность русского (российского) народа.

Нужно сказать, что после крещения в 988 году в Керсонесе Великий князь Владимир Святославич саркофаг с мощами Святого Климента перенес в новопрестольный град Киев [7].
И приказал установить его в Десятинной Церкви. Мозаичная икона святого Климента украшает основанный Владимиром Софийский собор.

В глобальной перспективе принятие Русью Православной государственной веры, выбранной по политическим мотивам — с одной стороны, и раскол Христианства (из-за раскола Римской империи) — с другой стороны, закрепили гегемонию Восточной римской империи (Византийской) через 30 лет после создания новой знаковой языковой системы (кириллицы).

Но первоначально Владимир Святославич выбирал и взвешивал между перспективами собственной гегемонии:

сначала Новгородская Русь (Рюриковичами) приняла христианские правила отправления обрядов и власть Римского папы со всеми финансово-земельными обязательствами в 826 году. А после прозорливец Великий князь Владимир Святославич заключил договор с Константинопольской властью, в связи с чем фактически:

а) гегемоном стала Византийская империя, а Рим остался городом-государством;
б) между Папством и Патриархией на тысячелетие растянулись войны;
в) Росичи не только столетиями занимали византийский трон, но и создали свою мощную монархическую Российскую империю, отвоевав все прежние границы Великой Римской империи (и потеряли ее через 1000 лет опять же благодаря аналогичному религиозному противоборству, которое управляется политикой) [8].

Роль Кирилла, как гражданина и весомого политика Византийской империи, отмечена в истории значительной дипломатической миссией с славянами, хазарами и арабами, переплетенной тонкими политическими играми и идеологическим манипулированием. Несомненно, что братьям доступно было провидение и способность грамотно прогнозировать события, в связи с чем переведенные Священные Писания и Евангелия (Благовествования) продолжают выполнять роль зашифрованных посланий потомкам.
               
.                ***

Имеются разночтения по истории происхождения кириллицы и глаголицы. Если создание кириллицы имеет точную дату создания (863-868гг), то глаголицы появление указывают либо позже кириллической Азбуки на 30 лет согласно самому древнему сохранившемуся артефакту, либо «примерно».
 
Есть принципиальное различие в обеих азбуках по мотивациям: глаголическая создана для богослужебных чтений — глаголов, пения. А кириллица имела целью зашифровать информацию исключительно Евангелий, предназначенных передать состав учения Иисуса Христа и важные исторические события. Причины такого героического шага Кирилла — идеолого-политическая обстановка в мире и одиозное влияние трех сильнейших конфессий. Ведь воевали уже не государи, а религии.


                Май 2012г.

При распространении материала не забудьте указать адрес данной страницы.



ПОЯСНЕНИЯ и ССЫЛКИ:

[7] Эпитет «Киевская Русь» впервые появился только в середине XIX века, его присвоил уроженец Полтавской губернии историк, фольклорист, филолог и ректор  Императорского Киевского университета Максимович Михаил Александрович (1804—1873) для обозначения историко-географических параметров, равно как в определениях: «Новгородская Русь», «Суздальская Русь», «Червоная Русь», «Белая Русь», «Московская Русь», «Великая Русь», «Малая Русь».

Прежде чем перенести великокняжеский престол в Киев после победы Олега Вещего над хазарами, для Рюриковичей Киев служил укрепленным пунктом для сбора дани для лейданга * на пути к трем морям, на скандинавский манер называемый Сарматас. Когда еще не было Киева, на начало 1 века эти территории многие столетия принадлежали СКИФИИ.

* лейданг — leidang (норвежское) — система организации патрулирования и охраны границ прибрежными морскими флотами с союзниками (межклановые родовые связи).
В исландских сагах и скальдических поэмах сохранились сведения о функционировании такой военно-морской системы и избрании Морских королей в IX веке против датчан при королях Ательстане (Англия), Хоконе I Добром  (Хааконе, Норвегия, отступнике, принявшем христианство, но и соблюдавшем языческие обряды), вдова которого королева Астрид скрывалась с малолетним наследником Олафом от убившего ее мужа сводного брата — наследника и претендента на наследственный трон Харальда II.
О таких морских королях сохранились былины и песни в русской народной памяти.

Королева Астрид с принцем Олафом после плена в Эстонии нашли защиту в России, у короля Гардарики, князя Новгородского и Киевского Владимира Великого (Вальдамарра), который контролировал свои части Северного и Балтийского морей с прибрежными территориями, и у которого брат Астрид, Сигурд Эйрикссон, находился на службе, и при сборе налогов в Эстонии для короля Владимира нашел Олафа и привез его ко двору в Новгороде, где тот, повзрослев, служил Владимиру долгие годы, совершая набеги на вассальные шведские острова (Сага об Олафе Трюгвассоне), став королем вендов и королем Норвегии, а также участвовал в военном союзе, в котором он оказывал услуги Оттону II по установившейся традиции у императоров Священной Римской империи, которая была в насильственном обращении в христианство побежденных язычников, включая казни и пытки тех, кто отказывался.

В современной весьма неоднозначной работе «История российская — митрополичий период (988—1589)» современного профессора богословия Марку Антониоса в «Синаксарии церкви» обозначаются годы 860—1240 как период, названный автором «Гегемония Киева», в котором, как он считает, до 969 года была «Дохристианская Русь и ее христианство» от года крещения и смерти равноапостольной княгини Ольги (Исапостолос Олга, др.сканд. Хельга, греч. Хелга, в крещении Елена (ок. 890/925—969)), о чем в известных древнерусских источниках об указанной дате никаких сведений не имеется. Хотя, не исключены иные древние источники.

Но в любом случае, принятие христианства Рюриковичами послужило официальной датой закрепления юридического права на дальнейшее заключение династических браков с византийскими монархами.

После смерти князя Игоря Киевского в 945 году его вдова княгиня Ольга выполняет обязанности регента, пока княжичу Святославу (ок. 942—весна 972) не исполнится 17 лет.
В ПВЛ под годом 6360 содержатся сведения, что Святослав I Игоревич княжил 28 лет и был убит печенежским князем Курей — «взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него» (ПВЛ, 972).

И хоть Святослав Игоревич был князем киевским, но свою резиденцию перенес в Переяславец на Дунае после победы над Болгарским царством в 969 году, объясняя уже больной престарелой матери княгине Ольге решение тем, что «Не любо ми есть в Киеве быти, хочю жити в Переяславци на Дунаи, яко то есть середа земли моей (центр государства), яко ту вся благая сходятся: от Грек злато, паволоки, вина и овощеве розноличныя, из Чех же, из Угорь сребро и комони, из Руси же скора и воскъ, мед и челяд» (ПВЛ, 969г.).

Официально по-европейски титул записан в русско-византийских отношениях с 945 года (Игорь I Киевский и Константин VII). Тогда византийцы не стали вступать в войну, а от своей стороны предложили Руси дань и торговые привилегии.

Через три дня 11 июля 969г. княгиня Ольга умерла, а в августе Святослав Игоревич разделил свои земли, своих сыновей Ярополка и Олега назначил князьями Киева и Дрелинии (древлянский князь Олег), в то время как еще несовершеннолетнего младшего Владимира поставил князем Новгорода (уличи и древляне были данниками Руси).
 
В Киеве около 1028 года в правление Великого князя Ярослава Мудрого образовался третий удел Девы Марии из четырех, который был дан ей в вечное пользование по жребию, метавшемуся апостолами после Вознесения Господа Иисуса Христа. В честь  Жребия построена великая Киево-Печерская лавра.

[8] Владимир Святославич (ок. 960—15 июля 1015), скандинавское имя по варяжскому роду Рюриковичей Вальдамарр, славянизировано до Володимир (Володимеръ), в значении «Тот, кто правит миром», в крещении принял имя Василий — князь Новгорода с 969 г. и Великий князь Киевский с 980 г. до своей смерти в 1015 году. В примерный год рождения Владимира Великого родились также одни из будущих претендентов на российский императорский престол:
Василий II Болгаробойца, Константин VIII, будущий болгарский царь Самуил, норвежский принц Эйрик Хаконссон, Оттон II Рыжий, Либицкий княжич Войтех (будущий епископ Праги Адальберт).
 
После крещения Руси в православие в Киеве и установления там митрополии Константинопольского патриархата в 988 году (первый киевский митрополит Феоктилат), образованы епископство Новгородское (ум. от Иоакима, 990 г.), Ростовское (ум. от Феодора, 991 г.), Владимирское Волынское (ум. от Стефана I, 992 г.).
 
Только вот не все три сына Святослава Игоревича были православной веры.

«Ярополк принял крещение от епископа Бруно Кверфуртского, который был послан в Россию и преуспел в обращении местного короля (одного из трех братьев, правивших страной) в христианство» (Хроники монаха Адемара де Шабанна) для помазания на Царство до запланированной женитьбы на Рогнеде (норвеж. Рагнхильд, слав. Горислава, в крещении Анастасия, ок. 960—1001), дочери Полоцкого князя Рогволода (норвеж. Рагнвальд), по латинскому обряду — таким образом Церковь охраняла престол от узурпаторов.
Так же как и по политическим причинам в 955 году (см. ПВЛ) в христианство обратилась княгиня Ольга, в греческом исчислении это событие указывается в 957 году в гл.15 кн.2 сборника «О церемониях византийского двора» для императора Константина VII Багрянородного (ум. в 959г.) *.

* Имея такую политическую лояльность, в 958 и в 959 г.г. княгиня Ольга отправляла послов во Франкфурт-на-Майне к королю Германии Оттону I, который в это время укреплял свою власть в Италии, с просьбой прислать епископа и учителей для своего народа. Благодаря чему кн. Ольга поспособствовала тому, что в 962 году папа Иоанн XII за распространение своей власти на Русь короновал Оттона I императором Священной Римской Империи, как защитника Римско-католической церкви с принесением клятвы, а Русь заручилась поддержкой Саксонского Дома и стала ближе к византийскому трону.   

Уже не было в живых родителей, когда в 977 году Ярополк победил и убил брата Олега, а варяги укрыли младшего брата князя Владимира от той же участи.
Ярополк назначил себя единовластным правителем Руси, простиравшейся благодаря прежним достижениям династии Рюриковичей от Волги до Дуная и Балтийского моря.
 
Но уже скоро Ярополк за содеянное братоубийство Олега был казнен молодым Владимиром (ПВЛ, год 980). У Ярополка осталась жена-«гречанка», которая была беременна Святополком. Князь Владимир завоевал Полоцкое княжество, а несдержавшего «обещание выдать замуж Рогнеду за киевского князя», которым после смерти Ярополка стал Владимир, Рогволода с семьей казнили по обычаю нарушения клятвы, а Рогнеда была принуждена к браку, от которой у Владимира родилось пятеро детей, старший из которых Изяслав (не ранее 981г., т.к. и венчание родителей было весной в 980г.), потом «Мстислав, Ярослав, Всеволод, и две дочери».

Также по скандинавскому обычаю кн. Владимир взял себе в жены овдовевшую после смерти Ярополка «гречанку» (левират — древний обычай у многих народов).
 
К этому времени Полоцк становился доминирующим центром власти для западных славян и управляющим вассальными прибалтами, а уже с 992 года Великий князь  Владимир позволил в Полоцке официальное утверждение епископской кафедры от Вселенского Патриархата Константинополя (в соответствии Константинопольская православная церковь, см. правило 4  Вселенского I Собора (325г.)). В связи с чем Владимир Великий имеет прозвание «Креститель».
 
Уже сын Владимира Великого Ярослав Мудрый (не ранее 983—ум. 1054) эксгумировал кости своих дядьев Ярополка и Олега, окрестил Ярополка по православному обряду и с отпеванием обоих предал земле в Десятинной церкви (в лето 6552 (1044г.), «Радзивиловская летопись»).
 
   

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:


 «1766 — 1808. Мцхет. По запискам С. А. Тучкова» — http://proza.ru/2018/12/26/791

 «Достоверность и обоснованность Библии» — http://proza.ru/avtor/warwara1&book=2#2

 КНИГИ:
 
 1. «Раскол. Сети ловцов для России» — http://proza.ru/2013/02/03/2094
 2. «Зачем Бог создал человеков, и что не так с грехом» — http://proza.ru/2020/01/08/1930

 ИСТОРИЯ В ДОКУМЕНТАХ — http://proza.ru/avtor/warwara1&book=7#7


Рецензии