Чему учил христос? комментарии
Сроки жизни Иисуса Христа пришлись на очень бурное время роста сопротивления евреев римской оккупации.Современниками Иисуса были величайшие мудрецы-талмудисты. Всего за одно поколение до него жил великий законоучитель Гиллель, а поколение спустя — раби Акива. До нас дошло очень мало исторических источников, где сообщается о частной жизни Иисуса, и почти все имеющиеся сведения восходят к Евангелиям Нового Завета, написанным деятелями ранней христианской церкви для своей паствы.
Главная цель Евангелий состояла в утверждении и распространении доктрины новой религии, вот почему так трудно отделить подлинного, исторического Иисуса от Христа («Помазанника»), Господа ранней христианской теологии.
Евангелист Марк прямо связал учение Иисуса с судом над Ним. Он писал, что первосвященники хотели «погубить Иисуса: ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его» (Мк. 11:18). Единственный вопрос, заданный Иисусу первосвященником Анной после ареста, был «об учении Его» (Ин. 18:19).
Между тем. многие и сегодня продолжают задаваться вопросами:
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЛОСЬ УЧЕНИЕ ИИСУСА? В ЧЕМ ЕГО НОВИЗНА?
Иисус был бродячим философом, проповедником, учителем, т.е. раввином.
В I веке раввинами назывались только учителя фарисейского направления (хотя известное нам посвящение в раввины на тот момент еще не проводилось). Статус Иисуса среди фарисеев наиболее показательно представлен в Евангелии Иоанна (3:2), где влиятельный фарисей, «один из начальников Иудейских» (Никодим), называет Его раввином: « Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! Мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога» (Иоанна 3:1-2).
«Один из книжников» сказал Ему: " хорошо, Учитель! Истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его...Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия" (Марка 12:28-34).
Раввином называли Иисуса ученики: "Они сказали Ему: Равви, – что значит: учитель..» ( Ин1: 35-39).
Во времена Иисуса Христа разговорным языком в Палестине был арамейский, который евреи усвоили, будучи в пленении в Вавилоне. Языку, на котором изъяснялись ветхозаветные евреи и на котором была написана Библия, необходимо было учиться. Знание древнееврейского языка приобреталось в раввинских учебных заведениях; в Евангелиях нет указаний на то, что Иисус проходил такую учебу. Более того, в Евангелии от Иоанна передано неприкрытое удивление иудеев тем обстоятельством, что Он «знает Писания, не учившись» (Ин. 7:15).
Ап.Павел сообщает о себе, что он бывший ученик великого еврейского мудреца Гамлиэля. У кого , где учился Иисус , и вообще, — учился ли Он где-либо,неизвестно.
Кто же тогда обучил Иисуса грамоте и ввел Его в круг библейской литературы?
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ- БИБЛИЯ ХРИСТА
Палестина, хотя и находилась на окраине Римской империи, отличалась высоким уровнем грамотности своего населения. Собрания библейских книг можно было встретить не только в синагогах, но и в домах людей просто звания. Когда Иисус Христос выступал с проповедями и «учил» народ, то Он учитывал, что перед ним находятся люди, многие из которых хорошо знают Писание.
Круг чтения Иисуса Христа определяла Библия, основной корпус которой сформировался задолго до Его рождения. К античной литературе на греческом и латинском языках Он, видимо, не обращался.
В состав современной Иисусу Библии ,а следовательно, и в состав Его чтения,входили книги законоположительные, исторические, учительные и пророческие. Судя по ссылкам на эту литературу в проповедях Иисуса Христа и Его беседах с учениками и последователями, зафиксированных в Евангелиях, чаще всего Он .цитировал книги Бытия, Исход, Левит и Второзаконие. Он был прекрасно знаком с книгами пророков Исайи, Даниила, Захарии и др. Книги же исторические (Иисуса Навина и др.) в проповедях использованы не были.
В Священном Писании Он искал обоснования своим действиям (въезд в Иерусалим, изгнание торгующих из Храма и др.), именно в Писании находил пророчества о Мессии, которые,как Он считал, предсказывали Его собственную судьбу. Особое внимание уделял Иисус Книге Даниила. Он пересказывал его пророчества, когда говорил о «мерзости запустения» и явлении Сына Человеческого (Мф. 24: 15; 24:30; Мк. 13:14).
«Народ дивился учению Его, ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф. 7: 28, 29).
Иисус говорил: «Моё учение — не Моё, но Пославшего Меня»
«Вы изучаете Писания, ибо считаете, что через них обретёте вечную жизнь, но эти же самые Писания свидетельствуют обо Мне! …. » (Иоанна 5:39–40, 46, ).
«И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.»( Лк 24:27)
Однажды, как описывает Лука, пришел Иисус в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исайи; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благоденствовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Ис. 61: 1, 2). И закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное всеми» (Лк. 4: 16—21)
В самом факте выступления Иисуса Христа перед собравшимися в синагоге людьми не было ничего необычного. Но когда устами пророка Иисус заявил, что Он послан Богом возвестить всем нищим, бедным, несчастным, скромным труженикам, что для них наступает Царство Божие, «Они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? Не плотников ли Он сын? Не его ли мать называется Мария? » (Мф. 13: 54—56). В Его родном городе, к Нему относились прежде всего как к обыкновенному жителю Назарета, сыну простого плотника Иосифа. Здесь Христос рос, учился и ходил в синагогу — именно таким знали и помнили Его жители Назарета. Никто не знал, где Он учился.Теперь же они стали свидетелями того, как Иисус вдруг начал проповедовать о Себе как об Избраннике Божием, Мессии. По мнению многих иудеев, Мессия должен был освободить их от власти Римской империи, и они никак не ожидали, что Им станет сын плотника из Назарета.
ИИСУС И ИУДАИЗМ
Многие из известнейших высказываний Иисуса дословно совпадают с классическими текстами иудаизма. Например, такое Его поучение (Мф 7:1-3): «Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вас будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазу брата твоего, а бревна в твоем глазу не чувствуешь?».
А вот его классические еврейские аналогии (Трактат Авот 2:4): «Не суди ближнего, пока сам не побывал в его положении»; (Авот 1:6): «Основа жизни: в случае любого сомнения суди ближнего своего в лучшую сторону»;(Бава Шатра 15б): «И когда говорили: Вынь щепку из глаза твоего, он говорил им: Сначала вынь бревно из глаза своего». «Сначала улучши себя, потом улучшай других»..
Однако порой, споря с учением иудаизма, Евангелия изображают Его в неверном свете, например,- знаменитое высказывание Иисуса (Матфей 5:43–44): «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А я говорю вам: любите врагов ваших…»
Иисус, казалось бы, цитирует здесь Ветхий Завет, однако нигде — ни в еврейских текстах Библии, ни в высказываниях мудрецов — нет ничего подобного «ненавидь врага своего»! Тора традиционно осуждает вражду, месть и злобу.Подобная формулировка отражала, скорее, взгляды саддукейских и, возможно, ессейских кругов: «Люби ближнего, поскольку он твой друг, и ненавидь врага!» Саддукеи отстаивали принцип (согласно Исх 21): за всякое зло следует воздавать равным злом. Такую позицию Иисус и фарисеи решительно отвергали.
Фраза, как утверждают ученые, несомненно сказанная самим Иисусом: «Любите врагов ваших… благотворите ненавидящим вас», — основана на ветхозаветном изречении: «Если найдешь вола врага твоего или осла его заблудившегося, приведи его к нему» (Исх., 23). А также:«Не враждуй на брата твоего в сердце твоем;не мсти и не храни зла на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего как самого себя. Я Господь» (Лев., 19:18) .А если и случилось так, что у тебя есть враг- старайся отнестить к нему с добром, и если возникли в его жизни проблемы- помоги ему их решить: «Если найдешь быка врага твоего или осла его заблудившимся — должен ты возвратить их ему. И если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, не оставляй его (врага твоего) без помощи, но развьючь осла его вместе с ним» (Исход 23:4-5).
Иисус учит : «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф., 7:12).
Это подобно изречению Гиллеля: «Что ненавистно тебе, того не делай ближнему твоему: в этом весь закон, а все прочее — комментарий». Гилель родился в 75 г. до н. э. Формулировка Гиллеля негативна, тогда как формулировка Иисуса позитивна. Обе формулы, Гиллеля и Иисуса, основаны на предписании Торы: «Люби ближнего твоего как самого себя».
Слова Иисуса «А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мк., 6:15) сходны с призывом:
«Прощай зло, содеянное ближним твоим, и тогда, когда простишь, простятся тебе грехи твои». Или: «Если проявишь милость к товарищу твоему, то Единый проявит милость к тебе, а если не проявишь милости к товарищу твоему, то некому будет смилостивиться над тобой» (Танхума).
Прощение в иудаизме относится к грехам ближнего, совершенным против тебя самого. Но нет санкции на прощение грехов ближнего, совершенных против других. Однако в Евангелии Иисус САМ отпускает грехи больному:«Сын, грехи твои простились тебе». В традиционной доктрине даже Бог не мог простить грехов, если обидчик не сделал возмещения обиженному. Этот рассказ есть часть доктрины «отпущения грехов», которой придерживалась позднейшая христианская церковь. По этой доктрине все грехи могут быть прощены, поскольку никто не может приобрести заслуг никакими добрыми делами, а «оправдание» возможно лишь в результате акта Божественной милости.
Практически все заповеди и наставления Христа, составляющие Его учение, являются цитированием или парафразированием Торы, т.е.все они укоренены в иудаизме:в Псалмах,Притчах и т.д.. И это неудивительно, ведь Иисус проповедовал Тору, Он пришёл "не нарушать" её,"но исполнить"; Он УЧИЛ своих последователей Торе, правильному, углубленному пониманию сути Божьих Заповедей.
Ниже приводятся Заповеди Блаженства, которые открывают Нагорную Проповедь Христа,- и паралельные изречения ВЗ.
«Блаженны нищие, ибо ваше есть Царствие Божие» (Лк.;6:20) Блаженны плачущие , ибо они утешатся » (Мф.;5:4) -
в книге пр.Исайи читаем « Он помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня ... утешить всех плачущих , дать плачущим Сиона славу вместо пепла, елей радости » (Ис.;61:1–3).
«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут! »(Мф.;5:7) -
«Но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный... С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним – искренно, с чистым – чисто» (Пс.85:15;17:26–27)
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят »(Мф.;5:8)-
«Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!» (Пс.;72:1);
"Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими» (Мф 5:9) -
« ..радость – у миротворцев»(Притч.;12:2)...
ИИСУС И ЗАКОН
Что явился Иисус проповедовать людям — старый израильский Закон, предписанный Богом и воплощенный в Ветхом завете, или какую-то новую веру, Им Самим принесенную? Есть два противоречащих решения. Старый Закон нерушим: «Скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из Закона пропадет» (Лука, XVI, 17). «Не думайте, — предупреждает Иисус учеников своих, — что Я пришел нарушить Закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матфей, V, 17). Этими словами Иисус отклоняет предполагаемый упрек в том, что следующее затем толкование Закона упраздняет первоначальный смысл библейского слова. Разумеется, Он не мог такого даже помыслить, поскольку, по Его убеждению, писаный Закон таинственно связан с существованием мира . Поэтому даже второстепенные заповеди требуют подобающего к себе отношения. Такая позиция означает усиление Закона, но не со стороны его ритуальной части, а со стороны отношения к человеку и, стало быть, к самому себе.
«Ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф 5:18). Но как принято считать в Христианстве,Иисус «исполнил» Закон -и «отменил» его Своим приходом, дав «новые» заповеди. Так ли это?
В той же главе Евангелия от Матфея содержится вложенное в уста Иисуса систематическое кажущееся «противопоставление» Его этического учения ветхозаветному Закону. Он использует выражение: «Вы слышали, что сказано…, а я говорю вам…». Так говорит Он об убийстве, прелюбодеянии, разводе, клятве, о воздаянии «ока за око» и т. д. Кажется, что предписывается не исполнение Закона, а, наоборот, поведение, не соответствующее ему.
В Нагорной проповеди Иисус Христос провозгласил: "Вы слышали, что сказано древним: «не убивай, кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду ...кто же скажет брату своему "рака" (пустой человек), подлежит Синедриону; а кто скажет "безумный" , подлежит геенне огненной" (Мф 5: 21-22)
Шестая заповедь Моисеева гласит: «не убий». Иисус Христос в начале своей фразы приводит дословное высказывание из Библии: «Не убивай» (Исход 20,13). Во второй части своей фразы Иисус Христос говорит о том, что любой человек, гневающийся на своего брата напрасно, тоже подлежит суду. При помощи такого сопоставления, Иисус Христос как бы приравнивает убийство к гневу на своего брата, объявляя что эти два греха по своей тяжести равны и человек, совершивший их, подлежит суду. Но при этом Иисус не отвергает Ветхозаветную Заповедь! Он сравнивает гнев на брата с убийством, чтобы нагляднее показать всю тяжесть греха, проявляемого во время гнева , а также для того, чтобы осудить этот вид греха. Причем, осуждая этот грех, Иисус Христос указывает на то, что за гнев на брата человек также подлежит суду , как и за убийство….
Однако при чтнии Евангелия складывается мнение, что запрещение гневаться — нововведение христианства, а древние иудеи знали только запреты на действие . хотя в тексте Священного Писания повторяются предостережения против гнева, и не только гнева напрасного (о котором говорит Иисус), но даже против гнева обоснованного. Существует также строжайший запрет на оскорбление ближнего. В Мишне сказано: «Всякий, кто позорит ближнего своего публично, теряет за это свою долю в мире грядущем» (Трактат Авот, 4). "Всякий гневливый будет наказан: если он был мудрецом- его учение забудется "(Трактат Псахим, 113).
Кстати, можно заметить, что Сам Иисус нередко использовал бранные слова в отношении своих оппонентов-фарисеев, называя их «безумными» (Мф 23:17,19) «порождениями ехидны» и т.п.
Некоторые эпизоды, о которых рассказывается в Евангелиях, как будто раскрывают отрицательное отношение Иисуса к ветхозаветным установлениям. Себе самому Он позволяет в субботу заниматься целительством, причем не в тех случаях, когда возникает острая жизненная необходимость в помощи врача, а при хроничеких заболеаниях, провоцируя этим своих «врагов» фарисеев. Он провозглашает:«Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк 2:27). Однако, нового в этом высказываании нет; оно подобно изречению: «Суббота была вручена вам, а не вы вручены субботе» (Йома, 85 ) , которое используется в Талмуде для оправдания снисходительности в толковании субботнего закона.
В Евангелии фарисеи и книжники критиковали Иисуса и Его учеников за несоблюдение «Моисеева закона», точнее, некоторых предписаний Устной Торы, например, за то, что они не мыли руки перед едой, "ибо фарисеи и все иудеи , держась предания старцев, не едят, не умывши тщательно рук;... есть и многое другое, чего они приняли держаться" (Марка 7: 1-23 , Матфея 15: 1-20 .) Его также критиковали за то, что Он "ест вместе с мытарями и грешниками"( Марка 2:15 )и т.д. Все эти вопросы не являлись нарушением Письменного Закона Торы, они были предметом обсуждений в фарисейских школах Шаммая и Гиллеля...
………………………………………
ПРИМЕЧАНИЕ.
Приведенные выше изречения мудрецов и законоучителей из трактата «Пиркей авот» (букв « Поучения отцов») ,а также из других трактатов Талмуда отражают основные положения иудаизма, поучения философского и этического содержания. Первоначально эти изречения звучали в устной форме и передавались по цепочке от учителя -ученику в течение столетий, а затем были записаны .
Если провести сравнение сказанного Иисусом с одним из основополагающих произведений Устной Торы – трактатом «Пиркей Авот» , составленным из высказываний еврейских мудрецов, то примерно 80% сказанного им аналогично содержанию этого трактата.
( См.главу: «Нагорная проповедь» http://proza.ru/2024/08/16/1248)
УЧЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА О БОГЕ
Основа учения Иисуса- проповедь любви Бога и любви к Богу.
Иисус, наряду со всеми иудеями Своего времени, принимал ВЗ как богодухновенное Писание, поэтому неудивительно, что Его учение о Боге схоже с учением ВЗ. Бог все знает о нуждах людей и забоится о них, как Отец о своих детях. «Просите. и будет дано вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам», -призывает Иисус.
В иудаизме существовали молитвы, где к Богу обращались «Отче наш», но учение Иисуса отличается от учений Его современников тем, что Отцовство Бога — Его центральная идея. Отношения между Отцом и Сыном в особенности подчеркиваются в Евангелии от Иоанна, где Иисус как Сын Божий рассматривается в тесном общении с Богом как Отцом.
Обращает на себя внимание то, что Иисус говорит о Боге, как об «Отце Моем» и «Отце вашем», но нигде- как об «Отце НАШЕМ». Статус Иисуса как Сына -уникален настолько, что Он и Бог -"одно".На основании многих утверждений в Ев. Иоанна об этом статусе Иисуса нельзя сделать вывод, что Иисус считал себя Богом. Он скорее всего, мог думать о Себе как о божественном избраннике , через которого Бог дает Свое откровение (Лк 10:21 ;Мф 11:25).От самого Бога Он получил «поручение» для исполнения своего Мессианского служения- подготовить народ к наступлению Царства Божьего .
Представление Иисуса о справедливости Бога несовместимо с обычными человеческими расчетами. Иисус демонстрирует любовь Бога Отца к неудачникам, отчаявшимся и погибшим, к тем, кто в глазах общества был грешником. Сам Иисус пришел призвать не праведников, но грешников.Это Он показывает в своих притчах о блудном сыне и др , так как «на небесах будет больше радости об одном грешнике кающемся, чем о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии»
Представления Иисуса выразилось в проповеди о Царстве, в котором последние станут первыми, а первые — последними. В рамках этого представления Нагорная проповедь неизбежно завершается Голгофой, где праведник погибает смертью преступника
Существенным элементом проповеди Иисуса является требование «плодов покаяния», так как если их не окажется, -предстоит Суд. Эта угроза Божьего Суда является как бы «оборотной стороной» блтзости Бога. Каждый должен будет дать отчет о своей жизни перед Божьим посланником, Божественным Судьей -Сыном Человеческим.
УЧЕНИЕ О ЦАРСТВЕ БОЖЬЕМ
Иисус никогда не учил о том, что Он понимает под ЦБ. Он никогда не говорил ученикам, что Его взгляд на ЦБ отличается от общепринятого у иудеев. Он использует это выражение в том смысле, как все Его современники.
Главная идея иудаизма — приход Мессии и провозглашение им Царства Божьего . Говоря о ЦБ, иудеи говорили о Боге как верховном правителе, единственно возможном Царе: «Твое, Господи Царство , и Ты превыше всего как Владычествующий . Ты владычествуешь над всем» ( Чис 23:21; Втор 33:5; 1 Пар 29:11-12). О единственной верховной власти Бога говорили великие пророки прошлго, предрекая, что Господь освободит иудеев от иноземного владычества, если только они откажутся служить земному царю. Бог -Царь всей вселенной. Господство Бога в иудаизме означает следующее: хотя единственный Бог правит уже сейчас, только в будущем, в конце времен, Бог будет царствовать в Своем Царстве на земле; др. словами, ЦБ, которое является главным чаянием иудеев, откроется лишь в грядущем.
Израиль должен стремиться исполнять волю Бога,- и тогда ему явится ЦБ. Согласно раввинистической литературе, когда придет ЦБ, иго чужеземного господства будет снято с Израиля. Апокалиптики считали, что тогда Сатана со злыми духами потеряет власть. Так, вероятно, думал и Иисус..
Но если иудеи ожидали явление Мессии и ЦБ в грядущем как два взаимосвязанных явления, согласно Иисусу, ЦБ УЖЕ СЕЙЧАС начинает претворяться в жизнь среди людей. Иисус возвещал о скором приходе Царства: Вернитесь к Богу, ибо ЦБ уже близко». Иисус по-видимому, считал, что ожидание прихода Сына Человеческого и ожидание ЦБ — два различных аспекта эсхатологических чаяний и их нельзя смешивать. При этом Иисус ссылается на собственные деяния, становящиеся «знамениями» прихода ЦБ, которое УЖЕ НАСТУПАЕТ в настоящем в Его деятельности.
Можно сказать, что традиционно господство Бога в иудаизме понималось след. образом: хотя единственный Бог Дe юре правит уже сейчас, только в будущем, в конце времен, Царство Божье над всеми живущими на земле откроется Дe факто. Если сейчас Израиль находится под игом чужеземного владычества, то в конце концов, только Бог будет царствовать в Сионе
Иисус относит первую заповедь блаженства: «Блаженны нищие , ибо ваше ЕСТЬ Царство Божие» к настоящему времени. Он не говорит, что нищие БУДУТ блаженны, ЕСЛИ покаются , не связывает их предварительными условиями: Он ЗНАЕТ, что само обещание спасения может изменить человека. НАСТУПАЮЩЕЕ НЫНЕ в личности Иисуса ЦБ служит основой императива, а не наоборот; Отец в лице Иисуса приходит к нищим, к грешникам, даруя наступление «спасения» вследствие своей милосердной любви еще до того , как они раскаялись .Иудаизм придавал огромное значение покаянию , утверждая, что самые страшные грешники могут рассчитывать на милосердие Бога , и за «покаяние одного человека Бог прощает грехи всего мира» (Иома 86б). Согласно евангелиям, фарисеи упрекают Иисуса за общение с грешниками, но эти упреки, так же как и все другие столкновения Иисуса с фарисеями, следует рассматривать как разногласия в среде самих фарисеев.Свое общение с отверженными грешниками — мытарями и даже блудницами Иисус объясняет так: «не здоровые имеют нужду во враче, а больные... я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Матф. 9:12, 13).
Иисус в ответе посланникам от Иоанна Крестителя на вопрос, тот ли Он, кого ждали, т.е. является ли Иисус Мессией, говорит, что благодаря Его чудесным делам, «слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат и мертвые оживают и нищим благовествуется». Все перечисленное Иисусом,а также изгнание бесов, чудесное насыщение тысяч людей и пр. чудеса являются, по Его убеждению, исполнением пророчества о том, что достигло людей ЦБ, и весть о Нем несет Он.
( См. главу «Учение Иисуса о Царстве Божьем»http://proza.ru/2024/07/10/805
УЧЕНИЕ О СЕБЕ
Все, что Иисус говорил о Себе, очень важно, потому что на этом строится учение о Нем ранней церкви. Говоря о Себе, Иисус использовал специальные титулы, или же признавал титулы, которые использовали другие, обращаясь к Нему. Наиболее распространенный из этих титулов — Сын Человеческий. Титул этот использовался в разных видах высказываний. Иногда эти высказывания относились непосредственно к публичному служению Иисуса, например, когда говорится, что Сын Человеческий — господин и субботы (Мк 2:28) или что Сын Человеческий имеет власть прощать грехи (Мк 2:10); иногда - когда речь идет о Его страстях, например, когда Иисус говорил, что Сын Человеческий должен пострадать (Мк 8:31).
В других случаях Иисус говорит о Своем будущем пришествии, например, когда Он объявил первосвященнику, что Сын Человеческий будет сидеть одесную Бога и придет с облаками небесными (Мк 14:62).
Этот титул иногда используется в иудейской апокалиптической литературе (например, в Притчах Еноха) по отношению к вечному существу, которое придет, чтобы судить и ниспровергнуть врагов Бога. Отсюда очевидно, что использование Иисусом титула «Сын Человеческий» уникально. Наиболее вероятная причина, по которой Иисус использовал титул «Сын Человеческий», — желание избежать слова «Мессия», оттенок значения которого был излишне политическим. Но что значили для Иисуса слова «Сын Человеческий»? Здесь присутствует идея человеческой природы, возможно, намек на «сына человеческого» у Даниила и, возможно, идея Страдающего Раба из Ис 53.
Возможно , что ранняя церковь предпочла титул Мессия, потому что он означал царя-избавителя; после смерти Иисуса уже можно было не бояться неверной, политической трактовки Его титула. Термин Мессия, или Христос, не принадлежит учению Иисуса в строгом смысле слова, потому что Сам Он никогда не называл Себя так. Однако Иисус соглашался с тем, что Его называли Мессией , например, при признании Петра в Кесарии Филипповой; это подтверждает Его ответ на вопрос первосвященника: «Ты ли Христос?» (Мк 14:61).
Есть отрывки, в которых титул "Мессия" связывается с термином " Сын Божий", и Иисус не отказывается ни от одного из этих "титулов" (Мф 16:16).
В учении Иисуса есть место, где Иисус ясно показывает, что Он — Сын Божий. Это Мф 11:27 (а также параллельный отрывок Лк 10:22):
"И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцом Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть".
Принято считать, что в этом , как и в некоторых других высказываниях у Иоанна, Иисус утверждает, что Он — "Сын Отца". Иисус считал Себя не Богом, но божественным; Он учил как облеченный властью от Бога.
«САМООПРЕДЕЛЕНИЯ» ИИСУСА
Поведение Иисуса, тон Его проповеди и самооценка, поскольку о них можно судить по евангельским текстам, не соответствовали образу фарисейского законоучителя и проповедника, каким видели Иисуса его галилейские последователи.
Наиболее значимым аспектом самосознания Иисуса была Его убежденность в том, что Он проповедует и действует от лица Бога. Он считал, что Ему напрямую открыта воля Бога, что сам Бог поручил Ему интерпретировать свой Закон.
Мы знаем, что чем праведнее человек, тем более смиренный облик он имеет, тем более скромной оценки относительно себя придерживается. «Я прах и пепел» -говорил о себе Авраам(Бытие 18.27), почитающийся иудаизмом столпом праведности
Самопревозношение мы можем встретить лишь среди сумасшедших и некоторых находящихся на грани сумасшествия сектантских лидеров. Но что можно сказать о таких «самоопределениях» Иисуса :
«Говорю вам, что здесь тот, кто больше Храма» (Мф 12.6);
"..Никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин. 14, 6);
"Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну." (Ин. 5, 22);
"все должны чтить Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его" (Ин 5:23);
"..Я есмь воскресение... верующий в Меня, если и умрет, оживет". (Ин. 11, 25)
"Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день" (Ин. 6, 54)
"..Вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира". (Ин. 8, 23)
"..Истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь". (Ин. 8, 58) ?
Эти слова по своему "богохульству" превосходили бы возможности понимания любого иудейского священника или судьи, произнеси их Иисус в действительности.
Если бы еврейские власти действительно преследовали Иисуса, мог ли Он спастись, при наличии вышеперечисленных высказываний? В это можно было бы поверить, только если бы судьи больше не полагали, что пророк из Галилеи в своем уме. Сегодня большинством ученых-новозаветников признано, что эти высказывания в Евангелии от Иоанна принадлежат не Иисусу - они соответствуют более поздней христианской традиции.
Когда в Евангелии наталкиваешся на слова типа «дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф28.18), то может возникнуть вопрос: а не говорит ли это Сам Всевышний ? Может ли кто-нибудь, кроме Бога, позволить себе говорить "в тоне Бога"?
Многие исследователи, в частности, Давид Флуссер в своей книге «Иисус» отмечают, что первым, у кого проскальзывают интонации самосознания своей праведности, является, по всей видимости, кумранский Учитель Праведности. Как пишет один исследователь «Из тех гимнов, которые были обнаружены в Кумранах, восстает образ мессианского вождя, ставшего великим в мистическом смысле и видящим себя самого сидящим в небесах «на троне божественной мощи». Он говорил о себе «кто подобен мне среди богов?» Эти и другие изречения заставили мудрецов его поколения, прежде всего Гиллеля, отлучить этого мессию и его приверженцев».
За этим «тоном» еврейского праведника стоит осознание своей миссии которое может придавать праведнику власть и силу говорить о себе в превосходной степени, не отождествляя себя самого при этом с Богом, но лишь сознавая, что он «как Бог».«Тон» – это как бы признак принятия на себя всей полноты ответственности за мир.
Кем мог считать себя «исторический Иисус»? Этим вопросом задавались многие исследователи. В частности, понять Иисуса как аутентичного иудея пытались Мартин Бубер,Рудольф Бультман ,иерусалимский профессор Давид Флуссер. Исследовательские работы последнего считаются в этой области наиболее глубокими и обстоятельными. Все эти авторы отмечают принадлежность Иисуса к кругу фарисеев.
Но если Иисус – это только фарисей, то чем вызван Его властный тон, Его заявление о Себе в качестве «первого праведника»?
Иисусу, как утверждают евангелисты, была свойственна кротость и скромность.Но в то же время для Иисуса характерна та высокая самооценка, о которой говорилось выше.Вот некоторые из популярных афоризмов, приписываемых Иисусу :"всякий возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится" (Лук 18.10-14); "Больший из вас , да будет вам слуга" (Мф 23:11-12). В последнюю ночь перед крестными страданиями Он стал умывать ноги ученикам,вытирая их полотенцем, которым был препаясан, как слуги моют ноги господам: «Вы должны умывать ноги друг другу» « Сын не для того пришел, чтобы ему служили» Мф 20:28)..
Наиболее яркими характеристиками изречений Иисуса были его притязания на божественность, за что евреи не раз пытались побить его камнями, так объясняя свои намерения: " не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом" , ... но Он уклонился от рук их"(Ин 10:33, 39).
Иисус придерживался авторитетного тона , утверждая , что духовный мир и спасение можно найти в простом принятии Его руководства. Такие отрывки, как: «Возьмите на себя иго Мое ... и обретете покой душам вашим» (Матф., XI, 29); «кто потеряет жизнь свою ради Меня, тот спасет ее» ( Мф 16:25); «Поскольку вы сделали это одному из наименьших из этих братьев Моих, вы сделали это Мне» (Мф. XXV. 40), указывают на «захват власти», что, безусловно, является уникальным в еврейской истории и может объяснить антипатию, который мог вызывать Иисус у властей.
Человекоподобный и величественный, восседающий на престоле божественной славы эсхатологический судья, Сын Человеческий, — самое возвышенное представление о Спасителе, которое когда-либо рождалось в недрах еврейской религии;
это образ человеческого и одновременно божественного существа.
Мог ли Иисус из Назарета вообразить себя кем-нибудь подобным? Скорее всего, можно ответить утвердительно: Он ощущал себя избранником Бога, Его слугой, единственным Сыном, которому открыты тайны Небесного Отца. Именно ощущение своего величия в конце концов могло побудить Иисуса открыто и прямо отождествлять себя с Сыном Человеческим, который в иудаизме порой отождествлялся с Мессией
( см. «Самосознание Иисуса Христа»
http://proza.ru/2024/07/14/1384)
« НЕ ДАВАЙТЕ СВЯТЫНИ ПСАМ»
"Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас" ,- учил Иисус (Мф 7:6) .
"Святоотеческое толкование" разъясняет эти слова Христа:
«Псы — неверные, а свиньи — хотя верующие, но ведущие жизнь нечистую. Итак не должно высказывать тайн о Христе неверным, ни светлых и жемчужных слов богословия — нечистым: потому что те, как свиньи, попирают или презирают то, что им говорят, а псы, обратясь, терзают нас"
Можно понять это изреченние так, что Иисус (точнее, Матфей) учит избирательно относиться к проповеди: не всем можно давать святыню- "Слово Божье" и бросать жемчуг религиозных истин тем, кто совершенно погрязших в грехе. Но, по-видимому, вряд ли это верное толкование. Кого должно учить истине? Того, кто уже и так верит? Сам Иисус опровергает это, поскольку, когда Его обвиняют в связи с грешниками, Он говорит:
"не здоровые имеют нужду во враче, но больные" (Мф 9: 12).
Практически все заповеди и наставления Христа, составляющие Его учение, являются цитированием или парафразированием Торы. И это неудивительно: ведь Иисус проповедовал Тору, Он пришёл "не нарушать" её,"но исполнить", или дополнить , усовершенствовать ..
За много столетий до Христа Соломон так выразил почти аналогичное словам в Ев. Мф (7:6) : «В уши глупого не говори, потому что он презрит разумные слова твои. (Прит.23:9) Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя»(Прит.9:8). Почти то же, что у Матфея, но у Соломона
нет оскорбительного разделения на собственно людей и "псов и свиней" в зависимости от их веры.
Такого разделения в принципе не было и у Иисуса, согласно тому же Матфею: Он проповедовал и лечил ВСЕХ; обращаясь к толпам , следовавшим за Ним, Он не выделял в них "свиней и псов". Более того, Он постоянно призывал прощать и любить ближнего, призывал возвещать "святыню" и "жемчуг" своего учения с крыши, т.е.ВСЕМ, без оглядки:
«Что говорю вам в темноте, скажите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.»(Мф 10:27)
Т.е. , ничего не таите, все ценное, что бы вы ни услышали от Иисуса в темноте ночи на ушко лично вам,возвещайте всем при свете дня даже с крыши.
Иисус учил, обращаясь не только к ученикам, но к народу, не выделяя в нем "свиней" и "псов" . Почему же такая "аномалия" в (7:6) ? "Аномалия" или принцип?
К кому же Он обращается в (Мф 7:6) ? Ответ следует из (7:1-5 ): - к "БРАТЬЯМ" ( как скажешь БРАТУ ТВОЕМУ (7:4)) , к единомышленникам. Т.е. "свиньи" - это , естественно, - "не-братья", это - те, кто не способен или не захотел Его принять...
Существует много толкований , разъясняющих кто тут «псы», а кто- эти дикие «свиньи», единого мнения нет..Однако, «Псы» появляются и в другой истории:
"И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и БРОСИТЬ ПСАМ.Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час". (Мф 15: 21-28)
Миссия Христа по этой притче,- только для тех, кто признает Тору, для них сама концепция ЦБ имеет смысл. Современным Иисусу язычникам термины "Мессия", "Царство Божье" были непонятны, неприемлемы и даже бессмысленны.
"Я послан только к погибшим овцам дома Израилева " . "Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам" (Мф.15:24,26).
«Псы» здесь- язычники; в др варианте перевода- не «псы», а «собачки», «щенки», и "тон" другой- "увещещевающий"...
Как считают исследователи НЗ, эти логии( Мф 7:6 и 15:26) явл. аутентичными .
Воззрения Иисуса в отношении язычников развивалось поэтапно. Вначале Иисус ограничивал свою деятельность только "домом Израиля":«Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: «На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мф., 10: 5–6).
Другое отношение обнаруживается в том случае, когда Иисус сразу после Нагорной проповеди не только приветствует неевреев, но и предостерегает закоснелых евреев.
Мф., 8: 5–6. "Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает."
Сотник просит Иисуса не беспокоиться с личным визитом, но сказать исцеляющее слово на расстоянии. Иисус делает так, как просит сотник, говоря:
…и в Израиле не нашел Я такой веры... Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны Царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов"(Мф., 8: 10–13)
«СЛЕДУЙ ЗА МНОЙ!"
Иисус призывает учеников следовать за Ним; инициатиива исходит от Него: призвание означает избрание.
Он зовет каждого человека отдельно, отрывая его занятий и от семьи, от быта. Ученик Иисуса должен разделить с Ним свободу от семьи и собственности. Призванные должны как Иисус, словом и делом возвещать наступление ЦБ.
Тот, кто ради ЦБ пошел вслед за Иисусом, поставил на кон все, чтобы выиграть одно- бесценную «жемчужину».
...«А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие. Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9:59–62).
Если уже это требование свидетельствует о беспощадном отношении к семье, то следующее место из Луки (Лк. 14:26) дышит прямо ненавистью к ней: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником». Матфей приведенному выше тезису придает следующую форму:
«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37). В этой редакции ненависть к семье уже сильно ослаблена.
С ненавистью к семье тесно связано отрицание брака, которое отличает раннее христианство в такой же степени, как и ессейство.«Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божий, будучи сынами воскресения» (Лк. 20:34–36).
Нельзя понимать эти слова таким образом, что, по мнению Иисуса, в грядущем христианском царстве у людей не будет никаких плотских потребностей, что они будут существовать только в виде духов. Всюду ясно указывается, что в будущем царстве люди будут обладать нетленной плотью и наслаждаться материальными удовольствиями.
( см. также: «Отношение к страдиционным емейным ценностям» http://proza.ru/2024/01/31/1902)
"НЕ ЗАБОТЬТЕСЬ"
"Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы" (Мф. 6:31-34).
Если бы человечество следовало этой этике, то оно как минимум никогда не построило бы цивилизацию, а то и вообще не выжило бы. Забота о завтрашнем дне – это как раз один из главных признаков, отличающих цивилизованного человека от дикаря.
Причина призыва в том, что конец мира близок, и лучше посвятить себя благовествованию, а не устройству личной жизни.
ххх
ТО. чему Иисус учил своих последователей, менялось со временем Его общественного служения ; менялся Он Сам и Его представление о своей Миссии. Можно сказать,что огромная дистанция отделяет Иисуса Страстей и Иисуса первых проповедей о "птицах небесных и лилиях полевых".
Основной идеей Иисуса было Царство Божие, однако, трудно составить представление об этом Царстве на основании Евангелий. Иногда Иисуса можно было считать демократическим вождем, желающим учредить ЦБ как идеальное царство бедных и обездоленных; но наиболее вероятно, что ЦБ, приход которого Он возвещал , могло означать буквальное осуществление апокалиптических видений, относящихся к Мессии. Бесспорно то, что Иисус ждал и учил о скором наступлении Царства, еще при жизни своего поколения. Апокалиптические идеи Христа сводились к тому, что существующий общественный строй приходит к концу, который станет грандиозным переворотом. Двенадцать учеников Его воссядут на двенадцати тронах; мертвые воскреснут, и Мессия , Божественный Судья, воздаст каждому по делам его. Накануне конца мира считалось бесцельным все, что служит только к продлению существующего; полагалось избегать всего, что привязывает человека к земному, всего, что отвлекает его мысли от небесного. Можно сказать,что к концу жизни для Иисуса перестает существовать все, что не относится к Царству.Он не скрывает от себя той страшной бури, которую Ему суждено поднять в мире:
«Не думайте, то Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех. Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И отныне враги человеку – домашние его» (Мф.10:34-36; Лк.12:51-58; Мих.7:5-6). «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся...наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу (Ин.16:2).
Свидетельство о публикации №224092501225