Царь и авось
Так что же такое это «авось», что на него так, порой, надеются?
Авось — частица или вводное слово русского языка, в сжатой форме выражающее ничем не обоснованное желание получить благоприятное стечение обстоятельств, поймать успех, удачу, схватить за хвост счастливый случай или оседлать конька. Синонимы: бог даст, небось, может быть, станется да сбудется.
А Даль пишет: «а-во-се, а вот сейчасъ. Может быть, станется, сбудется, с выражением желания или надежды. Авось Бог поможет. Авось, небось, да третий как-нибудь.»
Осознавая, что в нашем языковом устройстве все звуки совершенно не случайны, мы рассмотрим его по слогам: А-ВО-СЬ. Первый слог или гласная в слове нас настраивает на все слово, последующие слоги описывают саму суть, и последний слог определяет место самого слова в языковом строю. Так окончание может указать, что это все описание или прилагательное, что это глагол, что это существительное мужского или женского пола. Именно окончание указывает на падеж, время и число.
И так:
А – источник или первопричина (смотри «Буквица А» http://proza.ru/2022/06/19/1276 );
СЬ = Се – это сеть или множественные связи всего со всем (смотри «Слог СЕ» http://proza.ru/2022/07/17/817 );
ВО – вождение управляемое ведение кого-то или чего-то. (Смотри «Различие смыслов слогов ВА и ВО» http://proza.ru/2023/04/15/1235 ).
Выходит, что «авось» – это сетевой источник управления. И надеясь на «авось» человек доверяет принятие решения естественному ходу событий складывающихся обстоятельств. Отдается управлению складывающихся обстоятельств.
Кстати, перевод «авось» на греческий «;;;;» - звучит [исос].
В случае, когда все выходит не так как хотелось, то всегда можно в таком случае сослаться, на нечто, что в этом виновато. Умение и желание принимать на себя ответственность есть не у многих. И как мы это рассмотрели в самом начале, опирается на имеющиеся знания и ведание.
Знания у человека способны накапливаться при наличии в его сознании четкой системы хранения и анализа информации. Не случайно слово порядок (смотри «Чистота и порядок» http://proza.ru/2024/04/26/1208 ) указывает на ряды и их связь. Это подобно обычной кладовке, в которую можно просто все сваливать в кучу. А можно расставлять по рядам и полочкам, сортируя по каки-то характерным признакам: цвет, вес, область использования и т.д. Тогда и объем смыслов больше и оперирование этими смыслами легче. И все это и есть наш язык. Язык – это не кладовка, а система упорядочивания всего в нашей жизни (смотри «Слог СИ» http://proza.ru/2022/06/07/1727 ). Поэтому мы не помним того, что было с нами до обучения языку.
Точно так же, как мы выделяем: язык математики, язык музыки, язык жестов и т.д., все языки разных народов описывают по разному окружающий их мир. Так у жителей крайнего севера есть множество сравнительных степеней, описывающих качество снега, а у жителей Новой Зеландии разнообразие оттенков зеленого цвета.
И вот наш «авось» показывает, что в нашей традиции есть понимание естества природного течения событий. Это порой невозможно описать простыми материальными предметами и чувствами и это было заложено в наше сознание на уровне формирования самого языка.
В противовес «авось» есть абсолютно четкое и централизованное понятие управления людскими массами. Как рассказывалось в главе «В начале было слово» http://proza.ru/2024/04/12/1523 , была введена централизованная система власти. Зачем и для чего?
Множество языков – это множественное непонимание людей. А большие дела можно сделать только при большем участии людей. И Вавилонское столпа тварение – это яркий пример обратного действия – разделения и разрушения.
Этим событием запугивают людей и говорят, что надо объединяться. Только схему объединения предлагают централизованную и разделенную на иерархии. Каждому члену общества дают определенную систему знаний, которая не позволяет осознать больше дозволенного и поэтому полагаться на вышестоящий уровень. Эти уровни, во-первых, формируются естественным путем, поскольку сам человек определяет сколько он хочет знать и уметь. А также искусственным путем – путем сокрытия знаний.
То есть имеется направленное действие сокрытия знаний. Это действие может быть осознанным, а может быть точно также по незнанию. Так некоторые родители, воспитывая детей самым веским аргументом считают фразу: «Я тебе сказал…» Дальнейшего пояснения к этой команде не следует по разным причинам. С одной стороны, родитель сам не знают почему, просто была такая традиция и все. С другой им лень один раз нормально объяснить, чтобы потом не пришлось повторяться. И еще есть вариант, когда специально не поясняют и таким образом привязывают подчиненного причинной связью. То есть начальник знает, и ты должен ему всегда «смотреть в рот». Таким образом и выстраивается иерархия.
В исторической парадигме есть примеры деления на народы, касты и варны. Психологи выделяют фактор доминирования, как побуждающий и двигающий. Только это в нас воспитывают специально, нам всегда назначают старшего или ответственного. Всегда выстраивается лестница превосходства. С описанием механизма служения, когда надо все свое поставить на задний план и решать задачи вышестоящего. Все это прикрывают красивыми лозунгами: «Служение Родине», «Служение Отечеству». Таким образом изначально ставится запрет на какую-то мыслительную деятельность.
И на вершине этой лестницы должностное лицо с названием должности, которое само за себя говорит – Царь. В нашей традиции осталось выражение: «Аzъ есмь Царь». Что в современной трактовке означает: «Начало всему Цать» или «Царь всему голова». От сюда и внутреннее осмысленное поведение характеризуют: «Без Царя в голове».
В слоговом составе ЦА-РЬ:
РЬ = РЕ – это поток, но поток мягкий начальный (смотри «Слог РЕ» http://proza.ru/2024/06/17/1425 );
ЦА – это основа центра, как цанга для инструмента (смотри «Слог ЦА» http://proza.ru/2023/12/24/1013 ).
В резных религиях есть нечто общее, что и приводит это к наименованию «РЕЛИГИЯ». А это толкование потока по линии со всех сторон. Поток – это движение человека по временной шкале. Там описываются границы дозволенного, за которыми грех. Религии по-своему описывают причину появления человека и по своему его уход. Но уход — это не финал для многих религий, а лишь переход из этого в иной мир. И если наш явный мир нам виден всем, то тот мир неизвестен. И нам создают предписывающие условия, которые приведут к аду или раю, именуемых по-разному в разных религиях.
И если описания ада мы можем встретить с подробным списком методов мучения человеческих душ, но описываемых на уровне телесных ощущений. То про рай говорится лишь, что это царствие Божие. То есть само слово «царствие» указывает на систему с единоначалием. И это уже само по себе преподносится, как высшее благо.
Но это было не всегда. Были времена, когда была система копного права. Суть ее сводится к тому, что право принятия решения в конкретном месте давалось человеку, имеющему семью и хозяйство на территории принятия решения. И решение принималось при сто процентном согласии всех участников голосования. Ответственность осознавали все участники принятия решения, а не делегировали свое мнение стороннему человеку.
И вот тут слово АВОСЬ начинает звучать совсем по-иному. Если каждый человек является узлом в общей сети, тогда если ты сам не справляешься, то всем миром помогут. Вот так смыслы в нашем языке становятся никудышными лишь только потому, что система управления становится таковой.
Наше авось не с дуба сорвалось. Авось не бог, но полбога есть. Авосевы города не горожены, авоськины детки не рожены.
Свидетельство о публикации №224101401008