Не держите яйца в одной корзине

      Папорзи, происхождение и значение
      http://proza.ru/2024/11/12/1520
 
      Не держите яйца в одной корзине - обычно так говорят о деньгах, а цена вопросу - корзина. Так совпало, что сегодня день работка банка. Поздравляю! Сравните "папорзи" и корзина, они одного корня "рзи". Мораль? Не держите яйца в одной корзине. Ударение на слове одной, а сколько надо? Европейский союз нарисовал аж 21 звезду. Держите ноги - в тепле, господа, а голову в холоде. Любое слово, за которое берусь, судьба его печальна. Ладно, там уж, папорзи/папорози с Римским Папой, но корзина?! Любимое наше лукошко, кузовок, плетение из бересты и прутьев - исто русское и родное. Назвался груздем - полезай в кошёлку! Да нет, в кузов. Любой поправит, а этимологии нет.

      ТЕНЬ  НА  ПЛЕТЕНЬ

      Этимология восточнославянского слова «корзина» до конца не прояснена. Изделию десяток тысяч лет. Самые ранние известные остатки корзин, обнаруженные археологами, датируются примерно 10 000 годом до н. э. В пещерах на юге Испании были найдены корзины возрастом 5000 лет; к числу других подобных находок относятся плетёные корзины, обнаруженные в свайных домах на озере Невшатель (Швейцария), а также в этрусских гробницах. Приблизительно с середины XIX века на Западе плетёные корзины в быту начали постепенно вытесняться более грубыми изделиями, сделанными из дешёвой древесины. Возможно, слово образовано с помощью суффикса -ина от основы корз- (ср. диал. корзать — «рубить ветви, счищать кору», укр. корзати, корзити — «плести», диал. корзоватый — «шершавый»). Корзина — буквально «плетёнка». - И? Пытаюсь хоть что-то найти и повезло. Цитирую: Возможно, оно также родственно латышскому kurza — «коробочка из коры для ягод, корзинка из прутьев», а также литовскому sukargyti — «плести». Зачем нам запад? Насколько я понимаю, нас продали балтам и полякам в 90-х, вместе с землёй и языком до Урала, но англосаксы ещё торгуются, пытаясь отжать последнее - память. Про РАН молчу - «год русского языка» прошёл. Что ни слово в поиске - в википедии один ответ, то с гречи, то с латыни. Нас тут не было. Хочу напомнить, что Курск на месте, один из древнейших городов планеты. В его честь назван испанский священник: el cura - священник, святар, duhovnik;  la cura - лячэнне, лікування. На древнерусском куръ - петух. А вот эта - kurza - «коробочка из коры» - курица. Другое слово: sukargyti - «исправить» буквально, а термин дословно - «чем лечить» (чим лікуватися), то есть больному полезен куриный бульон. Все сложные термины - это более позднее производное «лика» - лікуватися, оно же ликовать и радоваться. Поэтому Радогощь и Радогост, а у некоторых народов корзины используются в религиозных церемониях. Например, принято ходить с корзиной на Пасху и на Спасы.  Если курица не птица, то тень на плетень как нельзя лучше подходит для... петуха.
    В заключение статьи по началу исследования слов папорзи и папорози, задался вопросом, что их объединяет и что рознит? Звук и ударение на первый слог, или общее папство в смысловой нагрузке - воспитания детей. На «детей» мы вышли в обоих случаях, и это объединяет термины. Различают окончания в одну букву, рзи и рози? В одном случае виноград, в другом - розы с Папой Римским.
 
      Второе сформировалось в огласовке через «о», когда первое может быть представлено бесконечным множеством слов в русском языке. Например: разить, Разин, разиня, русь, рысь, риза, рез, Рязань, ряска...  Если папорози уводит мысль - к розе и папиросе, то папорзи - корзина. Безусловно. Чистый корень «рзи» с приставкой ко- уменьшительной (Кобяк, Василько), и окончанием -ин(а), как помним - аббревиатура Иисуса Христа (ин/ix/in). Есть ещё ряд переводов, подпадающих: брама-рама-бранск-бренки-бро-братья-сябры-сербы-брынь и т.п. с выходом на тропу Трояню, как из «роз;» - ружа/ru;a/rose - троянди. Она же розы (укр.), vrtnica (болг.) - карусель (белор., русск.), vrtnica (слв.) - троянда. В свою очередь карусель (белор.) - въртележка, что это такое, вертеться вокруг оси на кониках и слониках, оставим для детей. Слово состоит минимум из трёх: ка-рус-ель. Что сближает с Троицей и что рознит? Время. На разных участках земли не всё сразу случалось.
 
     Две полтины - это рубль,
     кто-то крикнул из-за тына,
     не ищите площадь Тына,
     коль от дуба - слово дубль.
     Мужику идёт щетина...!
 
     Тропой Трояновой выходим на Авторское недовольство к старому Владимиру, словами пригвоздить к горам Киевским.
 
      ПРИГВОЗДИТЬ  К  ГОРАМ  КИЕВСКИМ
 
      "Пригвоздить" детьми в теологическом значении - подчинить вероисповеданию. Очевидно в этом смысле и с сожалением, как умный русский опосля, Автор пишет: «О! стонати Руской земли, помянувше пръвую годину и пръвыхъ Князей. Того стараго Владимiра нельз; б; пригвоздити къ горамъ Кiевскимъ: с его бо нын; сташа стязи Рюриковы, а друзiи Давидовы нъ рози, нося имъ — хоботы пашутъ, копiа поютъ на Дунаи...». Фраза выпущена в адрес Мономаха (старого - ветхозаветного), нежели она относится к Крестителю и событиям 200-летней давности. Мол, из-за тебя воюют Рюрик и Давыд. Ветвь Давыдовичей пресеклась первой, остались Ольговичи (ольгОвичи) в лице Игоря с братом Всеволодом и сыновья. А противостоит им старый Ярослав, к тому ещё и тесть. Ярослав - Осмомысл Галицкий. Мать - София Венгерская, дочь короля Кальмана I Книжника (1070-1116). В 1149 году Ярослав женился на Ольге, дочери Юрия Долгорукого. Рассуждать о династических связях и насколько они влияли или помогали князьям в управлении (а нам в изучении материала), бесполезно по двум причинам. Это тема очередной статьи. Там один князь имел по три прозвища, как и в случае с Юрием Кончаковичем, а определить, кто есть кто из них можно только по женщинам. Вот такой секрет. В этой статье общие сведения о героях упомянутых в повести. Насчёт того, что «Осмомысл означает «тот, у которого восемь умов», то есть очень умный», это шутка. Она подмечена Игорем: «А ты, буй Романе и Мстиславе! — храбрая мысль носитъ васъ умъ на дело». Ос - это большой мух.
 
        Владимир Мономах был сыном князя Всеволода Ярославича. В 1076 году вместе с Олегом Святославичем (Гориславичем - дедом Игоря) участвовал в походе в помощь полякам против чехов, также дважды ходил с отцом и Святополком Изяславичем против Всеслава Полоцкого. Во время второго похода им уже помогали половцы. На момент смерти киевского князя Святослава Ярославича (декабрь 1076 года) был смоленским князем. По сути - Осмомысл состоит на службе у короля, судя по тексту СЛОВО и летописям, но ещё и претендует на первую роль в истории Руси. Вот если обратить внимание на события войны с Польшей или Смуту №2, то ведь поляки в 1610 году не пошли дальше Смоленска. И отца будущего царя взяли в плен там же, и держали в тюрьме до 1618 года, а потом выпустили... Куда? Вот именно - пастырем к молодому царю Михаилу. К слову. Смуту №1 называю - призвание Рюрика (методом переписывания Радзиловской летописи немцами), а сейчас Смута №3, как правило, они длятся 40 лет. Ничто не вечно под луной (а спустя 8 веков яснее видится), а в конкретном случае вызов брошен Роману и Мстиславу (перед тем упомянув Осмомысла), что окольцованы вы (соколы ясные и сильные) и в лодке очутиться - судьба неминуема. Дед Игоря Олег Святославич («Гориславич»), в крещении Михаил (? — 1 августа 1115) — князь Волынский (1073—1078) и прочая, несколько лет провёл в ссылке в Византии. Кто-то пишет, что хазары пленили - сидел 4 года на острове Родос.
 
     КОНЧАК  И  ИГОРЬ  В ОДНОЙ  ЛОДКЕ
 
     Кто такой Кончак? Любой скажет, что это половецкий хан. Сын половецкого хана Отрока, внук Шарукана, свояк князя Игоря Святославича. Последний раз имя Кончака встречается на страницах летописи, при описании захвата Киева Рюриком Ростиславичем. Ещё в сказке Киплинга, Шерхан проиграл Маугли, эта сказка - ключ к нашей истории. Ещё немного из Колобка и Старика рыбака.

     В 1180 году Кончак принимал участие в сражении на стороне черниговских князей, но коалиция была разбита, и Кончак бежал с поля боя «в одной лодке» со своим будущим свояком новгород-северским князем Игорем Святославичем. Что это значит? Иносказательно - оба женаты, повязаны узами от Ярослава. Ярославна - женское отчество от имени Ярослав.  Исследователи идентифицируют её с дочерью галицкого князя Ярослава Осмомысла - Евфросинией, вышедшей около 1169 г. замуж за князя Игоря Святославича и имевшей в браке пять сыновей (Владимира, Романа, Олега, Святослава и Ростислава). Ей отведена часть текста, Ярославна тосковала и плакала о своём муже ранним утром на крепостной стене в Путивле. Плач Ярославны, несомненно (аркучи), один из самых поэтичных фрагментов СЛОВА. Она обращается к ветру, к Днепру, к солнцу... Плач Ярославны долетает до Дуная и там находит ответ. Христианства, конечно, маловато. Имя юноши Ростислава, утонувшего в Стугне, неизвестно, тут пока вопрос. Версия: Ростислав Всеволодович младший сын Всеволода, брат Владимира Мономаха (мать половецкая княжна). К слову о половцах. Ещё при жизни Всеволода Ярославича началась новая волна половецких набегов на Русь - цитирую историков. А после смерти Всеволода и занятия киевского престола Святополком Изяславичем Туровским (!) русские князья предприняли поход против половцев. Вот и ответ - кто есть половцы-кочевники (калька язычники) для христиан-мономаховичей, тогда ещё русских. Половцы - из Турова, исчезнувшего княжества, но плащаница Туровская явилась аж в Турине (Франция), спустя несколько веков. Естественно Святополк, Владимир и Ростислав перешли реку Стугну в ответ, но проиграли сражение. Во время отступления Ростислав утонул.
 
     А все сыновья Игоря погибли одним днём в Галиции (повешены), только судьба Олега не ясна. Олег Игоревич (в крещении Павел; родился в 1174 или 1175 — умер, по разным версиям, в 1185/1186, 1205 или после 1228) — русский князь из династии Ольговичей, сын Игоря Святославича. Возможно, участвовал в походе отца? Хотя 10 лет ему было на 1185 год, но поражение было тремя годами ранее. Вот о пленении князей: «Два солнца пом;ркоста, оба багряная стлъпа погасоста и съ нима молодая м;сяца, Олегъ и Святъславъ, тъмою ся поволокоста». Тогда ему могло быть лет 7, поэтому и путаница у историков, что всё свалили в одну кучу и поражение, и победу. Реальный участник похода - Святослав Ольгович - племянник Игоря, князь Рыльский.
 
     В 1185 году Игорь Святославич организовал поход, о котором Святослав Ольгович и написал СЛОВО, чей труд мы и изучаем. Ни о каких венгерских авторах с лёгкой руки киевского Рыбакова, или о дипломатах киевских в Венгрию, знать не хочется. Написан рассказ живым русским языком, свидетелем событий по горячим следам. Почему такой вывод, я уже писал неоднократно - Святослав Ольгович не упомянут в торжественной части, так как сам и зачитывал хвалу в застолье.
 
      Разбираясь со словом папорзи, вышли на «детей» и «пригвоздить» (было бы за что). Занятно, да? Россиянин изучает русский язык. Для справки: 25 августа 1078 года в битве на реке Сожице (Оржице) войска Всеволода были разбиты (Всеволод Ярославич - брат Гориславича), и Олег с Борисом вошли в Чернигов. Реки Орша и Сож в Беларуси, недалеко от Чернигова. Есть украинская Оржица (Оржиця) - река в Полтавской области, правый приток Сулы. Есть Оредеж приток Луги в Новгородчине, якобы, откуда родом князь Гостомысл, села Ям-Тёсово. Справка о единой некогда топонимики земли.
 
     ПИРОГОЩАЯ  ИЛИ  ИГОРЕВСКАЯ  ИКОНА ?
 
     Сын Олега Гориславича - Игорь (князь киевский), брат отца героя СЛОВА, в честь которого и удостоен имени племянник. Немного о дяде. Киевские войска в разгар сражения оставили князя, тот был пленён, отсидел в «порубе» и пострижен в монахи. Киевское вече, желая отомстить роду Ольговичей (причины опустим), решило расправиться с князем-иноком. Восставшие ворвались в храм во время литургии, схватили молившегося пред иконой Божией Матери (впоследствии — «Игоревский» образ; празднование — 5 июня) Игоря и повлекли его на расправу. Игоревская икона Божией Матери, XVI век, Государственная Третьяковская галерея, Москва. Хорошо, что такая есть, но она моложе на 4 века минимум. Игоревская - на дату появления - 1147 год. Иконографический тип Елеуса. Местонахождение неизвестно. Читай «Под сенью Тихвинской иконы...» о поисках следов Пирогощей в Стамбуле, Руссе и Тихвине.
 
     Вглубь истории от смерти инока-Игоря произошло нечто подобное. «Киевляне для оправдания своих деяний обращаются к предшествующему прецеденту - Киевскому восстанию 1068 года. Себя они считают поборниками законной княжеской власти, поскольку расправляются с Игорем как с врагом Изяслава Мстиславича, в отличие от восставших в 1068 году «злых людей», которые, напротив, освободили и возвели на престол противника законного князя, отчего «много зла бысть граду». Игоря живым дотащили до княжьего двора и убили там, что имитировало княжий суд...».  Гибель Игоря Ольговича сравнивается с гибелью двумя столетиями раньше его тёзки и предка, Игоря Старого (Игоря Рюриковича), тоже, якобы нарушившего «ряд». Игорь уподоблялся «святым правоверным царям». Именем святого Игоря был назван его родной племянник - князь новгород-северский и черниговский Игорь Святославич, будущий герой памятника литературы Древней Руси «Слово о полку Игореве». Князь Игорь почитается также в католицизме - он занесён в католические святцы как святой Игорь II, князь Московский.
 
      ИГОРЬ  ПОЛОВЕЦ  С  ИКОНОЙ
 
     Икона эта древнего греческого письма с надписью о принадлежности святому Игорю. Не исключено, что «Игоревский» образ - Пирогощая  та самая и уже племянник Игорь вошёл в Киев победителем с образом Божией Матери. Заключительный аккорд. Аминь. 
 
      В 1150 году киевский престол занял Юрий Долгорукий, а его союзник — черниговский князь Святослав Ольгович, родной брат Игоря, торжественно перенёс мощи страстотерпца в Спасский собор Чернигова. Через год родился Игорь Святославич, герой СЛОВО. А уже в 1169 Игорь Святославич участвовал в ополчении одиннадцати русских князей, собравшихся под знаменами Андрея Боголюбского, против Мстислава Изяславича, великого князя Киевского. К вопросу, где тут белорусы и жители Левобережья вообще? Если правил Киевом Всеслав Вещий (полоцкий), было время, а князь Остей (внук Ольгерда) оборонял Москву от Тохтамыша. Мало того, бабкой Игоря и матерью его отца Святослава Ольговича была знатная половчанка, дочь хана Осулука (исто русский прозвищем). Князь Игорь сам наполовину половец и его мать половчанка знатного рода, дочь хана Аепы, родная (по отцу) сестра жены - основателя Москвы Юрия Долгорукого. Его сын Владимир в 16 лет также женился на половчанке Свободе (дочери хана Кончака). Потому и взял его Кончак с отцом «в плен», что окольцевал соколов. Таким образом, внуки Игоря более половцы, чем русские. Впрочем, существует версия, согласно которой матерью Игоря была неизвестная по имени (возможно, Мария) дочь новгородского посадника Петрилы. Но и это уже не столь важно, когда осознаешь, что соседи по земле женились. Ну, прямо как с одной улицы! Невероятно, «Туга и тоска сыну Гл;бову…». И брат Игоря - Всеволод женат на Глебовне, половчанке, но измерения по льду до Тмутараканского камня князь Глеб делал в саженях - древнерусской мерой длины. Как помним Сож - бог, а половцы - это белорусы, историю которых пытаются присвоить балты и ляхи. Вслед за Игорем и Владимиром - Александр Невский поддержит многовековую традицию и женится на княжне Полоцкой Александре династии Рогволодов (см. памятник в Витебске - с жонкой и сыном Василём).
 
     В финале повести, тот, кто воевал с половцами - сам половец по происхождению (а дети более половцы, чем русские), идёт с иконой Пирогощей по Боричеву спуску и все радуются. Странно всё, но интересно. Настолько поменялось время и отношения (особенно язык!), что диву даёшься. Ягодицы - жопа, а задница - наследство.
 
     ЗАДНИЦА  -  НАСЛЕДСТВО
 
     Л. В. Черепнин видел в расправе над князем-иноком Игорем борьбу киевлян против складывающейся вотчинной системы наследования столов - киевляне не хотели быть «аки задничи» (принадлежащими заднице - наследству) у Ольговичей. Вот о чём речь (заднюю славу похитим, а переднюю разделим), а чё, слабО, братья, помолодить?! Смена Заветов и образы, вера в расколе (с 1054 года), а до следующего раскола ещё долгих 6 веков...
 
     Нъ рекосте — мужаим;ся сами:
     преднюю славу сами похитимъ, а заднюю ся сами под;лимъ.
     А, чи диво ся, братiе, стару помолодити?
   
     Напомню о розе: роз; - «троянда», ружа, ru;a, роза, rose, троянди (укр. - розы),vrtnica (сл.); в свою очередь «vrt nica» (хорв.) = сад (белор.), zahrada (чех.), градина (болг.), ogr;d (пол.)... Огород на берегу реки  Сож (?).
 
     Вот такой «Вишнёвый сад» получился (по Чехову), когда о человеке забыли в первом же действии. Сад спилили в обмен на деньги. На границе России, Беларуси и Украины стоит стела «Три Сестры».
 
     12.11.2024, Санкт-Петербург      

СТРИБОГ и СЛОВО
http://proza.ru/2024/11/09/1725
Под сенью Тихвинской иконы...
http://proza.ru/2023/04/04/915

Русское Слово о полку Игореве   
http://proza.ru/2016/01/30/127


Рецензии