Тат твам аси. Часть 1

Цитата:
...все адвайтическое учение упаковано в эту главу... — (имеется в виду 6-я глава Чхандогьи-Упанишады. - Кл. 15.11.24)

5. Установив, что только материальная причина проявляется в различных именах и формах, Чхандогья-упанишада переходит к подробному описанию причины для всей вселенной с садева сомьедамагра АсI (6.2.1), относящейся к Брахману как материальной причине. Вся 6-я глава Чхандогьи до раздела 7 сосредоточена на установлении того, что Брахман есть сатьям, а джагат есть митхья, причем Брахман является материальной причиной для всех тонких и грубых элементов вселенной. С раздела 8 по 16 она завершает учение «дживо брахмаива напарах» [джива не отличается от брахмана] — утверждением «тат твам аси» [то, что ты есть] («То ты есть». Кл.). Таким образом, все адвайтическое учение упаковано в эту главу. митхья не является ни реальной, ни нереальной; это майя, или адхьяса — наложение на реальное, так же как кольцо является наложением на золото. (с) Critical analysis of vedAnta paribhAShA Part XXXI https://www.advaita.org
_____

митхья - иллюзия наложения, принятия одного за другое;
майя - иллюзия, иллюзорность;
адхьяса - непонимание; дхьяна - процесс постижения внутренним взором сознания; «а» - частица означающая противоположность типа «дхарма - адхарма»; дхьяса - «понятое» (как результат дхьяны), адхьяса - неврубание (как результат).

сатьям - истина
джагат - мир, вселенная.

джива - душа
Брахман - безличностный аспект Бога, начало и источник всего.
_____

Там же:
Следовательно, согласно Адвайте, только Брахман является материальной причиной, и все есть не что иное, как «форма и имя» (атрибуты с nAmadheyam - как кольцо и браслет и т. д.).

В п.4 на этой странице дается подробное изложение субстанциональности-несубстанциональности на примере золота и  его «форм» в виде колец-браслетов, из чего по аналогии следует субстанциональность Бога (Брахмана) как первичной («истинной», субстанциональной и, в этом смысле, «материальной») основы всех колец, браслетов, а также всех живых душ, всего человечества и всех остальных «форм» во Вселенной:

4. Возвращаясь к нашему мирскому примеру: когда я говорю «это кольцо», я вижу атрибуты кольца, которые отличаются от атрибутов золота. Основываясь на атрибутах кольца, я говорю «это кольцо», а основываясь на атрибутах браслета, я говорю «это браслет». Нет «субстанции кольца» и «субстанции браслета», чтобы различать их. Существительное для обоих — только золото, и только оно реально. Золото как кольца, так и браслета неразличимо. «loham iti eva satyam» подразумевает, что «реальное» — это не кольцо, браслет или браслет. Все это vAchArambhaNaM vikAro nAmadheyaM — продукт (vikAra) зависит только от слов или некоторого просто словесного различия (vAchArambhanaNaM) с именем (nAmadheyam). Мы должны дать кольцу имя, основанное на его конкретных атрибутах, чтобы отличить его от браслета и его конкретных атрибутов. Но это всего лишь слова; просто речь для транзакционных целей — nAma для rUpa [имена форм]. (rUpa в целом включает в себя - shabda, sparsha, rUpa, rasa, gandha - пять чувственных входов звука, осязания, внешнего вида, вкуса и запаха.) Таким образом, кольцо, браслет и т. д. - это все одно и то же золото, но с разными названиями и формами и с разными функциями. Кольцо, браслет и т. д. - это просто «pAda-s» или названия без какой-либо padArtha или собственной материальной субстанции, которая бы их разделяла.

Атрибуты золота отличаются от атрибутов кольца; они включают в себя такие вещи, как блеск, ковкость, устойчивость к коррозии и т. д. Золото распознается по его атрибутам. Лаукика или мирские примеры приводятся для того, чтобы показать, что материальная причина пронизывает его продукты. Продукты одной и той же материальной причины являются не чем иным, как именами и формами (атрибутами) того же самого материала. Это то, что называется вьявахара сатьям. Утверждение, что ТОЛЬКО золото (ева) реально, отвергает имена и форму как нереальные. Но они также не нереальны, поскольку имеют транзакционную реальность. Следовательно, вьявахара сатьям предоставляется утверждением «vAchArambhaNaM vikAro nAamadheyaM». парамАртика сатьям и вьявахарика сатьям относятся к уровням карана (причины) и карья (продукта).

_____

«Тат твам аси» («То ты есть»). «То» — это Брахман, безличностный аспект Бога, начало и основа всего, включая и личностный аспект Бога (Атман); «ты» — это ты, человек, душа, джива. Брахман есть ты. То ты есть. Тат твам аси. «Аси» — есть, is, еси (др.-русс.) «Дживо брахмаива напарах» [джива не отличается от Брахмана]. (с) Чхандогья-Упанишада, одна из древнейших Упанишад (конец II - начало I тыс. до н. э.).


Александр Клейн
15 ноября 2024 г.
Иллюстрация: Иллюстрация: Брахман является материальной причиной, и все есть не что иное, как «форма и имя». Кл.&AI. 15.11.24


Тат твам аси. Часть 2
http://proza.ru/2024/11/15/1942

Тат твам аси. Часть 3. Квалиа и коллапс волновой функции. Настоящее.
http://proza.ru/2024/11/17/1455


Рецензии