Путины железы и Киев великий, этимология
http://proza.ru/2024/11/19/1390
Заковать в железо! Нам это выражение хорошо знакомо по историческим сценам, образ возникает - вериги на ногах, кандалы, железный звон и мрачная картина передвижения "колодников" в Сибирь, а то и Христа в ту гору... Когда прочёл:
— а Самаю опустоша въ путины железны!
Признаться, не сразу понял в чём дело. Это же слово встречается в сочетании "жел;зныи папорзи"... Или очень похожее на то. До меня (россиянина) русский язык доходит туго, поэтому пытаюсь понять каждое слово, даже если оно хорошо знакомое, как три копейки. Слово папорзи/папорози составное теологического толка. В одном случае - виноград (папин) от слова город, в другом корзина, но курица (о, ужас), а если термин представить: "папорози", то будут цветы жизни. Роза - эмблема протестантской церкви, царь Пётр был протестант, католик и Империю провозгласил на 24 декабря 1721 года, что не умаляет его русского происхождения. Зрим в корень, грузины - слова груз в основе, а уважил - русский "грузчик". Роза близка происхождением роже, а рози/роги в виде рогов оленя - достались Скандинавии, когда Рожны - это Брянщина. Ещё есть Рога Кривые, Красные и Золотые (бухта у Босфора). Вот такое её лицо, даже ряха и рыло. Если баба неряха, неопрятная домоседка, то опрятная девушка - ряха. С такой и в люди выйти не совестно, подумает каждый молодец. О хитросплетениях языков упоминается в сочетании - латинские, ещё и железные в таком порядке:
Суть бо, у ваю — жел;зныи папорзи подъ шеломы латинскими!
Сказано Роману и Мстиславу: А ты, буй Романе и Мстиславе! — храбрая мысль носитъ васъ умъ на д;ло. Высоко плаваеши над;ло въ буести, яко соколъ на в;трехъ ширяяся, хотя птицю въ буйств; одол;ти!
ПАПОРЗИ и ЖЕЛЕЗА
Предшественник папорози - папоротник - цветок, цветущий раз в году в Купальскую ночь. О том с ужасом вспоминает князь Киевский Святослав в бессонную ночь. Слово так и переводится в целом: папорзи = папоротник. Анализируя термин папорзи завсегда вспоминаю деревню Папоротно в Новгордчине.
Папорзи - жЕлезные - раскрываются только в этом смысле (железОй по крови - не металлом). К слову «подвязка» относится как вязка собак с целью получения породистых щенков. По делу случая. Представлено читателю и слушателю в том смысле, что же у вас, воин - под головным убором - шлемом? Шеломом, колпаком (как в сказке о Людмиле и карлике с бородой). А в полемике академиков видим - ремешки, подвязки, помочи - это всё детали шлема. Однако вопрос не стоит в конструкции шлема, чем и как, к чему его крепить каким способом. Отнюдь. Железные папорзи иносказательно - дети. Мы уже провели исследование слов папорзи и папорози, см. статью, в обоих случаях (виноградом или розой), "папо" - последствия. Да и перевод всех славянских наречий: дети - гвозди, отроки, нагели. Раз гвозди, значит железные. Гвозди бы делать из этих людей - не было в мире бы крепче гвоздей. Маяковский словно подсмотрел у меня. А до этого случая Автор повести высказался на тему, "пригвоздить" - князя Владимира к горам Киевским!
А шлем (шелом), он же венчающий купол - корня «куп» явно не от купальника и купца. Как и Иван Купалыч не того отчества. Заходя в церковь, мужчине следует снять шапку, а женщине покрыть голову и быть в юбке, из обычаев времени. В синагоге наоборот, иудейка простоволосая, хоть в шортах, иудею одеть капу. Туристу тоже. Вопрос спорный и как-то раз одного служителя мне удалось убедить, что не обязательно. Он был удивлён и недоволен, да и я перестал после того случая в Евпатории заходить. В синагоге нет картин и икон, там по стенам висят цитаты, как надо жить. Ничего умнее в жизни не видел. Типа красного уголка или читального зала, в котором сидят прихожане и читают книги. У католиков на манипуляции с переодеванием внимание не обращается, главное из чаши (у входа внутри) совершить омовение руки и осенить себя чистым крестом. Некоторые приседают на колено у кресла с каким-то шёпотом про себя. Можешь сесть и слушать орган. Для тебя его заведут даже если никого нет, был такой случай в храме Марии, особенно когда служитель узнал что я русский, даже одарил книгой. Ни свечей, ни привычного запаха, а автоматы по 20 центов, чтобы свечка загорелась. В древних армянских монастырях там свечи ставятся в воду с песком - полная имитация реки над которой развешены иконы. В Беларуси много разных храмов католических, протестантских и православных. Но службу ведут на своём понятном языке. Недавно батька сделал замечание в эфире, почему нельзя во всех церквах поставить скамейки чисто из уважения к пожилым людям, ну это же невозможно часами им стоять. У мусульман ритуал куда строже и торжественнее - босиком на ковёр - после обряда омовения перед мечетью. В Стамбуле посетил более 20 старых мечетей, они не перестраивались, просто к христианским церквам достраивался минарет, да и новые мечети турки строили по образу и подобию ещё 300 лет после завоевания Константинополя. Крик муэдзина (5 раз в сутки) означает призыв на молитву, у христиан - звон колокола, у иудеев - труба. Барабан - от шамана, горн - от пионеров. Будете читать СЛОВО - обращайте внимание, где звон в ушах, а где трубы городеньские...
Позже проверим. Сейчас о способе управления князьями - через детей, называется - регентство. Близко к слову религия и названию латинского языка. Род княжеский ведётся (плетётся веточками) от половецких ханов, точнее - женской половиной (дочерями). Чей ребёнок в этом случае вопросов не возникает, коли рожает и вынашивает дочь. Когда вопрос отцовства зачастую спорен, но если нет портретного сходства, вспоминают бабушку. Как в случае с Иваном Грозным, до сих пор остаётся открытым, хоть и очевидным (сын Оболенского и Елены Глинской). Прозвище Грозный - Великий значит. Так князей именовали веками ранее: "... отецъ ихъ Святъславь Грозный — Великый Кiевскый. Грозою бяшеть, притрепеталъ...", к слову о значении. Рассмотрим подробнее.
Сюжет СЛОВА закручен именно на предстоящей свадьбе, а там - ребёнок, далее регентство. Главное в этом деле - чтобы понесла.
И ркоша бояре Князю:
— уже Княже, туга умь полонила!
Се бо два сокола слетеста съ отня стола злата, поискати града Тьмутороканя, а любо испити шеломомь Дону;
— уже соколома крильца припешали поганыхъ саблями;
— а Самаю опустоша въ путины железны!
Прошу обратить внимание на «путины железны» - пУтины жЕлезы - с таким прочтением (опутать - путана производное), дающим смысл происходящему. «Самая» - женщина - в данном случае половчанка. Игорь «спасался в одной лодке с ханом Кончаком» в 1180 году, должно быть, его самый младший сын к весне 1185 года - не от Ярославны и рождён накануне выступления. Ведь в 1183 году было проиграно сражение, чем дело и кончилось, повязали (в "чёрный воронок" - феню надо чтить). В обращении к брату Всеволоду также было упоминание на брачные узы с «Глебовной», с ним такая же история. Впрочем, как и с Долгоруким, Боголюбским, Мудрым, да и Крестителем... Вспомним начало всей истории от Малуши (ключницы, прозвище составлено аки япончицы) и от призвания варягов, когда Олег (толи брат, толи сват) вошёл в Киев, показав боярам годовалого Игоря Рюриковича, и вопрос княжеской власти был решён безропотно. Женой Владимира Игоревича по летописям будет половчанка - Свобода, красноречивое имя, созвучно известной статуе. А коли приплод в надёжных руках, бояре утешают князя киевского Святослава, таки стоит ли переживать, дрУжина?! Зачем видеть плохие сны, если впору веселиться...
— Уже снесеся хула на хвалу, уже тресну нужда на волю, уже връжеса дивь на землю — се бо Готскiя красныя девы въспеша на брезе синему морю, звоня Рускымъ златомъ, поютъ время Бусово, лелеютъ месть Шароканю!
А мы уже, дрУжина — жадни веселiя!
Они просто весёлые ребята. И самый лучший день в году, со слов капитана Васютина, приходил вчера. Настолько образно и многозначно, что увязнем в разборках... Снеслась цыпочка, всё в свете поменялось, чёрное стало белым, а красное синим и туга (иго-нужда) обеспечена, настолько важное событие произошло на Каяле. Ибо «... уже връжеса дивь на землю» - повержено чудовище на сербском (чудовиште је већ пало на земљу), на белорусском языке (ужо връжеса дзіву на зямлю) - чудо на земле. Это уже беспорядок - уже връжеса - дословно. Однако под словом дзіву здесь сокрыто понятие - жить, живу: д зіву на зямлю = Я живу на земле, Я живу на землі (укр.). Словене переводят: ;ivim na tleh, чехи и словаки: Bydl;m na zemi/B;vam na zemi. Все мы земляки. А некоторые братья и сестры. Жили-были, что называется, и с чего начинаются сказки. ;ivim na tleh - Я жыву на паверсе - я живу на полу, но. Понятно, что иносказательно, да и «паверсе» созвучно папорзи, а по смыслу - прямо в яблочко, как Иван стрелой в болото. Я жыву на «па версе» = Я живу далі на вірші, Vivo in super versum (Я живу наверху); где аversum - стих, или значение: «v ersum» - назад. Мы уже знаем о чём речь.
Полная задница в смысле наследия, если обратно ко времени обратиться - бог с нами. Стих = аббревиатура Иисуса Христа с приставкой «ст/st», аки святой, старый, Стрыбог, столица, сто грамм. К слову и река Стикс тоже его имени, просто в кириллице нет такой буквы «кс», мы этот звук заменяем в быту и школе на икс-неизвестное, или мистер Икс, но живём в координатах поля ХУ, привязанными Z - по вертикали. Только её надо представить краткой Й, перевёрнутой по вектору - вверх. Соберите эту троицу буквиц и угадаете всё и сразу. Несложно догадаться, что яндекс и есть херня (яndех - наоборот). Я могу все законы физики и химии притянуть к этому слову идеально, а уж историю с теологией, или алфавит, раз плюнуть и делать нечего. Сидел в саду однажды Ньютон под луной, а ему яблоко на голову шмяк! Тресь! свалилось на балду? Вот уж действительно, «уже тресну нужда на волю», тут или лоб пополам (как сказал бы мой дед), или яблоко вдребезги. Соответственно - Z - по вертикали ведёт в гору, называется - Олимп, а Зевс - пар... И «я живу дальше на стихе» - мифы и есть наше настоящее - перевод на русский язык дословно (na stihu, на стиха), то есть в мифах, на Парнасе. Ничего личного, это русский язык. Я живу в Поле Чудес..., кстати, по каким дням передача? Читай статью о пятнице страстной, что там у них произошло.
Не для красного словца, а продолжают бояре речь успокоительную, переходя от траура к веселью: «...се бо Готскiя красныя девы въспеша на брезе синему морю, звоня Рускымъ златомъ, поютъ время Бусово, лелеютъ месть Шароканю!». Шерхан - сказочный или старый тигр, волочащий лапу по сказке масона Киплинга (учился 15 лет ремеслу слова, потом думал 10 лет, чтобы написать «Книгу джунглей» предельно достоверно). Шкура тигра оказалась никому не нужной в деревне, тогда забрался герой на гору и завыл у костра... Кому хочется старую бабу? Всем молодую подавай, да чтоб красавицу. А девы - божественные и красные, как и полагается ... под стать - кочевым половчанкам? Ага, рода-племени степняка Редеди, погоняло «Красный», уроженец Полоцка - что сиделец с пера киевского монаха и советского академика. А «въспеша на брезе синему морю» - запели на бреге морю (amore - любовь), запели красные не простому морю, а синему (ин/их = сын божий). Ср. инок - монах, иней на ветках, синяя полоса флага над красной полосой..., выше только белая. Тема следующей статьи. А первый квадробер - Маугли.
И вот поют они, девы Готские, «поютъ время Бусово, лелеютъ месть Шароканю!», то есть про времена их Божии (гот-бог), да мечтают вернуть всё по-прежнему, по-старому и чтоб с романтизмом. Как в той комедии старик Вицин на свадьбе, эх, «романтизьму у вас нет» и опрокинул рюмаху, пока искали невесту. А у той, оказывается, дети были и не один... Поют они, время Бусово (богово - усово - советское), «звоня Рускымъ златомъ», тут всё честно. Советское - савецкае - Савы, Саваофа. Главный храм в Сербии (посчастливилось мне быть), а Саваоф - отец бога нашего Иисуса, а серб - сябр, то есть брат белорусу. Покажите мне невесту, а то жениться перестану! Злато русское (со дна Каялы отмытое), у него звон особенный - не золотом трясти и монистами всякими, а корня - лат. Статья ниже (Болото и злато, этимология). Колокольному звону в СЛОВЕ уделено место издревле, от истории Всеслава Вещего - ведающего, ведущего. София в Полоцке - старейший собор в крае (типовое решение с проекта св.св.Сергия и Вакха в Византе с 6 века). Затем в рассказе про деда Игоря - Олега Гориславича. Сербы дружат с РПЦ, сербский язык - русский наоборот, но вчера провели совместное служение на двух языках. Как-то раз, совсем недавно в монастыре Сиверском, я спросил певчих монахов (красиво пели!), о чём? Выпускники высшей школы Санкт-Петербургской ответили, что не понимают, но чисто по звуку ориентируются, как им подсказали старшие товарищи. На самом деле сложно разобраться. Как сказал недавно батька, надо раздеваться и работать.
Возвращаясь к вопросу что выше - болото или гора? комель или крона? А что больше и старше - большевики (боль/бел), или гросс (нем. - большой, великий)? Старше курица или яйцо (петух не в счёт). А что чуднее - величие или... похоть? Хотя, в сторону грозы и грома суждения встречаются: гром включает понятия грозы с молнией. Великий - лика - корень? Тогда у кого алый лик - «ал кого лик» - алкоголик. Великий - вялікі, большой, супер, magnus. А magnus (лат.) - «чудово + нас», дословно: як і мы, как мы. Могилёв - моголы - Чудово - уда сыну от отца, как цепь златая кольцами на дубе. Вот именно, не на шее у кота.
ДНЕПР и КИЕВ этимология
То есть Великий Новгород и Чудово (город рядом) одной топонимики, только один новее. По аналогии Старая Ладога - Новая, а Старая Русса (на Ильмене) стала старой, когда появился Новый русский город. Слово «великий» в СЛОВЕ употребляется... преподносится слушателю, как «великий-киевский», практически повтором: кия -с- кий, одно слово на «кий» заканчивается, тут же начинается Кия... Дело в том, что «мати городов русских» - река Кия, которая сегодня - Днепр, а были у неё имена - Славутич, Борисфен, Данаприс, то есть Днепр - пятая по счёту у имён. Кстати, есть и другие речки с такой же судьбой переименований: Лутенок-Лутня(Лютня)-Туросна-Туросна Картавая-Московка (ещё и с озером Стодол), а питает - Ардонь/Иордань, что значит «люди». Вопрос с утверждением. То есть, чтобы Киеву стать исто русским городом и прежде чем что-то родить, ему бы надо получить сначала прописку по воде, не так ли? И тут всё сходится, и Кий на Кие (Данаприс то и значит - «кия-река», помимо др.). Есть несколько статей на тему, не стану отвлекаться, ссылки ниже. Напомню разве, что и Киев был не всегда на этом месте (при Десне), вот Сигизмунд Гербернштейн на картах Московии середины 16 века указывает местоположение города Кия выше по течению Днепра. Похоже, Троянский конь кочевал как те половцы... Указан аккурат на месте впадения Припяти (выше и севернее чем сегодня), откуда славян и прорвало в 6 веке, а далее в истории - "исторические русские" вскоре "из-за моря" и явились. Никто не знает какого. По обычаям наименования русский город должен был называться по имени малого притока, либо Деснянск, либо Почайновск, если следовать логике - раз, и считать его русским, два. Из истории жития-бытия самого Князя Кия известно, что был вхож и рукоположен, и сначала выстроил городок себе где-то на Дунае или другом месте (не нашли где), а потом с братьями и сестрой на Днепре. Могилы князю нет. Хотя бы камень как Олегу на Ладоге, так нет и вопроса. Есть ли Днепр в СЛОВЕ, да есть, упоминается по событиям гибели Ростислава брата Мономаха:
"Уношу, Князю Ростиславу, затвори Днепрь темне березе".
Переводы буквальные: Данаприс - Данапрыс - Мудрый человек, Мудра людина, муж, Мудрая награда, Moder ;lovek и др. Видимо, немцы использовали der, как артикль к мужскому роду впоследствии (им так объяснили через соседа на латыни). Получился латинский: «Мо дер адам» (дословный перевод), древний человек (мужчина). Из истории Днепра - поведал русский язык. Есть ещё другие значения имени, что запомнилось тюркам, что славянам, но это к области изучения имени. Анализируя термин Данапрыс (белор.) - Дарение и «Да напрыс» - Очень жаль, Шкода (укр.), ;koda (чех.), Жалко (болг.), Жаль - узнаёшь много новых слов. Шалун, баловень (болван и пр.), остались слова нашкодил - набедокурил и чешская машина с именем. Также напрыс (белор.) - например (корня мера), на пример (серб.), na primer (сл.), наприклад (укр.).
Уголь сажей измажу и думаю,
отчего не вздымается дым?
Не горячая? голову щупаю...
А вообще вся беда от трубы.
Да напрынс (болг) - Да князя (белор), До князя (укр), Князю (русск), Кнезу (серб), Do ksi;cia (пол), K princovi (словац), Princu(хорв), K princu (словен), An den Prinzen (немец), A herceghez (венг) - князю, "в её компанию" дословно... Вот куда впадают Сож, Ипуть, Туросна, Иордань, Десна. Тема бесконечная и трактовать можно как угодно, но. Легко обосновать что либо по отдельности - разрозненные в сознании слова: имена, названия местности. Ещё легче это сделать не привязываясь ко времени. Взял и обосновал Ипуть = вода, Упа = вода и подписался ниже - балт. Главное, ничего не доказывать и не морочить людям голову. И боже вас упаси, взяться и логически обосновать весь гидробассейн реки Днепр по именам, или Двины. Особенно если их две, а слово ушкуйник вам не знакомо. Пробуйте на языке российском соединить не соединяемое, чтобы получилась хоть какая-то стройная система, я уже не говорю - знаний, но хоть какой-нибудь ответ на вопрос, почему? И он не был бы, умопомрачителен. Почему Киев - мати русских городов, почему Гарыныч трёх голов, а орёл - двух? Хуже всего поддаются объяснению реки. Они протекают по разным странам и не поддаются одному названию. Быстро меняются только лозунги. Этимологическую версию о Киеве и Днепре см. в статье "Ад случился ровно в пять...
Имя Данапрыс (Да князя, До князя, Князю, Кнезу...), обратилось со временем в Днепр без лишних огласовок в удобочитаемой форме. И это единственное из возможных толковых объяснений (которое я вывел три года назад) с безупречным происхождением и значением. Как бы сказали лингвисты - этимология названию реки - есть и это аксиома. Становится ясным, какую последовательность названий можно себе представить во времени, - это явно не от Славутича за неимением там славян, как была речка Кия. Соответственно - Киев на ней. Не старый, не новый, как поздние названия делились, а первый город на реке. Первый парень на деревне. Соседи вспоминают, в частности Новгородская летопись, в отличие от «Повести временных лет» утвердительно называет Кия перевозчиком, упоминая и вторую версию о том, что он был «ловцом», позволяя себе нелестные высказывания за образ жизни киевлян.
Новгородская летопись дополняет текст легенды о Кие - до Нестора, - датируя её 6352 (854) годом: И б;ше ;коло града л;съ и боръ великъ · и б;ху лов;ща зв;рь б;ху мужи мудри и см;слени и нарицахус; Пол;не · ; нихже єсть Пол;не в Києв; и до сего д;не · б;ху же поган; · жруще озеромъ и кладяземъ и рощениемъ · якоже прочии погани...
Эзопов язык читать и сложно и интересно одновременно. И был около города лес и бор великий, на фене - Борисфен. И промышляли ловлей зверей мужи мудрые поляне, и сего дня - поляне в Киеве (от них) дюже поганые, чисто язычники, озером питающиеся да собирательством и выращиванием... Как и прочие поганые, стало быть, коих вокруг было-жило. Язычники, насколько можно сообразить по обращению (поганые), когда автор-летописец себя таким уже не считает. Однако Новгород основан с середины Х века, спустя сто лет от призвания (и Новгородская земля известна историкам с 859), а пишет он о том, что происходило за век до события и явно с чьих-то воспоминаний под чутким руководством. Примечательно, что и калька с «половец» для них, то же самое значение - язычник. Нестор спустя время обзывает язычниками и грязно живущими всех вокруг себя, особенно вятичей и радимичей. «Поляне же - на Висле седоша», то есть поляков современных стоит отождествлять по Висле, не Днепру. И занимались они ловлей - в стадо овечье, да лоно Господне. У каждого свой Бог с момента как кассу поделили, от строительства Констатнтином - Византа в 4 веке. Если и есть другие предположения явления руси «из-за моря» (с любовью), то это оттуда. Христианизация не прошла одним днём, а последующие расколы лишь усугубили отношения меж славянами. "Питаться озером" - намёк на старицы, пересохшие русла рек (теологическая подоплека), а Новгородцы от слова - новые.
Итак: Кия-Славутич-Борисфен-Данаприс-Днепр. Река меняла названия, а город оставался с прежним именем. Это было возможно при условии, что вся река от верховий до устья подпадает под правление одной власти и надолго. Давайте махнём улицу Большую на Октябрьскую, кто за? И переименовали. С рекой такой фокус не прокатит. Язык до Киева таки довёл...
Нам достаточно знаний о имени Днепра - Данапрыс для встречи слова «прыс» в повторе: «Прысну море полунощи! — идутъ с мор ци мьглами — Игореви Князю Богъ путь кажетъ...». Обратное тому - бриз, спокойствие. Или прыс - прайс (цена), приз - награда и др. А тут прыснуть, рыснуть, рыскать - рысь? Тотем солярный, герб Гомеля - кошка красавица, памятник Рыси установлен на въезде со стороны Могилёва, Минска. А если в слове заменить «много херов» на «угол-клин» и получим русь с «мягкой силой» - усь. Как это могло быть в грамоте насущной. А из оберегов радимичей останется «коник-рысик» в бронзе 9-11 век, кресты появятся артефактами позже, а Крещение ВКЛ - Великому Княжеству случится в 15 веке... Литовское в название - тут, как козе баян, делопроизводство велось на русском древнем, к слову - литература наша - вся литовская? - или от тура? В том-то и дело, что князь Буй-Тур получил прозвище в Руси Белой. Поэтому он выделяется своим прозвищем от собратьев, хотя - Курский по деду, но по жене - так. Язык идишь был в Беларуси вторым наряду с русским до наших дней, можно сказать о времени, но они - русские. Равно в Еврейской автономии - еврейцы, как они себя сами (все 98% русских) называют в шутку.
ВЕЛИКИЙ и ЁЛКИ-ПАЛКИ
Великий - должно быть составлено божественным сочетанием «ел» с «кий» посредством союза «и» (с заменой Б на В начальное). Аналогично: Габсбурги = Новгородцы. Ещё надёжнее усмотреть: «ёлки-палки», ибо кий - палка (полк). А мы играем в биллиард суффиксом? По нормам русского языка для россиян - это нормально шырять кием по лузам шары и не видеть существительного в корне. Я уже молчу о зелёном поле и слоновой кости шариках, "чисто изумруд - ядра". А управляем лодкой не шестом - князем, а Кий-основатель - шесток для насеста? А полк - палка, а петух в ощипе - леденец на палочке... Ах, вон оно, в чём дело! Кинуть палку - разбить "пушку" в городки. А не глупостями заниматься в медовый месяц. Русский без Кия на конце - не великий. Ничего личного, чисто по тексту слова наблюдаю, если в ряд. Наконец-то уяснил, что такое семи пядей во лбу... И смех, и грех с этим Осмомыслом (волынским) и Мудрым папой - мати городов.
Вот такие «ёлки-палки», ходит парень холостой...
Подвести черту: папорзи - жЕлезные - раскрываются только в этом смысле (железОй - не металлом). А к слову «подвязка» - железа относится не только как вязка собак с целью получения породистых щенков. Известен немец Барбарос-борода (синяя), который знаменит тем, что состоял на службе русского хана и пытался выводить искусственным способом - высиживал яйца сокола. Не вышло. На память осталась каменная чаша Грааля им, нам - "Руслан и Людмила". Если железо куётся «пока горячее» и молотом железным, то листы проката, жестянки правятся - киянкой, деревянным молотком с широким лбом. Предназначен для мастера-кровельщика по имени... Осмомысл. Хотя, всех выше в ихней мифологии сидит некто - Зевс, великолепный поэт, сантехник и прочая мастер по дереву, импотент по состоянию здоровья. России же достался деревянный рубль после золотого червонца, а как известно - серебро дороже золота, но дешевле молчания.
Донецъ рече: Княже Игорю! — не мало ти величiя, а Кончаку нелюбiя, а Руской земли веселiа? ... Плачется мати Ростиславя по уноши Князи Ростиславе — уныша цветы жалобою, и древо с тугою къ земли преклонило…
Дети - цветы жизни. Отдельная тема, но плывём пока по течению, и, не реки мёртвых Стикс, а языка русского - жывага. От слова «вага» - уважение к рычагу (палке) у нас с молоком... в кисельных берегах. И только «соловьи» как дятлы (а ничего не изменилось!) - «дятлове тектомъ путь къ реце кажутъ, — соловiи веселыми песьми светъ поведаютъ!». Кино и немцы.
И рече Гзакъ къ Кончакови:
— аще его опутаеве красною девицею, ни нама будетъ сокольца, ни нама красны девице, то почнутъ наю птици бити въ поле Половецкомъ!
РЫЛО и РЕКА
Так оно и вышло. Цитата из статьи «Река Кия и тайны селькупского языка», касаемо значения «кия» и «рыло», но какими образами распространялась молва, это интересно:
О «традиционной языческой основе» от корней, когда все три сферы в представлении остяков-селькупов связаны с рекой, деревом и небом, смотрите объяснение от языка. В значении: норильск = нарыльск (белор); на рыль (казах) - на хрыбце, на гребену, на гребне, na hrebeni и так далее - о местоположении города на плато Путорана сходится с гребнем волны. С уточнением, что город на реке: на-рыль-ская (татар) - на реке, на рацэ, на річці, на реци, na rieke и так далее, а окончание «ская» означает «с кием» - река Норильская. То есть рыль - речка. Так выдаёт переводчик. Однако «на рыль-ская»: на ржаном небе, на жыта-небе, на житньому небі... Просто попадание в яблочко. По представлениям селькупов, цитирую: «Вселенная делилась на Неба (Ноп), Землю (хозяйкой которой выступает Илынта Кота — «Старуха Жизни») и Преисподнюю (Кызы). Все три сферы связаны рекой, по которой на семивёсельной лодке «ронтык» шаман может спуститься в Нижний мир, а также деревом, по зарубкам или ветвям которого шаман взбирается в Небо. Среди шаманов («тэтыпы») выделяются «сумпытыль куп» (камлающий в светлом чуме) и «камытырыль куп» (шаманящий в тёмном чуме)». В термине «камытырыль куп» (шаманящий в тёмном чуме), куп - чум, чашка, кубак; камытырыль - уключаны (схоже с уключинами вёсел) при значении «рыль» - река. Город расположен в чаше между гор, местоположение исключительным образом соответствует теологии. С казахского камытырыль куп: встроенная чашка, убудаваны кубак, вбудована чашка, вградена чаша - встроенная, а буда, бутить имеет основу каменная (корень уд). А если по слогам: камы ты рыль = калі вы ляціце, когда ты летишь. Чем не птица? «Шаманы непременно обладали музыкальным и поэтическим даром — каждой весной на празднике Прилёта Птиц шаман исполнял новую песню».
20.11.2024, Санкт-Петербург
Папорзи, происхождение и значение
http://proza.ru/2024/11/12/1520
Не держите яйца в одной корзине
http://proza.ru/2024/11/12/1874
Река Кия и тайны селькупского языка
http://proza.ru/2021/11/19/1529
Карта Гербернштейна к статье:
Язык до Киева, таки, довёл...
http://proza.ru/2021/09/23/1567
Ад случился ровно в пять...
http://proza.ru/2021/08/24/1438
Свидетельство о публикации №224112100555