Свободный полёт через кризис прошлого - куда?
И вот наступили времена, когда прошлое – с его опытом и знаниями – превратилось, похоже, в никому не нужную архаику, скорее мешающую, чем помогающую успешной деятельности в настоящем. Рецепты из прошлого молодым поколением воспринимаются зачастую в лучшем случае с улыбкой или со скрытым раздражением.
Самое удивительное, что изменения условий для решения актуальных задач происходит столь быстро, что раздражающими и смешными становятся не только (и не столько) окружающие люди, сколько человек сам для себя самого – «вчерашнего». Жизнь начинает всё более и более ускоряться и проходить в режиме летящего, причем неуправляемого, снаряда.
Не отсюда ли проистекают повсеместные призывы различных коммерческих гуру и коучей жить «здесь и сейчас» – не заморачиваться ни над прошлым, ни над будущим – ведь первое лишь отягощает, а второе непредсказуемо.
Конечно же, для таких рекомендаций есть и повод, и основания. Но вот чего такая позиция не учитывает – это то, что ДАЖЕ В НАСТОЯЩЕМ НЕЛЬЗЯ ОПЕРЕТЬСЯ НА ПУСТОТУ, будь то дорога, по которой мы идем, или перила, помогающие не упасть, будь то физические или ментальные действия.
Этот факт требует особого внимания, так как особенность наступивших времен заключается в том, что всё, что связано с пустотой и неустойчивостью переместилось из мира внешнего в мир внутренний. Особенно с учетом того, что низводя других людей, а следом и самого себя до уровня ресурса потребления (самопотребления) для жизни «в кайф» (об этом мы уже говорили ранее в эссе «Умение наслаждаться жизнью» - http://proza.ru/2015/02/20/834), а именно это стало по сути неоспоримыми целью и культом, доминирующими в массовой культуре, мы только множим пустоту и ускоряем время течения нашей жизни.
Потребление, помноженное на самопотребление, достигло своей крайности в форме безудержного гедонизма – конформистского, нонконформистского (фрикоподобного), сексуального, визуального, гастрономического и иных его форм – воплотившегося в постмодернистском отрицании культуры и выводе о конце истории.
Задыхающиеся в духовной пустоте и изживших себя либеральных ценностях Запада, но ещё сохранившие здравый смысл люди начинают всё более и более склоняться к бунтарскому протесту, который проявляется в виде возрождения правых националистических идей, приближающихся к «романтическому» итальянскому фашизму – венцу западноевропейского коллективизма.
Бесспорно, на этот процесс объективно влияет ещё и то, что наибольшую устойчивость и успешность экономического развития демонстрируют государства с четко обозначенными духовно-идеологическими ценностями: коммунистическими в Китае, индуистскими в Индии, мусульманскими в странах Исламского мира, патриотическими в России. И если относительно первых всё относительно понятно, то с Россией – нами самими – всё не так просто.
О проблеме патриотизма как идеологии мы тоже уже говорили ранее, ещё в 2016 году ("О патриотизме как национальной идее" - http://proza.ru/2016/02/04/1281). А вот то, что касается той составной части патриотизма, которая ассоциируется с понятием «традиционные ценности», требует отдельного рассмотрения.
Ведь здесь мы сталкивается с явным противоречием – традиционность подразумевает опору на ценности (духовно-нравственные, поведенческие и другие), выработанные ПРОШЛЫМ, которое, как было сказано ранее, молодым поколением стало восприниматься как обуза.
Так ЧТО и ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ всё же необходимо ВСЕМ нам отобрать и сохранять из прошлого как безусловную ценность на уровне личностном, семейном, этнонациональном и государственном?
(продолжение - http://proza.ru/2025/01/25/640)
Свидетельство о публикации №224112500688