Будда и Монстр. Как бороться с собой

Владимир Барановский пишет: «Наш первоначальный импульс создать мир (в детстве) сопровождается попыткой дистанцироваться от некоторых вещей, сделать так, чтобы чего-то с нами не происходила никогда. Мы таким образом создаём себе монстриков, которые живут внутри и дёргают за ниточки, мотивируя нас на поступки. Обычно считается, что в процессе развития они рассасываются и воссоединяются с остальным сами собой. Это не совсем так. Если жить в монастыре и пытаться упростить жизнь по максимуму, монстрики спят, если пытаться жить активной жизнью, она начинает преподносить уроки».

Отвечаю:

Ты затронул важный вопрос. «...Считается, что в процессе развития они рассасываются» — это ошибочное европейское представление, типа как «солнце встает на востоке». Это не так. Ничто никогда в человеке не «рассасывается».

Шестой патриарх чань даже говорит 1300 лет тому назад: «Не ставьте своей целью избавление от неведения и ложных взглядов (иллюзий), так как они сами по себе являются природой истинной таковости. Когда с помощью праджни вы обретаете просветление, вы, из всех вещей ничего не отвергая и не предпочитая, созерцая свою природу, становитесь Буддой» (с) Сутра помоста. Я добавлял здесь: http://proza.ru/2025/01/08/1561 «Это нужно понимать так: способность нашего сознания создавать модели-образы действительности ведет, конечно, к заблуждениям, но именно она создает мир, в котором мы находимся – всю истинную таковость, в самой ее глубине ...когда просветлитесь, ложные взгляды сами отпадут». Сейчас добавлю:

Ставить себе целью «избавление» от монстров — это ошибочная цель. Правильная цель — учиться их контролировать. Научиться жить с ними так, чтобы они не мешали твоим действиям, не перехватывали управление, — научиться направлять их энергию в позитивное русло. Злобность обращать в неукротимость в преодолении препятствий (собственно, она есть «другая сторона» рогов, которыми ты копаешь мир); другие «вредные качества» тоже укрощать. Кстати, «крот» в слове «укротить» — это древнее индо-европейское, до-санскритское слово означающее «гнев»; по-моему, и сейчас на хинди (инди, индийском) «крот» — «гнев».

Как действовать?
(одно время даже хотел создать терапию по поводу не уничтожения-рассасывания, а взятия-под-контроль монстров; почему «терапия»? потому что «терапия» делается без затрат энергии получающего результат, а «обучение» делается с затратами энергии получающего; иногда терапия оправдана; я отказался от этой идеи, но ты вызвал к жизни этот метод; излагаю:)

Подход следующий:

Если монстров нельзя уничтожить (потому что они входят в «узор на основе сознания», в «рок» Гегеля), то они представляют собой отдельные сущности, живущие вечно. Под их «вечностью» понимаем жизнь конкретного человека, его индивидуальное сознание. Это вселенная монстров и их вечность. Сообщество монстров в это вселенной — это мета-монстр. Он — отдельная сущность, неизменная (несмотря на его любые изменения и развития). Это часть тебя. 

Существует другая часть тебя. Будда. Чуть изменим предыдущую редакцию слов Шестого патриарха (перевод китайских иероглифов на русский язык это допускает): «Когда ... вы, из всех вещей ничего не отвергая и не предпочитая, созерцаете свою природу, вы становитесь Буддой» (с) Сутра помоста.

Поясню: вы и так Будда. Гегель говорит, что этого Будду (Дух) нужно «освободить». Шестой патриарх говорит здесь: вам нужно «проявить» своего Будду. Они говорят одно и то же. И оба понимают — диалектическая логика — что вам нужно освободить Будду и, одновременно, вы уже есть Будда. Но не Будда (Дух). Но Будда (Дух). Тат твам аси. Но одновременно: А-тат твам аси. То (Дух) ты есть. Но одновременно: Не-То (не-Дух) ты есть.

Следовательно:
Твой Будда может поставить под контроль твоего Демона. Монстра, я имею в виду. :)) И не когда-нибудь, а уже сейчас. Прямо сейчас. Ну, не полностью, и не навечно. Но как-то... и вполне успешно, и прямо сейчас. Лиха беда начало, дальше будет все лучше. Что нужно делать? Тебе. Стремиться к просветлению. Быть мудрым, правильном во всем. Не «формально хорошим»! А диалектически. Не убивая (рассасывая) монстра, а «со-существуя с ним». Т.е. «будучи им». Монстр? — Монстр. — Но стремящийся к просветлению? — Да. Значит, уже не монстр. Но монстр. (не убивающий себя, это все равно бесполезно).

Технически это нужно делать так:

Той частью тебя, которая есть Будда, упаковать в толстую мягкую «оболочку» (как в сумасшедшем доме стены матрасами оббивают) того себя, который Монстр. Это главное. Это сразу дает сильный эффект. Кроме этого — продолжать работать с Монстром как раньше, смягчая, «рассасывая» его. Это 5-10-15% даст работа с ним, — но они очень важны. Упаковка в «матрас» даст еще 80%. Тебя уже должно стать двое. Один изначально, извечно хороший. У него есть уже сейчас все инструменты, чтобы работать с «плохим». Другой, который не «рассосется», и для которого ставить такую цель глупо — ибо он есть сила, мощь, жизнь (живое) и «обратная (диалектическая) сторона» твоих хороших качеств.

Инструкция, что делать:

Тебя должно быть двое.
Хороший должен окружить облаком «плохого» и так его сдерживать (и воспитывать).
«Плохой» должен продолжать стремится к улучшению как и прежде (это его правильная честность).
Плохой вечен.
Плохой — оборотная сторона хорошего.
Хороший стремится к просветлению.

В итоге, плохой и хороший «сольются». Степень монолитности, гармонии, равновесия, «неподвижности» (медитативной) (Шестой патриарх говорит: неподвижность это не «сидеть неподвижно», а «внутри быть неподвижным», в том смысле, чтобы тебя не выводили из равновесия импульсы внешнего мира и твоего внутреннего мира; спасибо, Ву Куан, что сформулировал это) — станет абсолютной. Но Бог с ним, с итогом, с просветлением... Важно, что само стремление к нему — «Путь Маха-праджня-парамиты», как говорит Шестой Патриарх в Сутре Помоста, или «в чем должны пребывать добрый муж или добрая женщина, возымевшие мысли об аннутара-самьяк-самбодхи, как они должны овладевать своим сознанием?», как говорит Будда в Алмазной сутре, или что есть правильное «освобождение Духа в себе», как сказал бы Гегель в «Философии духа», — уже даст полный результат. «Намерение», как говорил Дон Хуан в Кастанеде.

Вот такой терапевтический метод:
Осознание своего Будды (при осознании, что Монстр вечен, а цель его уничтожения не стоит) и правильная работа Будды с Монстром.


Александр Клейн
15 января 2025 г.
Иллюстрация: Будда и Монстр. Кл.&AI. 15.01.25


Плоскости понимания. Деррида, Сократ, чань
http://proza.ru/2025/01/08/1561

Лекция 4 по Гегелю. Тотальность. Иллюзия «Я есть» («узор на основе сознания» и «рок» Гегеля)
http://proza.ru/2025/01/10/135

Гегель. Тотальность. Иллюзия «Я есть». Лекция-беседа #4
https://www.youtube.com/watch?v=FwFdRy-hXuw

Тат твам аси. Часть 2
http://proza.ru/2024/11/15/1942

Принцип Fake it till you make it
http://proza.ru/2025/01/15/1731

Гегель и Линь-цзы о спокойствии духа
http://proza.ru/2025/01/22/1930

«»


Рецензии