Похожие герои в Евгении Онегине и Пиковой Даме
Они оба стремились к достижению высокого положения в обществе, почета, признания. Чтобы представить себе Татьянины представления о почете, можно посмотреть на Татьяну фантазию о грандиозном приеме в свете княгини - Татьяны в восьмой главе. А Герман мечтал о чем-то, что позволит ему «утроить, усемерить его капитал и доставить ему покой и независимость!»
Для Татьяны единственным средством достижения ее цели было удачное замужество. Появление Онегина дало возможность Татьяне перейти от фантазии к ее осуществлению. Завоевание Онегина стало ее главной идеей.
Узнав историю про магические три карты, Герман увидел в них единственный возможный путь к достижению своей цели. Задача требовала завоевания доверия старой Графини. Он был не прочь стать ее любовником, но для этого сначала, по его мнению, надо было проникнуть в ее дом. При осмотре дома он и заметил в окне ее воспитанницу, и уже эта воспитанница стала для него средством проникнуть в дом Графини, чтобы выведать три карты.
Как написал Пушкин в "Евгении Онегине",
... Все предрассудки истребя
Мы почитаем всех нулями
А единицами - себя
Мы все глядим в Наполеоны
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно
Нам чувство дико и смешно
И Татьяна, и Герман видели в объекте своей страсти только средство добиться высокого положения.
Тема Наполеона повторяется и в «Пиковой даме»: подчеркивается, что Герман был похож на Наполеона. И Герман, и Татьяна являются индивидуалистами, стараются добиться своего благополучия за счет других.
Индивидуализм героев связан с тем, что у них обоих нет совести, они не способны к самосознанию. Пушкин несколько раз прямо говорит, что у Германа совести не было. Татьяна жалеет себя как жертву «модного тирана» Онегина, когда она сама собирается написать ему соблазнительное письмо. Чтобы оправдать свое поведение, она сравнивает себя с кокеткой, которая действует по расчету. Она уверена, что она-то гораздо лучше! Она не замечает, что она и сама действует по расчету, что она написала Онегину кокетливое лживое письмо, чтобы побудить его жениться на ней.
Неспособность к самосознанию ведет у обоих героев к тому, что они, как сомнамбулы, находятся между реальность и фантазией. Все знают, что «Пиковая дама» проникнута фантастикой и мистикой. Но то же самое можно сказать и о «Евгении Онегине». Больше того, фантазии героев принимают похожие формы. Мистические сны, тайное проникновение в чужой дом, подсматривание — повторяются в «Онегине» и «Пиковой Даме».
Сюжет в «Евгении Онегине» и в «Пиковой даме» разворачивается вокруг «любовной истории». В обоих случаях герои имитируют любовь, чтобы достичь своих прагматических целей.
Герман изображает любовь к воспитаннице Графини, Лизавете Ивановне, только для того, чтобы оказаться в ее доме и, затем, проникнуть к Графине.
В «Онегине» сюжет включает «любовь» Татьяны к Онегину, которого соседи считали завидным женихом.
Конечно, проблема и для Татьяны, и для Германа была в том, что они не были знакомы со своей предполагаемой пассией (жертвой). Татьяна мелком увидела Онегина, когда Ленский привел его познакомиться с Ольгой. Они не были представлены. А Герман узнал про Лизавету Ивановну, заметив ее в окне, когда он изучал подступы к дому Графини.
Что делать? Им пришла в голову одна и та же идея: написать письмо, используя образцы из переводных романов. Татьяна опиралась на французские сентиментальные романы, а Герман — переписал письмо из немецкого романа. Секретная передача первого письма оказалась сложной задачей. Татьяна придумала воспользоваться внуком своей няни, а Герман ухитрился сунуть записку в руку Елизавете Ивановне, когда та садилась в карету. Переписка Лизаветы Ивановны и Германа продолжалась, когда они оба вошли во вкус.
Необычность письма Татьяны, где она настойчиво предлагает незнакомому мужчине жениться на ней, особенно хорошо видна, когда мы сравним ее письмо со сдержанным, приличным ответом Елизаветы Ивановны на первое письмо Германа.
Герман увидел у себя ночью умершую Графиню, которая проникла к нему через закрытую дверь с помощью ключа. Она открыла ему желанные три карты. Как он и ожидал, это оказались «тройка, семерка, туз», чтобы «утроить, усемерить его капитал и доставить ему покой и независимость!» Он принял это видение за реальность.
Хотя Татьяна также видела фантастический сон, но в этом случае она знала, что это — сон. В то же время некоторые события в жизни Татьяны, о которых говорится в «Евгении Онегине», явно являются фантастическими. Я имею в виду ее поход на дом Онегина и ее замужество. Я подробно писала о невероятности этих событий http://proza.ru/2024/08/19/1128, http://proza.ru/2024/08/20/95. В восьмой главе Пушкин называет Татьяну своей музой, явно указывая на ее авторство повествования о Татьянином выслкм положении в Петербургу и ее встрече с Онегным там. Оба эти события, также как и сон Татьяны, связаны с фантастическим проникновением в чужой дом. Во сне (глава 5) Татьяна увидела себя подсматривающей за Онегиным и его гостями в воровском притоне. В седьмой главе Татьяна воображает свое проникновение в деревенский дом Онегина после его отъезда, якобы читает его книги и заметки на полях. Это дает ей возможность сделать вывод, что он вообще плохой, ей не нравится. Затем, в восьмой главе, она воображает, что она вышла замуж и стала княгиней-генеральшей. Онегин в свете видит ее, влюбляется, тайно проникает в ее петербургский дом, наблюдает ее рыдающей, бросается перед ней на колени.
Герман также проникает в дом Графини, чтобы выведать ее тайну. Это событие в «Пиковой даме» описано с реалистическими подробностями, потому что в нем участвует Лизавета Ивановна, которая вполне нормальна, как можно понять.
Для секретного проникновения в чужой богатый дом надо было преодолеть входную дверь, слуг, затем найти в доме нужное помещение. Лизавета Ивановна дала Герману подробные инструкции, как проникнуть в дом, когда входная дверь не закрыта на замок и хозяев нет дома — чтобы уменьшить вероятность встретить слуг. Инструкции по нахождению ее комнаты очень запутаны.
Можно сравнить это с тем, как представляет себе проникновение в богатый дом Татьяна. Она якобы приходит к Онегину в его отсутствие и спрашивает ключницу: «Увидеть барский дом нельзя ли?». Как показывают инструкции Лизаветы Ивановны, этот вопрос был абсурден. Слуги не для того там находились, чтобы организовывать экскурсии посторонним в отсутствие хозяев. В Татьяниной фантазии ключница не заметила ничего странного в этой просьбе провела Татьяну по дому Онегина, как по музею, и разрешила ей и дальше приходить, рыться в его книгах.
Учитывая величину богатого петербургского дома, наличие слуг, окружающих хозяев, пройти незамеченным и с первого раза случайно угадать комнату хозяйки в реальности было практически невозможно. Герман не решился на это, поэтому ему и нужна была помощь Лизаветы Ивановны, для этого он и вел переписку с ней, имитируя влюбленность. Поэтому неожиданное появление Онегина в комнате Татьяны-княгини фантастично.
Но войти в дом - это пол дела. Надо из него еще и выйти из него. Лизавете Ивановне пришлось дать Герману ключ и объяснить, как выйти из дома, не попав в поле зрения слуг. У Онегина такого пути для отступления не было (вспомним: "Но шпор незапный звон раздался, И муж Татьянин показался). Мог ли Онегин не предвидеть такой возможности?
Подобие историй Татьяны и Германа косвенно подтверждает мою догадку, что проникновение Татьяны в дом Онегина, ее замужество и проникновение Онегина в дом Татьяны-княгини произошли в ее мечтах. Пушкин ожидал, что его читателям известна невероятность таких событий.
Но, если мы точно знаем, что Герман сошел с ума, нам неизвестно, верила ли Татьяна своим фантазиям.
В любом случае, и Герман, и Татьяна предпочитали фантастический мир потому, что реальный мир оказался чужд и враждебен, не соответствовал их планам. Из-за неспособности к рефлексии, отсутствию самосознания и сочувствия к другим они оказались не способны вести осмысленную жизнь, взаимодействовать с другими людьми. Именно эгоцентризм привел к краху обоих героев: Герман проиграл все, оказался в сумасшедшем доме; Татьяна оказалась смешной, когда Онегин публично отверг ее притязания.
Параллели между «Пиковой дамой» и «Евгением Онегиным» помогают лучше понять оба произведения и взгляды Пушкина на жизнь.
Свидетельство о публикации №225021901719