Ч. 437 Призрачная война и такая же победа
Отношения между Россией и Англией чередовались противостоянием и союзничеством. В двух мировых войнах Англия сражалась на стороне России, почти двадцать лет обе страны вместе воевали против Наполеона и революционной Франции.
Англичане обучали русских моряков на своих военных кораблях, строили для России пароходы, поставляли заводское оборудование, учили корабельных механиков, знакомили с новыми технологиями, ремонтировали русские корабли, снабжали их продовольствием, вооружением, навигационным оборудованием, лоциями и картами.
В январе 1863 года в Царстве Польском и Западном крае вспыхнуло восстание поляков за восстановление Речи Посполитой. Восстание жестоко подавили русские войска.
Безнадёжное с самого начала, оно было просто актом отчаяния польского населения.
Единственной реальной надеждой повстанцев было вмешательство иностранных держав. В Западной Европе, особенно в Англии и Франции, борьба поляков за свою государственность вызывала большую симпатию.
10 апреля 1863 года Англия, Франция и Австрия отправили русскому правительству ноты протеста по поводу его политики по отношению к полякам, требуя независимости Польши.
Французский министр иностранных дел предложил Линкольну присоединиться к этому протесту, но американцам было не до европейских дел из-за Гражданской войны, и они отказались.
Завязалась переписка между министерствами иностранных дел России и европейскими державами, и весь воинственный пар поддержки сражавшихся поляков ушёл в дипломатический свисток.
Страхи по поводу войны с Англией и Францией оказались чрезмерно преувеличенными. Европейские державы не собирались воевать с Россией, чтобы помочь полякам получить независимость. Опасалась войны и Россия, экономика которой ещё не пришла в себя после Крымской войны.
Складывается впечатление, что страхи по поводу вероятной войны активно нагнетались российским послом в Англии бароном Брунновым, потому что отсутствуют любые свидетельства реальной подготовки англичан к войне с Россией.
Франции было не до войны с Россией, потому что французские войска высадилась в январе 1862 года в Мексике, намереваясь быстро захватить столицу Мехико, но мексиканские республиканские силы разгромили их в битве при Пуэбле 5 мая 1862 года.
На интервенцию у французов уходило всё больше войск и денег, поэтому речь о войне с Россией, чтобы поддержать поляков, вообще не шла.
Но царское правительство, обжегшись на молоке (Крымской войне), дуло на воду в 1863 году, опасаясь нового совместного военного выступления Англии и Франции.
Вторым возможным полем столкновения было отношение трёх держав к событиям в США.
Вторая французская империя оставалась официально нейтральной на протяжении всей Гражданской войны в США и никогда не признавала Конфедеративные Штаты Америки.
Правительство Линкольна предупредило, что признание южных штатов самостоятельным государством будет означать войну. После этого Наполеон III высказался, что война с США без союзников «будет означать катастрофу» для Франции.
Единственными союзниками Франции могли быть только англичане, однако те отказались от непосредственного участия в Гражданской войне на стороне южан. Британская Палата общин в марте 1863 года проголосовала против признания Конфедерации.
Прибытие русских военных кораблей в порты Союза чётко обозначило отношение России к Гражданской войне в США. Но считать, что их появление в Нью-Йорке и Сан-Франциско вынудило правительства Франции и Англии отказаться от интервенции – заблуждение.
Слабый русский флот не представлял серьёзной угрозы этим державам. Были другие причины не вступать в войну с Союзом на стороне Конфедерации, которые здесь не рассматриваются.
Американское правительство прекрасно понимало «мощь» прибывших русских кораблей, но ему крайне важна была моральная поддержка со стороны Российской империи, тем более, что между Россией и США не существовало договора о взаимопомощи в случае нападения на любую из двух стран.
Кроме того, американские промышленники считали Россию огромным рынком сбыта своих товаров. В 1858 году Россия предложила заключить соглашение с США о сотрудничестве в развитии торговли с Китаем.
В связи с этим предложением Россия в одностороннем порядке открыла весь регион Приамурья для свободной торговли с Соединенными Штатами. Вот одна из причин, почему американцы сквозь пальцы смотрели на то, как русские морские офицеры занимались промышленным шпионажем.
Александр II в интервью американскому банкиру Уортону Баркеру 17 августа 1879 года сказал: «Осенью 1862 года правительства Франции и Великобритании предложили России, формально, но не официально, совместное признание европейскими державами независимости Конфедеративных Штатов Америки.
Мой немедленный ответ был: «Я не буду сотрудничать в таких действиях; и я не соглашусь. Напротив, я приму признание независимости Конфедеративных Штатов Францией и Великобританией как повод для войны.
И для того, чтобы правительства Франции и Великобритании могли понять, что это не пустая угроза; я отправил Тихоокеанский флот в Сан-Франциско и Атлантический флот в Нью-Йорк.
Были отданы запечатанные приказы обоим адмиралам. Мои флоты прибыли в американские порты, Великобритания и Франция не признали Конфедеративные Штаты. Американское восстание было подавлено, и великая Американская Республика продолжает свое существование.
Все это я сделал из любви к моей дорогой России, а не из любви к Американской Республике.
Я действовал так, потому что понимал, что у России будет более серьезная задача, если Американская Республика с передовым промышленным развитием будет развалена, а Великобритания останется контролировать большинство отраслей современной промышленности».
Россия в то время неторопливо и неумолимо, как удав, заглатывающий жертву, продвигалась вглубь территории Центральной Азии, откуда вполне могла направить свои армии в Индию. Именно этого, а не маловероятного нарушения морской торговли опасалась Англия.
Индия привлекала Российскую империю, начиная со времён Петра I. Даже в наше время один покойный политический деятель, жертва ковида-19, собирался «мыть сапоги в Индийском океане».
Продолжение http://proza.ru/2025/03/20/844
На картине: французские войска в Мексике
Свидетельство о публикации №225031600952
Михаил Пруцких 21.03.2025 14:48 Заявить о нарушении
История - вещь занимательная. А что касается того деятеля, то по уровню культуры и воспитания он мало чем отличался от других наших деятелей.
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 21.03.2025 16:17 Заявить о нарушении