Харалужные, харалуг происхождение и значение
Слово "харалужные" (харалуг, в харалузе) будем собирать по частям, очевидно, что оно состоит из двух простых: хара+луг/луж/луз/лук. В харе можно усмотреть как харю, так и гору, то есть лицо. В простоте и кроется подвох. Как первая часть термина, так и вторая, могут изобиловать различными словами - убедимся ниже. Задача исследователя состоит, как их совместить? Луг, лужа, луза, луч и плюс всё, что там ещё возможное чтоб соединить с горой, харей, папирусом, и это задача не для слабонервных филологов. Лужники на пустом месте не вырастут. Я на самом деле так думал, что уважающий себя филолог будет искать объяснение или ответ, отвечающий всем требованиям и вопросам, касательно перечисленных выше слов.
Задача этой статьи - ознакомиться с исследованиями всех "харалужных" слов, которые известны науке на сегодня, чем наука обогатилась за крайние 200 лет в изучении харалуга. Спасибо словарю Виноградовой, известному под названием: Словарь-справочник "Слова о полку Игореве": В 6 выпусках / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Ин-т рус. яз; Под ред. Б. Л. Богородского, Д. С. Лихачева, О. В. Творогова; Сост. В. Л. Виноградова. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1965—1984.
Через десяток работ по изучению этимологии Луга, Ипуть, Харапуть, Lugo (в качестве ознакомительного материала), посчитал возможным во всеоружии известных уже мне терминов, подойти к слову Харалугъ, Харалужный в повести Слово о полку (и Задонщине). Здесь термин применяется во всём многообразии к мечам, копьям, берегам (берези), к месту, к орудиям производства хлеба (чепи) и вообще - некой среде:
О моя сыновчя, Игорю и Всеволоде! ...Ваю храбрая сердца въ жестоцемъ харалуз; скована, а въ буести закалена.
На Немиз; снопы стелютъ головами, молотятъ чепи харалужными, на тоц; животъ кладутъ, в;ютъ душу отъ т;ла.
Яръ Туре Всеволод;! стоиши на борони, прыщеши на вои стр;лами, гремлеши о шеломы мечи харалужными.
Гримлютъ сабли о шеломы, трещатъ копіа харалужныя въ пол; незнаем; среди земли Половецкыи.
Тіи бо два храбрая Святъславлича, Игорь и Всеволодъ, уже лжу убудиста...
На мой взгляд - «лжу убудисту» - имеет непосредственное отношение к харалужному, одному из составляющих - льзе, жля, луж/луг/луз/луч.
Ещё в Задонщине упоминание: Доне, Доне... прошелъ еси землю половецкую, пробилъ еси берези хараужныя ... Задон. К-Б, 235 (XV в. ~ XIV в.).
Неразгаданные до сих пор слова вносят великую долю в сумятицу в понимание повести и истории земли в целом. Распознание слов - „харалуг, харалузный, в харалуз;“ - непростая задача. Со временем похожие слова ещё применяются в литературе древнерусской, что мы наблюдаем в Задонщине (в качестве "берези хараужныя"). Также сохранилось названии реки Харапуць на границе России с Беларусью и есть похожая армянская фамилия Харапут, ср. Харатьян, христианского происхождения, судя по терминам. Тот факт, что термин - христианский - вопрос под сомнение никто не ставил, но есть одно но, о котором скажу после прочтения ряда исследовательских мнений. Немного об истории лука и армянском лучнике.
ЯКУТ и ТОТ у нас: ЯК УТ
Армяне первые приняли христианство всем Аястаном в 301 году, им и слово. Одна из наиболее распространенных версий связывает фамилию Харапут с армянским происхождением. Согласно этой версии, имя «Харапут» может быть связано с армянским словом «хар» (дача, сад) и «пут» (сын). Таким образом, фамилия может указывать на родственную связь с кем-то, чья фамилия обозначала его отношение к саду или дому. Другая версия связывает происхождение фамилии Харапут с персидскими корнями. Исходя из этой версии, фамилия Харапут может происходить от персидского «харапут» или «харбуд» (заводчик или растительный садовник). Третья версия предлагает связать фамилию Харапут с древневосточной культурой: Харапуты были армянскими купцами. Некоторые исследователи предполагают, что фамилия Харапут может происходить от имени реки. Слово «хара» в армянском языке может означать «река», а «пут» — «сын». Следовательно, фамилия может указывать на родственную связь с регионом или местностью, где протекала река Харапут. Хар - сад, хара - река, то есть местность, а пут - сын (запоминаю для себя). Начинаю складывать и вспоминаю Харапуць (белор.) - Харапуть приток Беседи, впадающей в Сож. Выше устье Ипути (И - бога путь), Сож - бог. И тут все значения совпали, есть и сын, и сад, и река с дачей. Путь от слова пут/ут/уд - сын, это может быть дорога, шлях, тропа, но более точным определением является это. Тихвин на Тихвинке и икона Тихвинская означают то же самое: тих - дорога (путь), вин - перевозчик с языка вепсов, историческая весь в союзе призывающих со словенами - варягов. Поэтому Карелию они назвали: "страной крупного рогатого скота" (дословный перевод), разорив прежние места поклонения языческим богам, обозвав землю по всем приметам в честь Велеса...
Этимология простая,
Якут и тот у нас: як Ут.
Услышать зова звук не чая,
Спроси любого, как зов-ут?
И ты услышишь голос предка,
и даже имя речке - Лут...
Звук проезжающей кареты.
Что ни филолог, вор и плут.
С уважением к армянскому народу, армянину, который относится к россиянину как старшему брату с любовью. Татевик - женское имя, красивейший монастырь в горах, фамилия Татевы - одна из самых значимых и родовитых при Иване Грозном династия воевод. Потом эта ветвь постепенно угасла при Романовых. На этой земле армянские лучники Речи Посполитой -известны тысячу лет - стрелковые пехотинцы, состоящие на службе Речи Посполитой. Короли Галиции и Лодомерии значительно благоприятствовали армянской иммиграции во второй половине XII века. С момента своего основания в 1270 году город Львов стал главным центром армян Восточной Европы. Историю свою армянский народ ведёт от основателя -Айк Наапет - памятник на проспекте Гая в Ереване, лучник на обочине, целится с холма в проезжающих к центру города. Часто проезжал и фотографировал, осознавая, что в честь его армяне называют страну Айястан, но почему? Не особо придавал значение луку. Армянские предания гласят: прародителем армянской нации стал живший ещё 4,5 тысяч лет назад, когда русских в помине не было, легендарный богатырь, царь Айк. Опытный лучник смог поразить великана Бэла стрелой, тогда Айк был обожествлен и его народ начал называть себя - hay - нынешним самоназванием армян. Ср. Айвазовский, Айястан, но при чём тут ваза или лук?
Подробнее с «хар» - от фамилии Харатьян получим такие сведения, по версии она от «харта», хотя, чем чёрт не шутит? Слово харта: charta (лат.) - карта - чистый русский звук и переводится: бумага, папір, папир (серб. - папин),хартија (макед.), где тија - чай - на всех языках, и на польском: owszem herbata (пол.), из термина следует расширенное понятие о чае на земле. Карта раскрывается так: owszem + herbata (пол.) = о всей земле + чай. Богоугодное желание засадить всю землю чаем, кто же против? Но мешают ледники. Возможное значение весомости и значимости придаёт бог Геркулес: ows = овес, обо всем (буквально в т.ч. овсянка); zem = земля. Толоконный сказочный лоб, как помним, из толокна и состоит, овса, по сути. Возможное значение весомости прибавит корень - сом - «край хлеба», латынь.
Хербата - herbata - «чай», очевидно, что термин составной и к полякам откуда-то пришёл (да такой длинный посредством соединения б), звучание делит его на два слова (хер+б+ата), и сами поляки вряд ли разберутся вместе с немцами без белоруса, почему страна Хермания, а б-ата - удар, ударыць? Как одарить. Слитно бата/bata - хлыст, ср. батожок и батог, вспомните секту хлыстов, в которую входили многие управители России в 19 веке, а вероисповедание хлыстов существовало до революции официально. Каждый мог стать Иисусом, а хочешь - отцом Саваофом и есть конкретные примеры выходцев из народа. Читай статью: Вятичи, радимичи, русичи и Ходовая яма, там есть глава ХЛЫНОВКА и ХРИСТЫ от ЛЕНИ...
С нашими УЧЁНЫМИ - ХАРАЛУГ от нас всё ДАЛЬШЕ
Каждая версия может быть ближе к истине, либо они могут быть взаимосвязаны или сочетаться, и дальнейшие исследования могут помочь установить точный источник происхождения фамилий и терминов. Как с этим не согласиться? Для того чтобы иметь представление о том, ломали ли головы исследователи все два века (от явления СЛОВА из Парижа в 1800), приведу исключительно копии - цитаты из работ разного времени разных учёных. Ещё как ломали! Как оказалось... Просто цитирую.
Харалугъ — сталь, булат (образно): Тогда великыи Святъславъ изрони злато слово слезами см;шено, и рече: О моя сыновчя, Игорю и Всеволоде! ...Ваю храбрая сердца въ жестоцемъ харалуз; скована, а въ буести закалена.
Ср. П. Бутков (Нечто к Сл. о п. Иг. — Вестник Европы, 1821, ч. 121, № 21, с. 38): «...харалужный ...т. е. сделанный из черного железа, стали, булата». И. Березин (Игорь, князь, Северский. Поэма. Перевод Николая Гербеля. С.-Петербург. 1854 года. — Москвитянин, 1854, т. VI, № 21, кн. 2, отд. IV, с. 69): «...в Слове встречается ...название стали и стального „харалуз, харалузный“... Френ и Ярцов производят его гадательно от арабского „хараз“ двигал; Бутков — турецко-татарского „харалуг“ булат, ...Эрдман, отрицая существование подобного слова в турецком языке, единственное соответствующее видит в турецком слове „кара“ черный. Все эти предположения неверны. Только Бутков близок к истине: действительно в татарском языке существует слово „курудж или харудж“, означающее сталь, уклад (в чувашском «хорзь»). Это слово послужило корнем для харалуга или харалузя ...может быть, половцы и употребляли „харалуг“ вместо „хорудж“». П. Мелиоранский (Турецкие элементы в языке «Сл. о п. Иг.». — ИОРЯС, 1902, т. VII, кн. 2, с. 294—295): «В турецком происхождении этого слова мы не сомневаемся, хотя значение „булат“, „сталь“ для него в турецком языке и не удостоверено. Корень его несомненно „кара, черный“. „К“ во многих турецких диалектах произносится с ясною рекурсиею „х“, а спорадически даже переходит в „х“ в различных позициях. ...и половцы по крайней мере частью произносили его как „х“. Суффикс -луг ...очень употребителен в турецком языке для образования имен от прилагательных. ...„харалуг“ должно было буквально значить: „чернота, чернь, черное“ и т. п. Эпитет „кара, черный“ нередко прилагается в турецких языках к словам „сталь, чугун“ (см.: Опыт словаря тюркских наречий В. В. Радлова, II, 137, — примеч. П. М. Мелиоранского), так что нет ничего невозможного в том, что харалугом в каком-нибудь диалекте называли какой-нибудь сорт „вороненой“ стали, а потом может быть и стали, булата вообще. ...„харалугъ“ заимствовано русскими не у половцев». В. В. Арендт (К вопросу о «мечах харалужных» Сл. о п. Иг. — В кн.: Сб. статей к 40-летию ученой деятельности акад. А. С. Орлова. Л., 1934, с. 338—341): «Начиная с норманнского периода русской истории в русском ратном быту основным оружием дружины является западноевропейский меч, ...эпитет „харалужный“ логически немыслим и в качестве выражения понятия о „черном“. Мечи с их светлым блеском не могли вызвать представлений о „черноте“. В средние века (как раньше, так и позже) клинок никогда не воронился. Клинковое оружие, издревле, носило название „белого оружия“... „Ваю храбрая сердца в жестоцем харалузе скована, а в буести закалена“... „Буесть“, в которой закалены сердца, ясная антитеза „жестокому харалугу“. Это — „лед и пламень“, ...метафора взята автором „Слова“ из производственного процесса, где ковка и закалка термически полярны. Подобно полосе меча, переходящей в производстве от раскаленного состояния в ковке к низкой температуре при закалке, испытаны в огне и буре мужественные сердца. ...слово „харалужный“ следует искать среди терминов производственного процесса, и в качестве антитезы „буести“ — холоду, понимая под этим обозначением что-то, относящееся к пламени-жару. ...Базируясь... — 1) на отсутствии у нас в XII в. восточных мечей, 2) на незнакомстве как турок, так и русских в эту эпоху с булатом, 3) на невозможности заимствования для меча феодального воина эпитета, взятого с языка „поганых“, 4) на нелогичности предположения о возможности соединять этот эпитет с понятием о черноте, — мы категорически должны возразить против производства слова харалуг от каралик, каралуђ». A. Zaj;czkowski (Zwi;zki j;zykowe po;owiecko-s;owia;skie. Wroc;aw, 1949, s. 52—54 — пер. с польск.): «Для примера возьмем названия оружия: харалуг ‘сталь (меч, копье)’ и шерешир ‘катапульта, самострел’. В обоих случаях ориенталисты давно уже приняли этимологию из восточных языков, харалуг везде объясняется как тюркское каралук, что буквально значит ‘чернота’, и не засвидетельствовано ни в одном тюркском наречии в значении предполагаемом ‘сталь, железо’. ...Ни харалуг, ни шерешир ни в каком доступном нам половецко-кыпчакском лексикографическом памятнике не встречаются. Поэтому так же охотно можно согласиться с объяснением этих терминов на почве западноевропейской или даже славянской.
Так, в ...работе о Слове, изданной в Нью-Йорке, коллектив исследователей возводит этимологию „мечей и копий харалужных“ к названию Каролингов, а следовательно, это то же, что „франкские“ (Ср. М. Шефтель, комментарий к «Слову» в сборнике La Geste du prince Igor, а также Р. Якобсон, там же, стр. 338: «харалуг» точно воспроизводит (повторяет) древневерхненемецкое car(a)l-ung/ing «Каролинги»; Вернадский, там же, стр. 232: «мечи и копья из стали франков (haralug)» и т. д. ..., — примеч. А. Зайончковского). ...Это не мешает, правда, развитию дальнейших предположений относительно происхождения названия харалуг. Так, напр., А. Зеки Валиди Тоган выдвинул интересную, но еще недостаточно документированную гипотезу, в которой этимологически сопоставляет этот термин с этническим названием карлук (в арабской транскрипции харлух), тюркского племени, обитавшего в V—IX вв. в горах Тянь-Шаня, Памира и т. п. и знакомого уже с ранней поры своей истории с железной рудой. Трудно отказать этой мысли в оригинальности, и следует добавить также, что связи половцев или куманов с племенами карлуков находят свое подтверждение в ономастическом материале. Ипатьевская летопись под 1183 г. сообщает отчество половецкого князя Кобяка, героя Слова о полку Игореве, — Карлыевич. Это можно трактовать как собирательное этническое название, означающее происхождение Кобяка, в таком случае Карлыевич означало бы ‘из рода Карлы’». Б. А. Колчин (Черная металлургия и металлообработка в древней Руси (домонгольский период). — Материалы и исслед. по археологии СССР. М., 1953, № 32, с. 49—50): «Ни один из доводов В. В. Арендта нами принят быть не может. Во-первых, заранее объявив все русские мечи варяжскими, естественно, затруднительно найти присутствие восточных мечей... Русские были знакомы с булатом не только в XII в., но и в X в. ...нам известны названия лучших сортов булата восточных клинков, как например, „карахоросан“ и „каратабан“. Эпитет „кара“ (черный) в этих терминах усиливает качественное представление о свойствах стали клинка. ...Таким образом, перевод русских лингвистов слова „харалуг“ является единственно верным и точным. Являлось ли слово „харалуг“ (стальной, булатный) прилагательным к любому стальному изделию, характеризуя его высокое качество, или только к изделиям восточного происхождения, нам неизвестно». С. 139: «Примером западноевропейских мечей, попавших на Русь, являются мечи из Днепростроя и Херсона. Примером восточного импорта, возможно, являются „мечи харалужные“. Но мечи, попавшие на Русь среди импорта из Западной Европы и с Востока, были исключениями и не могли служить основой вооружения многочисленных дружин русских князей». В. Л. Виноградова (Лексическая вторичность «Задонщины» сравнительно со «Сл. о п. Иг.». — ТОДРЛ, т. XII, М. — Л., 1956, с. 21): «Во всех списках „Задонщины“ во фразах, заимствованных из „Слова“, „мечи харалужные“ заменены на „мечи булатные“. ...Эта замена произошла не случайно. Оба типа мечей восточного происхождения. Однако харалуг, т. е. дамасская сталь, по определению А. В. Арциховского (История культуры древней Руси, т. I. М. — Л., 1951, с. 427, — примеч. В. Л. Виноградовой), не был уже распространен в эпоху „Задонщины“. Может быть, уже тогда его сменила булатная сталь. Археологические данные отмечают появление булата на Руси не ранее XIV—XV вв. Так, к 1430 г. относится рогатина тверского князя Бориса Александровича (1425—1461 гг.), рожон которой выкован был из булатной стали (Б. А. Рыбаков. Ремесло древней Руси. М., 1948, с. 598, — примеч. В. Л. Виноградовой). В письменности слово „булат“ зафиксировано с XV в.». Г. Джафаров (Заметки по этимологии слова харалуг. — Изв. ОЛЯ АН Азерб. ССР, 1966, № 1, с. 85—87): «По нашему мнению, харалуг есть не что иное, как древний вариант современного азербайджанского диалектного слова овхарлы || авхарлы || афхарры || охарры. Харалуг || овхарлы являются производными прилагательными. ...овхарлы может переходить в харалуг. ...около восьмисот лет назад, т. е. ко времени создания „Слова“, овхарлы должно было выглядеть приблизительно так: овхайралуг. (По нашим наблюдениям, наличие в этом слове звука й в середине и звука а перед аффиксом принадлежит языкам кыпчакской подгруппы, — примеч. Г. Джафарова). Возможно ли преобразование овхайралуг в харалуг? Вполне. ...Овхарлы может называться такое орудие, как топор, секач и т. д., которое проходит через следующие этапы особой обработки: раскаливание выкованного орудия в горне; ковка, придание его лезвию нужной толщины; раскаливание в горне; обработка ...охлаждение без воды; оттачивание напильником с мелкими зубцами; раскаливание в горне, по выражению кузнецов, до приобретения металлом цвета спелой пшеницы; погружения лезвия в ширину мизинца в течение нескольких секунд в воду (после этого оно становится белым, а спустя немного темно-синим) ...В центре внимания стоят две стороны этого сложного процесса — раскаливание и охлаждение (закаливание). Это не случайно: оружие (орудие) приобретает стойкость и делается полноценным в результате этих двух термических точек... В прошлом местные кузнецы (в Ингушетии, — В. В.) так закаливали клинки кинжалов и сабель: кузнец выносил раскаленный клинок и вручал его всаднику, который мчался с ним против ветра до другого всадника, тот передавал третьему и т. д. Наконец клинок возвращался из ущелья кузнецу вполне охлажденным». Стр. 90: «В результате неосмысленности происхождения слова говорящими харалуг || овхарлы может приобрести одно из значений: наточенный || настроенный || точеный, пламенный, выкованный, закаленный. Ведь в процессе овхар есть и раскаливание, и ковка, и точение, и закаливание. ...Может быть, и так: половецкие племена употребляли слово харалуг в смысле овхарлы, а русские понимали это как закаленный. ...Мы считаем харалуг не заимствованием формы и значения, а заимствованием лишь формы». Н. А. Баскаков (Тюркизмы — воинская терминология и бытовая лексика в «Сл. о п. Иг.». — Rocznik orientalistyczny, Warszawa, 1976, t. XXXVIII, s. 75—76): «Трудно определить истинное происхождение слова харалуг, харалужный, но все ...этимологии могут быть объединены в три основные значения: 1) либо слово харалуг и харалужный имело значение гибель, гибельный, несущий гибель и разрушение, т. е. толкование этого понятия, приведенное В. Ф. Ржигой, причем этимоном этого слова была скорее тюркская основа qyr-yl-u qyr-yl-uw массовая гибель, массовое уничтожение, жестокие битвы и сражения, чем арабск. xarab lyq lu в том же значении; 2) либо это слово указывало на название типа металла (стали), из которого были сделаны мечи, копья, цепы и латы воина, а именно: а) qarluq — название металла по племенному названию карлуков, добывающих железо на Тянь-Шане; б) qar(a)lung — по названию династии франкских королей королингов — по имени которых мог быть назван металл и оружие, сделанное из этого металла; qyr-y-lu, qyr-y-lu, qajra-l-u — отточенный, граненый, наличие граней, т. е. по характеру обработки металла, изделия из которого мечи, копья, цепы, латы имели грани, отличались особой выработкой; г) qara-lu — с чернью, вороненый, qary-w-lu — то, что подвергнуто обжигу, закалке, т. е. по типу обработки металла, из которого было выковано оружие и снаряжение, по качеству металла; д) либо харалуг и харалужный обозначало назначение оружия и снаряжения — qaruw lu, рассчитанный на сильного, мощного воина — мощный, сильный».
Ср. также: Ф. Е. Корш. Турецкие элементы в языке «Сл. о п. Иг.» (Заметки к исслед. П. М. Мелиоранского...). — ИОРЯС, 1903, т. VIII, кн. 4, с. 47, 50, 53—54; П. Мелиоранский. Вторая статья о турецких элементах в языке «Сл. о п. Иг.» (Ответ Ф. Е. Коршу). — ИОРЯС, 1905, т. X, кн. 2, с. 88; В. Ф. Ржига. Восток в «Сл. о п. Иг.». — В кн.: «Сл. о п. Иг.». Сб. статей под ред. И. Г. Клабуновского и В. Д. Кузьминой.
М., 1947, с. 182; К. Менгес. Восточные элементы в «Сл. о п. Иг.». Пер. с англ. А. А. Алексеева. Л., 1979, с. 156—157; Н. А. Баскаков. Еще о тюркизмах «Сл. о п. Иг.». — В кн.: «Сл. о п. Иг.». Пам-ки литературы и искусства XI—XVII веков. М., 1978, с. 64—66.
Харалужный, -ая, -ое — прилаг. к «харалуг» — булатный, стальной (?): Грянуша копия харалужныя, мечи булатныя, топори легкие, щиты московьскыя, шеломы н;мецкие, боданы бесерменьскыя. Задон. К-Б, 549 (XV в. ~ XIV в.). Ср. Харалужныи перен. — твердый, как харалуг (?).
Восплачется жена Микулина Мария, а ркучи таково слово: Доне, Доне, быстрыи Доне, прошелъ еси землю Половецкую, пробилъ еси берези харалужныя. Задон. К-Б, 550 (XV в. ~ XIV в.). Ср. Харалужничныи, фараужный — харалужный. И на;хали рустии сынове на сильную рать татарьскую, ударишася копии харалужничьными о доспехы татарскыа. Задон. Ист.-1, 543 (кон. XVI — нач. XVII в. ~ XIV в.). То ти наехали руские князи на силу татарскую и удариша копье фараужными о досп;хи татарские. Задон. Унд., 538 (сер. XVII в. ~ XIV в.).
ХАРАЛУЖНЫЕ, ОНИ ЧЬИ ?
Написание "харалужныя" - с веками меняется на фараужные, в повести СЛОВО - на харалуг, но это ладно, это мелочи по сравнению с тем, что копья и мечи эти перешли из рук в руки. Когда это случилось, в какое время, никто и не заметил, когда произошла подмена понятий. Харалужные - для исследователей отвлечённое понятие. Харалужные - от стали булата через 2 века стали оружием русских - в Задонщине «рустии сынове» (они же руские князи) воевали с татарами этим оружием. Что произошло? Из обращения Киевского князя Святослава к Игорю и Всеволоду в 1185 году мы узнаём: «... сердца ваши в жестоком харалузе окаменели, и в ярости закалены». Из чего совершенно ясно следует понимать, что на среду обитания князей оказывалось негативное влияние извне. Скажем так, харалуг - нечто негативное для Курских и Новгородских князей 12 века. Проходит 2 века и в 1380 году уже другая картина бытия: «...наехали руские князи на силу татарскую и удариша копье фараужными о досп;хи татарские». Начало слова заменили, но не существенно, но -лужные остались. Источник света фара/fara до сих пор в ходу, наиболее знакома фара по автомобилю, наряду значениям - «далеко», также - «маяк». Начальные: fa/fе/f - всегда означают религию. На исландском fara означает - идти, ісці, pojdi. Светить всегда, светить везде - до дней последних донца? Ага. Вот лозунг мой и солнца. Манипуляции совершенно незначительные, заменили всего-то одну букву, вместо хара стала фара, ну ещё л устранили. Вместо лужи стал уж. И произошло это в период с 1211 года (смерти сыновей Игоря в Галиции), надо полагать, принимая событие за отправную точку и далее - смотри по фактам. Затем поражение 1223 года на Калке, замечаем, что Каяла (половецкая река) 1185 года принимает уже уменьшительное значение в написании монахами - Калка. Потом и вовсе страница истории под названием - иго - немецкая/латинская оккупация Левобережья до событий, известных нам как Куликовская битва. Неизвестно кого с кем, подчеркну жирно.
КАК ВОСПИТАТЬ РАБА?
Есть ли слово булат в изучаемой повести? Нет. С какого бодуна все набросились на способ изготовления стали, с целью протащить заменой христианского термина харалуж - на тюркский булат? У меня и по этому поводу большое сомнение, что булат - тюркское слово, ибо объяснить его значение турки не способны, а лингвисты разных стран пытаются найти ему происхождение методом сортировки латинских букв.
Что происходит с филологами, историками и вообще с нами, россиянами сегодня? Мы не умеем сами читать и мыслить. Почему никто не замечает подмены слов? Все ударились в обсуждение булата, забыв о харалугах. В повести - хиновы - римские, то есть католические, под которые попали и половецкие земли. Или я неправ, так нет, сейчас напишем, как быть должно по тексту от Автора: «Т;ми тресну земля, и многи страны хинова: Литва, Ятвязи, Деремела и Половци сулици своя повръгоша, а главы своя подклониша подъ тыи мечи харалужныи». Что вы поняли? Что «тыи мечи харалужныи» были обращены против знакомых нам уже стран, в том числе и половцев. Половцы были кочевниками у историков, половец - калька язычник и степняк от просвещённого лингвиста-немца и продажного российского филолога. Извиняюсь, недостаточно образованного или глупого. На самом деле половцы - жители Полоцка и части Прибалтийских земель, они покорены католиками-крестоносцами. В 11 веке белорусские князья ещё правили этой Тмутараканью, но постепенно немцы через торговлю принесли в землю и свою веру, в том числе мечом. На эту тему есть три статьи конкретно, как понимать Тмутаракань и Преголь, как всё там происходило и как на побережье Балтики стали вырастать замки как грибы.
На гербе Витебска под изображением Христа написаны слова: «Я вам принёс не мир, но меч». Княжение русских в Тмутаракани закончилось на начало 13 века, потом исчезли и пруссы. Перед этим есть историческая вставка с Александром Невским, громившим ордена тевтонцев, потом о Новгородской земле российские историки забыли до княжения дедушки Ивана Грозного. Но если все земли сегодня в составе России, то почему празднуем флоту 300 лет? Ушкуйники Новгородские и Псковские ходили на рыцаря, как на охоту с рогатиной.
Как воспитывают раба, давайте выскажу версию, далеко не новую. Непременно с детства тебя лишают инициативы и отбивают мозги догмами, типа сиди на жопе ровно, без тебя уже всё решили. Да что ты можешь понимать?! тут учёные люди пишут. Не суй рыло в калашный ряд или куда не просят. И всё в таком духе, нередко прибегая к наказанию. Как воспитывают детей те же тюрки, евреи, испанцы (за 12-летний опыт наблюдения там), это абсолютно другой подход. Ты самый лучший, ты достоин, ты победишь. Дети - главные на празднике Трёх Королей (5 января, совместимо с Крещением у православных), им везут волхвы подарки - они герои, они наравне со взрослыми гуляют всю ночь и восторгаются достоянием. Ага, теперь спросите, почему русские разобщены? Да они затюканные с рождения, и понятия «русский» - до сих пор нет. Говорят, что это "дух" такой, присущий именно русскому и он какой-то особенный. И начинают плести всякую ахинею про ангелов и падших дьяволов с сатаною, противопоставляя - патриота. Особенно смешным выглядит святой отец из православных, призывая к патриотизму. Ребята, кто знает, что такое патриот? Это латинский «патрик», это не горе-автомобиль российского производства. Так вот третья составляющая, это подмена значений словам в беседе, искажение языка в значениях и главное - обман в истории. Не просто обман, а лишение тебя исторической памяти напрочь. Русских готовят на погибель, в том числе оружием языка по программе - Тартария - от католиков с 18 века. Не обязательно истребление, но переобучение и перевоспитание. Поэтому немцы и написали, что русь пришла в 862 году, когда все китайцы, греки, евреи и армяне на этой грешной земле, уже давным-давно жили-были. Мало того, варяги-русь и есть подопечные патрика, по сути - немцы крестоносцы, которые уже сто раз приходят и их сто раз провожают. Они сами в недоумении. Мы этих, «левобережных», уже дураками сделали, памяти лишили, половцев-белорусов уже все забыли в степях, пруссов никто не помнит двести лет; эти русские триста лет по нашей истории учатся, а получается как всегда? Загадочный край. Когда школьника бурята спрашивают о словах в его языке, он чётко отвечает, что часть слов - немецких и русских, переделанных под родные звуки. Кто объясняет нам, россиянам, откуда и отчего произошёл русский язык? Словари выводят все слова от греков и римлян, зачастую от тюрок, причём, методом исследования глаголов, обратив слова - кий, хоть - в суффиксы и союзы. Выискивая значения терминам позаковыристей, не обращаем внимания на русские названия - Луга, Калуга, Луганск, Лужки, Харапуть - земля усыпана «харалужной» топонимикой. И это всё булатные тюрки? Спасибо им.
Обсуждать учёные исследования я не буду. Их объединяет одна ошибка, которую читатель и сам заметил. Все ищут половца на востоке по отношению Киеву, а он на западе, и он не тюрок - белорус современный. И характер искомых слов русский. Это чистой воды теология, перемешанная с неуважением к языку русскому и всему российскому наследию. Даже в советское атеистическое время этот вопрос не смогли решить, крайне активно помогали товарищи из-за границы, наверное, чтобы запутать окончательно наше толерантное отношение к ним. В ход шли булаты и прочие долгие рассуждения ни о чём. Подчеркну вот что. Очередной раз замечаю, что никто повесть не видит в целом, исследователи опускаются до строчки, до слова, но даже фрагмент в целом осилить не могут. А иногда и, полюбившееся им слова булат, не в состоянии осилить до конца.
БУЛАТ и ПУЛЯ, что общего?
«Трудно определить истинное происхождение слова харалуг, харалужный, но все ...этимологии могут быть объединены в три основные значения: 1) либо слово харалуг и харалужный имело значение гибель, гибельный, несущий гибель и разрушение..., причем этимоном этого слова была скорее тюркская основа ... массовая гибель, массовое уничтожение, жестокие битвы и сражения ... либо это слово указывало на название типа металла (стали), из которого были сделаны мечи, копья, цепы и латы воина... qaruw lu, рассчитанный на сильного, мощного воина — мощный, сильный».
Можно согласиться с тем, в каком аспекте применялись все харалуги - мечи, копья, цепы и латы воина - гибель, но нельзя согласиться с булатом. Во-первых, его не было в повести, его не знали в 12 веке в Рыльске, а хоть бы и был такой, но - «мощного воина» прозвать... «пулей», извините меня. Как не узнать в латах и булате слово - лат? Ссылка на имя смешна. «Була;т — мужское имя персидского происхождения, которое было заимствовано тюркскими народами. Этимологическое значение имени — «сталь». От тюрок имя Булат попало на Русь, где использовалось до распространения христианства. Происходит от персидского Пулад (Pulad) в значении «сталь, булат».
Чушь собачья. И на то есть две причины. Что это за джигит и батыр такой, который - пуля - обзывается? И потом, подобное заявление делает христиан сынами мусульманскими. Практически. Раз утверждается идиома о заимствовании корня «лат» - в дохристианский период. Уже не смешно. На самом деле значение термина БУЛАТ выводит на ту «дуру» в пословице, когда штык молодец:
Pulad - «пуля» - чистый звук, во-первых; Pu-lad = Пу-парень; ла - мужское начало. Лада - богиня (да - дама), Ладога - первая столица. Скорее всего, было наоборот и булат составной термин переняли тюрки. Если речка называется Туросна, это не значит, что по берегам проживали турки. Дословные переводы приведут к чистосердечному признанию:
булат (болг.) - дамасская сталь;
булат (болг.) - pero lat (исп.) - но латинский;
булат (татар.) - сталь;
булат (татар.) - это латынь, гэта латынь - дословно.
Признались. Хоть мы и так уже поняли, что происхождение стали булата - латынь. И даже место нам понятно, «хара» - месца или гора = гара (белор.), hara. Ничего плохого в том нет, что я, православный и это пишу. Как правило «Замковая гора» или Замковая улица, эти названия присутствуют во всех западных городах, где строились рыцарские замки. А в Калининграде даже сохранилась улица Полоцкая у реки Преголь. И закаляться - въ буиств; - в буйстве, в неистовстве, ярости, и религиозной войне, да, это косвенно и есть - в воде закаляться. В воде и тонуть, вспомнив Ростислава, брата Мономаха. Можно себе представить и так, но - как второстепенное значение. Гвозди бы делать из этих людей, в мире бы не было крепче гвоздей. Гвоздь, нагель - сын, вот чем/кем со слов Автора читается сожаление происходящему, что де не пригвоздили в своё время Владимира Старого к горам Киевским. Понятно, что никто его прибивать с помощью молотка и гвоздя к камню не собирался.
ЛУГ и УХО
Некоторые переводы слова луг можно анализировать: хлусня (белор.) - ложь, лаз, лаж, mendacium (лат. - мендачум, откуда армянам послышалась дача плюс мен), лъжа, mentir, prado (исп.) - луг. Однако русский звук «луг» испанец воспримет на слух как «бревно». Графический: lug (исп.) - место, місце, Ort (нем.) - «атЪ/ад» читается вслух. Означает: Расположение - пункт, место, городок, местоположение и даже - забой/zaboy. Пугаться не стоит, zaboy = «за мальчик» (za+boy), сочетание из ряда курьёзов, когда скотину ведут на убой, но тут пример как пользоваться приставкой «за-». Очередной раз убеждаясь, что Завацкий не из-за вазы выглядывает, а Залужный живёт не за лужей или за лугом. Он таким образом «голосует», кто за мальчика? Кто за хлопчика, момче, робчика - za chlapca (хлапца). Робчик - селение под Унечей, к слову. Немецкий lug - ucho (сл.) - «ухо» словацкое, ухо (болг.), луг (лук - серб.), ;;;;; (лёвоз - греч.), lov;s - мочка, где ;;;/v;s - ВОЗ, который поныне там - «крупный рогатый скот» дословно. Буквально - голос (уже проходили в басне), вся история - незасЛУЖенно - в пользу бога Велеса покровителя стада. Для немца луг - der Wiese - существительное, оно же Trift: пастбище, луг, выгон, выгон скота на пастбище, пастьба, сплав леса россыпью. К реке Луга плюсом ещё и Выгоничи (Брянские) и «Бежин луг» (Тургенева).
НАКОНЕЧНИК СТРЕЛЫ
Для грека lug - «сгибать» буквально, если с латыни. Ассоциации могут быть разные, но по месту годятся. Аркус лат. - лучник, а лук изогнут аркой или дугой. Загадочный перевод: lug (нем.) - «люк» - звучит, но вполне укладывается в фамилию девушки Кислюк, термин состоит из поцелуя, то есть обожания - lug. Церковь дщери - дочери. Луг («Сияющий»; ирл. Lugh) — бог кельтского пантеона, один из наиболее значительных богов племени Туата Де Дананн в ирландской мифологии, имеющий природу трикстера, схожего со скандинавским Локи. Также известен, как Лавада, Длиннорукий, Илданах и прочая и прочая, неизвестное даже самим кельтам. Lugo (Луго) - название города и провинции в Испании. С языка немецкого на белорусский: lug = наканечнік или выступ по-русски, или чайові (укр.). Хорошо анализируется с чайкой - зегзицей (Ярославна аркучи). Означает наканечнік - кончик (русск.), чайові (укр.), съвет (болг.), savjet (хрв.), tip (сл. - чаявыя). Хорошо согласуется с заветом и «чаевые» (буквально) слова чай и металлическим (костяным, каменным) наконечником стрелы или копья. Луч солнца, Зайчик солнечный, стрела Амура, также - выступ (части тела или в поход), ничто из образов не противоречит в сравнении конца и кончика (отец и сын) с началом, и даже раскрывает исторический апокалипсис - конец света - с приходом Романовых для старообрядцев. Топонимики хоть отбавляй, эпицентр - центральная Россия от Беларуси до Амура и Португалии с Арменией, включая Украину, Германию, Францию, Испанию, Польшу и Прибалтику. Река Луга у Косы Курской (где Калининград), Усть-Луга, Луга на Луге - Псковские и Новгородские, Калуга - шлейфом до Луганска... Обратите внимание на герб Витебска - единственное изображение Иисуса в профиль (с открытым ухом). Обратите внимание, как нарисован наконечник на стреле герба города Брест. С усами. Кто-то скажет, что это косвенные знаки, не имеющие ничего общего со словом харалуг. Но почему они собрались в одном месте? Да ещё - река с названием Харапуць на границе Беларусь-Россия, тоже случайно? Река, которую ищут армяне.
ХАРАЛУГ, СЕЙМ и ЯРОСЛАВ, что общего?
Также: haralug (белор.) - гордость, гордість (укр.), duma (пол.), а дума это буквальное значение названия реки Сейм (сын) со столицей Курск. Также harolog (слв., дат.) - гадзіншчык (белор.), часовщик и хоть весь запас слов перебери, а кашу маслом не испортишь. Родственное слово jaralug (белор.) = Jaros;aw (пол.), Ярослав, Ярославль (татр.), Ярославъл (болг.), Jaroslawl (нем.), Jaroslav - всех языков. Что же это единение языков означает? Начальное - jara - Schlucht (нем.), означает: пропасть, ущелье, каньон, теснина. В тесноте да не в обиде, как говорится. Немцы в ярах и года считают, им хоть кол на голове теши. Кто бы мог подумать, что Ярослав = jaralug, что наводит на мысль приравнять значения lug и лав, да взглянуть на прозвище киевского и галицкого князя с этой точки зрения, заподозрив любовь к латыни в форме "лав". Любо есть в повести, а любовь - пока нет, но Ярославна уже чует, что вот-вот и она неотвратимо заявится... Следующая статья, наверное, как раз и будет о её плаче, в котором упомянут Ростислав, брат Мономаха утонувший в "худой" Стугне. В работе над СЛОВОМ понял и такую вещь, как сложно определить последовательность своих повествований, какие слова или эпизоды следует рассмотреть первыми и определить эту очерёдность..., но каких? Чтобы у любого был интерес читать версии с пониманием. Хотя, какие же они версии? Это настоящая история земли, чудом сохранившаяся в литературе (ДРЛ).
КАМЕННАЯ РОЗА
Не везде буква j читается как я, где-то как х, например: jara (исп.) - каменная ружа, ладанник, Zistrose. Дословно: Z — это роза. Буква, означающая вертикаль в системе координат, она же в прозвище грозных, она же эмблема церкви и шеврон.
Рассказать хотелось это прозой,
но душа не вынесла стихий,
как любил он Каменную розу
(хоть и это тоже не стихи).
В "харалузе" сердцем закалённый
режиссер менял ружьё на лук...
К занавесу пьеса о влюбленных,
и кому Амур пошлёт стрелу?
Роза стала цветком рыцарей, проливающих кровь; в трактовке философии алхимии 16 века этот цветок символизировал таинство знания и мудрость; в эпоху Возрождения символика утрачивает возвышенную сущность - поэты и художники воспевают цветок как знак земной чувственности, любви и страсти. В раннехристианских мистериях красная роза олицетворяет жертвенную любовь Иисуса Христа. Боковые лепестки отождествляются со святыми мучениками, а два прямых лепестка в середине цветка – с Девой Марией. Фонтан Бахчисарайский - загадка для исследователей, все пытаются сосчитать, сколько там ярусов и сколько лепестков. В исламе роза символизировала святость и милосердие. Существует легенда, что имам Али перед смертью пожелал вдохнуть запах розы. В чем смысл лютеранской розы? The Luther Rose. Сердце находится в центре белой розы, чтобы показать, что вера приносит радость, утешение, блаженство и мир за пределами мира . Фон розы небесно-голубой, чтобы показать, что эта радость в Духе и в вере является началом небесной радости, которая должна прийти. Розарий в православии: существуют также другие, менее распространённые разновидности. Молитва Розария, читаемая по чёткам, представляет собой чередование молитв «Отче наш», «Радуйся, Мария» и «Слава», которым должны сопутствовать размышления о тайнах, соответствующих определённым евангельским событиям. Розарий символизирует венок из роз, который во время молитвы символически преподносится в дар Богородице и Иисусу Христу. Шиповник является родственником розы. Цветы шиповника – символ здоровья и благополучия.
Получили возможность, благодаря харалужным и еже с ними, разглядеть «грозных» Киевских князей 12 века, через призму роз до самого-самого Грозного царя, до Ивана Васильевича Московского, которого на памятнике Тысячелетия в Новгороде, почему-то забыли изваять...
Что же может их объединять если не Бог?!
Также - разлучать.
А, Игорь Князь поскочи горнастаемъ къ тростiю, и белымъ гоголемъ на воду, въвръжеся на бръзъ комонь, и скочи съ него босымъ влъкомъ, и потече къ лугу Донца... Или дОнца? Об этом в следующий раз.
23.03.2025, Санкт-Петербург
О фамилиях Залужный, Зализняк и плут, что общего?
http://proza.ru/2025/03/21/1050
Кубань, Куба, Толедо, Брянск, Амур, что общего?
http://proza.ru/2025/03/09/1045
История похоти на Дунае
http://proza.ru/2025/03/01/1983
Река Беседь и значение слова...
http://proza.ru/2021/04/09/991
Луганск, Луга, Луг и божественная этимология...
http://proza.ru/2022/02/22/899
Гора и Лужа Харалужные
http://proza.ru/2018/09/16/1333
Завацкий. Этимология с уважением...
http://proza.ru/2021/12/07/1187
Что такое Филия по-русски?
http://proza.ru/2025/03/18/1480
Свидетельство о публикации №225032501426
http://stihi.ru/2025/04/23/5381
Такого слова "харакуры" в повести нет, как жаль, а то бы лингвисты с филологами ещё 200 лет гадали, почему воз поныне там? Воз - зов (наоборот) - глас (буквальный перевод с греческого). Заодно прочтите учителю, о чём басня Крылова:
По щучьему велению, что такое воз?
http://proza.ru/2025/02/22/1666
С уважением культуре и литературе
Сергей Курочкин 3 23.04.2025 17:05 Заявить о нарушении