Стоп! Реверс - вперед!
О чем речь? О Фашизме и феодализме как двух сторонах одной медали под названием «Наш мир».
Как я писал уже ранее («Есть ли у фашизма будущее? - http://proza.ru/2022/04/03/867) фашизм никогда не был просто политической идеологией — он всегда был инструментом финансового капитала для сохранения своей монопольной власти. Исторический пример немецкого промышленного и финансового магната Густава Круппа доказывает, что планы территориальных захватов и идеи национального превосходства формировались в той же Германии уже в 1914 году! Обратим внимание - ни дуче Муссолини, ни фюрера Гитлера на политической арене ещё нет и в помине, они в окопах Первой мировой войны. А план и идеи будущего фашистского и национал-социалистического движения УЖЕ готовы.
Это был естественный ответ национального капитала на вызовы эпохи международного империализма: необходимость военного передела уже поделенного мира и борьба за доминирование национальных валют в международной торговле.
Сегодня мы наблюдаем новую ипостась этих процессов — цифровой фашизм. Современные технологии создают идеальные условия для массового конформизма, описанные Фроммом в 1941 году в его книге «Бегство от свободы». Социальные сети и алгоритмы рекомендаций функционируют как высокотехнологичные инструменты контроля и управления массовым сознанием теперь безо всякого внешнего «партийного» насилия.
Как и классический фашизм, цифровой вариант эксплуатирует базовые человеческие потребности: стремление к принадлежности, страх одиночества, желание простых решений. Но делает это гораздо более изощрённо — создавая иллюзию свободы выбора.
Пользователь «добровольно» отдаёт свои данные и время, веря, что это его собственное решение. Ирония заключается в том, что мы сами платим за своё рабство — покупая новые гаджеты, подписывая пользовательские соглашения (которые никто не читает) и радостно делясь своими фотографиями из отпуска. Можно сказать, что мы стали мастерами самоэксплуатации.
Как ни парадоксально, но и сами владельцы технологических гигантов, чьими сервисами мы пользуемся, сами оказываются заложниками созданной ими же самими системы. Они движутся по инерции капиталистической логики: рост, максимизация прибыли, удовлетворение ожиданий инвесторов любой ценой — всё точно так же, как это было с промышленными магнатами в начале XX века. Этой логике подчинены не только социальные сети, но и все другие средства массовой информации.
Алгоритмы машинного обучения на основе сбора данных о пользователях добавляют ещё один уровень контроля. Эти «чёрные ящики» принимают решения, которые не всегда понятны даже их создателям. Мы доверили власть над информационными потоками системам, работающим по принципу оптимизации вовлечённости — без разбора правды и лжи, добра и зла.
В этом есть что-то комично-трагическое: мы строили будущее, а получили искусственный интеллект, который иногда не может отличить кота от кастрюли. Но зато он отлично знает, какой рекламный ролик вам показать.
Похоже, что современное общество оказалось в ситуации, которую Фромм назвал бы «авторитаризмом без авторитета». Нет единого классического диктатора, нет конкретной организации, контролирующей всё, — но есть самоорганизующаяся система, в которой каждый элемент вынужден действовать определённым образом в ущерб человеческой свободе.
Особого внимания заслуживает параллель между экономическими механизмами классического и цифрового фашизма. Если раньше борьба велась за контроль над территориями и природными ресурсами, то теперь главный приз — это контроль над информационными потоками и цифровыми валютами. Биткоин и другие криптовалюты — это современный аналог борьбы немецкой марки против фунта стерлингов и доллара.
Теперь война за мировое господство ведётся не на полях сражений, а в блокчейне. Романтично, правда? И самое важное – разрешение финансовых войн через физические войны, как это было в период мировых войн 20 века, более невозможно. А других методов капиталистические элиты ещё не выработали. Последствия их «мучений поиска» мы сегодня и наблюдаем.
А потому стоит вспомнить (или кому-то узнать?), что фашизм в любом его проявлении представляет собой крайнюю форму сопротивления капитализма, теряющего свои исторические силы и смыслы, возможности наступления новой социально-экономической формации — коммунизма.
Не абстракции или эрзаца, а настоящего коммунизма, который в классическом варианте должен стать не «отрицанием», а «снятием» капитализма. Однако, когда общество оказывается в тупике развития, когда у простых людей нет реальной возможности, а у элит желания двигаться вперёд, единственным вариантом «развития» становится откат назад.
Что это означает? Опять всё по классике — это означает восстановление предшественника капитализма, т.е. феодализма. Кто-то может что-то возразить? Оглянитесь!
Сегодня на наших глазах происходит парадоксальное явление: параллельно с элементами цифрового фашизма, как формы контроля над массовым сознанием, проходит процесс формирования неофеодального устройства государств с развитой экономикой. Как это проявляется?
1. Крупные корпорации стали современными феодалами — они владеют «новой нефтью» (нашими данными), на основании которых нами и управляют.
2. Мы — цифровые крепостные — работаем на соцсети, создаём контент, а взамен получаем лишь иллюзию свободы.
3. Государства ограничивают свободу под предлогом кризисов, делая людей зависимыми.
4. NFT (уникальный цифровой сертификат, подтверждающий право собственности на конкретный цифровой объект) и блокчейн — это как цифровые земли, где виртуальные активы заменяют феодальные владения.
5. Бесплатный интернет, ИИ и гарантированный базовый доход — будущая «милость» господ, чтобы мы оставались лояльными.
Таким образом, современный мир оказывается в ситуации двойного одновременного движения: вперёд, в цифровое рабство, и назад, к феодальным формам организации общества.
Эта диалектическая спираль показывает, что отсутствие реального прогресса неизбежно приводит к регрессу, пусть и в новой технологической оболочке.
«Замечательно» то, что этот процесс происходит естественным образом, без явного принуждения. Люди добровольно принимают правила игры, веря в их неизбежность и правильность. Подобно тому, как классический фашизм использовал социальный коллективизм для оправдания своих целей, современный неофеодализм использует цифровые технологии для легитимизации новых форм зависимости.
В этих условиях главный вопрос заключается в том, сможет ли человечество найти в себе силы для настоящего прогресса или продолжит двигаться по кругу исторических повторений, просто меняя оболочки старых социальных отношений.
Вот как выглядит картина происходящего: цифровой фашизм и неофеодализм - это две стороны одного процесса, попытки элит удержать власть и контроль в условиях системного кризиса капитализма.
Однако если взглянуть ещё глубже, становится очевидным, что деградация общества не остановится на феодальных формах. При нынешних темпах социальной, интеллектуальной и нравственной деградации можно предположить, что однажды мы проснёмся в мире, где нормой может стать рабовладельческая система. Это может показаться фантастическим прогнозом, но логика исторического регресса подсказывает, что движение назад может продолжиться и за пределами феодализма.
Вопрос лишь в том, кто окажется хозяином, а кто — рабом? Скорее всего, роль господ будет играть узкая прослойка элиты, контролирующей технологии и ресурсы. Это могут быть владельцы крупнейших технологических корпораций, банкиры, возможно, чего нельзя исключить, даже искусственный интеллект, достигший уровня автономного принятия решений.
Их власть будет основана не просто на экономическом доминировании, а на полном контроле жизнеобеспечения общества: от доступа к ресурсам для удовлетворения базовых потребностей до управления информационными потоками и определения стандартов «счастливой жизни».
Что касается рабов, то их роль достанется большинству населения, которое постепенно утратит навыки самостоятельного мышления и способность к организованному сопротивлению. Уже сегодня мы наблюдаем тревожные признаки: люди всё больше зависят от технологий, готовы отказаться от личной жизни ради удобства и безопасности добровольно следуя правилам, установленным цифровыми алгоритмами.
В таком мире рабство будет не физическим, а цифровым — когда свобода ограничивается не цепями, а кодом. Ирония заключается в том, что само рабство будет восприниматься как естественное состояние. Подобно тому, как древние цивилизации считали рабство нормой, современные люди могут привыкнуть к своему положению, рационализируя его с помощью комфорта и стабильности. Ведь легче жить, когда кто-то другой принимает решения за тебя.
Но самая страшная перспектива заключается в том, что этот процесс может стать необратимым. Если общество утратит способность критически осмысливать происходящее, если образование и культура продолжат деградировать, то люди рискуют окончательно утратить свою субъектность. Мы станем пассивными участниками истории, управляемыми силами, которые сами же и создали, но уже не в состоянии их контролировать.
Таким образом, вопрос о будущем — это не просто академическая дискуссия. Это вызов всем нам: готовы ли мы осознать опасность регресса и противостоять ему? Или позволим истории повториться, вернувшись в эпоху, когда свобода станет лишь красивым словом, а реальность будет определяться не человеческими ценностями, а холодной логикой цифровых алгоритмов.
Ведь настоящая свобода требует мужества — мужества быть собой, брать на себя ответственность за свои решения и не бояться остаться наедине со своими мыслями в мире, где каждый клик и лайк становятся частью огромной системы контроля. Только понимая исторические корни и экономические механизмы современных процессов, мы можем противостоять новым формам цифрового тоталитаризма хотя бы на уровне личной автономности. И если таких людей будет становиться больше, только тогда есть шанс выхода из этой закручивающейся, неуправляемой самими людьми исторической спирали.
Иначе однажды наши дети и внуки начнут изучать в школах не историю про героев, боровшихся за свободу, а лишь про то, как правильно пользоваться QR-кодом.
P.S. Признаюсь друзьям - работаю над сценарием фильма, в котором поднимаются эти проблемы. А потом подумалось - ну кто будет финансировать ТАКОЙ фильм?! Даже смешно стало. Поэтому публикую хотя бы это эссе. Берегите себя и близких)
Свидетельство о публикации №225041901696