Почему такое название, Слово о полку?

Кубань, Куба, Толедо, Брянск, Амур, что общего?
http://proza.ru/2025/03/09/1045
Перед Пасхой на Страстную пятницу»
http://proza.ru/2024/11/19/1390
«Лицо Клинцов Картавая Московка»
http://proza.ru/2025/04/24/866
Сколько пальцев на руках?
https://stihi.ru/2020/01/11/9321
Полк, значение и происхождение слова
http://proza.ru/2024/11/14/1700
Не лепо ли ны бяшетъ?
http://proza.ru/2024/12/28/1773
О лае матерной и битве при Молодях
http://proza.ru/2020/02/27/457

     Итак, наши герои поют, играют на гуслях, стреляют из лука, седлают комоней, воюют с половцами в пяток (на Пасху), а в стане врага есть некто Осмомысл, по совместительству - тесть главного героя повести и он же хан Кончак. По сюжету рассказа христиане вроде как побеждают кочевников, но вступают в город Киев, а удельный князь Новгородский идёт с Пирогощей по Боричеву в титуле - Князя всия Руси, солнце светит, девицы поют из-за моря. Что случилось, почему такие перевоплощения? Всё дело в песне. С песен Автор повесть начинал - ими закончил, но по порядку... Меня заинтересовало почему такое внимание жанру, не стихам и прозе, тем боле - трижды слово "песнь" в первых строках. Как в том марше, нам песня строить и жить помогает? А в конце рассказа, не отдавая ни пяди русских слов лингвистам из Притопории - Тмутаракани, мы поймём почему такое название, Слово о полку? Пройдя омовение с котами и собаками, покормив голубя хлебушком...
 
 
      ЧЕЛОВЕК  КАК  ЕДИНИЦА  МЕРЫ
 
      Сразу выскажу перечень вопросов, на которые хочу искать ответ. Что у нас не так с песней, или наоборот - всё так? Песь и пестовать, это одно и тоже? На какой палец одеть перстень, если у тебя семь пядей во лбу? Можно ли прицепить пять к пятке, а педь к Википедии? Если зацепился за одно слово, получается как на живца (в русском языке), нанизываешь карася через гланды на двойник и ловишь графа. Чтобы разобраться с тремя похожими словами в зачине повести (петь, песнь и песь), пришлось начинать знакомство со словом пядь. Не сказать, чтобы оно совсем уж было незнакомым, но вот на что обратил внимание. Человек как модель, он давно начал использоваться? Расставлять пальцы, руки, ноги, чтобы что-то измерить и возвести в эталон, это случилось в христианстве или раньше? Аршином измеряя путь, он пядью землю попирал, и мерял саженью по кади... Запутался.
 
       Кадь. Оков (также кадь) — единица измерения для зерна в Русской системе мер; применялась в XVI—XVII веках, и частично позже. Это была основная мера сыпучих тел на Руси. В качестве меры сыпучих тел упоминается уже в "Русской правде" Ярослава Мудрого. Сравните современное обозначение КАД - кольцевой автодороги, как одно лицо.

       Я тут за КАДом с одной барышней катался,
       в пределах пальцев, это что ещё за кадь?
       С размером пяди Петя долго колебался,
       крутил фазана и классическую пять.
 
       Люди были худые и толстые, поэтому за эталон веса человек - себя взять не мог, понимаю и продолжаю рассуждать, поэтому придумал литр воды за кг веса, но ёмкость размером в литр надо же было как-то изобрести и устаканить. Она могла быть чуть больше или меньше пуда (уда), или вот пример - банки пива, которая была 0,5 размером, а сейчас 0,45 л, да и хлеб подорожал, уменьшившись в буханке весом. Понимаю, что банка пива не эталон, но в принципе, что-то же легло в основу, потому и получилась - кадь, недолго думая, по аналогии с пядью. Но в себя-то не насыплешь. Таким образом, мера длины и сыпучих материалов соединились почти в один звук, но почему? Кадь, кадушка,  бочка, чан-колчан и прочие "объёмистые" сосуды послужили изобретению слова куб, опять же, вернёмся к человеку... Если кто не понял куба, см. статью: Кубань, Куба, Толедо, Брянск, Амур, что общего?
 
     В итоге пришёл к выводу, что христианство ещё слишком в юном возрасте, чтобы претендовать на "человека" в торговом деле, но чем сажень помешала большевикам? Ведь сто лет назад Россия ещё использовала все эти меры длины. Кстати, юбилей прошёл незамеченным, и даже даты праздника нет в календаря. Друзья, а почему бы не отметить День Пяди в России? Кстати, есть международный День Пи, он празднуется в марте 14 числа и всем понятно почему, март - Третий месяц, 14 сотых...

     100 лет назад не стало пяди. С введением в 1924 году в СССР метрической системы мер сажень вышла из употребления. Во времена Петра І русские меры длины были уравнены с английскими (примета времени). Один аршин принял значение 28 английских дюймов, а сажень — 7 английских футов, то есть 213,36 см. 11 октября 1835 года, согласно указанию Николая I «О системе российских мер и весов», длина сажени была подтверждена: 1 сажень была приравнена к длине 7 английских футов, то есть к тем же 213,36 см. В XVII веке основной мерой была «казённая сажень» (утверждённая в 1649 году «Соборным уложением»), равная 2,16 метра и содержащая три аршина (72 см) по 16 вершков. Кое-что у нас ещё осталось в дюймах для сантехника, как измерение диаметров труб и резьбы, доска - дюймовка (на Брянщине - шалёвка), девочка Дюймовочка, а Дурни - Казённые. С этими мыслями,  не отпуская пока человека далеко из виду, решил ознакомиться с пядью, кадью и петлёй в узел гордиев...
 
      Даже после упразднения сажени с аршином, всеми любимый Полиграф Шариков завил профессору, ну прямо в соответствии Декретом Ильича, что на 16 аршинах он сидит по закону, а, претендуя на законную жилплощадь, не забыл и про законный обед, что впредь намерен столоваться со всеми вместе. Вы что это, папаша? Кстати, возражений не последовало, и тут эта фраза Председателя Саночистки осталась без внимания. Если перевести аршины в метры квадратные, то эта площадь - 9 квадратов легла в основу минимальной на советского человека. Бесплатно.
 
 
      СЕМИ  ПЯДЕЙ  ВО  ЛБУ
 
      Семи пядей во лбу – об очень умном человеке. Не о каждом вожде так скажет историк и монах, такой чести не удостоился даже Ленин, а только Ярослав Мудрый ("мудар" - от слова подарок, дар божий) и хан Кончак. Какое совпадение. Выражение возникло на основе френологических представлений о том, что по высоте лба можно судить об умственных способностях человека. Так написано. От одного неизвестного слова тебя посылают к другому, но мне это даже нравится, я плохо учился и это хорошо.  Френология (от греч. ;;;; — ум, рассудок (дословно греч. ;;;; — это диафрагма как место, где совершается духовная деятельность). Очень любят у нас иностранные слова по причине их невнятного и зачастую неверного применения. Греческое слово фрин - ;;;; = тормоз, frenum (лат.), гальмо (укр.); галь - дзяўчына, девојка. Бывают ли глупые девочки, да всякие бывают, а тормоза придумали трусы, не сомневаюсь. Хотя тормоз вроде как дурак, но и frenum (лат.) - уздечка. Узда - способ управления, это и газ и тормоз, но как её пристегнуть ко лбу? Вот ведь вопрос, разбираясь с анатомией тела, лоб получился больше метра (7х19 см), если пядь взять по минимуму, а то и до двух... С таким-то размером всю духовность можно порушить за раз. Или с пядью что не так, или я не о том думаю? Причём, термин: fre n um - «свободный один» - дословно, или fre num (порт.) - "сколько это стоит"? Словене и греки отвечают: «бесплатный номер». То есть сыр - в мышеловке и вместо диафрагмы - капкан. Я ничего сам не выдумываю, я лишь копирую результат, как люди разных стран понимают один и тот же звук. Запомню номер как число, а бесплатный - бес в латах? И зачем я только полез в эту френологию со своим пещерным мышлением... Без юмора серьёзные задачи не решаются.
 
 
        ПЯДЬ
 
        Пядь, кадь, петь, педь, пять, пята - одного извода, я так думаю.
        Слово пядь происходит от древнеславянского глагола пети, имеющего значение «натягивать». Когда человек поёт, он что делает, он вытягивает ноты и тянет звук. Логично. Поэтому пядью называли расстояние между концами растянутых большого и указательного пальцев. Этот же термин обозначал меру, равную ширине ладони. В разное время размер пяди колебался в пределах от 19 до 23 см. То есть сами видите, он - колебался - натянутой струной, ср. музыкальный инструмент и френологию. Чтобы всё встало на свои места.
 
         А происходит от «праслав. формы *р;dь, от которой в числе прочего произошли: др.-русск. пядь, ст.-слав. п;дь (;;;;;;;)...», читая перевожу: спифами греческое - ;;;;;;; - охватывать. По-моему это разные вещи, как вы считаете, тянуть и охватывать, это одно и то же? В принципе, совмещать можно (охватить и тянуть), я уже все области возможного применения представил, но заменять собой - нет.
 
        Тем более, что «... укр. п;ядь «мера длины, четверть аршина», и болг. пе;дя...» у меня начинают путаться, а в пересчёте «Семи пядей во лбу» - это два аршина, это ли - об очень умном человеке? Аршин, ребята, это не только шаг ногой, на которой пятка или локоть, но этимологически выведен от слова - сын. Аршин = ар+сын. Два сына это не плохо, чем больше - тем лучше. Но зачем педю болгарскую вместили в википедию русскоязычную? Я всегда у таких педагогов спрашиваю, а как будет уменьшительное слово от педагог? Неужели своего ума нет. Сравнивают с лат. реnd;, -еrе «взвешивать», «висеть», хотя, кроме пендаля - пнуть, никаких ассоциаций, ну ещё впендюрить и висячий сад. оригинал слова - русский (кстати). Родственно «...слав *рьn;, *p;ti «натягивать» (см. пну)» - отсылают к действию ногой, ну? Далее «...лит. sp;;sti, sp;nd;iu «расставлять силки, ловить в западню», spi;dis «ловушка», др.-лит. sp;ndyti «натягивать», латышск. spu;sts «ловушка», др.-в.-нем. spanna «пядь», нов.-в.-нем. spannen «натягивать», Spanne «пядь».
 
       Тут что ни слово - кладезь, насчёт их петель и ловушек sp;;sti (лит.) - «спасти» звучит, как выдернуть из пасти. Хотя: s p;;sti = ходить; s p;ndyti = обманывать (sp;ndyti - преследовать). Прямым текстом. Интересен в этом качестве и венгерский перевод:  sp;ndyti - быть пазухой. Должно быть, посыл к камню за пазухой, а в spannen - чётко видно, откуда растут ноги, это солнце и хлеб. Я к этим словам вернусь ниже, уж больно забавные основы предлагает Фасмер для спасения пяди в пяти пальцах...
 
 
      ПЯТЬ, ПЯТА, ПЯТКА
 
      Слово пять (рус., укр.), пяць (блр.), p;; [пять] (слвц.), p;t [пят] (чеш.), пет (серб.), pet [пет] (хорв., словен.), рjеc;, pe;s; (лужиц., по Фасмеру), пет (болг.), п;ть (ц.-сл.), пент (макед.), pi;; [пеньчь] (пол.) - 5; Ср. пядь (общесл.), п;дь (ц.-сл.) - древняя мера длины, изначально равная расстоянию между концами растянутых большого и указательного пальцев руки (образующих также знак V - римское обозначение цифры 5).
 
      Тут есть над чем задуматься, в том числе, можно ли прицепить 5 (цифру) к пятке и пятерне?
 
      Пята. Происходит от праслав. *p;ta, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. пята, ст.-слав. п;та (;;;;;;; Супр.), русск. пята, пятка, укр. п’ята;, п'я;тка, болг. пета;, сербохорв. пе;та (вин. ед. пе;ту), словенск. р;;tа, чешск. pata, словацк. р;tа, польск. pi;ta, в.-луж. рjаtа, н.-луж. р;tа, полабск. р;;;tа. Родств. лит. p;ntis м. «пятка; толстый конец, обух топора или косы», ;;pentis «шпора; задник башмака», др.-прусск. pentis «пятка», афг. p;nda «пятка». Опять использованы данные словаря М. Фасмера.
 
     Заметно следующее, шпора у петуха есть, а у курицы - нет, также вещи и инструменты поделены в народе на рабочие - режущие части (клинки) и пяту. Скрестили серп и молот, получили колос хлеба, но мечи на орала перековали зря. Не дальновидно вышло по части тонких и толстых краёв. Есть версия, что пята (от праслав. *p;ta — толстая часть): пята, пятка — задняя часть стопы человека и некоторых животных. От головы до пяток разобрали человека.
 
      Пятка. Это и задняя часть человеческой ступни или ступни животного, и задняя часть обуви или носка. Слово пятка происходит от праславянского слова *р;tа, которое в свою очередь основано на словах пятно или спятить. Слово пятно означало след, отпечаток. Осмотрел Мишка лапти, разбитые в пятках, нахмурился. А. С. Неверов, «Ташкент — город хлебный», 1923 г.

      Сравнивая пяту и пятку по аналогии толстый-тонкий, большая-маленькая, если «пята: *p;ta — толстая часть — задняя часть стопы человека (и некоторых животных), то пятка - часть тонкая? - уменьшительное ведь прозвище. Тут смотря как представить себе слово (второй вариант), что глагол, а что существительное. А сколько у человека вообще ног и рук? Как и пальцев. Этот вопрос поневоле и другие с ним, чтобы до конца разобраться с «задней» и «передней» его славой.
 
     «Нъ рекосте — мужаимъся сами: преднюю славу сами похитимъ, а заднюю ся сами поделимъ. А, чи диво ся, братiе, стару помолодити?» - Слово о полку.  Душа в пятки ушла. Удирать так, что только пятки сверкают. Однако есть и такая мера, кроме сыпучих и текучих - слава человека - духовная пища.
 
 
      ПЯТНИЦА
 
      Пятницу называли ещё пяток - пяткъ - день недели (пятый день), день распятия. Имеет ли отношение кипяток к пятке (пяток), наверняка имеет, если кому интересно можете расширить область применения от хорового пения до пялец и пялиться.
 
      «...Съ заранiя въ пяткъ потопташа поганыя плъкы...».  В пятницу перед пасхой разбили полки половцев (потопташа), рассыпались по полю и погнали (образно девок) с добычей (злато, шелка, бархат), то есть тянуть и топтать - слова синонимы, означающие одно действие. См. «Перед Пасхой на Страстную пятницу».
 
       Из топонимики знаю - посёлок Пятовск (Стародубский р-н), «пятак» - монета и место (собирались на пятаке), а «пяток» - это была когда-то пятница. Сегодня с этим словом - дай пять, оценка пять, спятить, и даже пять концов звезды и Пентагона. Можно (и нужно) анализировать всё, вплоть до «натяну глаз на пятку», иначе, без народной мудрости «семипядеевой», всё это - окажется полумерами. «А я ушаночку поглубже натяну» (шлягер 90-х). Примеры применения из повести Слово о полку сближают понятия 12 века с нашими, несколько расширяя горизонт по части - топтать и Топалей (Малые и Большие Топали - Клинцовский р-н).  А дерево тополь стало узнаваемо в названии Севастополь, Симферополь своим корнем - топь. Как потопаешь, так и полопаешь. С одной стороны петух курицу топчет, с другой: топь - топкое место, сырь и болото; с третьей известный топтун - медведь Потапыч и Пятница - героиня приключений, да плюс любимый день недели на работе, закружили голову мою. Но это ещё не всё.
 
      Ещё пятка - используется в смысле нижний конец косяка - козьей ножки, самокрутки. С одной стороны - загнутый конус, с другой стороны - косяк дверной, так называли дверную коробку в части вертикального обклада, на что навешивалось полотно. Задел об косяк, что об угол. Короче - боковой брус дверной или оконной рамы. Косяк — гурт кобылиц с одним жеребцом, выделяемый из табуна. Косяк — стая рыб, птиц. Накосячить - промазать, сделать плохо, оставить след - жаргонное слово для обозначения оплошности, проступка. Косяк - Клин? Изделие в виде конуса или оплошность сложно назвать клином, как и ровный брус или стаю - пятном. Забить косяк - самокрутка или папироса с марихуаной, скорее дурь (и опиум для народа). Сравнимо - «забить козла». А «козья ножка» - это и есть посыл в сторону барышни кацапа и от неё - к нему. Кацап (серб.) - козёл, дела минувших дней и сленг старообрядческий. В таком случае не забываем меру длины - Косая сажень (раз нашла коса на камень). Сажень - понятие многозначное, может включать в себя как место посадки, так садовника (и сажу с саженцем), и суженых, не забывая про меры длинны - аршина и пядь. Мы подобрались очень близко к берегам реки Сож, в свою очередь: Сож - бог; ож - огонь. По сути, к тем же, словарным значениям, что и пень - пение, песь - песок...
 
 
     ПЕТЬ,  ПЕТУХ  И  ВРЕМЯ
 
     Оказывается и эти понятия связаны. Петух в основном кричит утром, чуть раньше его, а иногда одновременно поёт муэдзин (5 раз  в сутки), призывая на молитву мусульман. У христиан звук колокола исполняет функцию призыва, у иудея - труба, если не все помнят, как ходит пионерский отряд, то на зорьку завсегда трубил горнист подъём и на отбой вечером. Петух, коварное слово, петух. Он древнерусский Куръ, см. статью «Лицо Клинцов Картавая Московка», как значения кур/кар/кор перетекали из одного в другое, но почему испанский священник (на другом конце света) стал называться в честь русского петуха - «ла кур», это одному Богу известно. Но кричит ровно в 5 утра, спросите почему? Научил человек - ответ неверный. Куры были только у евреев? Ха-ха-ха, бросьте камень, если бы не крик петуха, солнце бы так и осталось висеть над Нилом, и никакой жук скарабей его бы вручную не закатил. Картинки с петухами апостола Петра, не скрою, забавно разглядывать, не лишено мысли, но ничего не даёт. Откроешь журнал Мурзилку или Крокодил, можешь узнать больше чем из газеты Правда.
 
      Греческое - ;;;;; (греч. - педе - звучит), quinque (лат.) - пять;  ;;;; ; = пять часов (дословно), hora quinta (лат.)
      Звуки п и д - нельзя сказать, что равнозначны, раз меняются в алфавитах, но в данном случае слова - педь и петь равнозначны.
 
      Педагог, кто не узнал это слово, оно как раз от петь/педь/пядь/пять. Википедия тоже. Ряд языков в педь слышит и видит - ряд/ред, кто-то сразу - красный (переводит) в ряду славянских. Слова  рedь и рetь считаются началом, откуда пошли церковно-славянские: "п;ть" (пять). Праиндоевропейский корень тут - *spenh, "...и я встретила мнение, что родственным можно считать наш глагол "пнуть" (рассуждала одна барышня, намекая на литовский глагол с целью оспорить тапочки или ещё с какой целью, не знаю). Даже если это так, мне становится любопытно, а дальше открывается огромный простор для сопоставления. Слово "пять" происходит якобы от *penk(we), как и английское "five", и греческое ;;;;; (педе = пять), и не только. Думаю, родство с пентагоном, пентатлоном и пентаграммой, видно невооружённым глазом. Чуть сложнее увидеть его в Помпеях - вероятно, город назвали так, потому что он состоял из пяти районов, бывших изначально пятью разными поселениями. Однако нет, буквальный перевод - яблоко (помпеи). Яблочко бывает наливное, песен слышал много про этот фрукт, как скакали с яблочком в устах, куда ты котишься и др. Ещё есть Спас - теологическое понятие, которое звучало в устах послов, призывающих варягов, приходите - порядка нет, ряда нет...
 
       Слово - рedь (серб. - ред звук) - ряд, шэраг, рядок, riadok, red. И вся задача.
 
       Слово - *рetь (пять) = рот (серб., русск., укр., белор.), mouth, usta, устата и т.д. со странным пояснением, переводчик выкинул перевод - «домашний питомец» - рet... Возможно - это внутренний голос? Нет, петух.
 
 
      ПЕСНЬ, ПЕСЬ, ПЕРСТ  и  ПАЛЕЦ
 
      Порядок слов и понятий как бы перетекает из одной области человеческих отношений в другую. В качестве связующей фразы можно, опять же, применить отрывок из зачина, выделю некоторые слова, которые почему-то не считаются у исследователей белыми пятнами. А мне вот наоборот, нашёл пробел в своих изысканиях, не разглядел песь...
 
      Боянъ бо вещiй, аще кому хотяше  ПЕСНЬ  творити, то растекашется мыслiю по древу, серымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы. Помняшеть бо речь първыхъ временъ усобiце тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей, который дотечаше, — та  ПРЕДИ  ПЕСЬ  пояше: Старому Ярослову, храброму Мстиславу, иже зареза  РЕДЕДЮ  предъ  пълкы КАСОЖСКИМИ.  КРАСНОМУ  Романови Святъславличю, Боянъ же, братiе, не 10 соколовь на стадо лебедей пущаше, — нъ своя вещiа  ПЪРСТЫ  на живая струны въскладаше — они же сами, Княземъ славу рокотаху.
 
      Вместе с тем выделил слова, имеющие отношение к теме пядь-пять. Персты - это пальцы в нашем понимании, хотя, пальцем считался один на руке, так звали большой, а четыре - персты. Ср. напёрсток, перстень и выпестовать (младшего воспитать, вырастить). Роднёй можно назвать палицу, палку, палить. В таком случае определение пяди - «между вытянутыми пальцами» не годится - так можно показать английскую букву V - уши зайца или клин, нас двое, но не пядь. Должно быть - между пальцем и указательным перстом. «В норме у человека на кисти руки расположено пять пальцев, каждый из которых имеет собственное название: большой (I), указательный (II), средний (III), безымянный (IV) и мизинец (V). Большой палец противопоставлен остальным, что обеспечивает многообразие захватывающей функции кисти». Вот видите, как одно изменение приводит к неточности определения пяди. Вместо перстня - болт, печатка, а напёрсток - это что? Забыли. Стали путаться слова, названия и определения. А звали «указательный» ранее - «шиш». Вот так и мерили. Сколько вообще пальцев у человека? См. Загадка. Сколько пальцев на руках?
 
       В древнерусском языке все пальцы, кроме большого, назывались словом «пьрстъ», а большой - «пальць» (отсюда русская палица и напёрсток), и правильный ответ: на двух руках - два пальца. Что касается ног, то в этом случае разъяснений о перстах нет, а большой палец ноги кулак не делает, соответственно на одной ноге 5 пальцев, а всего у человека - 12 пальцев (2+10) - правильный ответ. Идём с песнями дальше, не отвлекаемся на пестики.
 
        Значения слов «песнь» и «песь» должно быть разные, если Автор их написал в одной строке по-разному. ПЕСЬ - «та преди песь пояше» - может до наших дней докатиться образно собакой. Дословный перевод (та преди песь пояше), пусть и непричёсанный: «так что прежде чем собака запела», зато можно анализировать с лаем и брехнёй, это прямой посыл ко временам первых религиозных усобиц. Ср. спесь, сбить спесь - косвенные понятия, дошедшие до нас от спеси собачьей и гонора. Можно ли убить бродячую собаку, вопрос и сегодня решается на уровне закона в России, а в Турции их просто кастрируют и подкармливают, и они лежат по городу,  где вздумается. Если кот/кошка зашла в храм, то храм освящать не надо, кошка считается чистым животным, а вот с собакой дело дрянь - грязная. В повести герои боролись с «грязным» богом, начиная с князя Полоцка Вещего, заканчивая братьями Игорем и Всеволодом Курским - злат стол им достался по наследству от деда, по соседству с католиками.
 
        В раннехристианские времена отношение к собакам изменилось ещё больше (после раскола церкви 1054), чётко разделившись на два противоположных аспекта. С одной стороны, собака стала олицетворять верность Папе и догматам Церкви, религиозное  рвение, представляя собой образ хранителя стад - Доброго Пастыря – священника, представителя духовенства и проповедника. Чуть позже образ расширился и был перенесен из сферы религиозной в светскую – государство метафорически представлялось овечьим стадом, составленным добропорядочными гражданами (овцами),
правитель выступал пастухом, его слуги и советники – верными  собаками, помогающими ему, а бунтовщики, еретики и враги – злобными волками. В средние века собака-овчарка, следящая за стадом, стала символом высшего духовенства. В это время собаке приписывали множество добродетелей – бдительность, покорность, верность (не только религиозную, но и супружескую и вассальную), набожность, преданность. Именно в такой символике в средние века собаки повсеместно присутствовали в искусстве – на живописных полотнах, в иллюстрациях, в скульптуре и даже на могильных памятниках. Собаки рассматривались как атрибут многих католических святых - Христофора, Бернарда, Маргариты Кротонской, Доминика, ну и кто там ещё в образе собаки боролся, всех не упомнишь, а надо ли... Важно понимать, что прячется за маской. Времена и события в повести совпали с нашествием рыцарей с запада. Святой Доминик в 1215 году основал, пожалуй, самый влиятельный монашеский орден – доминиканский, а уже через 20 лет это положило начало ужасающим временам инквизиции. Связь доминиканцев с образом собаки чрезвычайно тесна. Во-первых, на свой герб они поместили атрибут их основателя и покровителя Св. Доминика и символ бдительности по отношению к ересям – чёрно-белую собаку, несущую в пасти зажжённый факел, чтобы высматривать и очищать огнём истинной веры еретиков (язычников). Их рясы были чёрно-белые, и даже само название ордена было словно начертано перстом Божьим: достаточно было лишь разложить его на два слова – «Domini canes» – и получалось «Псы Господни». Более точное значение с латыни - «Собаки хозяев» или просто псы, как Невский называл рыцарей. Под таким названием доминиканцы, тевтонцы и рыцари вообще и вошли в историю. Вот вам и перст указующий упомянут и «пси» при нём. Можно анализировать: «Я владелец собаки» (перевод), а прислушаться к «canes» узнать в псе хана Кончака (конец). Сатану в процессе его охоты за душами сопровождала свора собак, а вход в ад охранял громадный пёс (тут, кстати, присутствует явное заимствование из античности – достаточно вспомнить древнегреческие мифы и страшного Цербера).
 
      Многие христианские богословы особо указывают, что изначально все живые существа были созданы Богом чистыми. Разделение животных на чистых и нечистых произошло по воле некоторых исторических и культурных обстоятельств или в силу традиций (классическим примером служат Законы Моисеевы). Собака традиционно считается животным нечистым, однако это вовсе не значит, что она должна быть злом или объектом ненависти. Но это уже тема для отдельного рассмотрения, вот только одно но. Якобы всё самое негативное по отношению к собаке – трактовка её образа как нечистого и бесстыдного животного, персонификации всего низменного – унаследовано от нашего языческого прошлого, это лукавство нечистых на руку теологов. В том числе и громадный пласт бранной лексики - сукин сын, псина, не твоё собачье дело и пр., это не от язычников. Собаки на Руси, в стране с большим количеством разных по климату и укладу областей, играли важную роль. Собаки - верные и незаменимые помощники человеку, они были заняты на пастушьей службе, в охоте и в тягловой силе. Какой смысл было лаяться хозяевам, упоминая бранью друга человека? Конечно же, это крест религиозный.


       ПАЛОЧНЫЙ  ЧЕЛОВЕК

       И вот вам новый поворот, как говорится, от священных животных до паломников и почему полк - от палки. Насколько все слова тесно связаны между собой. Возможно, тысячу лет назад их было просто меньше, слов, которые расплодились сегодня. И они ведь продолжают изобретаться, типа кешбэк (уже задолбало это русское слово!), это такая еврейская хитрожопость, купите сегодня - мы вернём завтра! Может быть, половину, посмотрим что там завтра. Таки дайте сразу дешевле и я буду знать, стоит ли с вами связываться, ну? Как хотите, а в России только Ветхий Завет и работает.

       Понятие чистых и нечистых животных идёт из Ветхого Завета. После Потопа людям было разрешено есть мясо животных. В 11-й главе библейской книги Левит есть подробные указания для сынов Израилевых, каких животных можно употреблять в пищу, и они названы «чистыми», а каких нельзя - они названы «нечистыми». Из зверей, которых мы сейчас называем млекопитающими, разрешено было есть животных, у которых раздвоены копыта и которые жуют жвачку. (Поэтому у иудеев свинья - животное нечистое: хоть и копыта у нее раздвоены, но жвачки она не жует). «Из всех зверей четвероногих те, которые ходят на лапах, нечисты для вас…» Таким образом, и кошка, и собака по этому библейскому определению - животные нечистые. Слово «кошка» в Библии не употребляется ни разу, тогда как все употребления слова «собака» имеют отрицательный смысл (например, «как пес возвращается на блевотину»). Для иудеев собака была воплощением всего самого нечистого и презренного. Заветы меняются, время течёт, отношение к животным как есть. У синагоги покупал магнитик кота. Собака – зло, ну а усатым и полосатым в церкви вроде как даже рады. Кошка – единственное животное, которому позволено входить в православный храм и мечеть. Возможно, это связано с практической стороной поведения кошек и собак: кошка ловит мышей, которые бывали частыми гостями в храмах, а собака - животное шумное, и в храме ей делать нечего. Медведь считался хозяином леса, священным животным на Руси, даже «лесным архимандритом», случаев посещения церкви им не отмечено. А главный «птичий» символ православия — голубь, хотя в Испании их тучи и они везде, не стесняясь налетают и садятся на голову, клюют со стола любую еду. Зовут голубей, внимание - paloma (исп., кат.), отсюда - паломники (люди); если термин развернуть: palo ma = "палочный человек", "чалавек-палка" (белор.), "людина-паличка" (укр.), Strichm;nnchen (нем.) - Фигурка.
     Strich - линия, черта, сосок, полоса, ворс;
     m;nnchen - мужской; почти также: Mensch - человек.
 
     К пониманию, отчего полк - от "палки" и почему в повести войско Игорево называют то полком, то дружиной. Не заметили? Сначала были полки перед походом и на весь рассказ полки-войско, а хвала досталась - дрУжине и дружИне. Также у половцев, кочевников-язычников - полки, теперь совершенно ясно, что они ни какие не язычники и степняки, а соседи из Полоцка. Ну и самое главное, что можно почерпнуть от голубя, так это почему так называется повесть - "Слово о полку..." См. статью "Полк, значение и происхождение слова".

     А на выражение "делать из-под палки" взгляните иначе, шире что ли, глубже и ниже, или обратитесь к психологу.


     ГРЯЗНЫЙ  КОНЕЦ 
 
     Буква - пси - символ университета психологии, это к ним - это прямая дорога в науку, которая создана против людей с целью обмана и борьбы с местечковой ментальностью, а во времена атеизма, там наоборот требовались «образованные» люди для борьбы с религией. Скажу больше, вся наша история - это психология и борьба с собой против школьных знаний. Интернет только помогает разносить сорняк. Собачий хвост уже вовсю управляет собакой. Если по делу, то прозвище хана - Кончак - собака, конец (буквально, ср. canes), но «сука волчица», уточняю - намёк на Римскую, потому анализ перевода вполне укладывается в смысл повести от начальных слов Бояна «серымъ вълкомъ». Он «то растекашется мыслiю по древу, серымъ вълкомъ по земли, шизымъ  орломъ  подъ облакы»; в значении древа - древности, старости по отношению к молодости и «передней славе».
 
      Слова обращены - Старому Ярослову, храброму Мстиславу (иже зареза Редедю предъ пълкы Касожьскыми), по сути Автор их так обозвал не случайно, старый и раб божий. Поставил точку. А вот «Красному Романови Святъславличю, Боянъ же, братiе, не 10 соколовь на стадо лебедей пущаше, — нъ своя вещiа  пръсты на живая струны въскладаше — они же сами, Княземъ славу рокотаху».  Тем самым отделил время и судьбу земли по реке Сож, дал понять участь семьи убитого Редеди. Роман потому и назван «красным» - потомок убитого (ред - красный, сравни - предок); ср. с переводом пяди. И вот тут-то и появляется впервые слово - Князь. Автор описал в двух строках события столетий от вещих (язычников, стало быть) до христиан. После того как Мстислав убил Редедю, он крестил сыновей, взял себе жену и землю его. Так гласит легенда, а повесть вкратце повторяет её.
 
       Устами Бояна, который «вещiа пръсты на живая струны» кладёт, встречаемся опять с перстами и словом струна. Почему персты вещие и струна живая? «Мои персты ударились о струны». М. Ю. Лермонтов, «Встреча», 1829 г. Как будто перевод писал. Происхождение слова дохристианское. Перст пришёл из старославянского языка и обозначает палец. «Повсюду зрю грозящий перст судьбы» К. Ф. Рылеев, «Борис Годунов», 1821–1822 гг. И тут мы вспоминаем, что было одноперстие, молились Саваофу, потом двуперстие и три-щепоть, когда ипостась сошлась в трёх лицах. «Лев Степанович всякий вечер молился иконам, кладя земные поклоны или по крайней мере касаясь перстом до земли». А. И. Герцен, «Долг прежде всего», 1851 г. До сих пор из-за тучки пальчик грозит - в стишках современных поэтов, но это неверно и "еретично... А почему «живая струны», на этот вопрос ответит сама струна.
 
       Что значит «струна»? Мы привыкли, что гусли обязаны ей происхождением - гусли и натянутые нити-жилы. Так нет. Буквально струна: «низ» (серб., болг.), niz  (сл., хрв.), радок  (белор.). Радок - уменьшительное значение - слову ряд. Это значение подпадает как «красному» предку, так и слову - пядь, оно ведь происходит «от праслав. формы *р;dь, от которой в числе прочего произошли: др.-русск. пядь» (по словарю Фасмера). Просто оно так переводится. Ниже коснёмся переводов словарных слов и вволю покосячим. А эта - р;dь - «редь» звучит так, отсылая сравнить, что слаще? Посадил дед Репку, тот откинулся и замочил деда. Ибо «труна» - гроб, а руно - шерсть овцы. Так слово "делалось", наращивая на себя по буквице. Тонкое руно, золотое и прочие басни с песнями. С языка сербского уно - воўна, unutra - «внутри», видимо, заглядывая в самую глубину руд и недр (и человеческих органов). Но разве можно на этом остановиться и не изучить гроб? Гроб = Г+роб (ковчег), зашифрованная жизнь наоборот (бор) с Господом; робчик - мальчик, ср. роба и др.
 
      Нервы как натянутые струны,
      открываю книгу "википедь"
      и читаю "золотые руны".
      Педагоги тоже слова - р;dь?
 
 
      РАСПЯТИЕ  И  ГВОЗДИ
 
      Распятие сюда же, в этот рядок.  Вид казни, заключавшейся в том, что приговоренный к ней человек пригвождался (или привязывался ко кресту либо столбу) и оставался висеть на нём ... Христианство сама доброта. Однако от количества гвоздей, а «пригвождался» - ключевое слово, зависит католический или православный Иисус перед вами. Руки разведены всегда, а ноги могут вместе или порознь. Православные богословы, люди более гуманные - три гвоздя хватило, а католики не жадные и прибили на четыре, или почему? Открою тайну, не каждый поп и ксендз это знает, и в православных храмах встречал распятия с 4 гвоздями. Всё только начинается, если кому-то думается, что это было давно.
 
      О! стонати Руской земли, помянувше пръвую годину и пръвыхъ Князей. Того стараго Владимiра нельзе бе пригвоздити  къ  горамъ Кiевскимъ...
 
      Слово гвоздь следует понимать - ребёнок (дитё, клин) в контексте повести и сказанного. Ясное дело, что в камень скалы «гвоздить» в прямом смысле, никто - никого молотком не собирался, и гвоздей таких не было, а вот привязать - родственной связью (жЕлезами) через свадьбу и постель - это рабочий вариант прочтения повести. И начинается она словами:
 
     Не лепо ли ны бяшетъ, братiе, начяти старыми словесы трудныхъ повестiй о пълку Игореве, Игоря Святъславлича! начатижеся тъй - ПЕСНИ - по былинамь сего времени, а не по замышленiю Бояню.
 
     Зачин изучали довольно кропотливо в статье «Не лепо ли ны бяшетъ?» Пришли к выводу, что Автор словом бяшеть ни с того ни с сего, да заговорил от начала рассказа - не про баранов, руно и гроб, а как бы представился, назвал свой род не пальцем деланный, а от Первого лица: бяшеть = Я. Потом перешёл от песни к песь - псам. Лаяться и брехать - тяжкий грех, из-за того что кто-то обзовёт другого псом случались войны. См. «О лае матерной и битве при Молодях» Новгородская первая летопись рассказывает, что в 1346 году великий князь Ольгерд пришёл с войском к Новгороду, заявляя: «лаял ми посадник ваш Остафей Дворянинец, назвал мя псом». Тогда новгородцы, желая помириться с Ольгердом, убили на вече Остафия Дворянинца, который своей бранью вызвал поход Ольгерда, после чего был заключён мир. Через сто лет выражение «лают отцем или матери» встречается у митрополита Петра (начало XIV века). А статут Казимира IV 1468 года содержал запрет «лаи матерной» (всё же матерной, не по батюшке, что примечательно), ну и так далее. У нас слов с корнем -лай- крайне мало в запасе, кроме балалайки, лайки и лайнера, вряд ли отыщите в русской среде, не считая Будулая, Гималаев и малайки.
 
 
      ТРУДНАЯ  ПЕСНЯ
 
      И вот от песни до песни через строку - «песь пояше», не много ли повторов и ради чего? Указать на место. От первой «тъй песни по былинамь сего времени, а не по замышленiю Бояню», можно читать - не вымыслам гусляра внука Велеса, понимая и то, что есть - «песь пояше». Потому и повесть - трудная - рудная и даже церковная и певческая, как её именуют не иначе - Песнь. Забывая добавить - на русском забытом языке. Что ценно. Что не слово - кладезь. Как понять трудная? Тяжкая иными словами, что вполне роднёй будет определению - тянуть (тянуть пальцами в размер пяди?).
 
      Почему повесть трудная, возможно, нам поможет ещё одно старинное русское слово - цяжка, тяжка (девушка по-белорусски), летописная «белка с дыма». Современные образы этого слова мы просто не замечаем, они есть и одновременно, их нет. Пустой звук. Как и в случае с лепотой и бяшей - исчезли с поля зрения и звука россиянина. До чего же девушки гибкие! Это понятно. Маша села на растяжку или Маша наткнулась на растяжку - две большие разницы. Слово сверкает многими гранями и образами. «Пуститься во все тяжкие», разве, это не от слова трудно и тяжело, тяжко?
 
      Во глубине Сибирских руд,
      Её терпение и труд -
      всё перетрут и перемелют -
      от слова пение (на деле),
      и как пяту преподают.
   
      Просто уму непостижимо, какой непосильный пласт слов произвела на свет девушка "тяжка", это и закон земного притяжения, и растяжка, чему не придаём значения, тем самым обнуляя ценности русского языка, ну и прочие земные тяготения и тяги натяжения... А я ушаночку по глубже натяну (шлягер 90-х), и в своё прошлое с  тоскою загляну.
 
      Бурлаки на Волге тянут корабль. Тяга к знаниям, тяга к наживе, тяга - в кобылах под капотом с переходом к формуле 3Д, иной раз, всё же дать, как рекомендуется бывалыми шофёрами и дураку уступить - обойдётся девушке гораздо дешевле, а в пути - благополучнее. С дорогами у нас постепенно налаживается, но вторая проблема остаётся.
 
 
       КАК  ПРИЦЕПИТЬ  ПЯТЬ  К  ПЯТКЕ
 
       «Боянъ бо вещiй, аще кому хотяше  ПЕСНЬ  творити», ничего не написал про пяту Аполлона, даже и намёка на неё нет. Наводит на мысли - отсутствие героя на то время, несмотря на его скульптуру ныне, на крыше Большого Театра. Скачет не на Тройке - на Квадриге  лошадей, у кого есть сотенная купюра, можно разглядеть фиговый листок на причинном месте. В мультиках волк с голой пяткой.  Интересно, «намылит пятки» или останется...? нечистым, хотел сказать. Любые глаголы под пятку подходят, хоть жарить, хоть пятки оплёваны, хоть быть под пятой.
 
      Мы б валялись с тобой на тахте
      И играли бы в прятки,
      Черномазые  негры-пажи
      Нам чесали бы пятки.
 
      Пел А. Северный более интеллигентно и культурно, нежели сочинил Саша Черный (1921). Вот и подумалось, а не натянуть ли и нам, так сказать, пятку (с пятернёй и цифрой пять), да прямо на рedь и рetь? Если от литовцев имеется отрицание такой возможности. В смысле, каким боком приходятся и есть ли родственная связь меж ними - любым концом. Я тут читал исследования и вывод одной барышни, что «пятку с пятерней связать не получается ну никак. Роднёй "пятке" считается литовское "pentis" ("обух топора"), то есть семантика здесь скорее "толстый конец"». Если бы она перевела с гречи на латынь пядь и петь, см. выше, то это слово и означало - пять. И всё на этом. Но она меня сразила семантикой. Я пугаюсь таких слов.
 
      Жалко, что я не знаю таких слов как «семантика (и) семасиология», но семечки ей на скамейке у хрущёвки грызть  ещё долго. Этимология ведь тоже - не русское слово, в этой области даровитые лингвисты молотят что попало, в стремлении натянуть любое слово на истину, не давая ему происхождения. Семантика - это то же, что семасиология (википедия). Ну теперь понятно. Так в чём же  смысл (отдельного слова, оборота речи), в повести? Об этом ни-ни. Они не видят смысла, в чём и сознаются, не наблюдают как счастливые часов между пять и пятка, так между глаголом и существительным. Сейчас докажем другим способом, хотя и этого было достаточно в роли частей предложения. Скажу больше, не только Литва (со всей Прибалтикой), но и Прага от слова пряха - прячь, пятнать и прятать. Игра в прятки (прямо) какая-то только начинается.
 
     «Но, в любом случае, число "пять" к "пятке" никак не прицепишь...» Засим, завершая рассказ многоточием, цепляющий за душу глубиной мысли, филолог распрощалась. И действительно, что она имела в виду, тату на пятке - «Я отличница» или пятитысячную купюру под чулок? Нет, просто пять к пятке (слова в кавычках). Она их разводит.
 
      Это ли не звенья одной цепи? Можно попробовать через образ числа. Докладываю, pentis - пенис, пенціс (белор.), поэтому замена ц на т произошла в латыни (у них нет такой буквы). Насколько конец толстый? Примерно как пенсия. Тут можно согласиться, что рабочая поверхность топора - клинок тоньше пятки (обуха). Опять же, отчего такое название обуха, таки - от уха. Бухать и бухать - оба слова хорошие и сюда годятся. Плетью обуха не перешибёшь - о равнозначности между предметами плетения и ровным местом. Топор - сам по себе не корень, хоть и балта (татар.), и Балда (герой Пушкина). Вещь в роли термина означает: то пор - этот час, то есть час (время), выражение до каких пор, до сей поры, весьма приближённое к слову порно (кони бежали порно - слаженно), но топор не только к спорту и порнографии относится, нет. Им невозможно рубить письмо, хотя, если постараться... Но самое примитивное стоит вопросом, за что отец сына таки порол? Не  за то, что в карты сын проигрывал, а отыгрывался. Богат русский язык и на все случаи жизни есть поучительные советы, чем-то напоминает цыганскую тору.
 
      Дую пенистое пиво, классический пример, в котором три слова незнакомы, но понятие тянуть есть. Я бухаю. Гребу и пядь за пядью вхожу в бухту. Своей земли - врагу ни пяди! Так вот, помимо пениса, ручки и раскаялся (опускаю некоторые переводы), а перехожу сразу к красоте подачи: pen tis = пять из них (русск. дословно), пяць з іх (белор.), тут вообще без намёков и конкретно о 5 конфессиях с аббревиатурой - Иисуса Христа.
 
     Слова эти многообразные ("пять" и "пятка"), годятся любому полу и части тела, могут быть числом, глаголом, существительным и даже едой, ядом и снедью целебной. Лекарством. Чтобы каждому ести по ести? Если так задуматься, прядь и пядь - родичи по древу, как дитя-отец, а кто дедушка с бабушкой? Есть и тут версия - устаревшее еда, ядь. Но о том ни слова. Другая - не менее устаревшая - подошва ноги; нога. «Пядь полновесную как в землю вдавит он, // Подумаешь, что тут прохаживался слон». П. А. Вяземский, «Александрийский стих», 1853 г. «Годы ль, мгновенья ль он падал стремглав в черноустый колодезь, ; // Персти коснулись незримой внезапно стойкие ноги // И на разрыхлую землю уверенной пядью ступили». В. И. Иванов, «Сон Мелампа», 1907 г.
 
       Прицепили 5 на пятку тремя способами. А в значении ходьба и труд - прямой перевод...
 
 
       ЭТИМОЛОГИЯ  ПЯДЬ  СЛОВАРЬ  ФАСМЕРА
 
       Происходит от праслав. *р;dь, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. пядь, ст.-слав. п;дь (;;;;;;;; Еuсh., Рs. Sin.), укр. п;ядь (род. п. -и) «мера длины, четверть аршина», болг. пе;дя, пе;дей, макед. пент;, сербохорв. пе;д (род. пе;ди), словенск. ре;;d, чешск. р;d;, словацк. рiаd;, польск. pi;d;, pi;d;, в.-луж. pjed;, н.-луж. p;;. Сравнивают с лат. реnd;, -еrе «взвешивать», реndе;, -;rе «висеть», родственно слав *рьn;, *p;ti «натягивать» (см. пну), далее лит. sp;;sti, sp;nd;iu «расставлять силки, ловить в западню», spi;dis «ловушка», др.-лит. sp;ndyti «натягивать», латышск. spu;sts «ловушка», др.-в.-нем. spanna «пядь», нов.-в.-нем. sраnnеn «натягивать», Spanne «пядь».
 
       Сейчас я привёл всё как есть, ничего там не трогая, использовал данные словаря М. Фасмера. Вряд ли автор словаря думал, что его работа будет столь востребована в России, когда россияне вдруг проснутся и станут активно пользоваться. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера принадлежит к числу самых авторитетных этимологических словарей нашего времени. Он содержит 18 тысяч словарных статей. Автор словаря — крупнейший этимолог-славист — даёт сводку этимологических исследований русской лексики по состоянию приблизительно на 1960 год. Перевод словаря был осуществлен в 1964—1973 годах. Материал, не учтённый автором, по мере возможности был включён в словарь в виде дополнений, сделанных переводчиком, членом-корреспондентом  РАН - О.Н. Трубачёвым. Вот это и смущает. Даль не смог издать словарь при жизни, сожалел о цензуре. А что советские академики поработали в нужном направлении над изданием Фасмера, так и сомнений нет.
 
       Процитирую коллегу, де  «...исключительная научная добросовестность» Трубачёва, как считает Назаренко, в конечном счёте «делает многозначительными,  достойными пристального взгляда даже заблуждения» академика. Очень обтекаемо, если в целом о гнезде (Лихачёв, Рыбаков, Зализняк, Топоров) и их руководителях Самуиле Бернштейн, четы Перетц, что нам оставила советская наука? Вот именно. Шиш на постном масле.
 
      Трубачёв писал о принципиальной невозможности северной локализации прародины индоевропейцев, которую он относил к Среднему Подунавью. Он считал, что славяне изначально были земледельцами, а скифов-земледельцев, и в целом скифов и сарматов нельзя отождествлять со славянами. А с кем? Славяне - те же люди только вид сбоку - религия разделила племена. Трубачёв же разделял концепцию Донской Руси, но не мог объяснить слово дон - подарок? - башня? - дно? - русь? Для него дОнец - пустой звук как для Лихачёва. Я уже молчу про скифов (лодочников, лодка - буквальный перевод), но если ты скиф-земледелец, то какой из тебя славянин? Поэтому нет понимания древнерусской литературы (ни у них - ни у нас). Вы только не подумайте, что я хочу быть потомком скифа или славянина с помесью иудея, на худой конец турецким язычником, коли рос на Туросне. Нет, я просто скребу левую руку и думаю, а что если мой генофонд не совпадёт с гаплотипом R1а, что тогда? Вы не задумывались для чего людей сортируют, тогда прочтите вслух и по-русски: Р-один-а. Меня уже лишили русскости в паспорте, что там дальше.
 
       Кто такие сарматы, амазонки, почему Ардонь - Ардонь, учёными этому внимания не уделяли, как и древнерусским корням в языке современном. Могу понять подкаблучников римлян, но времена советские - времена атеизма позволяли иной раз говорить и правду, что весь наш язык - язык церкви, но давайте переведём хотя бы Библию по-человечески. Признаюсь, трансляции христианских праздников смотрю по Белорусскому ТВ - там абсолютно всё понятно и служба идёт на своём языке. А люди, обученные тому языку, который  называется  церковно-славянским, по мнению академика - уже не славяне? Он глядел глубже. Естественно, до 6 века все тут - язычники, а до 9 века - руси не слыхивали. С такой концепцией, а она от немцев - что оставалось делать? Выводить Ольгу от Хельги. По хорошему, не надо было марать летописи и пытаться подменить смысл тем «варягам», делать их добрыми и пытаться обмануть народ, а куда порядочнее было бы включить в школьную программу историю от А.К Толстого. Или объяснить достойно басни Крылова. Может, сегодня бы не спорили кто такие русские в России.
 
      Про филологов тех и этих могу писать только в негативном свете и отображении зеркал белого дома с благодарностью за материал.
 
 
      ПЯДЬ,  СОЛНЦЕ,  ХЛЕБ
 
      Немецкое sраnnеn ничего «натягивать» не собирается, корень пан/раn - хлеб; серб и швед со словеном могут узнать в слове пан - «кастрюля». Ёмкость, сосуд. В целом, sраnnеn (нем.) - солнце, sonce, сонце, сунце, sol, слънце (на всех языках); с «хлебом»: sраn - охватывать, в этом смысле - накормить одним хлебом. По логике, к снеди-пяди еда очень даже подходит. А развитие слова идёт от солнца, тут без базара. Ра-ар обратное значение, арии - дети солнца Ра, вот и первое открытие: ардонь (арбуз, арарат, арбат), то есть древние значения языка приспосабливались на местности в пору христианизации. Волга тоже была Ра, а Урал - солнечный.  Даждьбожии внуки - так себя называли куряне (самоназвание) и все ольгОвичи в том числе - Альгердовичи родичи по женской линии - половцы летописные.
 
      Чем торгует Испания, если у страны название от хлеба? Солнцем и морем - это не просто случайное прилипло (наслышался там), или по погоде совпало, чисто географическое совпадение, или что. Нет, испанцы и португальцы - первые колонизаторы. Сначала сами натерпелись от мавров с евреями, но как открыли новый Свет (1492), таки евреев изгнали (1495) и зажили. Сменили Завет в борьбе с иудеями (евреи остались). Они до сих пор не работают (столько награбить за 5 веков), по сравнению с россиянами - ну, пару рабочих дней в неделю, если посчитать часы, зато сразу бастуют, если нет денег - на ресторан семьёй обедать. И через день праздник. Это совершенно другой менталитет, если вкратце, хотя считается бедной страной в Европе. Иногда так думаешь, почему россияне, самые умные (не шучу) и оказались в таких климатических условиях? Средний возраст там за 90 (по кладбищу считал), тут менее 60 (по статистике), а по кладбищу если, то - 20-25 лет ребята, зачастую.  Отвлёкся, земли ни пяди - врагу, часто слышим, а что такое пядь и откуда родом, не знаем.
 
       Spanne - «пядь» - отчасти силки и западня, спору нет. Spanne - Охватывать, но и панель родом отсюда, хотя, испанки - доньи. Их прозвище - в Иордани и Ардони, на Дону, в башне и подарке (под аркой - аркус - лучник). Spanne - Razpon (сл.) - Диапазон. С одной стороны - расстояние между пальцами, как учили старшие филологи, большим и указательным, а с другой: С понедельника по пятницу (русск. дословно); панядзелак — пятніца (белор.). С какого начинать считать? Средний - по любому среда. Забавно, начинаю разглядывать руку. Кто из них пятница? Большой сжимает все остальные в кулак. Русские начинают счёт, загибая мизинец (раз), а немцы - наоборот. Вот в чём фокус - я видел однажды, как загибает пальцы Путин. Сначала удивился, потом понял, чекистов бывших не бывает. Ладно, а дно и дон, если о-дно значение, то ладо - lado - «парень», а don - «подарок», смотря как себя представишь и понесёшь.
 
     А добавить одну букву к солнцу и хлебу (это я, я это, это есть) получим: Espa;a (Испания, Еспаньол). А что такое Россия? Ты упрёшься в словари и поедешь крышей. Хорошо ли это, если россияне не знают, почему так называется страна? Хрен с ней, с пядью..., хотя, задумка в начале статьи мне понравилась, на какой бы день назначить Праздник пяди? Должна быть цифра 5 обязательно, по аналогии с "пи", это может быть май, а число месяца - значение - Один. Первое мая было нормально, и праздник труда заодно и мира - голубки, кумач, пиво... чтобы всем.

       26.04. 2025, Санкт-Петербург
 
 


Рецензии
Чтоб не затерялась мысль. Пядь, пять, пят-к-А, перст, пест, пестик в ступе, ступа, ступать, стоп А- сТОПает, оставляет след, углубление. ТОП- твердая опора...пня.ступать долго, на пне выемка, ступня пятой ступала. Долго ступать, затупиться, тупым пнём пенять и пинать. Из пней нить- ступени одна выше другой, ступень. По ним идем, переступаем, шажки делаем, шашки теперь как пеньки, переставляем шáги. Шагом идем по ступеням.
Э...раньше прям от пяты пальцы шли, в своё время.
10 соКОЛов, это ж 10 пальцев на гусли. Гусли- гуси-лебеди. Слово libe и любо...

Светлана Север 2   27.05.2025 10:59     Заявить о нарушении
Топь-топкое-потопанное-потóпить-топай отсюда, Протопанное место-троп-тропинка из топани, из шагов стопами, шаг в шаг, штопать,шагом топать, пестом в ступу. Игла делает стежок, стëжка, дорожка по чистому.
Иглой штопаем-точка и тире, точка и тире. Видать вот так кто-то придумал азбуку Морзе)))
И ещё вот, перст упирается, упор на перст, на большой перст упираемся и он пядый, пятый, упертый.
Струны как створять руны, стрОУны, стройные как строки. По струнам песнь, по строкам слова. Строки как струны, пропись, пропесью. ПропеТь трель, пропиСь слово. Нотное письмо потом так появится, из за струн строк, каждая струна свой звук)))
Наш язык и стар и молод. Как будто зародился давно, а сейчас только рождается. Или возрождается.
Зреть знаком надо. А З-РА-к- 3 радиус курса- 3 ракурс. Низ-горизонт-верх.

Светлана Север 2   27.05.2025 12:43   Заявить о нарушении
А гусли по-вашему струна, тогда что такое струна, а откуда труна - руна - руины...
Вы так не прочтёте Державина, "Руина чти".

Я ещё не писал о значении некоторых слов, как "гроб" по-белорусски будет, пишу чтоб мысль не затерялась. В игре слов и есть мелодия звука.

Лебедь = Л+ебе+дь (можно -едь, смысл не меняется), ведь у всех водоплавающих птиц муж - селезень - об этом писал где-то...

Что касается слова пять/пядь, то тут палитра куда красочнее от пряхи-Праги до распятия и Пятницы, а стопарики зашвыривать за шиворот, это дело! Опять же, из серии потопаешь - полопаешь. В стишках писал про деда с бабкой с Лопатней - есть такая деревня под Коинцами и там же Великая Топаль рядом с Малой...

Я этот язык с детства прошёл и мне близки балканские наречия, не говоря уж... о дворовом воспитании улицей в кругу детишек еврейских, москальских, хохлов и бульбашей - в душе потенциальное ворьё..., одетых в жалкое тряпьё, как писал один

Сергей Курочкин 3   29.05.2025 13:05   Заявить о нарушении
"Низ-горизонт-верх" раньше называлось: небозём - просто и понятно, хотя и так понятно что зашифровано в "горизонте" - под Зонтом целуются мальчик и девочка, есть три таких памятника, видел в Чехии, в Клинцах и Феодосии. Дождь может быть "жёлтый" солнечный, а зон - сын - не зона и озон... Гор - бог, и - что осталось на трубе

Сергей Курочкин 3   29.05.2025 13:31   Заявить о нарушении
Струна- как создание трением-теребением резонанса нити А. Тут я не думаю что Анализ. Но ведь мы и так не знаем полнотв смыслов в каждом слове)))
Возможно анализ резонанса дает понятие слуха в музыке, тональность.Может там не трение, а тональность и есть? Ведь у каждой страны свой резонанс- зв-УЧАние-звуковая волна...У-угол? Хотя если нарисовать углы вверх, как рассеивание, то в целом вернулась к миноре, которая, как мне думается, дает понятие 3-6-9°в обе стороны и так же 30-60-90. Какой нибудь мiнимальный нотный разброс? Это как семижильный жгут распустить на 7 жгутов). 7 струн гитары. Хотя 1 минимальный, 7 номинальный и далее до какого-либо максимального. Как арфа.

Светлана Север 2   29.05.2025 23:00   Заявить о нарушении
Небозем, это N- верхний уголок-небо, нижний- Земля.
Зон- это-ТРИ О-круга Нити(ї). 3 витка. 2 круга это время, сутки в 240°.Третий этому же 360°.
Может раньше когда и было 36 часов в сутки.
Скажем так- любую пружину можно распрямить в один круг, размотать круги. Говорят помотало тебя по жизни, я вымотался.
Мыть (миг) -мытнуться или метнуться за мгновение туда сюда, сюда-туда.
Мысленно обернуться сюда туда- мост...Мыслью распрямить пружину, размотать её. Размотал не один десяток лет.
Примостился...

Светлана Север 2   02.06.2025 08:12   Заявить о нарушении
Забыли упомянуть - спектр света - белый раскладывается по присказке об охотнике и фазанах... К чему бы это? Посвятил целую статью изучению вопроса, что значит "крутить фазана" на жаргоне...

Сергей Курочкин 3   02.06.2025 13:03   Заявить о нарушении
"...Струна- как создание трением-теребением резонанса нити А. Тут я не думаю что Анализ" - чего? Крутить фазана - это не со мной.

Слово - струна - из чего состоит?
Из теребления:))

Сергей Курочкин 3   02.06.2025 13:06   Заявить о нарушении
Теребление или теребление? Тере-блить или тере-бить.тштшт-те-реверс-бит.
Если напишите пару раз Т и Т-верх ногами и соединить. Будет тiшi-нить. Струна в покое издаёт тишину.
Тiх и тiш.
С-тiх/с-тiх-ия (стiХ(iкс)стикс тут ни при чем.
Тiш-стiшие-четверостiшие. В тiшi сидеть, на природе. Или взять СТишие Рез-о-УНА(реза одна) и заставить её звучать через тереБение-тереПение. Когда не дают слово говорить, то -терь Пение- только, терпение только осталось.
Может и были гусли семижильные, семиструнные. ГусьЛi-гуськом лiнии струн. Сперва скручены вместе, а потом расходятся веером.Под определенным углом.
Минора выглядит примерно так же. Только там 7 светильников. Но звучащих)))
Возможно гусли первоначально хз как выглядели.😁
Я понимаю, научный подход и т.д.Но по сути, на дворе 2025 год, научный подход ответов не дает.

Светлана Север 2   02.06.2025 22:14   Заявить о нарушении
У меня нет столько времени. Этимология - где:))
Слово - струна - что значит, происхождение...
В нём/ней 6 букв, а у вас по дюжине в каждой версии, да и звуки не те.
Медведь на ухо наступал, Свет?

Сергей Курочкин 3   03.06.2025 19:04   Заявить о нарушении
Свет, я Великой Топали (под Клинцами) любил колбасу покупать "пальцем тыканную" домашнего производства, там хозяйка хорошо делала. Хочу отметить ваше творчество (не пальцем в небо), но: "Топь-топкое-потопанное-потóпить-топай отсюда, Протопанное место-троп-тропинка из топани, из шагов стопами, шаг в шаг, штопать, шагом топать, пестом в ступу" - не что иное, этимология ТОПОНИМИКИ.
Допишите пжл расклад по второму корню, очевидно связь с именем.
По первому можно дополнить г-н штопаный и название нескольких городов, дерево тополь (с перьями и пухом), уверен, википедия будет рыдать...
У вас хорошая подача мысли образов

Сергей Курочкин 3   07.06.2025 16:22   Заявить о нарушении